Организационные основы формирования судебной системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 11:05, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является исследование организационных основ формирования судебной системы РФ.
В соответствии с поставленной целью в работе сформулированы следующие задачи:
изучить понятие организационных основ местного самоуправления и судебной системы;
изучить систему органов судебной власти как элемент организационной основы судебной системы;
изучить принципы построения судебной системы. Принципы правосудия;
изучить принципы организации работы судов в России;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СИСТЕМА ОРГАНОВ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ 5
1.1. ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ОСНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ 5
1.2. СИСТЕМА ОРГАНОВ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ КАК ЭЛЕМЕНТ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ОСНОВЫ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ 6
ГЛАВА 2. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СУДОВ КАК ЭЛЕМЕНТ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ОСНОВЫ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ 9
2.1. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ. ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ 9
2.2 ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СУДОВ В РОССИИ 13
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ. СУДЕБНЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37

Файлы: 1 файл

Система ГМУ_Судебная система.doc

— 201.50 Кб (Скачать файл)

Суды общей  юрисдикции – Верховный Суд РФ, верховные суд республик, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных округов, городские суды г. Москвы и г. Санкт-Петербурга, федеральные районные суды, мировые судьи, военные суды. Председатели и судьи Верховного и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации, председатели судов общей юрисдикции, кроме мировых судей, назначаются Президентом РФ по рекомендации Верховного Суда РФ или Высшей квалификационной коллегии. Мировые судьи избираются гражданами судебных участков или назначаются законодательными собраниями субъектов РФ.

Суды общей  юрисдикции осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам, трудовым спорам, делам, возникающим из административных правоотношений16. Они рассматривают дело по первой и по второй инстанции; удостоверяют некоторые важные юридические факты, вправе признавать недействующими нормативные акты органов и должностных лиц исполнительной власти соответствующей ступени.

Возглавляет суды общей юрисдикции Верховный Суд РФ – высший судебный орган по уголовным, гражданским, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. В его ведение не входят конституционная и арбитражная юстиция. Верховный Суд РФ иногда выступает в качестве суда первой инстанции. В установленных законом процессуальных формах он осуществляет надзор за деятельностью других судов. Верховный Суд РФ дает разъяснения по вопросам судебной практики; рассматривает также вопросы о соответствии законам актов центральных органов исполнительной власти. Признанные недействующими акты или положения утрачивают юридическую силу со дня вступления в силу решения Верховного Суда РФ.

Верховный Суд  РФ действует в составе пленума, президиума, трех судебных коллегий. Пленум – весь состав Суда, созываемый не реже одного раза в четыре месяца. В его заседаниях в обязательном порядке участвуют Генеральный прокурор и министр юстиции. Пленум обобщает судебную практику, рассматривает представления Генерального прокурора и министра юстиции, заслушивает сообщения председателей судов субъектов РФ, военных судов о практике применения законодательства, утверждает составы названных выше трех судебных коллегий.

В состав президиума Верховного Суда РФ входят Председатель, его заместители  и несколько судей, утверждаемых Советом Федерации по представлению  Президента РФ. Президиум рассматривает дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, оказывает помощь судам, координирует их деятельность с Министерством юстиции РФ, анализирует судебную практику, судебную статистику, рассматривает организационные вопросы работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда РФ.

Судебные коллегии рассматривают  дела, относящиеся к их ведению, в  качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и  по вновь открывшимся обстоятельствам, обобщают судебную практику.

Высшие суды субъектов РФ, районные суды действуют в пределах своей территории.

Военные суды – разновидность судов общей юрисдикции. Они создаются в местах дислокации воинских частей и учреждений. Им подсудны уголовные, гражданские, административные дела, стороной в которых являются военнослужащие или лица, проходящие военные сборы. Существуют окружные, флотские и гарнизонные военные суды. В окружном военном суде рассматриваются дела по первой инстанции по гражданским и административным делам единолично судьей или в составе коллегии из трех судей, уголовные дела – в составе коллегии, одного судьи, трех судей, или судами присяжных. Окружной суд рассматривает также дела по второй инстанции. В гарнизонном суде рассматриваются дела только по первой инстанции.

Особое место в системе судов общей юрисдикции занимают суды с участием присяжных заседателей. Они рассматривают только уголовные дела, по которым обвиняемым грозит суровое наказание. Обвиняемые могут выбирать: будут рассматривать их дело профессиональные судьи или суд присяжных.

