Образование органов местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 19:23, реферат

Описание работы

Цели исследования состоят, во-первых, в попытке возможно более полного системного анализа правовых аспектов сущности местного самоуправления как одной из основ конституционного строя Российской Федерации, важнейшей составной части системы демократии в нашей стране. Во-вторых, в исследовании понятия, существенных признаков, функций местного самоуправления, выявлении глубинных связей и опосредований, реально складывающихся между содержанием и функциональными проявлениями местного самоуправления и механизма народовластия.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
I. Понятие, функции, порядок формирования и полномочия органов местного самоуправления в гражданском обществе……………………………7
II.Структура органов местного самоуправления, правовые основы организации их деятельности……………………………………………………..14
III. Органы местного самоуправления в системе управления Российской Федерации………………………………………………………………………20
IV.Особенности функционирования органов местного самоуправления в Германии …………………………………………………………………23
V. Основные направления по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации…………………………….26
Заключение……………………………………………………………………………………34
Список используемых источников ………………………………………… 41

Файлы: 1 файл

Государственное и муниципальное управление.docx

— 58.25 Кб (Скачать файл)

 

Законодательство субъектов  Российской Федерации направлено на управление деятельностью органов  местного самоуправления в отношении  принятия решений по вопросам местного значения.

 

Муниципальные нормативно-правовые акты устанавливают формы осуществления  деятельности органами местного самоуправления на конкретной территории муниципального образования.

 

Местное самоуправление на территории общественного объединения  может осуществляться в форме  непосредственного или опосредованного  управления.

III. Органы местного самоуправления в системе управления Российской Федерации

В современном мире самоуправление остается важным институтом демократии. Едва выделившись из муниципальных  сообществ, органы местного самоуправления становятся необходимым инструментом политической борьбы и политического воспитания граждан, особенно в государствах и обществах, находящихся в процессе демократического становления.

Цель создания местного самоуправления - уход от централизации власти в  государстве. Если в государстве  такая централизация доведена до максимума, то убивается всякое творчество на местах и в конце концов власть сводиться к творчеству главы государства, что является прямым путем к тоталитаризму. Создание еще одного не подчиненного государственной власти уровня управления, в котором участвуют граждане, как раз развивает творчество населения в области управления.

 Одним из инструментов, позволяющих населению Российской  Федерации осуществлять конституционное  право на местное самоуправление, являются органы местного самоуправления. 

Органы местного самоуправления - выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему  органов государственной власти.

Эти органы осуществляют два  типа функций, объективно присущих каждому  муниципальному образованию: представлять его интересы (проектная функция) и реализовывать эти интересы (программная функция). Представление  интересов заключается в их выявлении  и разработке в итоге проекта  развития муниципального образования, а также в принятии необходимых  решений, создающих правовую базу для  реализации проекта, в форме правовых актов.

Реализация интересов  обеспечивается путем разработки и  исполнения программы деятельности органов местного самоуправления, направленной на осуществление проекта.

Этим двум функциям и соответствуют  два типа органов – представительные и исполнительные. Речь идет не о  принципе разделения властей, а именно о классификации органов местного самоуправления по типу исполняемых ими функций, связанных с управлением муниципальным хозяйством. Возможны совмещение функций представительного и исполнительного органов в одном органе, «сужение» органа до одного должностного лица, расширение органа до всего состава избирателей муниципального образования (сход) и другие модификации систем органов местного самоуправления.  

 Органы местного самоуправления  наделяются в соответствии с  уставами муниципальных образований  собственной компетенцией в решении  вопросов местного значения.  
     Наименования органов местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с настоящим Законом с учетом национальных, исторических и иных местных традиций. 
     Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается. 
     Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.    

Органы местного самоуправления муниципального образования обладают: 
    1) полномочиями по решению вопросов, отнесенных к предмету ведения местного самоуправления Федеральным законом и настоящим Законом; 
    2) отдельными государственными полномочиями, которыми они наделены федеральными законами и законами Ставропольского края; 
    3) отдельными государственными полномочиями, которые переданы им органами государственной власти на основании договора; 
    4) полномочиями, переданными органами местного самоуправления других муниципальных образований на договорной основе; 
    5) полномочиями, переданными членами местного сообщества, иными гражданами, а также организациями.

