Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 17:06, курсовая работа
Развитие экономики, повышение эффективности производства, устойчивый экономический рост не в последнюю очередь связаны с воспроизводством рабочей силы, тенденциями развития занятости населения России и ее регионов.
Цель работы - исследование муниципального регулирования занятости.
Задачи работы - исследовать основы особенности муниципального регулирования занятости, рассмотреть государственную политику и разграничение полномочий в сфере занятости; показать роль и значение местного самоуправления, предложить рекомендации по совершенствованию политики в области занятости.
Введение
1. Теоретические основы муниципального регулирования занятости.
1.1 Политика государства на рынке труда по улучшению занятости.
1.2 Подходы к регулированию рынка труда на муниципальном уровне.
2. Муниципальное регулирование занятости.
2.1 Государственная политика в сфере занятости
2.2 Роль и задачи органов местного самоуправления в сфере занятости.
3. Рекомендации по совершенствованию политики занятости на
рынке труда.
3.1 Муниципальная политика в области занятости.
3.2 Совершенствование политики в области занятости.
Заключение.
Список литературы.
- увеличение гибкости использования рабочей силы;
- развитие системы соц. партнерства на уровне регионов и отдельных предприятий;
- изменение системы предоставления компенсаций за работу с вредными или опасными условиями труда, также усовершенствование государственной экспертизы условий труда.
В РФ существует целый ряд экономических препятствий для того, чтобы развивалась трудовая миграция. Это сдерживает перетекание рабочей силы из избыточных регионов в недостаточные. Для повышения мобильности рабочей силы нужно в среднесрочной перспективе направлять усилия на:
- снятие административных ограничений для перемещения рабочей силы внутри страны;
- формирование эффективного механизма информирования о возможностях трудоустройства в различных регионах РФ;
- создание экономических условий, которые содействуют свободному переливу рабочей силы;
- развитие экономических механизмов, которые обеспечивают доступность найма и приобретения жилья.
В сложившихся условиях низкий уровень заработной платы способствует сохранению экономически неэффективных рабочих мест, развитию бедности, ограничивает рост внутреннего потребительского спроса, не стимулирует внедрение эффективных и современных технологий. Низкий уровень заработанной платы деформирует систему спроса и предложения на рабочую силу. Нужно на протяжении трех лет повысить зар. плату работников бюджетной сферы в реальном выражении не меньше чем в 1,5 раза.
Одновременно просто повышения зар. платы для решения проблем бюджетного сектора не достаточно. Появилась необходимость в таких финансовых решениях и механизмах, которые способны стимулировать к достижению эффективных результатов сами учреждения.
В то же время с модернизацией системы учреждений бюджетной сферы, в том числе переходом учреждений на новые организационно правовые формы, нужно проведение реформирования системы оплаты труда, которое направлено на увеличение мотивирования работников к оказанию качественных услуг. Новые системы оплаты труда будут учитывать специфику каждой из бюджетных отраслей, которые построены на единых основополагающих принципах. При их внедрении увеличение общего уровня оплаты труда будет также осуществляться за счет оптимизации структуры занятости в бюджетной сфере и реструктуризации сети бюджетных учреждений.
Больший рост оплаты труда в бюджетной сфере и увеличение производительности труда влечет изменение в структуре занятости. Повышение оплаты труда работников бюджетной сферы предусматривает увеличение качества занятости. Вместе с тем возможности работников, которые заняты в бюджетных отраслях, перейти во внебюджетную сферу пока ограничены, что может сдержать перетек рабочей силы.
В современной экономике условия труда становятся существенным фактором, влияющим на качество занятости и конкурентоспособность продукции отечественных предприятий. Около 20% от общего количества рабочих мест в российской экономике связано с опасными и вредными условиями труда. Наличие не престижных рабочих мест ограничивает выбор работы населения, повышает непроизводительные издержки на медицинскую реабилитацию лиц, которые пострадали от производственных травм, а также социальную адаптацию граждан, которые не имеют работы на протяжении длительного периода времени.
Производственный травматизм повышает численность граждан с ограниченной трудоспособностью, подбор нового рабочего места для них будет затруднен. Государственные затраты по реабилитации инвалидов увеличиваются.
