Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 20:29, курсовая работа
Цель исследования данной работы состоит в раскрытии и изучении роли муниципального регулирования занятости и трудовых отношений.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
• исследовать основы особенности муниципального регулирования занятости и трудовых отношений;
• рассмотреть государственную политику и разграничение полномочий в сфере занятости;
• показать роль и значение местного самоуправления в сфере занятости и трудовых процессов;
• рассмотреть программу развитие центров занятости населения, города Нижнего Новгорода.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
I. Теоретические основы регулирования занятости и трудовых отношений…….. 4
1.1 Политика государства на рынке труда по улучшению занятости и снижению безработицы…………………………………………………………………….. 4
1.2 Методические подходы к регулированию рынка труда на муниципальном уровне…………………………………………………………………………… 7
II. Муниципальное регулирование занятости и трудовых отношений………….. 14
2.1 Государственная политика и разграничение полномочий в сфере занятости...14
2.2 Роль и задачи органов местного самоуправления в сфере занятости и трудовых отношений…………………………………………………………………........ 18
III. Программа содействия занятости населения, города Нижнего Новгорода…23
3.1 Развитие центров занятости населения города Нижнего Новгорода……….23
3.2. Ресурсное обеспечение Программы……………………………………….25
3.3. Итоги реализации Программы на 2014 год…………………………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….30
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Перечень основных действий службы занятости населения, города Нижнего Новгорода на 2004-2007 гг……………………………………32
Министерство образования и науки Российской федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
Институт экономики и предпринимательства
Кафедра менеджмента и государственного управления
Курсовая работа по дисциплине «Экономика муниципального хозяйства»
на тему: «Муниципальное регулирование занятости и трудовых отношений»
Выполнила:
студентка 5 курса
группы № 753-2
дневного отделения
Беляева София Сергеевна
Научный руководитель:
к.э.н., доцент каф. МГУ
Летягина Елена Николаевна
г. Нижний Новгород
2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
I. Теоретические основы регулирования занятости и трудовых отношений…….. 4
1.1 Политика государства на рынке труда по улучшению
занятости и снижению безработицы…………………………………………………
1.2 Методические подходы к
II. Муниципальное регулирование занятости и трудовых отношений………….. 14
2.1 Государственная политика и
разграничение полномочий в
2.2 Роль и задачи органов
III. Программа содействия занятости населения, города Нижнего Новгорода…23
3.3. Итоги реализации Программы на 2014 год…………………………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Перечень основных действий службы занятости населения, города Нижнего Новгорода на 2004-2007 гг……………………………………32
В современных условиях рыночного реформирования российской экономики занятость и ее регулирование на муниципальном уровне представляются исключительно важной и актуальной проблемой. Это объясняется, прежде всего, тем, что обеспечение полной и эффективной занятости, рассматриваемое как главная цель и средство достижения достойного уровня жизни населения в социально-ориентированной экономике, возможно лишь при эффективном целенаправленном регулировании процессов, происходящих на рынке труда и в сфере занятости населения.
Совершенствование форм, методов и практики государственного регулирования занятости населения в муниципальных образованиях может способствовать постепенному уменьшению роста безработицы, повышению эффективности реализации основных направлений политики занятости, обеспечению социальной защищенности различных социально-демографических групп населения в процессе адаптации к рыночным отношениям.
Предмет исследования – процесс муниципального регулирования занятости и трудовых отношений.
Цель исследования данной работы состоит в раскрытии и изучении роли муниципального регулирования занятости и трудовых отношений.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Во всех странах государство принимает активное участие в регулировании рынка труда, поскольку считается, что нерегулируемый рынок не обеспечивает эффективное использование трудовых ресурсов. Причинами являются неравенство сил работников и работодателей при заключении трудовых контрактов, дискриминация отдельных категорий трудящихся в оплате и условиях труда, недостаточная информированность работников о специфике рабочих мест. Сферами государственного регулирования являются:1
– законодательное оформление и защита прав трудящихся;
– защита уязвимых групп населения (национальных меньшинств, мигрантов, инвалидов и др.);
– подготовка и переподготовка трудящихся;
– обеспечение минимальной оплаты труда;
– гарантирование приемлемых условий труда;
– обеспечение стабильного дохода и социальное
страхование работников.