Органы местного самоуправления не входят в систему  органов государственной власти. Осуществление местного самоуправления органами государственной власти и  государственными должностными лицами не допускается.    

 Органы местного самоуправления  наделяются в соответствии с  уставами муниципальных образований  собственной компетенцией в решении  вопросов местного значения.

Можно сделать вывод, что  определенная самостоятельность в  решении вопросов местного значения, составляющая необходимый признак  местного самоуправления, не может  существовать вне единой государственной  экономической, социальной, идеологической и другой политики. Местное самоуправление не может находиться вне системы  государственно-властных отношений  и быть абсолютно независимым  от государства. Многие объективные  тенденции, свойственные современному положению местного самоуправления в государственном механизме, свидетельствуют  об общих для демократических  государств принципах: децентрализации управления, самоорганизации граждан, законности, осуществления публично-властных полномочий на уровне, позволяющем достичь наибольшей их эффективности.

Можно предположить, что  компетенция органов местного самоуправления начинается там, где заканчивается  компетенция органов государственной  власти.

IV. Особенности функционирования органов местного самоуправления в Германии

 

Особенности органов местного самоуправления в Германии. В Германии очень развито  местное самоуправление и является основным элементом общества и государства. Модель политического устройства органов  местного самоуправления Германии, по мнению аналитиков, является самой  эффективной в мире, позволяющей  успешно выполнять функции и  задачи, возложенные на него.

 

Сама государственная власть в  Федеральной Республике Германии представляет собой вертикальное разделение власти, где присутствуют федеральные органы управления, органы управления 16 федеральных  земель, районные органы власти и властные структуры коммунальных корпораций, основанные на принципах самоуправления.

 

Каждая земля, из 16 федеральных  земель, наделена правом, принимать  решение по вопросам своего территориального объединения самостоятельно, а задачей  федерального центра является предоставление ей такого права на основании статьи 28 Основного закона Республики. Несмотря на широту возможностей различной организации  местного самоуправления, предоставленных  законодательной базой страны, местное  самоуправление практически во всех федеральных землях устроено одинаково.

 

Органы местного самоуправления действуют  на уровне отдельных общин, поселений  и муниципальных районов, а государство  призвано, чтобы помогать им. Помощь со стороны органов государственной  власти выражается через предоставление этим структурам юридического права  владеть и распоряжаться кадровым, организационным, плановым, правотворческим, финансовым и налоговым потенциалом. Само же государство не вправе вмешиваться во внутреннее ведение дел органов местного самоуправления и оказывать влияние на них.

 

Перечень полномочий органов местного самоуправления складывается из собственных  полномочий и делегированных государством на добровольной и обязательной основе.

 

В перечень собственных полномочий входит:

 

- обеспечение населения водой,  электроэнергией, теплом и газом;

 

- предоставление жилищно-коммунальных  услуг (очистки сточных вод,  вывоза мусора, функционирование  канализационного сброса) и развитие  отрасли жилищно-коммунального хозяйства;

 

- определение планировки территории;

 

- проведение строительства местных  дорог, лечебных и образовательных  учреждений, спортивных сооружений, парков, домов для пожилых граждан,  кладбищ и их текущего содержания;

 

- содержание, ремонт и обновление  транспортного оборудования местного  значения.

 

Перечень делегированных полномочий включает в себя:

 

- обеспечение общественной безопасности  населения;

 

- решение вопросов, касающихся  гражданства и прописки;

 

- ведение и учет записи актов  гражданского состояния;

 

- организация деятельности органов  государственной статистики на  местах;

 

- регулирование дорожного движения;

 

- регистрация и учет транспортного  оборудования местного значения, и взимание налогов с их  владельцев;

 

- организация и проведение выборной  компании;

 

- развитие местной инфраструктуры;

 

- проведение работы с подростками  и молодежью;

 

- стимулирование к ведению фермерского  хозяйства;

 

- выдача разрешений на осуществление  промысловой деятельности, строительства;

 

- контроль за деятельностью лесного и рыбного хозяйства;

 

- сохранение культурного достояния  страны в рамках своей федеральной  земли.

