Муниципальное регулирование занятости и трудовых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 20:29, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования данной работы состоит в раскрытии и изучении роли муниципального регулирования занятости и трудовых отношений.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
• исследовать основы особенности муниципального регулирования занятости и трудовых отношений;
• рассмотреть государственную политику и разграничение полномочий в сфере занятости;
• показать роль и значение местного самоуправления в сфере занятости и трудовых процессов;
• рассмотреть программу развитие центров занятости населения, города Нижнего Новгорода.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
I. Теоретические основы регулирования занятости и трудовых отношений…….. 4
1.1 Политика государства на рынке труда по улучшению занятости и снижению безработицы…………………………………………………………………….. 4
1.2 Методические подходы к регулированию рынка труда на муниципальном уровне…………………………………………………………………………… 7
II. Муниципальное регулирование занятости и трудовых отношений………….. 14
2.1 Государственная политика и разграничение полномочий в сфере занятости...14
2.2 Роль и задачи органов местного самоуправления в сфере занятости и трудовых отношений…………………………………………………………………........ 18
III. Программа содействия занятости населения, города Нижнего Новгорода…23
3.1 Развитие центров занятости населения города Нижнего Новгорода……….23
3.2. Ресурсное обеспечение Программы……………………………………….25
3.3. Итоги реализации Программы на 2014 год…………………………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….30
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Перечень основных действий службы занятости населения, города Нижнего Новгорода на 2004-2007 гг……………………………………32

Файлы: 1 файл

Organizatsia_i_regulirovanie_munitsipalnoy_ekono.doc

— 307.00 Кб (Скачать файл)

Новой активной формой содействия занятости населения муниципальных образований являются клубы ищущих работу. Основные задачи – оказание помощи гражданам, ищущим работу, в сокращении сроков поиска подходящей вакансии, приобретении навыков в этом деле, снижении психологической нагрузки, ликвидации стрессовых состояний, приобретении минимума правовых знаний.

Для содействия предпринимательской инициативе безработных может быть организован муниципальный бизнес-инкубатор – коллективный офис для начинающих предпринимателей. В рамках его деятельности могут реализовываться; программы психологического тренинга по развитию качеств, способствующих предпринимательской активности населения муниципального образования.

На уровне муниципальных образований важна помощь в трудоустройстве лицам, особо нуждающимся в социальной защите. К ним относятся молодежь, инвалиды, женщины, лица, уволенные из рядов российской армии, и т.д. Механизмом содействия занятости этих групп населения являются законы о квотировании рабочих мест. Их принятие отнесено к ведению субъектов РФ, о, контроль их исполнения может осуществляться совместно отделениями Федеральной службы по труду и занятости и органами исполнительной власти муниципальных образований.

Муниципальные органы регулирования вопросов занятости и трудовых отношений.

Для реализации указанных функций в местной администрации может быть создано структурное подразделение по вопросам занятости и трудовых отношений. Его возможные функции могут быть следующими:

– разработка предложений по регулированию местного рынка труда, совершенствованию федеральных, региональных и муниципальных нормативных актов по вопросам труда и занятости;

– разработка предложений по основным направлениям деятельности администрации в социально-трудовой сфере;

– анализ и оценка доходов и уровня жизни населения, рынка труда и других социально-трудовых показателей развития территории;

– прием граждан, рассмотрение их заявлений, жалоб, предложений по вопросам, отнесенным к компетенции органов по труду и занятости;

– контроль обеспечения государственных гарантий по оплате труда;

– разработка предложений о размерах тарифных ставок и должностных окладов работников бюджетной сферы, муниципальных предприятий и учреждений;

– участие в коллективных переговорах между работодателями и работниками, уведомительная регистрация коллективных договоров и соглашений, контроль их выполнения;

– участие в предотвращении и разрешении трудовых споров;

– участие в решении социально-трудовых проблем в процессе разгосударствления и приватизации предприятий;

участие в проведении обязательной сертификации постоянных рабочих мест на соответствие требованиям охраны труда;

– участие в расследовании несчастных случаев со смертельным исходом;

– контроль предоставления высвобождаемым работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных законодательством о труде;

– подготовка мероприятий по приостановке массового увольнения работников на предприятиях, расположенных на территории муниципального образования, развитию системы рабочих мест, организации общественных работ за счет средств местного бюджета;

– участие в разработке и реализации системы профессионального обучения и развития персонала на предприятиях, расположенных на территории муниципального образования.