Для создания условий экономической заинтересованности работодателей в увеличении качества производственной среды нужно сосредоточить усилия на шагах:
- развитие организационных форм проведения экспертизы условий труда, включая привлечение для этих целей негосударственных организаций;
- усовершенствование системы обязательного соц. страхования от несчастных случаев на производстве и проф. заболеваний.
В настоящее время только треть безработного населения обращается к органам службы занятости. Основными клиентами службы занятости населения это граждане с низкой конкурентоспособностью на рынке труда, которые испытывают затруднения при трудоустройстве, в том числе выпускники общеобразовательных учреждений, которые не имеют опыт работы. Граждане, которые имеют длительный перерыв в работе, а также малоквалифицированные работники. В условиях более динамичных изменений на отраслевых и региональных рынках труда в среднесрочной перспективе увеличиваются требования работодателей к качеству рабочей силы с учетом предполагаемого повышения заработной платы. Нужно принять меры для того, чтобы органы службы занятости стали важным инструментом перераспределения рабочей силы.
В этой связи основными направлениями усовершенствования качества услуг в сфере содействия занятости являются:
- качественное улучшение системы информирования населения о состоянии рынка труда и возможностях трудоустройства в различных отраслях экономики;
- увеличение эффективности и уровня охвата граждан (первые в очереди это учащихся общеобразовательных и средне специальных учреждений) гос. услугами в области профориентации;
- реализация превентивных мер содействия занятости граждан, внедрение эффективных механизмов профилирования безработных граждан;
- усовершенствование проф. подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан, которые ищут работу;
- разработка стандартов услуг гос. службы занятости.
Муниципальная политика в области соц. защиты и соц. помощи населения это реализация собственных и переданных (федеральные, и региональные) гос. полномочий по организации комплекса мероприятий, которые направлены на охрану отдельных уязвимые группы населения от попадания в зону крайнего соц. неблагополучия. Создание и реализация местной политики в области соц. помощи граждан осуществляются в рамках адресной поддержки конкретным группам и слоям населения. К основным критериям для оказания соц. помощи отдельным категориям граждан на муниципальном уровне относятся:
- низкий уровень материальной обеспеченности. Если размер душевого дохода человека (семьи) ниже определенного законодательно установленного нормативного значения, этот человек (семья) нуждается в соц. помощи. Нормативное значение душевого дохода определяется ценной потребительского набора, который характеризует прожиточный минимум в расчете на одного члена семьи для данного периода;
- нетрудоспособность, следствием которой является невозможность самообслуживания;
- утрата жилища и имущества.
Переход от централизованно-планового управления экономики к рыночной системе хозяйствования неизбежно приводит к обострению проблемы занятости, также возникновению и расширению безработицы, что, естественно, требует разработки принципов и основ формирования политики занятости и механизма ее реализации на этапе переходного периода, включая механизм социальной защиты безработных.
Общество, формирующее в экономике рыночные отношения, признает безработицу в качестве спутника этой системы, ее структурного элемента. Выбор формы участия населения в рыночных отношениях и сферы приложения труда основывается на принципе свободного избрания вида деятельности. Поэтому существенные основы создания и реализации гос. политики занятости закрепляются в отношении прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную трудовую деятельность.
Гос. политика занятости, кроме основных принципов, также включает другие элементы соц. характера, которые воздействуют на занятость населения: продолжительность рабочего времени, материальные условия, которые стимулируют пребывание женщин работниц в отпуске по уходу за ребенком, размер трудовых пенсий, уровень материального обеспечения пенсионеров и условия сохранения пенсий для работающих пенсионеров.
Перечисленные элементы политики занятости в разных степенях действуют на общий объем трудовых ресурсов, которые необходимы хозяйству при этой системе регулирования рабочего времени и материального обеспечения трудоспособных пенсионеров. Следует рассмотреть и уровень обязательного общеобразовательного минимума для молодежи, от которой зависит период выхода на рынок труда. Политика занятости в тоже время охватывает комплекс мер, которые связаны с экономическими условиями воспроизводства рабочих мест – закрытием неэффективных производств, техническим обновлением и созданием новых рабочих мест.
Финансирование муниципального сектора системы соц. обслуживания осуществляется за счет средств местных бюджетов и субвенций из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, которые направлены в муниципальный бюджет на содержание и развитие сети учреждений соц. обслуживания, а также на оплату гарантированных гос. соц. услуг, которые включены в федеральные и региональные перечни. Размер субвенций определяется ежегодно при утверждении соответствующих бюджетов.