На функционирование рынка труда существенное
значение оказывают государственные меры
по борьбе с инфляцией, созданию новых
рабочих мест, налоговая политика.
Так же, в странах с развитой рыночной экономикой
устанавливаемая государством минимальная
заработная плата зачастую оказывается
выше равновесной цены труда. В результате
возникает «безработица ожидания», поскольку
предложение труда возрастает, а спрос
на него падает (рис. 1).
Рисунок 1 – Минимальная заработная плата и «безработица ожидания»
К тем же последствиям может привести и воздействие профсоюзов на рынок труда, когда профсоюзам удается добиться превышения заработной платы над ее равновесным уровнем.
Иногда государство путем стимулирования совокупного спроса пытается добиться того, чтобы безработица оказалась ниже ее естественного уровня. Обычно этот делается накануне выборов в политических целях. Но такие попытки дают лишь кратковременный эффект. Вначале, правда, производство обычно растет, а безработица падает. Но при этом фактический ВВП начинает превышать потенциальный ВВП, т.е. экономика работает с перегрузкой. Поэтому очень скоро экономика сталкивается с ростом цен, производство вновь сокращается, а безработица возвращается к своему естественному уровню.2
Зачастую государственное регулирование трудовых отношений обеспечивает защиту лишь относительно благополучной категории работников «формального» сектора за счет ограничения занятости в нем и развития подпольных форм занятости. Такое происходит всякий раз, когда установленные государством стандарты заметно опережают реальные возможности экономики, либо становятся препятствием для гибкости рынка труда.
В России государственное регулирование рынка труда имеет особую специфику и играет важную роль в построении рыночной экономики. Главная идея совместных действий правительства и Государственной Думы состоит сегодня в принятии комплекса законов, прямо затрагивающих социальную сферу и призванных заложить правовой фундамент эффективного рынка, обеспечить полный и окончательный демонтаж социалистического наследия. Уменьшается фискальное бремя при ликвидации налоговых льгот, принятие нового Трудового кодекса ведет к отказу от нереализуемых в современных условиях гарантий, пенсионная реформа направлена на то, чтобы пенсии не были одинаковы для всех, но зависели от заработной платы.
Повышая эффективность экономики, либеральная политика ведет к росту доходов работников как рыночной, так и бюджетной сфер, позволяя одновременно решать острые социальные проблемы защиты уязвимых членов общества, помощи тем, кто хочет и может трудиться.3
Регулирование безработицы являлось на протяжении всего периода реформ основной сферой государственной политики регулирования рынка труда. При этом основной акцент традиционно делался на социальной составляющей – поддержке доходов лиц, оставшихся без работы, – а не на активных мерах борьбы с безработицей (таких, как посредничество в трудоустройстве, программы профессионального обучения, переподготовки и профессиональной ориентации, политика создания рабочих мест).
Российское законодательство обеспечивает всем безработным (независимо от риска перехода в статус длительно безработных) доступ к программам, проводимым службами занятости. Это, с одной стороны, ведет к распылению и без того скудных финансовых ресурсов, и, с другой стороны, делает активные программы «социальным убежищем» для безработных, имеющих мало шансов получить работу и стремящихся путем получения новой квалификации повторно получить право на получение пособия.
Обеспечить устойчиво высокие темпы экономического роста невозможно без развития гибкого рынка труда и создания условий для возникновения эффективных рабочих мест.
Для этого следует обеспечить решение целого комплекса задач в различных областях экономики, и в том числе, развитие эффективных трудовых отношений.
Меры социально-экономического регулирования рынка труда и занятости населения в муниципальных образованиях, которые, имеют первостепенное значение, содержат два блока:
Предложенные меры позволяют наиболее полно охватить рынок труда муниципального образования, разработать дифференцированный подход ко всем категориям слабо защищенных граждан и определить дальнейшую работу службы занятости населения. Они базируются на уже существующих мероприятиях, проводимых службой занятости, и предполагают их расширение в соответствии с потребностями основных субъектов рынка труда, наемных работников и работодателей.
