Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 23:23, курсовая работа
Эффективное осуществление регулирующей функции государства в экономической сфере предполагает предупреждение, выявление и пресечение финансовых правонарушений, наличие хорошо отлаженной, действенной системы государственного контроля, выявляющей финансовые правонарушения, препятствующие правовому и экономическому развитию безопасности страны. Контроль – один из важнейших элементов системы управления. Только посредством применения систем контроля организация способна обеспечить достижение своих целей. Ослабление контроля означает снижение ответственности за порученное дело. В связи с этим целью курсовой работы является изучение организации контроля в системе государственного управления.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) УПРАВЛЕНИЯ………….6
1.1 Роль контроля в системе управления……………………………………….6
1.2 Особенности контроля и его подходы……………………………………….9
2. ВИДЫ КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ…………………………………………………………………..19
2.1 Финансовый контроль ………………………………………………………19
2.2 Административный контроль……………………………………………….22
2.3 Служебный контроль………………………………………………………..24
3.АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ………………………………………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
Текущий контроль исполнения осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Регулярная проверка работы, обсуждение возникающих проблем и предложений по усовершенствованию работы позволит исключить отклонения от намеченных шагов по исполнению документа. Если же позволить этим отклонениям развиться, они могут перерасти в серьезные трудности. Таким образом, необходима постоянная обратная связь субъекта управления с объектом управления.
Системы обратной связи позволяют
руководству выявить множество
непредвиденных проблем и скорректировать
свою линию поведения так, чтобы
избежать отклонения от наиболее эффективного
пути исполнения документа. Планы и
организационные мероприятия - это
лишь намерения достичь такого состояния,
какое хотелось бы видеть в будущем
руководству. Множество разнообразных
обстоятельств может
Контроль должен иметь
стратегический характер, т.е. поддерживать
цели и задачи той структуры, той
организации, в интересах которых
он существует. Одна из важнейших задач
контроля в связи с этим состоит
в обеспечении действенности
принимаемых решений, реализации задуманных
планов и нацеленности на практические
результаты. Администрация обязана
обладать способностью вовремя фиксировать
свои ошибки и исправлять их до того,
как они повредят достижению целей.
Когда она достигает желаемых
целей и в состоянии
Необходимо гибко реагировать на реальные условия и совершенствовать деятельность управления, изначально заняв активную позицию, для эффективной работы в долгосрочном плане.
Итак можно сказать, что контроль исполнения решений - одна из главных функций управления. Система контроля - неотъемлемая часть любой управляющей организации. Нельзя не согласиться с представителями современного менеджмента в том, что только посредством применения систем контроля организация способна обеспечить достижение своих целей. Сущность контроля заключается в фиксировании адекватности целям решений направления, управленческих действий и результата этих действий. Контроль в конечном итоге устанавливает насколько изменение объекта доведено до его запланированного состояния. Иными словами, насколько достигнутый результат соответствует цели, выраженной в проекте. Контроль, ориентированный на конечный результат, вместе с тем составляет часть всего процесса исполнения решения, так как начинается он с момента реализации проекта.
К контролю исполнения предъявляется ряд требований, которые вытекают из общих и частных принципов контроля, игнорирование которых приводит к неэффективности контроля за исполнением решений.
Ход процесса исполнения решений
во многом зависит от того, в какой
мере управляющий орган
Контроль исполнения решений и есть тот механизм, который привлекает внимание руководства к возникающим противоречиям между поведением управляющих и изменившимися условиями их деятельности, стимулирует поиск новых приемов реализации управленческих функций.
Помимо общих для всех систем черт контроль имеет немало особенностей применительно к разным системам управления и к разным видам управленческой деятельности. В этой связи выделяют следующие основные аспекты контроля:
В случае трудностей с осуществлением постоянного контроля за всей деятельностью системы управления большое значение приобретает выбор объектов контроля. Необходимо тщательно вычленить период, охватываемый контролем; произвести оценки различных вариантов выбора объектов контроля; определить значимость избранного объекта контроля для деятельности всей системы в целом.
Важно, чтобы контроль был систематическим и динамичным, охватывал все сферы общественной деятельности. Контроль стратегических пунктов позволяет ориентироваться комплексно и значительно быстрее, чем контроль каждого отдельного вопроса. Контроль всех функций более трудоемок, не оставляет свободного времени для самоконтроля, позволяет контролируемым давать неточные данные и т.п
Три основных вида контроля(отличающиеся по структуре деятельности и целям): предварительный, текущий и заключительный. Эти виды контроля имеют одну цель: фактически получаемые результаты были как можно ближе к требуемым. Различаются они только временем осуществления.
Предварительный (опережающий) контроль осуществляется до фактического начала исполнения распоряжений. Позволяет компенсировать инерционность системы и базируется на предвидении.
Одним из важнейших этапов
предварительного контроля является установление
стандартов выполнения, то есть показателей
эффективности, на основании которых
происходит оценка работы подразделений
по исполнению документов. Основными
средствами осуществления предварительного
контроля является реализация (не создание,
а именно реализация) определенных
правил, процедур и линий поведения.
Поскольку правила и линии
поведения вырабатываются для обеспечения
выполнения распорядительных документов,
то их строгое соблюдение - это способ
убедиться, что работа развивается
в заданном направлении. Поэтому
на практике необходимо определить правила
делопроизводства в контрольной
области, которые должны быть едиными
для всех подразделений, писать четкие,
недвусмысленные должностные
Текущий контроль предполагает три этапа:
1. Установление нормативов, по которым определяется исполнение распорядительного документа.
Текущий контроль не проводится одновременно с выполнением самой работы. Скорее он базируется на измерении фактических результатов, полученных после проведения работы, направленной на выполнение распорядительного документа. Для того, чтобы осуществлять текущий контроль таким образом, аппарату управления необходима обратная связь, т.е. данные о полученных результатах.
Заключительный контроль
исполнения (контроль выполнения или
результирующий контроль) ставит своей
целью определение степени
В практической деятельности
итог заключительного контроля состоит
не только в оценке деятельности конкретных
подразделений, которые исполняли
данный распорядительный документ, но
и в выводах, в обобщенной форме
вскрывающих причины
На этапе сопоставления
полученных результатов с установленными
нормами, определяется, насколько достигнутые
результаты соответствуют ожиданиям,
насколько допустимы или
Система контроля может парализовать и дезорганизовать работу организации и будет скорее препятствовать, чем помогать достижению целей, предусмотренных в распорядительных документах. В подобных ситуациях достигается высокая степень контроля, но процесс контроля превращается, наоборот, в тормоз. Многие государственные программы были признаны неэффективными именно потому, что большая часть денег тратилась на управление программой и на обеспечение надлежащего контроля за ней, а не на реализацию сути самой программы. В таких случаях объектом контроля являлся в основном срок исполнения, а не содержание и надлежащее качество исполнения [12].
На заключительном этапе контроля оценивается его эффективность.
Система эффективного контроля - система, которая дает нужную информацию до того, как разовьется кризис. Контроль, также как и планы, должен быть гибким и приспосабливаться к происходящим изменениям.
Наиболее эффективный контроль - простейший контроль, с точки зрения тех целей, для которых он предназначен. Простейшие методы контроля требуют меньших усилий и более экономичны. Но самое важное состоит в том, что если система контроля слишком сложна и люди не понимают и не поддерживают ее, то такая система контроля не может быть эффективной [15].
Если суммарные затраты
на систему контроля превосходят
создаваемые ею преимущества, организации
лучше не использовать эту систему
контроля. Контроль должен быть экономичным.
Затраты на систему контроля состоят
из затрат времени, расходуемого на сбор,
передачу и анализ информации, а
также из затрат на все виды оборудования,
используемого для
Таким образом, теория менеджмента рассматривает контроль, как совокупность взаимосвязанных этапов, с четко определенными процедурами на каждом из этапов. Выполнение этих процедур является необходимым условием эффективного контроля.
система государственный контроль
2. ВИДЫ КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
2.1 Финансовый контроль
Финансовый контроль - это стоимостный контроль, который в отличие от других видов государственного контроля (санитарного, административного и др.) он имеет место во всех сферах общественного воспроизводства и потребления, потому сопровождает весь процесс движения денежных средств и фондов, включая и стадию осмысления финансовых результатов.
Государственный финансовый контроль - контроль законодательных и исполнительных органов власти, а также специально созданных учреждений контролирующих финансовую деятельностью всех экономических субъектов с применением особых методов. Он включает контроль за соблюдением финансового законодательства в процессе формирования и использования бюджетных средств, оценку экономической эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов.
Поскольку финансовая система государства охватывает все виды денежных средств и фондов (как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов), государственный финансовый контроль является многоуровневым и всесторонним.
Государственный финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права государства и его учреждений. Нарушения в финансовой системе государства влекут за собой санкции и штрафы.
Финансовый контроль со стороны государства негосударственной сферы экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие обязательные платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных правил организации денежных расчетов, ведения бухгалтерского учета и отчетности. Следовательно, государственный финансовый контроль - важный элемент системы управления финансами.
Следовательно, важную роль в осуществлении государственного финансового контроля играет уровень организации учета и отчетности в стране - бухгалтерского, бюджетного, налогового. Ведь бухгалтерская и отчетная документация - главный объект финансового контроля.
Наблюдаются и новые тенденции в развитии финансового контроля в России. Сужается сфера действий государственного финансового контроля и меняется его содержание. Он все более концентрируется на сфере макроэкономических процессов, включая контроль за стоимостными пропорциями движения ВВП, денежной массой, формированием и использованием фондов денежных средств, поступающих в распоряжение государства. Происходит определенный сдвиг от последующего контроля в сторону предварительного, чем и призваны заниматься органы федерального казначейства. Одновременно расширяется сфера действий негосударственного финансового контроля со стороны аудиторских фирм, кредитных организаций и т.д.
Субъектами оперативного управления финансами в Российской Федерации являются Министерство финансов Российской Федерации и другие финансовые контролирующие органы. Важным звеном государственных финансов является государственный кредит. В зависимости от вида кредитора, рынка размещения займов, валюты и других характеристик государственный кредит подразделяется на внутренний и внешний долг государства.