Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 17:06, курсовая работа
Развитие экономики, повышение эффективности производства, устойчивый экономический рост не в последнюю очередь связаны с воспроизводством рабочей силы, тенденциями развития занятости населения России и ее регионов.
Цель работы - исследование муниципального регулирования занятости.
Задачи работы - исследовать основы особенности муниципального регулирования занятости, рассмотреть государственную политику и разграничение полномочий в сфере занятости; показать роль и значение местного самоуправления, предложить рекомендации по совершенствованию политики в области занятости.
Введение
1. Теоретические основы муниципального регулирования занятости.
1.1 Политика государства на рынке труда по улучшению занятости.
1.2 Подходы к регулированию рынка труда на муниципальном уровне.
2. Муниципальное регулирование занятости.
2.1 Государственная политика в сфере занятости
2.2 Роль и задачи органов местного самоуправления в сфере занятости.
3. Рекомендации по совершенствованию политики занятости на
рынке труда.
3.1 Муниципальная политика в области занятости.
3.2 Совершенствование политики в области занятости.
Заключение.
Список литературы.
11) осуществление контроля за гарантиям государственных гарантий в области занятости населения в части социальной поддержки безработных граждан с выдачей обязательных для исполнения предписаний;
12) осуществление надзора и контроля за:
нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации в части осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, с выдачей обязательных для исполнения предписаний;
осуществлением социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, с выдачей обязательных для исполнения предписаний;
13) осуществление проверок, выдача обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений законодательства о занятости населения в части государственных гарантий социальной поддержки безработных граждан, о привлечении виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, об отстранении от должности должностных лиц органов и государственных учреждений службы занятости населения субъектов Российской Федерации;
14) формирование и ведение регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения;
15) утверждение форм бланков личного дела получателя государственных услуг в области содействия занятости населения и предписаний, предусмотренных подпунктами 11 и 12 настоящего пункта;
16) установление форм отчетности, требований к содержанию отчетности, а также к порядку представления отчетности об осуществлении социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.";
Обмен опытом в сфере занятости между муниципальными образованиями региона, с другими регионами и зарубежными странами, предположивших определенные отношения между работодателем и наемным работником по поводу купли - продажи рабочей силы, также отношения работодателей друг с другом и работников. Рынок труда обеспечивает под влиянием спроса и предложения отток рабочей силы из одного сектора экономики в другой, уменьшение издержек производства и обращения, повышение эффективности экономики и уровня жизни населения.
Основы государственной и муниципальной политики в сфере занятости формируются на федеральном уровне. К ведению федеральных органов относятся разработка и реализация важных направлений государственной политики в области занятости населения, расположение в порядке деятельности органов власти и управления уровней по вопросам занятости граждан, определение минимальных и обязательных для всех норм социальной защиты от безработицы. Субъекты Российской Федерации разрабатывают и реализуют региональную политику в сфере занятости, которая учитывает местную специализацию и местные условия.
Федеральный закон 2003 года не поручает на органы местного самоуправления какие-то функций и полномочия в сфере занятости. Но муниципальные органы не могут быть безразличными к этим вопросам. Многие, из которых разрабатывают и реализуют государством муниципальные программы занятости населения, поддержки малого бизнеса, индивидуального предпринимательства, взаимодействуют с биржами труда и частными фирмами.
2.2 Роль и задачи органов местного самоуправления в сфере занятости.
