Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 16:17, курсовая работа
Одной из важнейших форм непосредственной демократии является территориальное общественное самоуправление. Важность данного института обусловлена тем, что территориальное общественное самоуправление наиболее приближено к населению и способствует воспитанию гражданского самосознания населения. Территориальное общественное самоуправление в малых сообществах является фундаментом, первичным образованием местного самоуправления. Главной целью работы является комплексный анализ теоретических и практических вопросов, связанных с организацией и деятельностью территориального общественного самоуправления на примере объединения жителей многоквартирного дома на основе кондоминиума.
Введение......................................................................................................................................3
Глава 1 Территориальное общественное самоуправление как форма непосредственного осуществления местного самоуправления поселением муниципального образования…………………………………………..…..……..………7
Понятие территориального общественного самоуправления и его место в системе форм непосредственного осуществления местного самоуправления…………………………………………………………..…………………...7
Правовые основы территориального общественного самоуправления......................................................................................................................13
Глава 2 Организация территориального общественного самоуправления в малых сообществах жителей……………..……................................................................18
2.1. Понятие кондоминиума, правовые основы его деятельности……..18
2.2. Правовой статус объединения жителей многоквартирного дома на основе кондоминиума …..……….……………………………………………….….…..21
2.3.Взаимодействие объединения жителей многоквартирного дома на основе кондоминиума с органами местного самоуправления………..………..25
Глава 3 Проблемы организации и деятельности территориального общественного самоуправления в малых сообществах жителей, пути их преодоления и перспективы развития……………………………………….………...29
Заключение……………………………………...……………………………………………35
Список литературы………………………………………………………………...……….40
Современное понятие кондоминиума было введено Федеральным законом № 72-ФЗ от 15 июня 1996 года «О товариществах собственников жилья». Оно означало совокупность земельного участка, помещений (включая жилые, нежилые и помещения общего пользования), ограждающих конструкций и инженерных коммуникаций многоквартирного жилого дома или нескольких односемейных домов. После вступления в силу нового Жилищного кодекса26, с 1 марта 2005 года понятие кондоминиума исчезло из российского законодательства. Ближайшим аналогом кондоминиума сейчас является многоквартирный жилой дом.
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»27 территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах таких малых сообществ как: подъезд многоквартирного жилого дома, многоквартирный жилой дом и группа жилых домов.
Территориальное
общественное самоуправление
представляет собой базовую ячейку
самоорганизации граждан по месту
жительства. Это означает, что управлять
территорией можно лишь тогда, когда
налажено управление каждым домом и
каждым подъездом. Такой базовой
первичной ячейкой
Объединение жителей дома на основе кондоминиума – это механизм открытого и свободного решения жителями своих повседневных проблем.
2.2. Правовой статус объединения жителей многоквартирного дома на основе кондоминиума
Содержание правового статуса объединения жителей многоквартирного дома на основе кондоминиума обусловливается правосубъектностью и полномочиями органов данного территориального общественного самоуправления.
Компетенция органа территориального общественного самоуправления, образованного в пределах многоквартирного жилого дома определяется Уставом такого территориального общественного самоуправления на основе положения о территориальном общественном самоуправлении, принятого в муниципальном образовании, исходя из добровольно принимаемых органом территориального общественного самоуправления обязательств и полномочий, передаваемых ему органами местного самоуправления28.
Согласно Положению «О территориальном общественном самоуправлении в городе Новокузнецке»29 органом территориального общественного самоуправления, образованного в пределах многоквартирного жилого дома являются домовые комитеты. Домовый комитет образуется по территориальному принципу в пределах жилого дома и тех объектов, которые находятся на территории дворовой площади.
Домовый комитет избирается на общем собрании жителей дома открытым голосованием. На своем первом заседании он избирает в свою очередь, старшего дома, осуществляющего руководство комитетом; и старших подъездов.
Домовый
комитет самостоятелен в
2) оказание помощи в проведении массовых хозяйственных или иных мероприятий;
3) привлечение жильцов к работе по благоустройству, озеленению придомовых территорий, тротуаров, спортивных, детских игровых площадок и других объектов;
6)оказание помощи администрации города, района, Совету территориального общественного самоуправления микрорайона в осуществлении контроля за соблюдением правил застройки внутри дворовой территории, выявляет факты самовольного строительства гаражей, всевозможных пристроек, нарушения норм землепользования;
7) оказание помощи в организации и проведении воспитательной, культурно-массовой работы среди жителей, развитии народного творчества, создании кружков по интересам;
8)оказание помощи органам пожарного надзора в осуществлении мероприятий по обеспечению противопожарного состояния объектов на территории двора;
9) проявление заботы об инвалидах, одиноких престарелых гражданах, семьях военнослужащих, участников ВОВ, многодетных семьях, детях;
10)рассмотрение в пределах своих полномочий заявления, предложения и жалобы граждан;
11)информирование жителей дома о городских правовых актах, распространяет положительный опыт обустройства жилья и дворовой территории.