Состояние экономики страны в настоящее время позволяет осуществлять соц. обеспечения граждан, что характерно для соц. государства. Повышается разрыв между возможностями гос. выполнять свои задачи по финансированию, и проблем во взаимоотношениях гос. и органов местного самоуправления, которые осуществляют на конкретной территории различные виды соц.поддержки.
3.2 Совершенствование политики в области занятости.
Выделяют следующие основные направления усовершенствования политики в области занятости.
1. Обеспечение функционирования рынка труда и содействие трудоустройству:
- гарантия гармонизации интересов работников, работодателей и государства при соблюдении основных трудовых и соц. прав работников;
- совершенствование наблюдения трудовой сферы и сбора инфо. о состоянии рынка труда, организация по проведению научных исследований проблем занятости;
- увеличение баланса спроса и предложения на рынке труда, уменьшение роста безработицы;
- внедрение эффективных механизмов профилирования безработных граждан и разработка мероприятий по их трудоустройству;
- защита территориального рынка труда (регулирование использования иностранной рабочей силы).
2. Спец. мероприятия содействия занятости населения:
- временное трудоустройство безработных граждан, которые особо нуждаются в соц. защите, путем частичной компенсации расходов работодателям на организацию их труда (организация занятости выпускников образовательных учреждений, многодетных и одиноких родителей, инвалидов, длительно безработных граждан и лиц предпенсионного возраста, граждан, которые уволенны с военной службы и членов их семей, лиц, освобожденные из мест лишения свободы);
- усовершенствование организации общественных и временных работ на основе увеличения их соц. статуса с учетом ситуации на рынке труда;
- содействие предпринимательству финансовой и организационно-методической помощи безработных граждан, которые решили создать свое дело; разработка целевых программ содействия развитию бизнес инициативы населения города и помощи малого бизнеса.
3. Увеличение качества рабочей силы:
- усовершенствование системы проф. обучения и проф. ориентации населения, в том числе безработных граждан и незанятого населения, с целью увеличения их конкурентоспособности на рынке труда;
- увеличение мотивации незанятых граждан к трудовой деятельности и формирование их активной позиции, которая ориентированна на самостоятельный поиск работы;
- усиление влияния на сохранение и укрепление кадрового потенциала организаций города в условиях их реформирования и реструктуризации; применение и традиционных и новых форм работы, которые увеличивают статус проф. обучения как одного из основных направлений активной политики занятости.
4. Соц. поддержка граждан при безработице:
- вовремя начисление пособий по безработице;
- оказание материальной помощи безработным и членам их семей;
- гарантия оформления и выплаты досрочных пенсий безработным гражданам пред пенсионного возраста, которые получили право выхода на досрочную пенсию при отсутствии возможности их трудоустройства;
- гарантия выплаты стипендий гражданам, которые обучаются по направлению службы занятости.
5.Гарантия функционирования службы занятости:
- усовершенствование структуры службы занятости, методов управления, увеличение проф. уровня ее персонала;
- гарантия функционирования программно-технических средств, каналов обмена информацией, локальных вычислительных сетей.
В ближайшее будущее нужно более активно работать в таких направлениях: просвещение в СМИ проблемы трудовой занятости населения, целесообразно вести специальную рубрику в изданиях, которые посвящены безработице и проблемам, связанным с ней; повышения количества методической литературы, по вопросам организации трудоустройства населения, также юридической литературы;
Также существует потребность в полноценной и объективно предоставляемой информации, диктующая необходимость в упорядочивании инфо. потоков и создании баз данных. Существует необходимость в выстраивании высокоэффективной схемы взаимодействия между всеми ведомствами, которые заинтересованы в проведении правильной политики занятости.
Политика занятости является областью экономического и соц. регулирования, цели которого выходят далеко за рамки простого смягчения последствий безработицы - трудоустройства безработных, их проф. ориентации, переобучения, выплаты пособий. Ведущую роль достижения целей политики занятости играет гос. Проведение гос. политики занятости требует координации деятельности целого ряда органов гос. управления - службы занятости, органов управления проф. образованием, общественных организаций, гос. и коммерческих предприятий, учреждений, фирм.
Заключение
В данной работе был проведен подробный теоретический анализ социально-экономической сущности безработицы, рассмотрены отличительные особенности безработицы на российском рынке труда, сформулированы возможные способы снижения безработицы.