Основные элементы правового статуса муниципального служащего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 16:09, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Осуществление широких демократических реформ в Российской Федерации закономерно предполагает развитие эффективной системы местного самоуправления. Современный этап формирования местного самоуправления характеризуется усилением внимания к такой ее важной составляющей, как муниципальная служба, центральное место в которой занимает муниципальный служащий.
Сегодня делаются попытки создания оптимальной модели специалиста в области муниципального управления. В данном ракурсе важной категорией является правовое положение (статус) муниципального служащего, которое в отечественной юриспруденции изучено не в полной мере.

Содержание работы

Введение

Глава1. Правовой статус муниципального служащего
1.1.Понятие муниципальной службы и муниципального служащего
Глава2. Основные элементы правового статуса муниципального служащего

2.1. Права муниципального служащего

2.2. Обязанности муниципального служащего

2.3. Ограничения и запреты, связанные с муниципальной службой

Заключение

Список источников и литературы

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 45.62 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Глава1. Правовой статус муниципального служащего

1.1.Понятие муниципальной службы и муниципального служащего

Глава2. Основные элементы правового статуса муниципального служащего

 

2.1. Права  муниципального служащего

 

2.2. Обязанности  муниципального служащего

 

2.3. Ограничения и запреты, связанные с муниципальной службой

 

Заключение

 

Список источников и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Понятие "муниципальной службы" сравнительно новое для нашего законодательства. Понятие, виды, содержание муниципальной службы напрямую связанны с пониманием и законодательным установлением местного самоуправления и системы его органов.

Раньше данный вопрос относился  к государственной службе, которая  давала общие понятия и регламентировала как государственную службу, так  и муниципальную службу. Теперь, правовая база муниципальной службы становится на собственный правовой путь. Это связано с тем, что  идет общее развитие всех институтов муниципального права.

Актуальность  темы исследования. Осуществление широких демократических реформ в Российской Федерации закономерно предполагает развитие эффективной системы местного самоуправления. Современный этап формирования местного самоуправления характеризуется усилением внимания к такой ее важной составляющей, как муниципальная служба, центральное место в которой занимает муниципальный служащий.

Сегодня делаются попытки создания оптимальной модели специалиста  в области муниципального управления. В данном ракурсе важной категорией является правовое положение (статус) муниципального служащего, которое  в отечественной юриспруденции  изучено не в полной мере. Надо отметить, что практическая деятельность данного  субъекта, реализация им своих профессиональных прав и обязанностей напрямую связана  с рядом влияющих на это социально-экономических, политических, правовых и иных факторов, которые также требуют обстоятельного осмысления.

В соответствующих нормативных  правовых актах сегодня провозглашены  многоплановые права и обязанности  муниципальных служащих. Между тем  не всегда их перечень логичен, не всегда предусмотрены юридические механизмы  их реализации, подчас нет конкретики в определении некоторых из их гарантий. В свою очередь, четкая регламентация  правового статуса муниципального служащего, его гарантий во многом обусловливает  эффективность его работы, а равно  продуктивность

Важным фактором, влияющим на совершенствование  муниципального управления, является адекватная юридическая ответственность  муниципального служащего за ненадлежащее осуществление своих полномочий. Повышение ответственности муниципальных служащих, борьба с правонарушениями в сфере муниципальной службы выступают самостоятельными задачами в деле укрепления законности и правопорядка в стране.

Надо отметить, что в правовой науке и ранее уделялось, и  сегодня уделяется немалое внимание вопросам непосредственно сферы  муниципальной службы, работе муниципальных  служащих в условиях формирования в  России правового государства и  гражданского общества.

Несмотря на множество работ  в области муниципальной службы и местного самоуправления, вопросы  собственно правового статуса муниципального служащего не получили самостоятельного и полного освещения. В тех  или иных трудах рассматривались  важные, но, как правило, лишь отдельные  аспекты. Специально не исследовались  также проблемы подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных  служащих, что непосредственно влияет на качество осуществления их прав и обязанностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава1. Правовой статус муниципального служащего

 

1.1.Понятие муниципального служащего и его правового статуса

 

 

Статьей 2 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальная служба определяется как профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы.

В научной  литературе представлен достаточно широкий спектр точек зрения относительно вопроса о служебной деятельности как особом виде социальной деятельности, а также непосредственно о  понятии "служба". Одни авторы считают, что понятие "служба" может включать и обозначать и вид деятельности людей, и ведомственное подразделение, и самостоятельное ведомство. Другие определяют службу как вид социальной деятельности, которая в системе социальных отношений является необходимым условием нормальной жизнедеятельности общества. Исходя из Федерального закона от 06.10. 2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также настоящего Федерального закона муниципальную службу можно определить как профессиональную управленческую деятельность, как правовой институт и как социальный институт.

С содержательной точки зрения, профессиональная деятельность муниципальных служащих связана  с выполнением исполнительно-распорядительных, административных, информационно-аналитических  и других функций.