При этом, старший дома имеет право:
5) организовывать жильцов на благоустройство дома и придомовой территории;
6) следить за соблюдением порядка и чистоты в подъездах, чердаке и подвале дома;
7) хранить ключи от дверей подвалов, чердаков и других мест общего пользования;
8) тесно сотрудничать с Советом территориального общественного самоуправления, участковыми инспекторами и службами УВД, оказывать постоянную помощь в осуществлении намеченных мероприятий;
9) вносить предложения по премированию или снятию с должности работников обслуживающих дом организаций;
10) при наличии вакансий предлагать кандидатуры для работы по обслуживанию дома;
11) вносить предложения по благоустройству дворов, оформлению подъездов и другого благоустройства;
12)созывать по согласованию с Советом территориального общественного самоуправления микрорайона, РЭУ, администрацией города, района общие собрания;
13) обращаться по интересующим вопросам в Совет территориального общественного самоуправления микрорайона, администрацию города, района, предприятия и учреждения;
14) заслушивать объяснения лиц, которые нарушали общественный порядок, правила общежития и представлять нарушителей на домовой комитет.
При положительных результатах работы старшему дома может устанавливаться льгота - производится компенсация платы за содержание квартиры, в которой проживает старший дома и члены его семьи30.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что цели и задачи, поставленные перед домовым комитетом и старшим дома, значительно шире, нежели решение вопросов по содержанию, ремонту, благоустройству жилого дома и контролю от имени жителей за деятельностью управляющих компаний.
2.3. Взаимодействие объединения жителей многоквартирного дома на основе кондоминиума с органами местного самоуправления
Формы взаимодействия органов местного самоуправления и территориального общественного самоуправления (в том числе и объединение жителей многоквартирного дома на основе кондоминиума), условно можно разделить на две группы – экономические и неэкономические формы. Основными неэкономическими формами являются общественные советы, обмен информацией, оказание образовательной и методической помощи. Основными экономическими формами взаимодействия выступают совместная реализация целевых муниципальных программ, формирование и размещение социального заказа, гранты (субсидии), имущественная поддержка территориального общественного самоуправления. В российском муниципальном сообществе преобладают неэкономические формы взаимодействия31.
Созданы и работают общественные (координационные) советы, часть из них – по вопросам территориального общественного самоуправления. Например, для выработки совместных стратегических направлений работы и решения текущих проблем в Новосибирске действует консультативный Совет по территориальному общественному самоуправлению32. Актив территориального общественного самоуправления участвует в совещаниях у глав районных администраций, вносит свои предложения при формировании планов социально-экономического развития территорий. В Кемерово функционируют городской и районные координационные Советы по территориальному общественному самоуправлению. В Омске работает Совет по территориальному общественному самоуправлению при мэре города33.
Осуществляется информационная поддержка со стороны органов местного самоуправления. Отличительной чертой этого типа сотрудничества является активная информационная поддержка деятельности участников процесса. Мотивом для сотрудничества может стать как недостаточное информирование населения муниципального образования о деятельности органов местного самоуправления и территориального общественного самоуправления, так и сам процесс взаимного информирования о деятельности друг друга. Кроме того, эта форма взаимодействия может стать основой для развития других форм сотрудничества органов власти и территориального общественного самоуправления.
Следующее направление – совместная реализация целевых муниципальных программ. Здесь используются такие преимущества совместной работы органов власти и территориального общественного самоуправления, как объединение ресурсов, привлечение труда добровольцев и минимизация затрат в связи с этим. Например, в Новосибирске еще одной формой взаимодействия мэрии города с органами территориального общественного самоуправления стало их участие в городских комплексных целевых программах (муниципальная программа благоустройства внутриквартальных территорий, программы «Ветхое жилье», «Модернизация лифтового хозяйства», «Спортивный город»)34.
Что касается практики предоставления органами местного самоуправления муниципальных грантов, то например, в Новосибирске первый конкурс на соискание муниципальных грантов состоялся еще в 2000 году. Перечень направлений проектов для участия в конкурсе органов территориального общественного самоуправления не ограничивается. Направления для всех соискателей гранта определяются планом социально-экономического развития города. Практика показывает, что органы территориального общественного самоуправления в большинстве случаев выбирают направление «Жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство придомовых территорий»35.
Что касается взаимодействия органов местного самоуправления с органами территориального общественного самоуправления в городе Новокузнецке, то данному вопросу посвящена глава 5 Положения «О территориальном общественном самоуправлении в городе Новокузнецке»36. В соответствии с ней взаимодействие осуществляется в целях решения вопросов местного значения путем содействия развитию всех форм территориального общественного самоуправления и оказанию помощи в осуществлении их полномочий.
Представителям органов территориального общественного самоуправления предоставляется право участвовать в открытых слушаниях Новокузнецкого городского Совета народных депутатов при рассмотрении вопросов, затрагивающих интересы самоуправляемых территорий.
Также органы территориального общественного самоуправления имеют приоритетное право на аренду муниципальных нежилых помещений, расположенных на их территории и используемых для осуществления ими своей уставной деятельности.
Органам территориального общественного самоуправления по согласованию с Администрацией города могут предоставляться льготы и иные преимущества на основании решений Новокузнецкого городского Совета народных депутатов.
В свою очередь органы местного самоуправления:
Глава 3 Проблемы организации и деятельности территориального общественного самоуправления в малых сообществах жителей, пути их преодоления и перспективы развития
Информация о работе Организация территориального общественного самоуправления в малых сообществах