Роль органов местного самоуправления в решении вопросов занятости заключается в следующем:
- разработка и реализация системы механизмов в экономике, которые регулируют вопросы занятости, местного рынка труда;
- координация и контроль деятельности управляющих структур муниципалитета, предприятий, общественных и других организаций, создание, если необходимо муниципальной службы занятости;
- оказание информационной помощи людям, которые ищут работу (издание объявлений, которые содержат предложения работодателей; информация о ярмарках рабочих мест, создание телефонной консультации)
- создание муниципального банка вакансий, сезонных и временных рабочих мест;
- создание заказа на общественные работы на территории муниципального образования;
- формирование центра социально-психологической приспособления (психологическая помощь);
- создание муниципального бизнес-инкубатора для начинающих предпринимателей;
- организация муниципального учебного центра переподготовки взрослого населения по профессиям, которые пользуются спросом на рынке труда;
- организация муниципальной службы профориентации выпускников школ и учебных заведений начального и среднего проф. образования;
- формирование муниципального попечительского совета для поддержки в трудоустройстве выпускников из школ и проф. учебных заведений,
- включающего представителей последних, работодателей, профсоюзов, администрации муниципального образования;
- создание и проведение исследований рынка труда с целью прогнозирования отраслевой и профессиональной и квалификационной структуры спроса на рабочую силу.
В зависимости от финансовой возможности муниципальных образований, оказываемые услуги по содействию занятости населению может расширяться или сужаться. В любом случае приоритетами политики занятости населения на уровне муниципального образования должны быть:
- поддержка занятости выпускников школ и проф. учебных заведений;
- оказание адресной материальной и психологической поддержки лицам, либо нуждающимся в социальной защите;
- развитие новых форм взаимодействия с работодателями;
- повышение конкурентоспособности рабочей.
Ярмарки вакансий хорошо зарекомендовали себя формой содействия занятости населению. На них посетители могут решить обычно три основные задачи: ознакомиться с вакансиями, получить консультацию по вопросам трудового законодательства, выбрать ,если необходимо, учебное заведение для проф. переподготовки. Поэтому участники ярмарок включает ведущие предприятия и организации, которые действуют на территории муниципального образования или же находятся поблизости. Учебные центры по проф. переподготовке взрослого населения; юридические службы и консультации представителей территориальных органов службы по труду и занятости.
Одним из действенных механизмов являются общественные работы. Оплачиваемые общественные работы это общи доступные виды деятельности труда, которые не требуют заранее проф. подготовки, которое имеет социально полезное направление и организация для обеспечения временной занятости населения.
Новой активной формой поддержки занятости населения муниципальных образований являются клубы, в которых ищут работу. Основные задачи - помощь гражданам, ищущим работу, сокращение сроков поиска подходящей вакансии, приобретение навыков, снижение психологической нагрузки, ликвидация стрессовых состояний.
Оплачиваемые общественные работы
Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально-полезную направленность и организуется качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.
Общественные работы организуются органами службы занятости в щелях обеспечения временной занятости населения. Направление граждан на общественные работы осуществляется центрами занятости населения
Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия.
Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице, и безработные граждане состоящие на учете в органах службы занятости свыше 6 месяцев.
С лицами, желающими участвовать в общественных работах, работодатель заключает срочный трудовой договор.
На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании.
Время, в течение которого гражданин принимает участие в оплачиваемых общественных работах, не прерывает трудового стажа и засчитывается в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию.
Участие в общественных работах выгодно безработному: он получает возможность поправить свое материальное положение, т.к. помимо заработной платы, выплачиваемой работодателем, он получает материальную поддержку из средств федерального бюджета.
Это выгодно городу, поселку и селу, где он проживает, поскольку в номенклатуре общественных работ стоят в первую очередь благоустройство, озеленение, строительство, различные социальные услуги.
Организация общественных работ выгодна органам местного самоуправления, т.к. способствует решению многих коммунальных, санитарно-гигиенических, бытовых и других социальных проблем населенных пунктов. Ежегодно безработные граждане участвуют в общественных работах по благоустройству и озеленению территорий, ремонту и строительству зданий и дорог, ремонту и благоустройству памятников истории и культуры, бытовому обслуживанию населения, уходу за престарелыми и больными и т.д. Общественные работы организуются на время уборки урожая овощей и фруктов, для переработки и хранения сельскохозяйственной продукции. Безработные активно участвуют в подготовке и проведении всех значимых общественно-политических кампаний.