Суд присяжных заседателей  образуется при суде общей юрисдикции, субъекта РФ в составе судьи и 12 присяжных заседателей. Главные условия – российское гражданство, возраст 25-70 лет, не иметь судимости. Список присяжных заседателей составляется судом, они привлекаются к рассмотрению дела путем слепой выборки из списка. Присяжные заседатели решают лишь вопросы факта, а вопросы права решает судья. Присяжные совещаются и принимают решение отдельно, судья, также самостоятельно. Присяжные должны стремиться прийти к единому решению. Если это не достигнуто после трех часов их совещания, решение ими принимается по большинству голосов. Приговоры, вынесенные судом присяжных, обжалуются или опротестовываются в Верховный Суд РФ.

В систему судов общей  юрисдикции входят также мировые судьи.

Мировые судьи – суды общей юрисдикции субъектов РФ, но входящие в единую судебную систему России. Поэтому существует и Федеральный Закон о мировых судьях (1998 г.), и принятые в соответствии с ним законы субъектов РФ о мировых судьях, но количество мировых судей и судебных участков в субъектах РФ устанавливается Федеральным законом 1999 г. (с изменениями в 2000-2004 гг.). Мировые судьи могут быть назначены законодательными собраниями субъектов РФ или избраны населением судебного участка на срок, который установлен законом соответствующего субъекта РФ, но не более чем на пять лет. Повторное назначение или избрание осуществляется на срок не менее пяти лет, В большинстве законов субъектов РФ о мировых судьях закреплен принцип назначения мировых судей. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями определяется федеральными законами по административным делам – законами субъектов РФ. Финансирование мировых судей осуществляется из федерального бюджета, а материально-техническое обеспечение – соответствующим субъектом РФ.

Мировые судьи рассматривают (единолично) по первой инстанции ограниченную категорию дел. Они вправе:

1) рассматривать уголовные  дела, связанные с преступлениями, за которые предусмотрено наказание  в виде лишения свободы на срок, не превышающий трех лет;

2) издавать судебные  приказы; 

3) расторгать браки, если  отсутствует спор о детях, и  рассматривать другие дела, вытекающие  из брачно-семейных отношений; 

4) рассматривать имущественные  споры, если цена иска не  превыше 500 МРОТ;

5) рассматривать административные правонарушения;

6) разрешать трудовые  споры.

Участки мировых судей  создаются законами субъектов РФ, при этом численность их населения  должна составлять 15-30 тыс. человек.

Суды общей  юрисдикции не разрешают дела о соответствии Конституции РФ федеральных нормативных актов и нормативных актов субъектов РФ. Если же при рассмотрении конкретного дела суд приходит к выводу о неконституционности закона, иного правового акта, он не вправе применять его и должен обратиться с запросом по этому случаю в конституционный (уставный) суд. Вне рассмотрения конкретного дела суды общей юрисдикции могут проверять соответствие нормативных актов нижестоящих органов исполнительной власти нормативным актам вышестоящих органов и закону и принимать постановления, объявляя не соответствующие акты недействующими.

Практика работы различных учреждений, организаций, ведомств и т.п. свидетельствует о том, что результаты их деятельности во многом зависят оттого, кто их возглавляет. Это положение полностью распространяется и на работу судов. Значимость этого фактора возрастает в условиях отсутствия экономической стабильности, снижения уровня жизни населения, роста преступности, хронического недофинансирования судебной системы, существенного увеличения количества уголовных, гражданских и административных дел, когда фактическая нагрузка на судей и работников аппаратов судов превышает установленные нормы более чем в З раза17.

Каждую структурную  единицу (суд) судебной системы, кроме  мировой юстиции, в РФ возглавляет  председатель суда.

Председатель  районного суда выполняет те же функции, что и судья. Он не освобождается  от обязанностей рассматривать и  разрешать судебные дела; уголовные, гражданские, административные. Имея обязанности, председатель не утрачивает, соответственно, и своих прав, предоставленных ему законом.

Председатель  районного суда и его заместитель  назначаются на должность Президентом  РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении квалификационной коллегии судей края или области, городов Москвы и Санкт-Петербурга и согласованному в порядке, установленном п.6 ст.13 Закона «О судебной системе Российской Федерации». Пункт 6 ст. 13 Закона «О статусе судей в Российской Федерации» предусматривает обязательное согласование с законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов РФ.

В односоставном  суде судья одновременно является председателем суда. В многосоставных судах председателем суда является один из судей.

Районный суд, которым приходится руководить председателю, является основным звеном в судебной системе. Традиционно, как и ранее, он является судом первой инстанции, но одновременно становится и судом второй инстанции, т.е. наделяется контрольными функциями по отношению к нижестоящему суду, с учетом сегодняшних реалий по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района18.

