Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 23:23, курсовая работа
Эффективное осуществление регулирующей функции государства в экономической сфере предполагает предупреждение, выявление и пресечение финансовых правонарушений, наличие хорошо отлаженной, действенной системы государственного контроля, выявляющей финансовые правонарушения, препятствующие правовому и экономическому развитию безопасности страны. Контроль – один из важнейших элементов системы управления. Только посредством применения систем контроля организация способна обеспечить достижение своих целей. Ослабление контроля означает снижение ответственности за порученное дело. В связи с этим целью курсовой работы является изучение организации контроля в системе государственного управления.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) УПРАВЛЕНИЯ………….6
1.1 Роль контроля в системе управления……………………………………….6
1.2 Особенности контроля и его подходы……………………………………….9
2. ВИДЫ КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ…………………………………………………………………..19
2.1 Финансовый контроль ………………………………………………………19
2.2 Административный контроль……………………………………………….22
2.3 Служебный контроль………………………………………………………..24
3.АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ………………………………………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) УПРАВЛЕНИЯ………….6
1.1 Роль контроля в
системе управления………………………………
1.2 Особенности контроля и его подходы……………………………………….9
2. ВИДЫ КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО
УПРАВЛЕНИЯ……………………………………………………
2.1 Финансовый контроль ………………………………………………………19
2.2 Административный контроль……………
2.3 Служебный контроль………………………………
3.АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
КОНТРОЛЯ В РОССИИ………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
Контроль является одной из важнейших функций государственного управления вне зависимости от исторического времени, политического режима и других условий. Вопрос современной России - ее становление, как динамично развивающегося государства. Россия располагает огромным национальным богатством. Оно требует не только организации и осуществления работы по его приращению, но и правильного его использования, сохранности и хорошо организованного и налаженного управления и контроля.
Достижение целей развития
Российского государства
Эффективное осуществление
регулирующей функции государства
в экономической сфере
Контроль – один из важнейших элементов системы управления. Только посредством применения систем контроля организация способна обеспечить достижение своих целей. Ослабление контроля означает снижение ответственности за порученное дело.
В связи с этим целью курсовой работы является изучение организации контроля в системе государственного управления.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
Объектом исследования курсовой работы является система государственного управления.
Предмет исследования - организация контроля в системе государственного управления.
При написании работы, в
качестве теоретической базы были использованы
труды российских авторов, таких
как Радченко А.И., Сенчагов В.К., Кочерин
Е.А., нормативные документы, учебные
пособия и экономические
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Роль контроля в системе управления
Слово «контроль» происходит от французского «controle», что в буквальном переводе означает вторичная запись с целью проверки первой.
По мнению психологов, контрольная составляющая присуща любому человеческому действию, в котором всегда есть ориентировочная, исполнительная и контрольная часть. Очевидно, что контроль составляет необходимую и существенную часть управления. В связи с этим выделяется управленческий контроль - одна из необходимых функций управления, без которой не могут быть реализованы в полной мере все другие его функции: планирование, организация, регулирование и т.д. Контроль, является обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами, так как такое управление влечет за собой ответственность перед обществом.
Контроль - это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Контролировать - вовсе не значит только вскрывать недостатки: необходимо анализировать любые отклонения - как в сторону ухудшения, так и в сторону улучшения показателей, надо выявлять и положительный опыт, с тем, чтобы своевременно поддерживать новое, прогрессивное, создать возможности для его широкого распространения. Сила контроля состоит именно в том, что он помогает аккумулировать передовой опыт, находит наиболее эффективные методы и пути улучшения деятельности социальных систем.
Контроль - это скорее способ взаимного согласования действий, чем инструмент директивного воздействия на подчиненных. Джеффри Викерса говорил, что "Контроль не означает власти А над В. В самом деле, там, где в этом нуждались, контроль неэффективен. Чем лучше работает организация, тем меньше требуется такого вторжения власти. В идеале контроль опосредуется не властью, а информацией, и эта информация поднимается, опускается и уходит в сторону внутри хорошо работающей организации, и эффект ее зависит от уместности, а не источника. Обязанности структурированы, но контроль взаимен"[17].
Цель контроля - информационная прозрачность объекта управления для возможности принятия эффективных решений. В общем процессе управления контроль выступает, как элемент обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых решений, планов, а также норм и нормативов. Поэтому контроль выступает одним из главных инструментов выработки политики и принятия решений, обеспечивающих нормальное функционирование системы и достижение ею намеченных целей.
Очевидно, что с изменением условий хозяйствования контроль приобретает характер основы, присутствующей на всех уровнях управления организацией, и обеспечивает оптимальный ход процесса управления на всех других его стадиях (планирование, организация, мотивация, контроль и учет). При этом особенность контроля заключается в его двойственной роли в процессе управления. В результате глубокой интеграции контроля и других элементов процесса управления на практике невозможно определить круг деятельности для работника таким образом, чтобы он относился только к какому-либо одному элементу управления без его взаимосвязи и взаимодействия с контролем. Любая управленческая функция обязательно интегрирована с контрольной. Поэтому правомерно утверждать, что контроль организации является: неотъемлемым элементом каждой стадии процесса управления.
Итак, организационные формы и методы контроля задаются структурой и процессом системы управления, а его возможности определяются, прежде всего, тем, насколько четко определены полномочия и ответственность подразделений и работников аппарата управления. Поэтому контроль наиболее успешен тогда, когда он адекватен природе и требованиям, уровню организации и характеру деятельности контролируемого объекта.
1.2 Особенности контроля и его подходы
Любое государство создает
эффективную систему
Менеджмент в государственной службе имеет много общего с менеджментом в коммерческой фирме. Но в то же время менеджмент в государственной службе представляет собой один из видов специального менеджмента, который изучает особенные черты, специфику проявления функций, а также особые закономерности и тенденции, отличающие менеджмент в государственной службе от менеджмента в других сферах [15].
Особенности менеджмента в государственной службе проявляются, прежде всего, в целях, методах оценки результатов, отчетности, процедурах контроля, ответственности и системах стимулов. Реализация каждой функции менеджмента в государственной службе обладает соответствующей спецификой:
Особенности контроля исполнения управленческих решений четко проявляются в принципах и требованиях, предъявляемым к осуществлению контроля в органах государственного управления.
Контроль базируется на общих
и частных принципах контроля
исполнения распорядительных документов
органов государственного управления.
Из каждого принципа вытекает определенное
требование, которым следует
К общим принципам контроля в органах государственного и муниципального управления относится:
- гласность контроля (средства массовой информации о результатах контроля органов управления).
Общие принципы контроля органов государственного и муниципального управления отражают социально-политическую сторону контроля.
К методам контроля в органах государственного управления относятся:
В органах государственного управления осуществляется предварительный, текущий и заключительный контроль.
Предварительный контроль используется в трех ключевых областях:
- к человеческим ресурсам;
- материальным ресурсам;
- финансовым ресурсам.
Предварительный контроль исполнения осуществляется в период подготовки постановлений и распоряжений и последующей постановки утвержденных документов на контроль. К этой работе должны привлекаться все заинтересованные структурные подразделения, которые в дальнейшем будут реализовывать распорядительные документы на практике. Также необходима информация об исполнении подобных распоряжений в прошлом и анализ существовавших отклонений с предложением путей их преодоления. Все это позволяет обеспечить актуальность принимаемых решений и уже на стадии подготовки предусмотреть неукоснительное их исполнение [17].