Муниципальные финансы и направления их развития в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 02:27, курсовая работа

Описание работы

Главная цель данной курсовой работы - рассмотреть муниципальные финансы и проблемы их развития в современных условиях. Исходя из поставленной цели рассмотрим следующие задачи:
- рассмотреть муниципальные финансы и их формирования;
- принципы организации муниципальных финансов;
- доходы местных бюджетов;
- расходы местных бюджетов;

Содержание работы

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РАЗВИТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»
Введение
Глава 1. Содержание муниципальных финансов и их формирование
1.1. Принципы организации муниципальных финансов
1.2. Формирование муниципальных образований
1.3. Совершенствование межбюджетных отношений на муниципальном уровне
Глава 2. Финансовая основа местного самоуправления
2.1.Доходы местных бюджетов
2.2. Направления расходования средств муниципальных финансов
Глава 3. Проблемы развития муниципальных финансов в современных условиях
3.1. Проблемы взаимоотношений региональных и местных бюджетов
3.2. Финансовые проблемы местного самоуправления
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Газимагомедов Камиль Магомедович.doc

— 211.50 Кб (Скачать файл)

4) платежи за пользование недрами и природными ресурсами, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) доходы от проведения  муниципальных денежно-вещевых лотерей;

6) штрафы, подлежащие перечислению  в местные бюджеты в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

7) государственная пошлина, установленная в соответствии  с законодательством Российской Федерации;

8) не менее 50% налога на  имущество предприятий (организаций);

9) подоходный налог с  физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

3. К собственным доходам  местных бюджетов относятся также  доли федеральных налогов, распределенные  между бюджетами разных уровней  и закрепленные за муниципальными образованиями на постоянной основе.

Размеры минимальных долей (в процентах) федеральных налогов, закрепляемых за муниципальными образованиями на постоянной основе, определяются законодательными (представительными) органами субъекта Российской Федерации.

К указанным долям относятся:

1) часть подоходного налога  с физических лиц в пределах  не менее 50% в среднем по субъекту  Российской Федерации;

2) часть налога на прибыль  организаций в пределах не  менее 5% в среднем по субъекту  Российской Федерации;

3) часть налога на добавленную стоимость по товарам отечественного производства (за исключением драгоценных металлов и драгоценных камней, отпускаемых из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации) в пределах не менее 10% в среднем по субъекту Российской Федерации;

4) часть акцизов на  спирт, водку и ликероводочные  изделия в пределах не менее 5% в среднем по субъекту Российской  Федерации;

5) часть акцизов на  остальные виды подакцизных товаров (за исключением акцизов на минеральные виды сырья, бензин, автомобили, импортные подакцизные товары) в пределах не менее 10% в среднем по субъекту Российской Федерации.

4. К собственным доходам  местных бюджетов могут относиться  также другие платежи, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

5. В доходы местных  бюджетов может включаться финансовая  помощь, которая осуществляется в различных формах. Это:

- дотации, т. е. средства, предоставленные  местным бюджетам из федерального  бюджета и субъектов Российской  Федерации в порядке бюджетного регулирования без целевого назначения;

- субвенции, то есть денежные  средства, выделяемые на конкретные  цели и на определенный срок  муниципальным образованиям из  федерального бюджета, бюджетов  субъектов Российской Федерации  и подлежащие возврату в соответствующий бюджет в случае не использования их по целевому назначению в установленный срок;

- средства финансовой  поддержки муниципальных образований, т. е. денежные средства, образуемые  в бюджете субъекта Российской  Федерации для оказания финансовой помощи муниципальным образованиям и распределяемые в соответствии с фиксированной формулой, учитывающей: численность населения муниципального образования, долю лиц пенсионного возраста в общей численности населения муниципального образования, площадь территории муниципального образования, уровень душевой обеспеченности бюджетными средствами муниципального образования, а также другие факторы, определяющие особенности данного субъекта Российской Федерации.

Сумма превышения доходов над расходами местных бюджетов по результатам отчетного года не подлежит изъятию федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

 

2.2. Направления расходования средств муниципальных финансов

 

Федеральный закон "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет основные направления расходов местных бюджетов.

