Организационные основы формирования судебной системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 11:05, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является исследование организационных основ формирования судебной системы РФ.
В соответствии с поставленной целью в работе сформулированы следующие задачи:
изучить понятие организационных основ местного самоуправления и судебной системы;
изучить систему органов судебной власти как элемент организационной основы судебной системы;
изучить принципы построения судебной системы. Принципы правосудия;
изучить принципы организации работы судов в России;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СИСТЕМА ОРГАНОВ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ 5
1.1. ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ОСНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ 5
1.2. СИСТЕМА ОРГАНОВ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ КАК ЭЛЕМЕНТ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ОСНОВЫ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ 6
ГЛАВА 2. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СУДОВ КАК ЭЛЕМЕНТ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ОСНОВЫ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ 9
2.1. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ. ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ 9
2.2 ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СУДОВ В РОССИИ 13
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ. СУДЕБНЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37

Файлы: 1 файл

Система ГМУ_Судебная система.doc

— 201.50 Кб (Скачать файл)

Обеспечение порядка  при осуществлении судебной деятельности и задача исполнения судебных решений  по гражданским делам возложены на судебных приставов. Федеральная служба судебных приставов входит в систему Министерства юстиции РФ. Различаются два вида судебных приставов:

1) по обеспечению  порядка деятельности судов; 

2) судебный пристав-исполнитель. 

Исполнением судебных приговоров по уголовным делам занимаются специальные органы исполнительной власти.

Судебная деятельность неразрывно связана с участием обвинителя (представителя государства) и защитника. Обвинителем, представителем государства  выступает прокурор. Профессиональную защиту осуществляет адвокат. В соответствии с Федеральным законом об адвокатской деятельности и адвокатуре (2002 г.) адвокатура – это сообщество адвокатов, общественный институт, не входящий в систему органов государственной власти и местного самоуправления23. Адвокатская деятельность не рассматривается как предпринимательская, адвокат не вправе заниматься другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской и творческой деятельности. В каждом субъекте РФ присутствуют адвокатские палаты, все адвокаты должны быть ее членами.

К судебной деятельности имеет отношение нотариат, в ряде случаев суды принимают к рассмотрению только документы, удостоверенные нотариусами. Создана федеральная нотариальная палата, другие палаты.

Обеспечение деятельности судов общей юрисдикции осуществляется в трех организационных формах24. Первую составляет деятельность аппарата Верховного Суда РФ по обеспечению деятельности этого Суда (аналогично с моделями обеспечения Конституционного и Высшего Арбитражного судов РФ). Вторая охватывает деятельность Судебного Департамента при Верховном Суде РФ, на который возложена функция обеспечения всех иных федеральных судов общей юрисдикции и отчасти мировых судей (судей субъектов Федерации). И третья форма реализуется в отношении мировых судей.

Согласно ч.1 ст.30 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» деятельность Верховного Суда РФ, так же как и Конституционного и Высшего Арбитражного судов, обеспечивается его аппаратом. В настоящий момент отсутствует акт законодательного уровня, определяющий порядок и формы реализации такой деятельности, и она осуществляется на основании внутренних документов (положений и инструкций) Верховного Суда РФ, утверждаемых его руководителями. В составе этого Суда действуют секретариаты Пленума и Президиума, секретариаты судебных коллегий по гражданским и по уголовным делам, а также Военной коллегии (каждый из которых включает в себя канцелярии судебных составов – от 3 до 8), отделы обобщения судебной практики, работы с законодательством, проверки судебных решений в порядке надзора, контроля и исполнения решений, приема граждан, международно-правовой отдел, управление делами и др. Все эти подразделения осуществляют как организационное, так и информационное и отчасти материально-техническое обеспечение. Отдел кадров Верховного Суда РФ реализует функцию подбора и расстановки кадров аппарата Верховного Суда РФ, оказывает помощь в осуществлении кадрового обеспечения иных федеральных судов Председателю Верховного Суда РФ, сотрудничая в этом процессе с Судебным департаментом при Верховном Суде РФ и Высшей квалификационной коллегией судей. На планово-финансовое и хозяйственное управления возложено финансовое и материально-техническое обеспечение этого Суда.