 

 

 

III. Программа содействия занятости населения города Нижнего Новгорода.

3.1 Развитие центров занятости населения города Нижнего Новгорода.

В целях эффективной реализации Программы в 2004 - 2007 годах было предусмотрено изменение и совершенствование структуры службы занятости города Нижнего Новгорода, в части сокращения бюджетополучателей и оптимизации бюджетных расходов. Реорганизация была проведена путем создания межрайонных (объединенных) центров занятости населения.  
В 2004 году были завершены организационные и кадровые мероприятия по присоединению Московского районного ЦЗН к Сормовскому районному ЦЗН. В последующие годы для повышения эффективности деятельности центров занятости населения г. Нижнего Новгорода булла создана Биржа труда, путем объединения Канавинского, Нижегородского, Приокского, Советского районных ЦЗН. 
Путем сочетания систематического самообразования и периодического повышения квалификации на федеральном, областном, местном уровнях было продолжена работа по обеспечению системы непрерывного обучения персонала. 5 
Особое внимание уделялось совершенствованию практики заочного, внутрифирменного обучения, стажировок в базовых центрах занятости по всем направлениям деятельности службы занятости с целью получения ими новых знаний, навыков, изучения передового опыта работы.  
Для усиления дифференцированного подхода в вопросах материального и морального стимулирования труда продолжалась разработка и внедрение критериев оценки эффективности работы персонала центров занятости населения. 
В 2004-2007 гг. центры занятости населения города Нижнего Новгорода в области информатизации решали задачи, направленные на обеспечение более полного информирования и эффективного обслуживания населения, работодателей и других социальных партнеров.  
Планировалось использование в деятельности центров занятости населения, города Нижнего Новгорода,  передовых информационных технологий, совершенствование эффективности функционирования автоматизированных рабочих мест специалистов, технической и программной поддержи Единой технологии работы службы занятости. 
 
В совершенствование технической базы информационного обеспечения рынка труда.  
Планировалось:

  • заменить морально устаревшие персональные компьютеры на современные ПЭВМ;
  • обновить физически изношенный парк принтеров выпуска до 1997 на современные матричные и лазерные принтеры;
  • оснастить все ПЭВМ современными средствами защиты по электропитанию. 
    В совершенствование программной базы информационного обеспечения рынка труда. 
    Планировалось:
  • адаптировать ПК "Катарсис" к требованиям, предъявляемым Единой технологией;
  • обеспечить переход и внедрение в деятельность городских центров занятости населения АС финансово-хозяйственной деятельности «Парус-бюджет»;
  • обеспечить весь парк СВТ лицензированными программными продуктами (Windows, Microsoft Office, почтовые, антивирусные и другие прикладные программы). 
    В создание информационного пространства службы занятости. 
    Планировалось:
  • создание единого банка безработных граждан по г. Н. Новгороду;
  • использование в работе ЦЗН единого обще-областного банка вакансий;
  • использование в работе ЦЗН банка вакансий по Российской Федерации с предоставлением жилья;
  • в течение 2004-2005 годов связать в единое информационное пространство выделенными каналами связи ЦЗН города Нижнего Новгорода;
  • совершенствование информационного обслуживания населения и работодателей за счет использования в деятельности ЦЗН электронных «киосков»;
  • использование возможностей глобальной сети Интернет для развития электронного документооборота в центрах занятости населения.

3.2. Ресурсное обеспечение Программы.