В соответствии со ст. 12 названного закона расходная часть местных бюджетов включает:

1) расходы, связанные с  решением вопросов местного значения, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации;

2) расходы, связанные с  осуществлением отдельных государственных  полномочий, переданных органам местного самоуправления;

3) расходы, связанные с  обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам;

4) расходы, связанные с  обслуживанием и погашением муниципального долга по ссудам;

5) ассигнования на страхование  муниципальных служащих, объектов  муниципальной собственности, а также гражданской ответственности и предпринимательского риска;

6) иные расходы, предусмотренные  уставом муниципального образования.

Порядок исполнения расходной части местного бюджета устанавливается уставом муниципального образования или иным правовым актом органа местного самоуправления.

 

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МУНИЦИАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

 

3.1. Проблемы взаимоотношений региональных и местных бюджетов

 

Выше мы уже отмечали, что в процессе составления и исполнения бюджетов между ними возникает система взаимоотношений виде определенных потоков финансовых средств. Это сферы взаимодействия местных бюджетов и бюджетов субъекта Федерации. Остановимся на этом вопросе подробнее. В соответствии с Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления» межбюджетные отношения местных бюджетов с вышестоящими должны строиться на принципах: взаимной ответственности; применения для всех муниципальных образований единой методологии оценки их финансовых потребностей, учитывающей их индивидуальные особенности; выравнивания доходов муниципальных образований; максимально возможного сокращения встречных финансовых потоков; компенсации местным бюджетам уменьшения их доходов или увеличения расходов, возникающих вследствие решений, принимаемых органами государственной власти регионального и федерального уровня; повышения заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении собственных доходов местных бюджетов, открытости и гласности межбюджетных отношений.

К средствам межбюджетного регулирования, затрагивающим формирование местных бюджетов, относятся:

- нормативы отчислений от регулирующих  доходов;

- дотации и субвенции;

- средства, выделенные из фонда  финансовой поддержки;

- средства, поступающие по взаимным  расчетам из федерального бюджета  и бюджетов субъектов Федерации.

Принципиально важно следующее, закрепленное в законе положение: если в результате успешной финансово-хозяйственной деятельности местных органов власти в текущем финансовом году произошло увеличение собственных доходов местных бюджетов, то это не может служить основанием для уменьшения на будущий год нормативов отчислений (в процентах) от регулирующих доходов, а также доли средств, выделяемой данной территории из регионального Фонда финансовой поддержки муниципальных образований (ФФПМО).

Что же представляет собой этот Фонд - необходимый инструмент межбюджетного регулирования в пределах каждого субъекта Федерации?

ФФПМО формируется за счет отчислений из федеральных и региональных налогов, поступающих в бюджет субъекта Федерации. Фиксированная формула, с помощью которой осуществляется Межтерриториальное распределение ФФПМО, должна учитывать бедующие факторы: численность населения муниципального образования; долю детей дошкольного и школьного возраста, долю лиц пенсионного возраста в общей численности населения, площадь территории, уровень душевой обеспеченности бюджетными средствами Муниципального образования, а также другие обстоятельства, определяющие социально-экономические особенности данной территории пределах субъекта Федерации.

Прежде чем принимать решение об оказании финансовой помощь муниципальному образованию, региональные органы власти вправе и должны осуществлять проверку ее целесообразности. Таким образом, чтобы помощь из ФФПМО не превратилась в канал финансирования недостаточно эффективного управления территориями, органы власти субъекта Федерации вправе проверять, какая работа ведется на местах по увеличению доходов местных бюджетов, а также по выполнению законодательства по их расходованию при соблюдении необходимых мер экономии. Когда круг территорий, нуждающихся в финансовой поддержке из бюджета региона объективно определен, возникает вопрос о методике распределения средств ФФПМО между территориями - его получателями.

Опыт показывает, что единая методика подобного распределения, равно как и в целом практика межбюджетных отношений внутри регионов, пока не сложилась. Существуют отдельные подходы, ведутся поиски наиболее оптимальных решений, соответствующих условиям различных типов регионов России. Проиллюстрируем этот процесс на примере двух достаточно различных субъектов Федерации: региона-донора - Липецкой области и дотационного региона - Рязанской области.

В Липецкой области 20 муниципальных образований. В 2011 г. 16 из них являлись дотационными, 2 - самодостаточными, 2 - донорами.

