Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 20:29, курсовая работа
Цель исследования данной работы состоит в раскрытии и изучении роли муниципального регулирования занятости и трудовых отношений.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
• исследовать основы особенности муниципального регулирования занятости и трудовых отношений;
• рассмотреть государственную политику и разграничение полномочий в сфере занятости;
• показать роль и значение местного самоуправления в сфере занятости и трудовых процессов;
• рассмотреть программу развитие центров занятости населения, города Нижнего Новгорода.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
I. Теоретические основы регулирования занятости и трудовых отношений…….. 4
1.1 Политика государства на рынке труда по улучшению занятости и снижению безработицы…………………………………………………………………….. 4
1.2 Методические подходы к регулированию рынка труда на муниципальном уровне…………………………………………………………………………… 7
II. Муниципальное регулирование занятости и трудовых отношений………….. 14
2.1 Государственная политика и разграничение полномочий в сфере занятости...14
2.2 Роль и задачи органов местного самоуправления в сфере занятости и трудовых отношений…………………………………………………………………........ 18
III. Программа содействия занятости населения, города Нижнего Новгорода…23
3.1 Развитие центров занятости населения города Нижнего Новгорода……….23
3.2. Ресурсное обеспечение Программы……………………………………….25
3.3. Итоги реализации Программы на 2014 год…………………………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….30
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Перечень основных действий службы занятости населения, города Нижнего Новгорода на 2004-2007 гг……………………………………32
Таблица 1 – Декомпозиция главной цели регулирования рынка труда (I–III уровни)
Уровень цели и подцелей |
Шифр подцелей |
Наименование цели и подцелей |
Главная цель |
0 |
Обеспечение эффективной занятости населения, находящегося на рынке труда города |
Подцели первого уровня |
1.1. |
Содействие занятости лиц, находящихся на городском рынке труда |
1.2. |
Осуществление превентивных мер по предупреждению высвобождения работников с предприятий | |
Подцели второго уровня |
2.1.1.1. |
Повышение эффективности использования наличного трудового потенциала предприятий Организация работы по сохранению существующих и созданию новых рабочих мест |
2.1.1.2. |
||
2.1.1.3. |
Организация опережающего переобучения и переподготовки персонала, находящегося под риском увольнения | |
2.1.1.4. |
Содействие развитию предпринимательства, малого бизнеса и самозанятости | |
|
2.1.1.5. |
Создание автоматизированных банков вакансий |
2.1.1.6. |
Усиление взаимодействия субъектов управления рынком труда по вопросам финансирования мероприятий превентивного характера | |
Подцели третьего уровня |
3.1.2.1. |
Прогнозирование структуры и масштабов рынка труда города |
|
3.1.2.2. |
Выявление категорий граждан с критической ситуацией на рынке труда |
|
3.1.2.3. |
Разработка и реализация комплекса мер селективного характера |
|
3.1.2.4. |
Организация подготовки и переподготовки безработных |
|
3.1.2.5. |
Обеспечение социальных гарантий и защиты для безработных и временно не занятых в хозяйственном комплексе города |
Таблица 2 – Основные блоки программы содействия занятости населения муниципального образования
Блоки программы |
Содержание блоков |
Цель программы |
Обеспечение эффективной занятости населения муниципального образования |
Основные направления регулирования рынка труда муниципального образования (достижение эффективной занятости населения) |
|
Участники программы |
|
Средства финансирования |
|
Основные механизмы |
|
Важнейшим элементом предлагаемого алгоритма является оценка программ – периодический, независимый и объективный мониторинг программ с целью определения с учетом текущих условий их соответствие поставленным целям, результатам. Оценка программ призвана выявить их рациональность, влияние на целевые группы, финансовую эффективность в сравнении с альтернативными возможностями. Она позволяет систематически анализировать как результаты программ в контексте внешней среды и обстоятельств, так и саму обоснованность, целесообразность программ.