Финансирование программы содействия занятости населения по г. Н-Новгороду в 2004-2007 гг. было осуществлено за счет ресурсов федерального, областного и городского бюджетов, а также средств работодателей. При этом социальная поддержка безработных граждан и содержание органов службы занятости была полностью финансирована из федерального бюджета. Финансирование активных программ содействия занятости населения было подкрепленно, кроме ассигнований из федерального бюджета, финансовыми ресурсами из средств областного, городского бюджетов и работодателей. 
В соответствии с предложениями районных центров занятости населения г. Нижнего Новгорода расходы на реализацию городской программы содействия занятости прогнозировалось на 2004-2007 гг. в объеме 581,4 млн. руб., в том числе в 2004 г. - 125,6 млн. руб., 2005 г. - 137,6 млн. руб., 2006 г. -150,3 млн. руб., 2007 г. - 167,9 млн. руб. 
Приоритетными направлениями в части финансирования затрат программы определены мероприятия активной политики содействия занятости населения, их материальная и информационная поддержка. На долю этих программ в 2004-2007 годах приходилось более четверти всех финансовых ресурсов. При этом двух третей всех средства прогнозировало направить на активные программы содействия из федерального бюджета, а остальные ресурсы привлечь из областного, городского бюджетов и средств работодателей. В системе активных форм содействия занятости первостепенное значение придается развитию мероприятий по содействию трудоустройства населения, включая организацию общественных работ и временной занятости несовершеннолетних граждан от 14 до 18 лет и слабозащищенных категорий безработных граждан, оказание содействия самозанятости населения. На эти цели предполагается направить 2004-2007 гг. 105,9 млн. руб., что составит более 90% общих объемов финансирования мероприятий по содействию трудоустройства населения.6 
Основными направлениями деятельности областной службы занятости населения на рынке труда в области финансирования мероприятий по содействию занятости населения было следующие:  
1) консолидация финансовых средств, для реализации мероприятий по содействию занятости населения и повышению эффективности их использования; 
2) координация действий органов местного самоуправления, объединений работодателей и профсоюзов по привлечению финансовых ресурсов, выделяемых на осуществление мер, связанных с регулированием рынка труда и содействием занятости; 
3) совершенствование методики выделения бюджетных средств всех уровней на реализацию мероприятий по содействию занятости населения исходя из потребностей и прогнозируемой численности соответствующих категорий населения (безработных граждан) и объемов оказываемых услуг; 
4) повышение эффективности использования средств федерального бюджета на основе оценки эффективности реализуемых мероприятий по содействию занятости населения (как на федеральном, так и на региональном уровне) с точки зрения их социально-экономической результативности; 
5) совершенствование механизма перераспределения средств федерального и областного бюджета с учетом ситуации на рынке труда; 
6) привлечение средств городского бюджета и работодателей для реализации мер по содействию занятости высвобождаемых работников.

 

3.3. Итоги реализации  Программы на 2014 год.

 

Центр занятости населения Нижнего Новгорода реализует программу по содействию в трудоустройстве безработных инвалидов.

В рамках проекта на предприятиях города организуются места, специально оснащенные для работы людей с ограниченными возможностями.

В настоящее время открыто 120 вакансий по различным специальностям: менеджер, юрисконсульт, швея, парикмахер, архивариус, диспетчер, делопроизводитель, оператор ЭВМ, кассир, сборщик, обувщик, портной, администратор, бухгалтер. Каждое рабочее место при необходимости будет дополнительно оборудовано под особенности конкретного человека с учетом рекомендаций его индивидуальной программы реабилитации.

 

 

 

 

Заключение

 

Развитие безработицы в России на современном этапе существенно отличается от общемировых закономерностей. В стране ускоряется старение нации, численность и удельный вес населения в возрасте моложе трудоспособного сокращается. Это приводит к необратимым изменениям в профессиональном составе трудовых ресурсов: снижается мобильность трудовых ресурсов, людям в зрелом возрасте труднее сменить квалификацию; доля лиц пожилого возраста составляет больше 30%; обостряется проблема занятости среди молодежи, так как в настоящее время трудоспособное население пополняется многочисленным поколением 80-х.

В мире накоплен большой теоретический и практический опыт по регулированию рынка труда. Россия нуждается в особом, комплексном подходе. Государственная политика занятости должна иметь предупреждающий характер, включать целый комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы и ее переход в застойную форму и опираться на мировой опыт регулирования безработицы. Сегодня результативная политика занятости должна идти впереди реального развития рынка труда и устранять те препятствия, которые могут увеличить безработицу. Основная цель такой политики – снижение безработицы уже в среднесрочном периоде.