 

До конца 1999 года в Германии использовались различные модели организации структуры  местного самоуправления. В начале 2000 года и действующая по настоящее  время была выбрана южно-германская модель, зарекомендовавшая себя как  наиболее эффективная модель местного самоуправления. Данная модель основана на проведении прямых выборов и избрании бургомистра, одновременно возглавляющего представительный и исполнительный органы власти, и способствует достижению согласованности между местной  администрацией и депутатским корпусом местного представительного органа.

 

Германская система местного самоуправления характеризуется стабильностью  структурных подразделений администраций  и чиновников. Чиновники всех уровней  назначаются пожизненно, структурные  подразделения администраций функционируют  десятилетиями и не вносят изменений  в принципы организации своей  деятельности. При избрании нового мэра или бургомистра федеральной  земли, может поменяться только его  советник, секретарь и помощник.

 

V. Основные направления по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации

 

Возможными путями развития местного самоуправления в России могут быть:

 

1.Организация деятельности представительного  органа через иерархию. Включает  в себя системы контроля и  подчинения. Каждый элемент системы  наделен своими функциями и  задачами и действует в автономном  режиме от других подсистем.  Главной фигурой в рамках иерархической системы является руководитель муниципального образования, который создает консультационный центр для правительственных властей и представительного органа, действующего на местах. Для оптимальной деятельности органов местного самоуправления рекомендуется внутри иерархичной системы создавать унитарную систему, которая позволит внести ясность, четкость и идентичность в функции, выполняемые органами местного самоуправления.

 

2.Организация деятельности органов  местного самоуправления через  использование рыночных механизмов. Основными целями этой системы  являются:

 

- создание конкурентных преимуществ  отечественной продукции на мировом  рынке и освоение рыночного  пространства;

 

- наличие большого числа предприятий,  оказывающих различные и аналогичные  услуги для обеспечения выражения  покупательских предпочтений;

 

- обеспечение качественного оказания  услуг и установление соответствующей  платы за них;

 

- использование контрактов для  более эффективного управления  отношениями в общественном секторе;  Заключение контрактов должно  происходить на конкурсной основе  между местными властями и  невыборными агентствами, чтобы  центр мог самостоятельно определять, с кем ему сотрудничать.

 

3. Организация деятельности общественной  структуры через координацию  различных социальных, политических  и экономических интересов. По-другому  называется сетевой моделью. Характеризуется  одновременным доминированием общественности  и местных органов власти, ведущая  к достижению взаимных интересов.  Такая организация управления  сопровождается открытой коммуникацией,  взаимопониманием, что позволяет  сделать сетевую модель более  эффективной. Особенностями формирования  сетевой модели являются:

 

- взятие ответственности граждан  за обеспечение нужд и интересов  местного сообщества;

 

- наличие права быть включенными  в политический процесс и вносить  свои предложения по улучшению  жизни горожан.

 

Дальнейшее совершенствование  системы местного самоуправления в  России планируется проводить в  соответствии с указом Президента России от 02.11.2007 «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления».

 

Для дальнейшего совершенствования  системы местного самоуправления необходимы достижения следующих показателей:

 

- удовлетворенность качеством  государственных и муниципальных  услуг 90% граждан к началу 2018 года;

 

- организация свободного доступа  к получению государственных  и муниципальных услуг к 2015 году более чем для 90% всего  населения по месту пребывания  и многофункциональных центрах;

 

- возможность получения государственных  и муниципальных услуг через  электронный формат на начало 2018 года для 70% и более процентов  граждан от числа населения  России;

 

Информация о работе Образование органов местного самоуправления