Деятельность иных федеральных судов обеспечивается, как уже выше было сказано, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ (ч. 2 ст. 30 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»)25. Организация и деятельность этого государственного органа26регулируется специальным Федеральным законом «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», принятом 8 января 1998 г.27 Учреждение и фактическое создание Судебного департамента при Верховном Суде РФ (далее – Департамент) в современной литературе оценивается чаще как «одна из действенных мер по укреплению судебной власти»28, хотя, другие подсистемы судебной власти обеспечиваются по принципиально иной организационной схеме, что не вызывает особых нареканий29.

К компетенции  Департамента Закон (ч. 1 ст. 1) относит организационное обеспечение (все виды) деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных30 и специализированных судов, а также финансирование мировых судей. Департамент ни при каких условиях не вправе вмешиваться в осуществление правосудия (ст. 4). Такой объем компетенции предопределил структуру Департамента, который состоит из центрального аппарата и управлений (отделов) в субъектах Федерации. Центральный аппарат или собственно Департамент осуществляет организационное обеспечение областных и приравненных к ним судов, военных и специализированных судов (ст. 6). Управления (отделы), соответственно, районных судов и финансирование мировых судей (ст. 14). Кроме того, центральный аппарат обеспечивает деятельность органов и учреждений, им создаваемых, и органов судейского сообщества республиканского уровня, а его управления (отделы) – органов судейского сообщества соответствующего субъекта Федерации. Перечень полномочий департамента чрезвычайно широк (и не является исчерпывающим)31. Основные из них:

- разработка проектов федеральных законов и иных нормативных актов по вопросам ведения;

- разработка и представление предложений о финансировании судов и органов судейского сообщества;

- разработка предложений о совершенствовании организации и деятельности судов; в том числе предложений о создании или упразднении судов, определение потребности судов в кадрах и обеспечение работы по подбору кандидатов как на должности судей, так и на государственные должности государственной службы в аппаратах судов;

- разработка  нормативов нагрузки судей и  работников аппаратов судов;

- ведение судебной  статистики и архивов судов,  организация делопроизводства в судах;

- организация  строительства зданий судов, а  также ремонта и их технического  оснащения;

- организация  иного материально-технического  обеспечения судов, включая информационное  и транспортное;

- организация  материального и социального обеспечения судей, работников аппаратов судов;

- обеспечение  мер, совместно с иными государственными  органами, гарантирующих неприкосновенность  и безопасность судей и членов  их семей.

В целях реализации названных полномочий в состав Департамента входят главные управления, управления и отделы: организационно-правового обеспечения деятельности общих судов, обеспечения деятельности военных судов, финансово-экономическое, государственной службы и кадрового обеспечения, контрольно-ревизионное, капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений, учебных и образовательных учреждений, международно-правового сотрудничества и управление делами. В центральном аппарате представлены все названные подразделения, в управлениях (отделах) Департамента в субъектах Федерации часть может отсутствовать (например, отделы учебных и образовательных учреждений и международно-правового сотрудничества).

Непосредственно деятельность судов общей юрисдикции согласно ст. 17 Закона о Департаменте обеспечивает администратор суда. К его компетенции относится осуществление мер по:

- организационному  обеспечению деятельности конкретного  суда, подготовке и проведению  судебных заседаний;

- обеспечению  надлежащих материальных и бытовых  условий для судей и работников  аппарата суда;

- обеспечению  судей и работников аппарата  суда нормативными правовыми  актами, юридической литературой,  пособиями и иными информационными  материалами;

- взаимодействию  с правоохранительными и другими  государственными органами по  вопросам обеспечения деятельности суда (вопросы безопасности, доставки лиц,  содержащихся под стражей, в суд, обеспечения исполнения судебных решений);

- организации охраны зданий, помещений и иного имущества суда;

- бесперебойной  работе транспорта, средств связи,  хозяйственной службы;

- организации  строительства зданий судов, их  ремонта и технического оснащения.

Кроме того, администратор  суда разрабатывает проект сметы  расходов суда, утверждаемый председателем  суда, и представляет его в соответствующее  подразделение Департамента. Также администратор должен принимать иные меры по обеспечению деятельности суда.

