Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 17:06, курсовая работа
Развитие экономики, повышение эффективности производства, устойчивый экономический рост не в последнюю очередь связаны с воспроизводством рабочей силы, тенденциями развития занятости населения России и ее регионов.
Цель работы - исследование муниципального регулирования занятости.
Задачи работы - исследовать основы особенности муниципального регулирования занятости, рассмотреть государственную политику и разграничение полномочий в сфере занятости; показать роль и значение местного самоуправления, предложить рекомендации по совершенствованию политики в области занятости.
Введение
1. Теоретические основы муниципального регулирования занятости.
1.1 Политика государства на рынке труда по улучшению занятости.
1.2 Подходы к регулированию рынка труда на муниципальном уровне.
2. Муниципальное регулирование занятости.
2.1 Государственная политика в сфере занятости
2.2 Роль и задачи органов местного самоуправления в сфере занятости.
3. Рекомендации по совершенствованию политики занятости на
рынке труда.
3.1 Муниципальная политика в области занятости.
3.2 Совершенствование политики в области занятости.
Заключение.
Список литературы.
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ (Академия ВЭГУ)
Институт экономики, информатики и управления
Специальность 080504 Государственное и муниципальное управление
Акатьев Роман Петрович
КУРСОВАЯ РАБОТА
Муниципальное регулирование занятости
Научный руководитель
канд.экон.наук, доц.
УФА 2012
Содержание
Введение
1. Теоретические основы муниципального регулирования занятости. 3
1.1 Политика государства на рынке труда по улучшению занятости. 4
1.2 Подходы к регулированию рынка труда на муниципальном уровне. 4
2. Муниципальное регулирование занятости.
2.1 Государственная политика в сфере занятости
2.2 Роль и задачи органов местного самоуправления в сфере занятости. 9
3. Рекомендации по совершенствованию политики занятости на
рынке труда.
3.1 Муниципальная политика в области занятости.
3.2 Совершенствование политики в области
занятости.
Заключение.
Список литературы.
Введение
Развитие экономики, повышение эффективности производства, устойчивый экономический рост не в последнюю очередь связаны с воспроизводством рабочей силы, тенденциями развития занятости населения России и ее регионов. В свою очередь, формирование занятости в средне - и долгосрочной перспективе обусловлено изменениями в динамике и структуре производства, параметрами финансово-кредитной и инвестиционной политик, мерой участия государства в регулировании воспроизводства населения и трудовых ресурсов. Это объясняется тем, что гарантия полной и эффективной занятости, рассматриваемое как главная цель и средство достижения достойного уровня жизни населения в социальной экономике, возможно лишь при эффективном регулировании процессов, происходящих на рынке труда и в сфере занятости населения.
Совершенствование форм, методов и практики государственного регулирования занятости населения в муниципальных образованиях может способствовать уменьшению роста безработицы, повышению эффективности реализации направления политики занятости, обеспечению социальной защищенности различных социально-демографических групп населения в процессе адаптации к рыночным отношениям.
Предмет исследования - процесс муниципального регулирования занятости.
Цель работы - исследование муниципального регулирования занятости.
Задачи работы - исследовать основы особенности муниципального регулирования занятости, рассмотреть государственную политику и разграничение полномочий в сфере занятости; показать роль и значение местного самоуправления, предложить рекомендации по совершенствованию политики в области занятости.
1. Теоретические основы регулирования занятости
1.1 Политика государства на рынке труда по улучшению занятости
Возникает вопрос, возможна ли безработица
в нашем обществе. Возможна и неизбежна,
из-за экономического кризиса производства,
смены форм собственности, курса на реализацию
производства, технического прогресса
и структурных сдвигов в экономике, конверсии
ВПК.
Есть два варианта развития рынка труда.
Первый заключается в том, чтоб всем сохранить
статус кво, то есть всем платить одинаково
и мало, рабочую силу оставить мобильной.
Второй состоит в том, чтобы существенно
повысить уровень заработной платы, но
не всем одинаково, а дифференцировано,
в зависимости от реального вклада в производство.
При этом вводить сберегающую труд технику
и технологию, сокращать избыточные кадры,
выплачивать им пособие, размер которого
прямо зависит от уровня зарплаты, и предоставлять
бесплатно возможность переквалификации
и помощи в трудоустройстве. Первый вариант
значительно уменьшает качество рабочей
силы, продуктивность труда. Второй - это
модель развития рынка труда во всех развитых
странах. Речь ведется о перемене концепции
рабочей силы, то есть об отказе от концепции
полной занятости и принятии на вооружении
концепции эффективной занятости.
Государство принимает участие в регулировании рынка труда. Причинами являются неравенство работников и работодателей при заключении договоров, дискриминация отдельных категорий трудящихся в оплате и условиях труда, недостаточная информированность работников. Сферами государственного регулирования являются :
- законодательное оформление и защита прав трудящихся;
- защита уязвимых групп населения;
- подготовка и переподготовка населения;
- минимальная оплата труда;
- приемлемые условия труда;
- стабильный доход и социальное страхование
работников.
На функционирование рынка труда существенное
значение оказывают меры по борьбе с инфляцией,
созданию новых рабочих мест, также налоговая
политика.
