Основные элементы правового статуса муниципального служащего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 16:09, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Осуществление широких демократических реформ в Российской Федерации закономерно предполагает развитие эффективной системы местного самоуправления. Современный этап формирования местного самоуправления характеризуется усилением внимания к такой ее важной составляющей, как муниципальная служба, центральное место в которой занимает муниципальный служащий.
Сегодня делаются попытки создания оптимальной модели специалиста в области муниципального управления. В данном ракурсе важной категорией является правовое положение (статус) муниципального служащего, которое в отечественной юриспруденции изучено не в полной мере.

Содержание работы

Введение

Глава1. Правовой статус муниципального служащего
1.1.Понятие муниципальной службы и муниципального служащего
Глава2. Основные элементы правового статуса муниципального служащего

2.1. Права муниципального служащего

2.2. Обязанности муниципального служащего

2.3. Ограничения и запреты, связанные с муниципальной службой

Заключение

Список источников и литературы

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 45.62 Кб (Скачать файл)

7) использовать  в целях, не связанных с исполнением  должностных обязанностей, средства  материально-технического, финансового  и иного обеспечения, другое  муниципальное имущество;

Под указанный  запрет подпадают также использование  на службе, но вне служебной необходимости, не по назначению, без соблюдения правил эксплуатации оргтехники, средств коммуникации; использование средств, выделенных на официальные расходы в личных целях. Такого рода действия влекут применение дисциплинарных наказаний, которые  могут быть наложены независимо от привлечения к материальной, административной или уголовной ответственности.

8) разглашать  или использовать в целях, не  связанных с муниципальной службой,  сведения, отнесенные в соответствии  с федеральными законами к  сведениям конфиденциального характера,  или служебную информацию, ставшие  ему известными в связи с  исполнением должностных обязанностей;

В соответствии с Конституцией Российской Федерации  каждый гражданин имеет право  на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей  чести и доброго имени (п. 1 ст. 23). Сбор, хранение, использование и  распространение информации о частной  жизни лица без его согласия не допускаются (ст. 24).

Данный  запрет прямо связан с особенностями  службы как профессиональной деятельности. Взаимодействие с гражданами, решение  вопросов, связанных с частной  жизнью, при исполнении обязанностей или владение информацией, недоступной  помимо административных коммуникативных  каналов, позволяет установить требование неразглашения и неиспользования  вне служебной деятельности служебной  информации - не только как защиту служебных  интересов, но и как защиту интересов  лиц, предоставляющих муниципальным  служащим информацию о частной жизни.

9) допускать  публичные высказывания, суждения  и оценки, в том числе в средствах  массовой информации, в отношении  деятельности органа местного  самоуправления, избирательной комиссии  муниципального образования и  их руководителей, если это  не входит в его должностные  обязанности;

Запрет  связан не с исполнением особых функций, а с концепцией отношений между  служащим и его нанимателем. Муниципальный  служащий является гражданином и  в этом качестве может пользоваться общественными правами и свободами, но в качестве служащего он не может  всегда свободно выражать свое мнение, так как может быть создана  угроза надежному функционированию органов местного самоуправления. В ряде законов о публичной службе зарубежных стран такая двойственность между полной свободой мнений и ограниченной свободой выражения проявляется в обязанности служащего соблюдать профессиональную сдержанность.

Обязательства лояльности вынуждают служащего  воздерживаться от поступков или  публичных высказываний, которые  могут выражать негативное отношение  к государству, власти, органам управления. Служащий не может выражать на службе или вне ее мнения, которые ослабили бы доверие клиентов, получателей  муниципальных услуг к муниципальной  службе.

Меры  ответственности за несоблюдение данного  запрета должны быть адекватны как  содержанию публичных высказываний, так и занимаемой муниципальным  служащим должности и характеру  выполняемых функций. Значительно  больший урон репутации органа местного самоуправления может быть нанесен  при отсутствии сдержанности в выражении  взглядов у служащих, замещающих высшие должности муниципальной службы.

Один  из принципов муниципальной службы (ст. 4) говорит о необходимости  доступности информации о деятельности муниципальных служащих. В органах  местного самоуправления могут быть должности или структурные подразделения, прямой обязанностью которых является взаимодействие со средствами массовой информации. Если муниципальный служащий не связан с подобной деятельностью  должностными обязанностями, то он не имеет права публично высказывать  суждения и оценки о деятельности государственных органов.

10) принимать  без письменного разрешения главы  муниципального образования награды,  почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных  государств, международных организаций;

Признание иностранным государством или организацией каких-либо заслуг лица, находящегося на муниципальной службе в Российской Федерации, могло бы поставить служащего  в двусмысленное положение.

Смысл данного  запрета связан не только с предотвращением  использования должностного положения  муниципальным служащим в неслужебных  целях, но и с защищенностью служащих от неправомерного вмешательства в  их профессиональную служебную деятельность.

Исключением из запрета являются случаи, когда  в должностные обязанности муниципального служащего входит взаимодействие с  иностранными государствами, международными организациями. Принцип взаимодействия с общественными объединениями  и гражданами является одним из важнейших  принципов гражданской службы. Также  возможно получение муниципальным  служащим научных наград или званий иностранных государств, международных  организаций, так как муниципальный  служащий вправе выполнять иную работу при наличии условий, предусмотренных  законом (п. 2 ст. 11).

11) использовать  преимущества должностного положения  для предвыборной агитации, а  также для агитации по вопросам  референдума;

Конституционное право граждан Российской Федерации  избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также  участвовать в референдуме (п. 2 ст. 32) в данном случае не нарушается. Муниципальный  служащий, как и любой гражданин  Российской Федерации, может участвовать  в выборах и референдумах. Запрет касается использования административных ресурсов и должностного положения  в предвыборной агитации, что может  поставить участников выборного  процесса в неравные условия.