Занятость – это совокупность экономических и социальных отношений, связанных с обеспечением трудоспособных граждан рабочими местами и их участием в хозяйственной деятельности. Проблема занятости населения является одной из важнейших для муниципального образования. В поселениях, находящихся на стадии стагнации и упадка, безработица – главная социальная проблема. Кроме собственно занятости как наличия рабочего места, у нее есть еще два аспекта. Это, во-первых, уровень и регулярность выдачи заработной платы, определяющие уровень материального благосостояния населения и объемы налоговых поступлений в местные бюджеты, и, во-вторых, условия труда, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на состояние здоровья и продолжительность жизни человека.
Сложность муниципального регулирования вопросов занятости состоит в том, что основное правовое регулирование этих вопросов относится к сфере федерального и регионального законодательства и реализуется через территориальные; структуры Федеральной службы по труду и занятости. Большая часть трудоспособного населения, проживающего на территории муниципального образования, работает на предприятиях и организациях немуниципальных форм собственности. Возможности влияния органов местного самоуправления на рынок труда, отношения между работниками и работодателями весьма ограничены. Типичный пример – так называемая маятниковая трудовая миграция, когда гражданин постоянно проживает на территории одного поселения, а работает (и платит налоги) на территории другого. Функции трудоустройства незанятого населения и выплаты пособий безработным являются прерогативой государства. Тем не менее, органы местного самоуправления имеют определенные возможности и рычаги влияния на процессы занятости и трудовых отношений на своих территориях, и на их основе может быть сформирована муниципальная политика в данной сфере.
Государственная политика и разграничение полномочий в сфере занятости
Таблица 3 – Функции федеральных и региональных органов государственной власти в сфере занятости
Федеральный уровень |
Уровень субъектов РФ |
Разработка и реализация государственной политики в сфере занятости, ее нормативно-правовое обеспечение |
Разработка региональной политики занятости на основе государственной политики и с учетом местных условий, ее нормативно-правовое обеспечение |
Разработка и финансирование федеральных программ содействия занятости. Разработка и обеспечение действия экономических механизмов регулирования рынка труда |
Разработка и финансирование региональных целевых программ занятости населения, в том числе программ поддержки малого бизнеса |
Формирование и обеспечение функционирования Федеральной службы по труду и занятости с региональными и местными органами |
Организация взаимодействия с территориальными и местными органами Федеральной службы по труду и занятости |
Координация и контроль деятельности федеральных министерств и ведомств и органов государственной власти субъектов РФ в сфере занятости |
Координация и контроль деятельности управляющих структур региона, муниципальных образований, общественных и других организаций в сфере занятости |
Организация подготовки и переподготовки кадров для органов занятости |
Организация подготовки и переподготовки кадров для органов занятости региона |
Научно-информационное и методическое обеспечение деятельности органов занятости |
Информационное обеспечение деятельности органов занятости региона |
Организация обмена опытом работы в сфере занятости, в том числе с зарубежными странами |
Обмен опытом работы в сфере занятости между муниципальными образованиями региона, с другими регионами и зарубежными странами |
Проблема занятости в условиях рыночной экономики решается на рынках труда регионального и местного уровня, предполагающих определенные отношения между нанимателями (работодателями) и наемными работниками по поводу купли – продажи рабочей силы, а также отношения работодателей друг с другом и работников между собой. Рынок труда обеспечивает под влиянием спроса и предложения отток рабочей силы из одних секторов экономики в другие, сокращение издержек производства и обращения и в конечном счете – повышение эффективности экономики и уровня жизни населения.
Основы государственной и муниципальной политики в сфере занятости формируются на федеральном уровне. Приняты Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации», Трудовой кодекс РФ, другие законодательные акты.