Область на протяжении ряда лет является одним из немногих регионов России, не получающих трансферты из федерального бюджета и самостоятельно обеспечивающих свои текущие бюджетные расходы. Уровень самообеспеченности области составляет свыше 90%. Хотя ситуация и здесь ежегодно осложняется. Изменения в федеральном налоговом и бюджетном законодательстве привели, как и в других областях, к перераспределению налоговых доходов в пользу федерального центра при сохранении расходных полномочий территории. Кроме того, в результате продолжающейся налоговой реформы, направленной на уменьшение налоговой нагрузки на товаропроизводителей, поступления в бюджет от оборотных налогов, в частности, налога на пользователей автодорог и налога на содержание жилфонда и объектов социально-культурной сферы, за 2 года уменьшились в этой области более чем на 1,7 млрд. руб.

Для территориального бюджета характерна высокая степень зависимости от нормативов распределения федеральных налогов и сборов. Доля регулирующих налогов и сборов увеличилась с 61% в 1997 г. до 74% в 2010 г. В 2011 г. из общего объема налоговых и других обязательных платежей, мобилизуемых в бюджеты всех уровней на территории Липецкой области, 30% направляются в федеральный бюджет, 36% - в областной и 34% - в местные бюджеты. Если в лом область - донор, то на внутрирегиональном уровне явно даются недостаточные темпы развития собственной налоговой местных бюджетов. Большинство из них, как было сказано выше, являются дотационными, причем в бюджетах ряда районов перераспределения из областного бюджета достигают 80%. Финансовой помощи муниципальным образованиям в структуре расходов областного бюджета увеличивается и достигает четверти всех расходов. Порядок построения межбюджетных отношений следующий:

1) рассчитывается минимально необходимый размер средств бюджетов муниципальных образований;

2) устанавливаются доли отчислений от федеральных и региональных налогов, оставляемых на местах;

3) после этого отдельным районам в случае нехватки средств выделяются субвенции;

4) если и после этого у кого-то не хватает доходов на покрытие минимальных потребностей - выделяются дотации;

5) в случае передачи полномочий  на нижестоящий уровень осуществляется финансовое сопровождение.

Рассмотрим этот механизм внутрирегионального финансового регулирования подробнее.

1. Анализируются составляющие, учитываемые  при расчете минимального размера  средств бюджетов муниципальных  образований. Расчет ведется методом так называемого прямого счета:

а) уровень оплаты населением услуг по содержанию и ремонту жилья, коммунальных услуг в домах муниципального и общественного фонда составляет 50% (по стране в 2011 г.- 90%). При этом если уровень расходов в совокупном доходе семьи превышает 10%, то выделяется субсидия;

б) нормы расходов на питание: по детским дошкольным учреждениям - 15 руб. на одного ребенка в сутки, по школам-интернатам, детским садам - 44 руб.; компенсация на питание учащихся образовательных школ, студентов учебных заведений профессионального образования - 5 руб. на одного учащегося в сутки; по учреждениям здравоохранения районов - 27 руб.; на бесплатный отпуск продуктов питания детям первых двух лет жизни -100 руб. на одного ребенка в месяц;

в) нормы расходов на приобретение медикаментов и перевязочных средств по учреждениям здравоохранения районов - 33 руб. на койку в день.

Таким образом, с учетом численности соответствующих категории населения - потребителей бюджетных услуг прямым счетом устанавливается минимальная величина бюджета муниципального образования.

2. Доли некоторых федеральных и ряд региональных налогов 2011 г. полностью передавались в муниципальные образования. Причем здесь присутствуют две составляющие:

а) доли федеральных налогов, закрепленных за бюджетами районов и городов на постоянной основе (в соответствии с Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления»);

б) Дополнительные отчисления.

В результате практически все федеральные и региональные налоги (в пределах доли территориальных бюджетов в целом) остаются.

3. В бюджетах муниципальных образований. Однако и после этого в большинстве районов (в 16) средств не хватало. Поэтому дополнительно было выделено 690 млн. руб. в виде субвенций на зарплату, питание, медикаменты, поддержку средств массовой информации.

Информация о работе Муниципальные финансы и направления их развития в современных условиях