За исключением дел, отнесенных к компетенции мировых судей, Закон относит к подсудности районных судов все гражданские дела, подсудность которых, как правило, определяется местом жительства ответчика или местом нахождения имущества юридического лица, местом нахождения имущества в виде строения. Основные категории дел, рассматриваемых районными судами, – это дела, связанные со спорами, вытекающими из гражданских, семейных, трудовых, земельных отношений. Районный суд рассматривает все уголовные дела, кроме дел, отнесенных к подсудности вышестоящих судов и военных судов, т.е. за исключением дел о наиболее тяжких преступлениях и преступлениях, совершаемых военнослужащими. Этому суду подсудны дела, возникающие из административно-правовых отношений, дела особого производства.

Дела в судах первой инстанции рассматриваются судьями единолично. В случаях, предусмотренных федеральным законом, дела в судах первой инстанции рассматриваются коллегиально в составе трех профессиональных судей.

При единоличном  рассмотрении судья действует от имени суда. Коллегиальное рассмотрение гражданских дел в суде первой инстанции – исключение из общего правила (ст. 7 ГПК РФ). Коллегиальное рассмотрение в составе трех профессиональных судей предусмотрено, например, по делам о расформировании избирательной комиссии (ч. 3 ст. 260 ГПК РФ).

Уголовные дела суд первой инстанции рассматривает  в следующем составе:

- судья федерального суда общей юрисдикции – уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное уголовным законом, не превышает десяти лет лишения свободы19;

- судья федерального  суда общей юрисдикции и коллегия  из двенадцати присяжных заседателей по ходатайству обвиняемого – уголовные дела о преступлениях, указанных в части 3 ст. 31 УПК РФ20.

- коллегия из  трех судей федерального суда общей юрисдикции – уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях при наличии заявленного до начала судебного следствия ходатайства подсудимого, а также уголовные дела о преступлениях, указанных в части 3 статьи 31 УПК РФ, за исключением уголовных дел о преступлениях, указанных в пункте 2 части 2 статьи 30 УПК РФ;

- мировой судья  – уголовные дела, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31 УПК РФ.

Полномочия, порядок  образования и деятельности районного  суда в настоящее время установлены Законом «О судоустройстве РСФСР». Принятый в 1981 году, он в значительной мере устарел. Несмотря на изменения, внесенные в последние годы, почти все статьи нуждаются в полном изменении (например, ст. 21-24, 27 и 28).

Часть 3 ст. 21 Закона о судебной системе РФ определяет, что полномочия, порядок образования и деятельности суда должны устанавливаться федеральным конституционным законом. Возможно, таковыми будут законы «О судоустройстве РФ», либо «О районном и приравненном к нему суду» или «О судах общей юрисдикции»21.

Описанный объем  работы районного суда обслуживает  вместе с судьями канцелярия суда. Председатель районного, являясь старшим среди равных судей, обеспечивает организацию работы суда и его нормальное функционирование.

В процессе осуществления правосудия председатель федерального районного суда по сравнению с другими судьями не обладает большими правами, и в нормах процессуального законодательства невозможно найти также различий между судьями, которые председательствуют в судебных заседаниях (председатель суда и председательствующий в судебном заседании – разные понятия). При рассмотрении дел в коллегиальном составе председатель как судья и председательствующий судья имеют равное процессуально-правовое положение.

Однако председателю приходится заниматься решением организационных вопросов, которые он правомочен рассматривать.

Председатель  организует работу по рассмотрению судебных дел в соответствии с нормами  материального и процессуального  права, распределяет дела между судьями, заменяет судей в случае их болезни, чтобы не допускать срыва судебного заседания, устанавливает график приема граждан судьями, обеспечивает своевременное распределение и рассмотрение входящей корреспонденции, направление в предусмотренные законом сроки сторонам и другим участникам процесса исполнительных листов, необходимых копий решений и иных документов, т.е. производит действия, направленные на реализацию судебного заседания осуществляет другие мероприятия по суду и представляет суд.

 

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ. СУДЕБНЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ

Для организационного обеспечения деятельности судов  при Верховном Суде РФ создан Судебный департамент – федеральный государственный орган, осуществляющий обеспечение работы всех судов общей юрисдикции, военных и специальных судов, органов судейского сообщества, в том числе финансирование мировых судей22. Возглавляет Судебный департамент Генеральный директор, назначаемый и увольняемый Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета судей РФ. При Генеральном директоре в качестве совещательного органа действует коллегия в составе его заместителей и других работников департамента.

Информация о работе Организационные основы формирования судебной системы Российской Федерации