К ведению федеральных органов относятся выработка и реализация основных направлений государственной политики в области занятости населения на территории страны, координация деятельности органов власти и управления всех уровней по вопросам занятости населения, определение минимальных и обязательных для всех нормативов социальной защиты граждан от безработицы. Субъекты РФ на основе государственной политики разрабатывают и реализую, региональную политику в сфере занятости, учитывающую местную специфику и местные условия. Основные функции федеральных и региональных органов, государственной власти в сфере занятости представлены в табл. 3.
Федеральный закон 2003 года не возлагает на органы местного самоуправления каких-либо функций и полномочий в сфере занятости. Однако муниципальные органы не могут оставаться безразличными к этим вопросам. Многие из них разрабатывают и реализуют совместно с государственными органами муниципальные программы занятости, населения, поддержки малого бизнеса, индивидуального предпринимательства и т.п., взаимодействуют с биржами труда и частными посредническими фирмами.
2.2 Роль и задачи органов местного самоуправления в сфере занятости и трудовых отношений
Роль органов местного самоуправления в решении вопросов занятости и трудовых отношений может заключаться в следующем:
– разработка и реализация системы экономических, а так же других механизмов, регулирующих вопросы занятости, местного рынка труда и трудовых отношений;
– координация и контроль деятельности в этой области управляющих структур муниципалитета, предприятий, общественных и других организаций, создание (при необходимости) муниципальной службы занятости;
– оказание информационной поддержки людям, ищущим работу (издание бюллетеней, содержащих предложения работодателей; публикация вакансий, информация о ярмарках рабочих мест, создание телефонной информационно-консультационной службы, клубов безработных и т.п.);
– формирование муниципального банка вакансий, сезонных и временных рабочих мест;
– формирование заказа на общественные работы на территории муниципального образования;
– создание центра социально-психологической адаптации (психологическая поддержка незанятого населения и безработных; психологический тренинг начинающих предпринимателей и т.п.);
– организация муниципального бизнес-инкубатора для начинающих предпринимателей;
– образование муниципального учебно-методического центра переподготовки взрослого населения по профессиям, пользующимся спросом на рынке труда;
– создание муниципальной службы профориентации выпускников школ и учебных заведений начального и среднего профессионального образования;
– создание муниципального попечительского совета для содействия в трудоустройстве выпускников школ и профессиональных учебных заведений,
– включающего представителей последних, работодателей, профсоюзов, администрации муниципального образования;
– организация и проведение исследований
рынка труда с целью прогнозирования отраслевой
и профессионально-
В зависимости от финансовых возможностей муниципальных образований спектр оказываемых услуг по содействию занятости населению может быть расширен или сужен. В любом случае приоритетами политики занятости населения на уровне муниципального образования должны стать:
– содействие занятости выпускников школ и профессиональных учебных; ведений;
– оказание адресной материальной и психологической поддержки лицам, либо нуждающимся в социальной защите;
– развитие новых форм взаимодействия с работодателями;
– повышение конкурентоспособности рабочей силы (организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации занятого населения муниципального образования).
Хорошо зарекомендовавшей себя формой содействия занятости населению являются ярмарки вакансий. На них посетители имеют возможность решить, как правило, три основные задачи: ознакомиться с банком вакансий, проконсультироваться по вопросам трудового законодательства, выбрать при необходимости; учебное учреждение для профессиональной переподготовки. Поэтому состав; участников ярмарок вакансий включает ведущие предприятия и организации, действующие на территории муниципального образования или находящиеся поблизости; учебные центры по профессиональной переподготовке взрослого населения; юридические службы и консультации; представителей территориальный органов службы по труду и занятости.
Одним из действенных механизмов реального содействия занятости населения на уровне муниципального образования является организация общественных работ. Под оплачиваемыми общественными работами понимаются общедоступные виды трудовой деятельности, как правило, не требующие предварительной профессиональной подготовки, имеющие социально полезную направленность и opганизуемые для обеспечения временной занятости граждан, ищущих работу.
Информация о работе Муниципальное регулирование занятости и трудовых отношений