Организация территориального общественного самоуправления в малых сообществах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 16:17, курсовая работа

Описание работы

Одной из важнейших форм непосредственной демократии является территориальное общественное самоуправление. Важность данного института обусловлена тем, что территориальное общественное самоуправление наиболее приближено к населению и способствует воспитанию гражданского самосознания населения. Территориальное общественное самоуправление в малых сообществах является фундаментом, первичным образованием местного самоуправления. Главной целью работы является комплексный анализ теоретических и практических вопросов, связанных с организацией и деятельностью территориального общественного самоуправления на примере объединения жителей многоквартирного дома на основе кондоминиума.

Содержание работы

Введение......................................................................................................................................3

Глава 1 Территориальное общественное самоуправление как форма непосредственного осуществления местного самоуправления поселением муниципального образования…………………………………………..…..……..………7

Понятие территориального общественного самоуправления и его место в системе форм непосредственного осуществления местного самоуправления…………………………………………………………..…………………...7
Правовые основы территориального общественного самоуправления......................................................................................................................13

Глава 2 Организация территориального общественного самоуправления в малых сообществах жителей……………..……................................................................18

2.1. Понятие кондоминиума, правовые основы его деятельности……..18
2.2. Правовой статус объединения жителей многоквартирного дома на основе кондоминиума …..……….……………………………………………….….…..21
2.3.Взаимодействие объединения жителей многоквартирного дома на основе кондоминиума с органами местного самоуправления………..………..25

Глава 3 Проблемы организации и деятельности территориального общественного самоуправления в малых сообществах жителей, пути их преодоления и перспективы развития……………………………………….………...29

Заключение……………………………………...……………………………………………35

Список литературы………………………………………………………………...……….40

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации - копия.docx

— 91.33 Кб (Скачать файл)

Видение  территориального общественного самоуправления как формы общественной самодеятельности имеет ещё более глубокие исторические и правовые корни. Ещё в СССР существовала развития система общественной самостоятельной деятельности населения, которая активно поддерживалась властными институтами во многих сферах жизнедеятельности населения, в отраслях народного хозяйства и которая реализовывалась через органы общественной самодеятельности9. К числу таких органов относились: добровольные народные дружины, товарищеские суды, комиссии по трудовым спорам, комиссии по делам несовершеннолетних, домовые, уличные комитеты, добровольные общества, женсоветы, родительские комитеты и др.

Анализ  современных нормативно-правовых актов федерального и регионального уровня позволяет сделать однозначный вывод о том, что общественное территориальное самоуправление является общественным объединением. Во-первых, словосочетание «самоорганизация граждан» уже является поводом для устранения государственных органов и органов местного самоуправления от участия в данном процессе. Во-вторых, Федеральным Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» территориальное общественное самоуправление не названо в качестве одного из органов местного самоуправления или одной из форм организации местного самоуправления. В-третьих, наличие территориального общественного самоуправления не является обязательным, как наличие органов власти. Органы территориального общественного самоуправления не обладают властными функциями по отношению к населению, не принимает общеобязательные решения, а осуществляет собственные инициативы в этих вопросах, направленные на решение конкретных задач в обеспечение собственной жизнедеятельности10. В-четвертых, Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» прямо указывает, что территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

Вместе  с тем, территориальное общественное самоуправление позволяет участвовать  всем заинтересованным гражданам в  решении отдельных вопросов местного значения. То есть это тот пограничный  институт между общественным и властным, который в любом государстве  необходим и без которого ни одна власть существовать не может. Потому что это, с одной стороны, воздействие  снизу на власть, ее поддержка и  передача своих интересов этой власти, с другой стороны, - это привлечение  всех граждан к тому, что делается: создание для населения тех условий, при которых оно может повлиять на принятие решений.

Непонимание сущности территориального общественного  самоуправления приводит к возникновению  ряда проблем в организации деятельности территориального общественного самоуправления, отказа населения от участия. Как  правило, при такой организации  территориального общественного самоуправления имеют место и существенные нарушения законодательства Российской Федерации, особенно бюджетного, налогового, а также антимонопольного.