В организации общественных работ активно сотрудничают со службой занятости муниципальные учреждения жилищно-коммунального хозяйства, сельскохозяйственные предприятия, управление автомобильных дорог, союз потребительских обществ, учреждения образования, здравоохранения и многие другие организации.
Общественные работы выгодны работодателю, поскольку позволяют привлечь необходимое количество временных работников на рабочие места, не пользующиеся повышенным спросом.
Ярмарка вакансий и учебных рабочих мест
Ярмарка вакансий и учебных рабочих мест представляет собой встречу представителей образовательных учреждений, предприятий и организаций всех форм собственности и граждан, как зарегистрированных в центре занятости, так и граждан по какой-либо причине не зарегистрированных в центре занятости, ищущих работу самостоятельно.
Основными задачами Ярмарки являются:
- информирование населения о наличии вакантных рабочих мест на постоянную, временную и сезонную работу на предприятиях и в организациях всех форм собственности, путем непосредственной встречи желающих найти работу с представителями предприятий и специалистами службы занятости, оказывающими услуги в области трудоустройства;
- представление населению информации о различных учебных заведениях, курсах по обучению и переквалификации;
- оказание консультационных услуг по организационно-правовым вопросам в сфере занятости, оплаты и охраны труда;
- гарантия предприятий и организаций различных форм собственности, расположенных на территории района, трудовым потенциалом.
На уровне муниципальных образований важна поддержка трудоустройства лицам, которые особо нуждаются в соц. защите. Это молодежь, инвалиды, женщины, уволенные из рядов российской армии. Механизмом содействия занятости таких групп населения являются законы о квотировании рабочих мест. Принятие отнесено субъектам РФ, а контроль исполнения может осуществляться вместе отделениями Федеральной службы по труду и занятости и органами исполнительной власти муниципальных образований.
Для реализации этих функций в местной администрации создается структурное подразделение по вопросам занятости. Функции:
- разработка предложений по регулированию местного рынка труда, совершенствованию федеральных, региональных и муниципальных нормативных актов по вопросам труда и занятости;
- разработка предложений по основным направлениям деятельности администрации в социально-трудовой сфере;
- анализ и оценка доходов и уровня жизни населения, рынка труда и других показателей развития территории;
- прием граждан, рассмотрение заявлений, жалоб, предложений по вопросам;
- контроль обеспечения государственных гарантий по оплате труда;
- разработка предложений о размерах тарифных ставок и должностных окладов работников бюджетной сферы, муниципальных предприятий и учреждений;
- участие в коллективных переговорах между работодателями и работниками, регистрация коллективных договоров и соглашений, контроль выполнения;
- участие в предотвращении и решении трудовых споров;
- участие в решении социально-трудовых проблем в процессе приватизации предприятий;
участие в проведении обязательной сертификации постоянных рабочих мест на соответствие требованиям охраны труда;
- участие в расследовании несчастных случаев со смертельным исходом;
- контроль предоставления высвобождаемым работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных законодательством о труде;
- подготовка мероприятий по приостановке массового увольнения работников на предприятиях, которые располагаются на территории муниципального образования, развитию системы рабочих мест, организация общественных работ за счет средств местного бюджета;
- участие в разработке и реализации системы проф. обучения и развития персонала на предприятиях, которые располагаются на территории муниципального образования.
3. Рекомендации по совершенствованию политики занятости на рынке труда
3.1 Муниципальная политика в области занятости
Для того, чтобы сформировать гибкий рынок труда необходимо:
- обеспечивать усовершенствование трудового законодательства;
- развивать территориальную мобильность рабочей силы;
- повышение качества занятости;
- повышение качества оказания гос. услуг в сфере содействия занятости населения.
В настоящее время существует законодательное ограничение, связанное с гибкостью найма, увольнения работников, использованием рабочего времени, усовершенствованием систем охраны труда, развитием социального партнерства, препятствующие естественному и оперативному изменению структуры занятости на отдельных предприятиях и между отраслями.
Основные направления усовершенствования трудового законодательства для достижения разумной занятости, возможность создания рабочих мест: