Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 23:23, курсовая работа
Эффективное осуществление регулирующей функции государства в экономической сфере предполагает предупреждение, выявление и пресечение финансовых правонарушений, наличие хорошо отлаженной, действенной системы государственного контроля, выявляющей финансовые правонарушения, препятствующие правовому и экономическому развитию безопасности страны. Контроль – один из важнейших элементов системы управления. Только посредством применения систем контроля организация способна обеспечить достижение своих целей. Ослабление контроля означает снижение ответственности за порученное дело. В связи с этим целью курсовой работы является изучение организации контроля в системе государственного управления.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) УПРАВЛЕНИЯ………….6
1.1 Роль контроля в системе управления……………………………………….6
1.2 Особенности контроля и его подходы……………………………………….9
2. ВИДЫ КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ…………………………………………………………………..19
2.1 Финансовый контроль ………………………………………………………19
2.2 Административный контроль……………………………………………….22
2.3 Служебный контроль………………………………………………………..24
3.АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ………………………………………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
Контролирующие органы верхнего предела государственного внутреннего долга и государственных внешних заимствований РФ, а также объем расходов на обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга:
Задачи финансового контроля:
Рассмотрев финансовый контроль, мы установили, что он является многоуровневым и всесторонним, а так же призван обеспечивать интересы и права государства и его учреждений. Нарушения в финансовой системе государства влекут за собой санкции и штрафы.
2.2 Административный контроль
Административный контроль
в государственном аппарате представляет
собой важную проблему, сравнительно
слабо разработанную в научном
отношении. Если давать упрощенную характеристику
административного контроля, то пришлось
бы прежде всего признать его резко
выраженную односторонность, воплощенную
в лозунге «Лови преступника!»,
со всеми вытекающими
Административный контроль, является элементом управления, поскольку предоставляет соответствующим органам информацию о том, что делается в учреждении, в исследуемых единицах, лишается главной части этой информации, которую может обеспечить только стремление к сотрудничеству той среды, в которой работает контролер. Это взаимодействие должно характеризоваться взаимным уважением.
Административный контроль включается в систему общего контроля через предоставление информации разным распорядительным центрам.
Сущность административного контроля заключается в том, чтобы установить:
- соответствует ли деятельность государственных (муниципальных) органов управления, учреждений, организаций, предприятий поставленным, взятым задачам;
- выполняются ли и как именно выполняются возложенные на них обязанности;
- каковы практические социально значимые результаты проделанной работы;
- имеются ли отклонения от поставленных целей;
- и если да, то каковы причины, что мешает работе, какими способами можно повысить ее эффективность, оптимизировать управляющее воздействие [17].
Административный контроль может обнаруживать и разрабатывать позитивные «контрольные факты», поскольку для выявления как негативных, так и позитивных «контрольных фактов» требуется тот же самый объем знаний. Если административный контроль настолько изучил учреждение, что собрал основательно документированный негативный материал, то он обычно располагает и позитивными фактами в таком объеме, что составление акта проверки со всесторонним освещением фактов не потребует очень большого дополнительного усилия. Оно рентабельно и оправданно, как с точки зрения принципов науки об администрировании, так и с позиций задач контроля, как информационного органа, поскольку дополнение негативных фактов положительными заменяет дезинформацию целостной информацией.
Необходимо подчеркнуть,
что действие контроля, основанное
на модели «контрольного факта», вообще
не позволяет использовать его в
качестве инструмента борьбы за оптимизацию
действий. Даже нарушения принципа
оптимизации не будут им замечены,
если не обнаружатся нарушения
2.3 Служебный контроль
Служебный контроль – контроль стратегических пунктов, которые дают полную картину всей деятельности и выявляет возможные недостатки. Сущность служебного контроля состоит в следующем: чтобы полностью ориентироваться в том, что делается в контролируемом структурном подразделении, все ли функции осуществляются должным образом, не нужно контролировать каждую функцию или каждого работника.
В качестве примера можно привести отдел территориального управления. Стратегическими пунктами в нем (помимо других) могут быть следующие:
Ясно, что для каждого отдела или других административных единиц сетка стратегических пунктов контроля будет иной. Контроль этих пунктов позволяет ориентироваться комплексно и значительно быстрее, чем контроль каждою отдельною вопроса. Контроль всех функций более трудоемок, не оставляет свободного времени для самоконтроля, позволяет контролируемым давать неточные данные и т. и. Практический вывод может быть следующим, везде, где это возможно и где руководитель может разработать стратегическую сетку, традиционный контроль всех функций должен быть заменен стратегическим контролем.
Другой важной проблемой общего значения является перенос упора в контроле с прошлого на будущее, ибо лучше с 75% уверенностью предвидеть ошибку, которая может случиться в будущем, если не предпринять определенные шаги, чем имей, 100% знание о происхождении ошибки, которая уже произошла.
Невозможно, разумеется, дать
общие рецепты по организации
контроля, направленного в будущее,
так как это можно сделать
только для конкретных руководящих
постов. Зная работника, уровень его
квалификации, практический опыт и
добросовестность, а также ориентируясь
в степени и характере
В конечном счете при проведении служебного контроля управленца интересует устранение потерь. Несравненно полезнее контроль факторов, чреватых потенциальными ошибками, нежели контроль, ориентированный исключительно на вскрытие совершенных ошибок.