Важность  такого института, как территориальное  общественное самоуправление обусловлена  тем, что территориальное общественное самоуправление способствует воспитанию гражданского самосознания, организации  активного сотрудничества власти и  народа, преодолению пассивности  и иждивенческих настроений населения.

Исходя  из этого, органы государственной власти и местного самоуправления должны способствовать созданию территориального общественного  самоуправления, проводить разъяснительную  работу среди населения, создавать  условия для формирования и деятельности органов территориального общественного  самоуправления. Существенную помощь здесь могут оказать депутаты от соответствующих избирательных  округов.

Значение  органов территориального общественного  самоуправления для формирования гражданского общества в России важно, поскольку именно в них реально происходит процесс размывания традиционного для России отчуждения общества от управленческой деятельности11. Главное здесь, необязательность таких организаций.

Значит, можно  предположить, что большинство их них станет возникать не по велению  сверху, а в случае необходимости, когда жители сами осознают свои нужды и интересы и объединятся для их реализации и защиты.

 

 

 

 

1.2. Правовые основы территориального общественного самоуправления

Правовую  основу территориального общественного  самоуправления составляют Европейская хартия местного самоуправления, Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации, правовые акты субъектов Российской Федерации и правовые акты органов местного самоуправления.

Одним из актов международного права является подписанная от имени Российской Федерации 28 февраля 1996 года, ратифицированная Федеральным собранием Российской Федерации и вступившая в силу для Российской Федерации с 01 сентября 1998 года Европейская хартия местного самоуправления12, разработанная   и   принятая Советом Европы 15 октября 1985 года.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Европейской хартии местного самоуправления13 вступившей в силу для Российской Федерации с 01 сентября 1998 года, разработанной   и   принятой Советом Европы 15 октября 1985 года под, местным самоуправлением понимается право и способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения.

Таким образом,  одним из условий функционирования местного самоуправления является деятельность граждан по самостоятельному разрешению вопросов местного значения. Что касается конкретных форм, в которых может проявляться деятельность граждан в сфере местного самоуправления, то в Хартии указываются собрания, референдумы «и другие формы прямого волеизъявления граждан»14.

Конституция РФ дает лишь общие принципы функционирования всей системы местного самоуправления, в то время, как территориальное  общественное самоуправление является одним из элементов системы местного самоуправления. Местное самоуправление прошло определенный путь с 1991 года. Именно тогда был принят Закон РФ «О местном  самоуправлении в Российской Федерации». Ему в свою очередь предшествовал Закон СССР, где территориальное общественное самоуправление называлось одним из элементов сложной системы местного самоуправления.

В настоящее  время первым основополагающим элементом  правовой основы территориального общественного самоуправления должен быть назван Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», принятый Государственной Думой РФ 16 сентября 2003 года. Правовой статус территориального общественного самоуправления точно определен наименованием статьи 27 данного Закона и ее первым пунктом, в котором дается определение территориального общественного самоуправления. Также, этой статьей регулируются в самом общем виде способы осуществления и формы территориального общественного самоуправления, порядок избрания органов территориального общественного самоуправления и их полномочия, исключительные полномочия собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, а также требования, предъявляемые к уставу территориального общественного самоуправления. При этом статья 27 данного Закона15 предусматривает, что более детальное регулирование данных вопросов должно осуществляться нормативно-правовыми актами соответствующих муниципальных образований, так:

  1. границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории;
  2. порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;
  3. порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Поскольку территориальное общественное самоуправление может быть зарегистрировано в форме некоммерческой организации, то правовое регулирование деятельности территориального общественного самоуправления осуществляется также и Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»16, действие которого распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан. Он определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников).