На основе проведенного анализа можно выделить следующие проблемы в сфере занятости и на рынке труда:

– достаточно высокий уровень «женской» и «молодежной» безработицы;

– несоответствие спроса и предложения на рынке труда;

– рост численности граждан, увольняющихся по собственному желанию;

– трудности в обеспечении занятости населения, особо нуждающегося в социальной защите (инвалиды, молодежь до 18 лет, женщины, имеющие малолетних детей, лица, освобожденные из МЛС, и др.);

– не предоставление работодателями полной и достоверной информации о потребности в кадрах, особенно вакансий для специалистов и служащих;

– сокращение сферы приложения женского труда;

– наличие «скрытой» безработицы.

Основными задачами в области занятости в ближайшее время будут совершенствование нормативно-правовой базы в сфере занятости населения, усиление роли центров занятости населения в осуществлении активных мер на рынке труда, улучшение кадрового потенциала через систему профориентации и проф. обучения и реализация специальных мероприятий по профилированию безработных граждан в целях повышения эффективности представляемых им услуг.

Для формирования гибкого рынка труда необходимо: обеспечить совершенствование трудового законодательства; развивать территориальную мобильность рабочей силы; повышать качество занятости; повышать качество оказания государственных услуг в сфере содействия занятости населения.

 

 

 

Список литературы.

 

  1. Конституция Российской Федерации принята 12 декабря 1993 г. [Электронный ресурс]  // www.consultant.ru.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации: части первая от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ, вторая от 26 января 1996 г. №14-ФЗ и третья от 26 ноября 2001 г. №146-ФЗ [Электронный ресурс]: // www.consultant.ru.
  3. Федеральный закон: от 6 октября 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.
  4. Основы муниципального управления: учебник/ А.И.Гаврилов, Н.Е.Жигалова, А.П.Денисов и др.-Н.Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2009.
  5. Бутов, В.И., Игнатов, В.Г., Кетова, Н.П. Основы региональной экономики: учебник / В.Н. Бутов и др. – Ростов н/Д: МарТ, 2007. – 320 с.
  6. Воронин, А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики; учебник / А.Г. Воронин. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 256 с.
  7. Демидова, Л.А. Пути повышения эффективности государственного сектора/ Л.А. Демидова // Проблемы теории и практики управления. – 2005. – №4. – С. 25.
  8. Зотов, В.Б. Территориальное управление; учебник // В.Б. Зотов. – М.: Информ, 2006. – 460 с.
  9. Иванов, В.В., Коробова, А.Н. Муниципальный менеджмент; справочное пособие / В.В. Иванов и др. – М.: ИНФРА-М., 2005. – 324 с.
  10. Овчинников, О.Г. Государственное регулирование аграрного сектора; учебник / О.Г. Овчинников. – М.: Эксмо, 2005. – 314 с.
  11. Ореховский, П.А. Муниципальный менеджмент; учебник / П.А. Ореховский. – М.: МОНФ, 2007. – 450 с.
  12. Радченко, А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход; учебник / А.И. Радченко. – Р-н/Д.: РостИздаТ, 2007. – 350 с.
  13. Система государственного и муниципального управления / Под ред. О.М. Рой – СПб.: Питер, 2007. – 448 с.
  14. Уткин, Э.А., Денисов, А.Ф. Государственное и региональное управление; учебник / Э.А. Уткин, А.Ф. Денисов / Э.А. Уткин, А.Ф. Денисов – М.:ИКФ «ЭКМОС», 2006. – 88 с.
  15. Чиркин, В.Е. Государственное и муниципальное управление; учебник / В.Е. Чиркин – М: Юрист, 2005. – 214 с.
  16. Эффективность государственного управления // Под ред. С.А. Батчикова и С.Ю. Глазьева. – М.: Фонд «За экономическую грамотность», АО «Консалтбанкир», 2005. – 165 с.
  17. ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 17 декабря 2003 года № 104, Об утверждении "Программы содействия занятости населения, города Нижнего Новгорода на 2004-2007 годы".

Информация о работе Муниципальное регулирование занятости и трудовых отношений