Широко распространенной
ошибкой в практике руководителей
является то, что им зачастую недостаточно
факта хорошо выполненной подчиненным
работы. У руководителя нередко создается
впечатление, что задание можно
было бы выполнить значительно лучше,
и он выбрал бы иной вариант исполнения.
Такая оценка означает, что подчиненный,
желая получить одобрение, должен как
бы воплотиться в личность начальника,
что невыполнимо да и не требуется
в результате у подчиненного возникает
чувство беспомощности и
Руководитель, столкнувшийся
с непредвиденным поведением подчиненного
(способом решения проблемы), должен
подавить в себе психологически понятную
неприязнь к чему-то неизвестному
и задаться вопросом: содержит ли представленная
ему работа ошибки, поддающиеся интерсубъективной
проверке, иными словами, такие ошибки,
наличие которых может
Оценка работника должна
касаться степени выполнения им своих
заданий. Субъективный подход усложняет
взаимопонимание начальника и подчиненного.
Ведь трудно найти человека, который
согласится с оценкой, что он «недостаточно
энергичен», «не слишком достоин
доверия» или «малоинициативен». Если
же принять за исходный пункт порученные
задания и результаты, полученные
при их осуществлении, то это может
дать большую вероятность
Исследования в ряде государственных учреждений показали, что в организациях после вынесения оценок в период аттестации, основанных на результатах работы, производительность труда увеличилась более чем в 2 раза. А те работники, которые оказались неспособными трудиться добросовестно, предпочли найти такое место работы, где оценки проводились не по результатам работы, а по личным качествам.
Итак, следует сказать, что в настоящее время служебный контроль дает полную картину деятельности учреждения и выявляет важные недостатки. Несмотря на то, что контроль производится по стратегическим пунктам.
3.АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ
Анализируя финансовый контроль мы можем сказать, что сужается сфера действий государственного финансового контроля и меняется его содержание. Он все более концентрируется на сфере макроэкономических процессов, включая контроль за стоимостными пропорциями движения ВВП, денежной массой, формированием и использованием фондов денежных средств, поступающих в распоряжение государства. Происходит определенный сдвиг от последующего контроля в сторону предварительного, чем и призваны заниматься органы федерального казначейства. Одновременно расширяется сфера действий негосударственного финансового контроля со стороны аудиторских фирм, кредитных организаций и т.д.
При анализе административного контроля можно отметить, что он может обнаруживать и разрабатывать позитивные «контрольные факты», поскольку для выявления как негативных, так и позитивных «контрольных фактов» требуется тот же самый объем знаний. Если административный контроль настолько изучил учреждение, что собрал основательно документированный негативный материал, то он обычно располагает и позитивными фактами в таком объеме, что составление акта проверки со всесторонним освещением фактов не потребует очень большого дополнительного усилия. Оно рентабельно и оправданно, как с точки зрения принципов науки об администрировании, так и с позиций задач контроля, как информационного органа, поскольку дополнение негативных фактов положительными заменяет дезинформацию целостной информацией.
Анализ служебного контроля показывает, что он полезен для любого учреждения и помогает выявлять, как положительную, так и отрицательную картину деятельности. Служебный контроль не только полезен, но и важен для устранения недостатков в определенных стратегических пунктах.
Многие острые социально-экономические и финансовые проблемы происходят не только из-за кризисных явлений, но и несвоевременно принятых мер по их предупреждению, недостаточно продуманных управленческих действий и решений, а также отсутствия эффективного контроля, надлежащего спроса с должностных лиц.
Следовательно, действенный контроль - необходимое условие сильной власти, важнейший механизм повышения эффективности и результативности государственного управления во всех звеньях и на всех уровнях.
Итак, проанализировав виды и методы контроля можем сделать акцент на то, что следует наладить организационное и нормативное обеспечение взаимодействия различных контрольных и надзорных органов и координации их деятельности. Так же важно систематизировать определение основополагающих понятий - государственный контроль и надзор, объект и предметы, формы и методы контрольной и надзорной деятельности государства. Чтобы усовершенствовать финансовый контроль необходимо уточнение ответственности государственных должностных лиц за нарушения требований закона при исполнении федерального бюджета и внебюджетных фондов, а также при распоряжении государственной собственностью; конкретизация наступления ответственности должностных лиц за неисполнение предписаний Счетной палаты и других контрольных органов. Важно усилить контроль, осуществляемый Министерством Российской Федерации по налогам и сборам за деятельностью своих территориальных управлений. Целесообразно разработать единые критерии проведения, обобщения и планирования контрольных мероприятий для всех субъектов государственного управления и контроля. Необходимо придать органам государственного контроля (надзора) статус самостоятельных органов исполнительной власти и закрепления государственных контрольных и надзорных полномочий и функций исключительно за государственными служащими с выведением за рамки государственной службы деятельности, связанной: с проведением, экспертиз и исследований, которые требуют специальных научно-технических познаний. Очень важно повысить прозрачность схемы распределения бюджетных средств на функции государственного контроля.