На уровне субъектов Российской Федерации данный вопрос решен с разной степенью урегулированности. Либо это принятие специализированного закона о территориальном общественном самоуправлении. Так, например, в Воронежской области принят Закон от 20 ноября 2007 г. N 116-ОЗ "О территориальном общественном самоуправлении в Воронежской области"17. Либо – закрепление в законе о местном самоуправлении как в это сделано в Нижегородской   области. Закон «Об   организации   местного самоуправления в Нижегородской области»18 от 8 апреля 1996 г. содержит так же, как и Федеральный Закон, только одну статью, посвященную территориальному общественному самоуправлению, которая является почти точной копией статьи 27 Федерального закона.

Реализуя свои полномочия, органы и должностные лица местного самоуправления принимают нормативные правовые акты в сфере территориального общественного самоуправления по следующим вопросам:

  1. порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления.

Так, Постановлением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов 29 марта 2006 года принято Положение «О территориальном общественном самоуправлении в городе Новокузнецке»19. Оно закрепляет понятие, принципы, порядок  организации и регистрации территориального общественного самоуправления, систему органов, взаимодействие органов местного самоуправления с органами территориального общественного самоуправления и его финансово-экономические основы деятельности.

  1. отдельные аспекты функционирования территориального общественного самоуправления.

Решением окружного Совета депутатов  Нестеровского городского округа от 26 апреля 2007 года №28 утверждено положение «О собраниях и конференциях граждан на территории муниципального образования Нестеровский городской округ»20. Данное Положение регулирует порядок созыва и проведения собраний и конференций, принятия и изменения их решений по вопросам, входящим в непосредственную компетенцию органов местного самоуправления, а также по выдвижению кандидатур, рекомендуемых в составы избирательных комиссий.

В городе Барнауле принято Решение городской Думы от 22 декабря 2006 г. №480 «Об утверждении типового Устава уличного комитета в городе Барнауле»21. Типовой Устав устанавливает правовой статус уличного комитета в системе местного самоуправления, определяет принципы организации деятельности, взаимоотношения с гражданами, органами государственной власти и местного самоуправления.

В городе Таганроге принято Решение  Городской Думы от 27 апреля 2006 г. №234 об утверждении Положения «О порядке регистрации уставов территориального общественного самоуправления в городе Таганроге»22. Положение определяет условия и порядок регистрации уставов территориального общественного самоуправления в городе Таганроге.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2  Организация территориального общественного самоуправления в малых сообществах жителей

2.1. Понятие и правовой статус кондоминиума, правовые основы его деятельности

Исследуя  законодательство РФ о кондоминиумах, бросается в глаза некоторая  путаница с терминологией.

Впервые понятие кондоминиума было введено  Федеральным законом «Об основах федеральной жилищной политики»23 № 4218-1 от 24 декабря 1992 года: «Кондоминиум — товарищество собственников жилых помещений в многоквартирных домах с установлением условий совместного владения и пользования межквартирными лестницами, лифтами, коридорами, крышами, техническими подвалами, внеквартирным инженерным оборудованием, придомовой территорией и другими местами общего пользования». Здесь этим термином обозначается специфический субъект права на недвижимое имущество — товарищество собственников жилья.

Далее еще  одно определение этому понятию  появилось в указе Президента РФ «Об утверждении временного положения  о кондоминиуме»24 № 2275 от 23 декабря 1993 г.: «Кондоминиум является объединением собственников в едином комплексе недвижимого имущества в жилищной сфере (далее именуются — домовладельцы), в границах которого каждому из них на праве частной или государственной, муниципальной собственности, иной форме собственности принадлежат в жилых домах жилые (квартиры, комнаты) и (или) нежилые помещения, включая пристроенные, а также другое недвижимое имущество, непосредственно связанное с жилым домом, являющееся общей собственностью домовладельцев и следующее судьбе права домовладельца на жилое и (или) нежилое помещение». И здесь этим термином обозначается субъект права на недвижимое имущество — товарищество собственников жилья.

В указе  Президента РФ «О новом этапе реализации государственной целевой программы  „Жилище“»25 № 431 от 29 марта 1996 г. о кондоминиуме говорится уже не как о субъекте права, а как об объекте — многоквартирный дом или группа домов.

Информация о работе Организация территориального общественного самоуправления в малых сообществах