К формам решения непосредственно населением вопросов местного значения относится  местный референдум, который может  проводиться на всей территории муниципального образования (ст. 22 Федерального закона "Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ"). Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение принятого на местном  референдуме решения. Правовую основу местного референдума в настоящее  время составляют следующие нормативные  правовые акты:

Конституция РФ (ст. 130, 32);

Федеральный конституционный закон от 10 октября  1995 г. N 5-ФЗ "О референдуме в Российской Федерации";

Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

Конституции, уставы субъектов Российской Федерации;

законы  субъектов РФ о местном референдуме;

законы  субъектов РФ о местном самоуправлении;

муниципальные нормативные правовые акты.

12) использовать  свое должностное положение в  интересах политических партий, религиозных и других общественных  объединений, а также публично  выражать отношение к указанным  объединениям в качестве муниципального  служащего;

Конституция РФ, признавая идеологическое и политическое многообразие, многопартийность в Российской Федерации, определяет, что в Российской Федерации никакая идеология  не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной, а общественные объединения равны  перед законом (ст. 13).

Следовательно, участие в качестве муниципального служащего в деятельности политических партий, общественных объединений, если это влияет на служебную деятельность, несовместимо с должностью муниципальной  службы. Задачи, выполняемые муниципальными служащими, требуют от них проявления нейтральности, компетентности, беспристрастности. Служащие обязаны руководствоваться  в своей деятельности исключительно  законодательством и не должны быть связаны решениями партий, политических движений и иных общественных объединений.

Запрет  полностью исключает возможность  для муниципальных служащих:

использовать  свое положение для сбора средств  на какие-либо политические кампании;

агитации  за программы и задачи политических партий, общественных объединений;

использование должностных положений для создания позитивного или негативного  имиджа политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений.

Зачастую  принцип "политической нейтральности" муниципальных служащих неправильно  трактуется. Законом не ограничивается свобода совести, мысли и слова. Каждый муниципальный служащий имеет  право придерживаться любых взглядов, быть членом политической партии, но не использовать статус служащего вне  служебных целей. Таким образом, запрет имеет целью обеспечить объективность  и нейтральность профессиональной муниципальной службы в отношении  всех граждан, независимо от их политических взглядов и убеждений.

В Российской Федерации каждому гарантируются  свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально  или совместно с другими любую  религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения  и действовать в соответствии с ними (ст. 28 Конституции РФ).

Муниципальному  служащему запрещено использовать должностное положение в интересах  религиозных объединений, публично выражать отношение к ним. Это  значит, что служащий не вправе заниматься пропагандой отношений к той  или иной религии.

Конституцией  РФ установлено, что Российская Федерация - светское государство. Никакая религия  не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед  законом (ст. 14), поэтому муниципальные  служащие не вправе вмешиваться в их деятельность, создавать привилегии каким-либо из них.

13) создавать  в органах местного самоуправления, иных муниципальных органах структуры  политических партий, религиозных  и других общественных объединений  (за исключением профессиональных  союзов, а также ветеранских и  иных органов общественной самодеятельности) или способствовать созданию  указанных структур;

14) прекращать  исполнение должностных обязанностей  в целях урегулирования трудового  спора;

Индивидуальный  трудовой спор (в соответствии со ст. 381 ТК РФ) - это неурегулированные  разногласия между работодателем  и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного  договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том  числе об установлении или изменении  индивидуальных условий труда), о  которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Индивидуальным трудовым спором признается спор между  работодателем и лицом, ранее  состоявшим в трудовых отношениях с  этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

Индивидуальные  трудовые споры рассматриваются  комиссиями по трудовым спорам и судами.

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется ТК РФ и иными  федеральными законами, а порядок  рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется, кроме того, гражданским процессуальным законодательством  Российской Федерации.

Муниципальному  служащему запрещено прекращение  исполнения должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора.

15) входить  в состав органов управления, попечительских или наблюдательных  советов, иных органов иностранных  некоммерческих неправительственных  организаций и действующих на  территории Российской Федерации  их структурных подразделений,  если иное не предусмотрено  международным договором Российской  Федерации или законодательством  Российской Федерации;

16) заниматься  без письменного разрешения представителя  нанимателя (работодателя) оплачиваемой  деятельностью, финансируемой исключительно  за счет средств иностранных  государств, международных и иностранных  организаций, иностранных граждан  и лиц без гражданства, если  иное не предусмотрено международным  договором Российской Федерации  или законодательством Российской  Федерации.

2. Муниципальный  служащий, замещающий должность  главы местной администрации  по контракту, не вправе заниматься  иной оплачиваемой деятельностью,  за исключением преподавательской,  научной и иной творческой  деятельности. При этом преподавательская,  научная и иная творческая  деятельность не может финансироваться  исключительно за счет средств  иностранных государств, международных  и иностранных организаций, иностранных  граждан и лиц без гражданства,  если иное не предусмотрено  международным договором Российской  Федерации или законодательством  Российской Федерации. Муниципальный  служащий, замещающий должность  главы местной администрации  по контракту, не вправе входить  в состав органов управления, попечительских или наблюдательных  советов, иных органов иностранных  некоммерческих неправительственных  организаций и действующих на  территории Российской Федерации  их структурных подразделений,  если иное не предусмотрено  международным договором Российской  Федерации или законодательством  Российской Федерации.

2.1. В  случае, если владение муниципальным  служащим, замещающим должность  главы местной администрации  по контракту, приносящими доход  ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информация о работе Основные элементы правового статуса муниципального служащего