При этом проведенный анализ деятельности службы занятости в муниципальных образованиях России в разрезе предложенных направлений показал, что:
1. Мероприятия активной политики занятости сокращаются, а те, что проводятся, малоэффективны, поскольку они разрабатываются на основании происходящих событий, т.е. «постфактум», когда проблема уже возникла, и не учитывают тенденции развития города в долгосрочной перспективе.
2. Используемые методы и технологии регулирования рынка труда не решают накопившихся проблем в сфере занятости, что требует их пересмотра и переоценки, методического обоснования и совершенствования.
Для реализации основных направлений региональной политики занятости необходим организационный механизм регулирования рынка труда, который представляет собой совокупность органов (субъектов) управления, средств и методов, с помощью которых они воздействуют на объекты управления для наиболее эффективного достижения целей, стоящих перед конкретной социально-экономической системой.
Таким образом, сам механизм регулирования рынка труда муниципального образования правомерно рассматривать как весьма сложную социально-экономическую систему, включающую в себя ряд подсистем (объект управления, субъект управления и др.), которые в процессе функционирования непрерывно взаимодействуют как между собой, так и с окружающей средой с целью обеспечения позитивного развития системы в целом (рис. 1).
Предлагаемый организационный механизм регулирования рынка труда муниципального образования включает три уровня субъектов, отвечающих за разработку направлений регулирования рынка труда муниципального образования.
Независимо от размера и уровня развития муниципального образования, применительно к которому осуществляется разработка организационного механизма регулирования рынка труда, главная цель его функционирования формулируется одинаково, а именно: обеспечение эффективной занятости трудоспособного населения, находящегося на рынке труда муниципального образования.
В предлагаемом механизме воздействие субъекта управления на объект управления предполагает формирование определенного комплекса мотивов поведения управляемого объекта в соответствии с целями, стоящими перед управляющей подсистемой. Поэтому для эффективного функционирования такого механизма необходимо соблюдение ряда требований.4
Необходимо, чтобы цели и задачи, стоящие перед социально-экономической системой в целом (то есть рынком труда), формировались с предельной точностью и детализацией и доводились до каждого ее составного элемента (подсистемы). С этой целью необходимо создание информационной системы регулирования рынка труда. Важное значение имеет постоянное взаимодействие субъектов управления (местных органов власти и самоуправления, подразделений федеральных органов власти на территории, региональных и местных органов федеральной службы занятости и т.д.) между собой с целью выработки единых подходов к регулированию процессов занятости населения конкретного города.
Весьма актуален непрерывный мониторинг за изменением ситуации на рынке труда в разрезе различных категорий населения, отраслей и т.д. с целью концентрации имеющихся финансовых и материальных ресурсов на наиболее напряженных, с точки зрения занятости, группах населения, подсистемах общей системы регулирования рынка труда города. Предлагаемый организационный механизм регулирования рынка труда позволяет комплексно и эффективно контролировать и обеспечивать реализацию все процессов, связанных с формированием и использованием трудового потенциала муниципального образования и повышением уровня занятости населения. Безусловно, что специфика социально-экономического развития того или иного муниципального образования требует своеобразия в содержании, структуре и функционировании этого механизма. Однако в любом случае его эффективное функционирование предполагает тесную взаимосвязь работы органов федеральной службы занятости населения с предприятиями
В настоящее время регулирование рынка труда должно происходить путем разработки и реализации программ занятости населения ориентированных на цели развития рынка труда муниципального образования, т.е. на основе применения программно-целевого метода регулирования рынка труда конкретного муниципального образования. Данный метод позволяет на основе скоординированных действий всех субъектов рынка труда разработать в едином документе – целевой комплексной программе – комплекс мер, способствующих улучшению ситуации на местном рынке труда.
Информация о работе Муниципальное регулирование занятости и трудовых отношений