В странах с развитой экономикой, устанавливаемая государством, минимальная заработная плата чаще оказывается выше равновесной цены труда. В результате возникает «безработица ожидания», поскольку предложение труда растет, а спрос на него падает
К тем же последствиям может привести и воздействие профсоюзов на рынок труда, когда профсоюзам удается добиться превышения заработной платы над ее равновесным уровнем. Иногда государство путем стимулирования совокупного спроса пытается, чтобы безработица оказалась ниже ее естественного уровня. Обычно это делается перед выборами. Но эти попытки дают лишь кратковременный эффект. В начале, производство обычно растет, а безработица падает. Вскоре экономика сталкивается с ростом цен, производство вновь сокращается, а безработица возвращается к своему начальному уровню. Зачастую государственное регулирование трудовых отношений обеспечивает защиту лишь относительно благополучной категории работников за счет ограничения занятости в нем и развития подпольной занятости. Такое происходит, когда установленные государством стандарты заметно опережают реальные возможности экономики, либо становятся препятствием для гибкости рынка труда.
В России же регулирование рынка труда имеет особую специфику и играет основную роль в построении рыночной экономики. Главная идея сегодня в принятии многих законов, прямо затрагивающих социальную сферу и призванных заложить правовой фундамент эффективного рынка труда. Повышая эффективность экономики, либеральная политика ведет к росту доходов работников, позволяя одновременно решать важные социальные проблемы защиты уязвимых членов населения, помощи тем, кто может и хочет трудиться.
Регулирование безработицы являлось на протяжении всего периода реформ основной сферой государственной политики регулирования рынка труда. При этом основное внимание традиционно уделяется на социальной составляющей - поддержке доходов ставшими безработными- а не на активных мерах борьбы с безработицей.
Российское законодательство обеспечивает всем безработным (независимо от риска перехода в статус длительно безработных) доступ к программам, которые проводят службы занятости. Это приводит к распылению и без того недостаточных финансовых ресурсов и делает различные активные программы для безработных, не имеющих больших шансов получить работу и получая новую квалификацию повторно получить право на пособие. Обеспечить устойчиво высокие темпы экономического роста невозможно без развития гибкого рынка труда и создания условий для возникновения рабочих мест. Для этого нужно обеспечить решение всего комплекса задач в различных областях экономики, а также развитие эффективных трудовых отношений.
2. Муниципальное регулирование
занятости и трудовых отношений
2.1 Государственная политика в сфере занятости
Занятость - это совокупность экономических и социальных отношений, связанных с гарантиям трудоспособных граждан рабочими местами и их участием в хозяйственной деятельности. деятельность граждан, связанная с удовлетворением их личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработок, трудовой доход. Существуют следующие виды занятости: вторичная занятость, постоянная занятость, неполная занятость, нерегулярная занятость, теневая занятость, условная занятость, частичная занятость.
Проблема занятости населения является одной из важнейших для муниципального образования. В поселениях, которые находятся в стадии стагнации и упадка, безработица - основная социальная проблема. Помимо занятости как наличия рабочего места, у нее есть еще два аспекта. Это уровень и регулярность выдачи заработной платы, которая определяет уровень материального благосостояния населения и объемы налога в местные бюджеты, и ,конечно, условия труда, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на здоровье и продолжительность жизни.
Сложность муниципального регулирования вопроса занятости состоит в основных правовых регулирований вопросов, относящиеся к сфере федерального и регионального законодательства и реализуется через территориальные; структуры Федеральной службы по труду и занятости. Основная часть трудоспособного населения, которое проживает на территории муниципального образования, трудится, работает на предприятиях и организациях немуниципальной формы собственности. Возможность оказания влияния органов местного самоуправления на рынок труда, отношения между работниками и работодателями очень ограничены. Пример - маятниковая трудовая миграция, гражданин всегда проживает на территории одного поселения, а работает (и платит налоги) на другом. Функции трудоустройства незанятого населения и выплаты пособий безработным являются основной функцией государства. Органы местного самоуправления имеют
Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере занятости населения
1. К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере занятости населения относятся:
1) разработка и реализация государственной политики в сфере занятости населения;
2) принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере занятости населения;
3) разработка и реализация федеральных программ в сфере занятости населения и контроль за их исполнением;
4) установление норм социальной поддержки безработных граждан;
5) разработка и реализация мер в сфере занятости населения, за исключением мер в области содействия занятости населения, реализация которых отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
6) формирование средств на социальную поддержку безработных граждан и контроль за их целевым использованием;
7) координация деятельности по созданию экономических условий для обеспечения занятости населения, развития предпринимательства и самозанятости;
8) разработка прогноза баланса трудовых ресурсов Российской Федерации, осуществляемая в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
2. Правительство Российской Федерации вправе разрабатывать и реализовывать дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на:
1) снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации;
2) оказание содействия в трудоустройстве многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места.
3. К полномочиям уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти относятся:
1) принятие нормативных правовых актов в сфере занятости населения по вопросам, установленным настоящим Законом;
2) обобщение практики применения, анализ причин нарушений и подготовка предложений по совершенствованию законодательства о занятости населения;
3) издание методических рекомендаций по предоставлению государственных услуг и исполнению государственных функций в сфере занятости населения;
4) утверждение обязательных для исполнения административных регламентов предоставления государственных услуг по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
5) утверждение перечня территорий с напряженной ситуацией на рынке труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
6) установление нормативов доступности государственных услуг в области содействия занятости населения, целевых прогнозных показателей в области содействия занятости населения и осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
7) проведение мониторинга и оценки качества и доступности государственных услуг в области содействия занятости населения, эффективности реализации дополнительных мероприятий на рынке труда субъектов Российской Федерации;
8) установление порядка исчисления среднего заработка для определения размеров пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости;
9) информирование граждан и работодателей о положении на рынке труда в Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы;
10) проведение мониторинга состояния и разработка прогнозных оценок рынка труда Российской Федерации;