Основными отличительными особенностями муниципальной  службы от других видов деятельности являются:

1) муниципальная  служба осуществляется в органах  местного самоуправления. В соответствии  с Федеральным законом от 06.10. 2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", структуру органов местного самоуправления составляют:

представительный  орган муниципального образования;

глава муниципального образования;

местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);

контрольный орган муниципального образования;

иные  органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные  уставом муниципального образования  и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Муниципальные предприятия и учреждения не входят в структуру органов местного самоуправления, соответственно лица, осуществляющие свою профессиональную деятельность в указанных учреждениях, не состоят на муниципальной службе и не являются по статусу муниципальными служащими;

2) муниципальная  служба осуществляется в аппарате  избирательной комиссии муниципального  образования, которая не входит  в структуру органов местного  самоуправления. Избирательная комиссия  муниципального образования организует  подготовку и проведение муниципальных  выборов, местного референдума,  голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного  самоуправления, выборного должностного  лица местного самоуправления, голосования  по вопросам изменения границ  муниципального образования, преобразования  муниципального образования. Порядок  формирования и полномочия избирательных  комиссий муниципальных образований  устанавливаются федеральным законом  и принимаемым в соответствии  с ним законом субъекта Российской  Федерации, а также уставами  муниципальных образований;

3) муниципальная  служба осуществляется на должностях  муниципальной службы. Структура  муниципальных должностей органов  местного самоуправления представлена  двумя видами: выборные должности  и должности муниципальной службы. К выборным муниципальным должностям  Федеральным законом от 06.10. 2003 №  131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнесены:

а) депутаты - члены представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения;

б) должностные  лица местного самоуправления - выборные лица, наделенные исполнительно-распорядительными  полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) организации деятельности органа местного самоуправления;

в) выборные должностные лица местного самоуправления, должностные лица местного самоуправления, избираемые на основе всеобщего равного  и прямого избирательного права  при тайном голосовании на муниципальных  выборах;

г) члены  выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах.

Лица, осуществляющие деятельность на выборных должностях, не состоят на муниципальной службе и не являются муниципальными служащими.

В органах  местного самоуправления могут быть предусмотрены должности для  технического обеспечения деятельности органов местного самоуправления. Лица, которые не замещают муниципальные  должности муниципальной службы, а исполняют обязанности по техническому обеспечению деятельности органов  местного самоуправления, не состоят  на муниципальной службе и не являются муниципальными служащими. На данных лиц  не распространяются квалификационные требования, предусмотренные к замещению  муниципальных должностей муниципальной  службы, установленные Законом, а  также права, обязанности, ограничения  и запреты, то есть те элементы, которые  сопровождают статус муниципального служащего;

4) муниципальная  служба функционирует в сфере  публичной власти и является  публично-властной деятельностью.  Публичность муниципальной службы - это важнейшая составная часть публичного права, выражающая право народа как суверена демократического государства на профессиональное ведение дел от лица всего народа. Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации, российской системы народовластия. В то же время местное самоуправление в Российской Федерации признается и гарантируется Конституцией РФ как форма самоорганизации граждан для решения вопросов местного значения, обеспечения жизнедеятельности муниципального образования;

5) муниципальная  служба является социальным институтом  и отличается социальным характером  функционирования. Социальные цели  муниципальной службы обусловлены  характером задач муниципального  образования, связанных с необходимостью  удовлетворения общих материальных  и духовных потребностей в  сфере образования, здравоохранения,  занятости, социальными приоритетами  в повседневной деятельности;

6) муниципальная  служба является правовым институтом. Правовой характер функционирования  муниципальной службы проявляется  в двух аспектах. С одной стороны,  муниципальные служащие призваны  осуществлять свою деятельность  на основе Конституции РФ, федеральных  законов, законов субъектов Российской  Федерации, актов органов местного  самоуправления. Муниципальная служба  является субъектом контроля  соблюдения законодательства на  территории соответствующего муниципального  образования. С другой стороны,  муниципальная служба является  особым видом управленческой  деятельности, которая имеет жесткий  правовой режим регламентации.  А к муниципальным служащим  предъявляются особые требования, составляющие правовой статус, который  регламентируется нормативными  правовыми актами и тем самым  отличает муниципальных служащих  от других.

В ч.1 статьи 10 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" дано определение понятия муниципального служащего, из которого следуют такие признаки, в совокупности характеризующие физическое лицо в качестве муниципального служащего, как:

- муниципальным  служащим является гражданин.  С учетом нормы ч.1 ст.1 Закона  речь идет о гражданах России, а также о гражданах иностранных  государств - участников международных  договоров РФ, в соответствии  с которыми иностранные граждане  имеют право находиться на  муниципальной службе;

- гражданин  исполняет обязанности по должности  муниципальной службы в порядке,  определенном муниципальными правовыми  актами в соответствии с федеральными  законами (прежде всего, в соответствии  с Законом) и законами субъекта  РФ;

- за исполнение  обязанностей по должности муниципальной  службы гражданину выплачивается  денежное содержание за счет  средств местного бюджета.

В силу прямого  указания в ч.2 ст.1 Закона не являются муниципальными служащими депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные  лица местного самоуправления, члены  избирательных комиссий муниципальных  образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса (лица, замещающие муниципальные должности).

Следует отметить, что определение понятия  муниципального служащего дано в  ч.1 статьи 10 Закона по аналогии с положениями  статьи 13 Закона о государственной  гражданской службе, раскрывающей понятие  государственного гражданского служащего: государственный гражданский служащий - гражданин РФ, взявший на себя обязательства  по прохождению государственной  гражданской службы; государственный  гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.

Информация о работе Основные элементы правового статуса муниципального служащего