Иными словами, вся организационная сторона  деятельности судов общей юрисдикции сегодня должна осуществляться работниками  Департамента разного уровня, в связи, с чем необходимо кратко охарактеризовать порядок назначения на должности хотя бы ключевых фигур. Генеральный директор Департамента назначается и освобождается от должности Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета судей РФ, заместители Генерального директора, так же Председателем Верховного Суда, но единолично и на основании представления Генерального директора Департамента. Начальник управления (отдела) департамента в субъекте Федерации назначается и освобождается от должности Генеральным директором Департамента по согласованию с председателем суда областного уровня соответствующего субъекта РФ, а также соответствующим советом судей и органами государственной власти, причем в порядке, установленном законом субъекта Федерации32. Заместители начальника управления (отдела) Департамента назначаются и освобождаются от должности по его представлению Генеральным директором. Администратор суда областного уровня назначается и освобождается от должности начальником главного управления организационно-правового обеспечения Департамента по представлению председателя соответствующего суда, а администратор районного суда – начальником управления (отдела) Департамента в субъекте Федерации по представлению председателя соответствующего районного суда. Администраторы судов являются работниками Департамента, но в силу законодательной модели (причем вполне оправданно) администратор подчиняется как начальнику управления (отдела) департамента в субъекте Федерации, так и председателю соответствующего суда.

Такая организационная  модель свидетельствует о чрезвычайной централизации и бюрократизации органа, что особенно ярко проявляется в «вытягивании» на более высокий уровень по вертикали полномочий по организационному обеспечению судов. Согласно действующему закону все вопросы областного уровня решаются в центральном аппарате, районного – на уровне субъекта Федерации. Еще более сомнительным представляется учреждение института администраторов суда. Двойственность правового статуса администратора, неопределенность его правовых связей с аппаратом суда, потребность преобразовывать каждое свое решение в отношении сотрудников суда в решения председателя суда и т. п. лежат на поверхности и, очевидно, должны привести к сложностям в реализации организационной модели. Как свидетельствует В. Дробышев, заместитель начальника Главного управления Департамента, анализ деятельности администраторов судов33 высветил именно этот ряд проблем34. Абсолютно логичным представляется предложение, высказанное им, об изменении Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» в части правового статуса администратора суда и перевода этой фигуры в аппарат суда, с одной стороны, и прямом подчинении председателю суда, с другой стороны. Именно поэтому думается, что, несмотря на приведенные выше положительные оценки законодательного решения вопроса об организационной модели обеспечения судов общей юрисдикции, они несколько завышены, а само решение не оптимально.

Есть и иные претензии к Закону, но они скорее относятся к сферам конституционного и административного права. Еще на стадии подготовки проекта названного Закона неоднократно высказывались аналогичные упомянутым и иные замечания и предложения, отвергнутые его разработчиками.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Судебная власть является самостоятельной ветвью государственной власти. Самый яркий показатель правового государства – это реальная независимость судебной системы. Независимая судебная власть, таким образом, становится сердцевиной правового государства и конституционализма, главной гарантией свободы народа. Поэтому важно знать принципы построения судебной системы, систему органов судебной власти и организационные основы формирования судебной системы в целом. Правовая регламентация основ судебной системы РФ содержится в Конституции РФ (ст. 125-128) и Федеральном конституционном законе от 31 декабря1996 г. «О судебной системе Российской Федерации». Судебную систему РФ составляют: федеральные суды; конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации: мировые судьи субъектов РФ.

Важнейшим условием эффективности местного самоуправления являются его организационные основы, которые представляют собой совокупность муниципально-правовых норм.

Определяя ветви  судебной власти и входящие в каждую из них суды, Закон исходит из единства судебной системы России. Подтверждая установленные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О статусе судей Российской Федерации» основы правового статуса судей, порядок их назначения, несменяемости, неприкосновенности, предпосылки и механизм приостановления и прекращения деятельности судей, создания и упразднения судов, Закон о судебной системе дает общую характеристику полномочий каждого из судов.

Принципами  правосудия в РФ являются следующие  принципы, закрепленные в Конституции  РФ: принцип законности; принцип осуществления правосудия только судом; принцип независимости судей; принцип осуществления правосудия на основе равенства всех перед законом и судом; принцип обеспечения каждому права на обращение в суд за защитой своих интересов; презумпция невиновности; принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на квалифицированную защиту; гласность судебного разбирательства; принцип участия граждан в осуществлении правосудия; принцип охраны чести и достоинства личности; непосредственность и устность судебного разбирательства. В данном курсовом проекте подробно рассмотрены принципы организации работы судов России, в том числе и организационные основы судов общей юрисдикции.

Информация о работе Организационные основы формирования судебной системы Российской Федерации