Основные элементы правового статуса муниципального служащего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 16:09, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Осуществление широких демократических реформ в Российской Федерации закономерно предполагает развитие эффективной системы местного самоуправления. Современный этап формирования местного самоуправления характеризуется усилением внимания к такой ее важной составляющей, как муниципальная служба, центральное место в которой занимает муниципальный служащий.
Сегодня делаются попытки создания оптимальной модели специалиста в области муниципального управления. В данном ракурсе важной категорией является правовое положение (статус) муниципального служащего, которое в отечественной юриспруденции изучено не в полной мере.

Содержание работы

Введение

Глава1. Правовой статус муниципального служащего
1.1.Понятие муниципальной службы и муниципального служащего
Глава2. Основные элементы правового статуса муниципального служащего

2.1. Права муниципального служащего

2.2. Обязанности муниципального служащего

2.3. Ограничения и запреты, связанные с муниципальной службой

Заключение

Список источников и литературы

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 45.62 Кб (Скачать файл)

Как говорилось выше, замещение должностей муниципальной  службы на основе трудового договора (для главы местной администрации - на основе контракта), а не служебного контракта, как это предусмотрено  для государственных гражданских  служащих, является принципиальным положением Закона, отличающим статус муниципальных  служащих от статуса государственных  гражданских служащих. Данное положение  Закона является одной из его концептуальных основ, поскольку позволяет не дублировать  в законодательстве о муниципальной  службе многочисленные нормы трудового  законодательства, обеспечивая тем  самым их прямое действие и облегчая порядок их применения. Норма о  том, что поступление гражданина на муниципальную службу оформляется  актом представителя нанимателя (работодателя) о назначении на должность  муниципальной службы по аналогии с  положением ст.13 Закона о государственной  гражданской службе закреплена в  ч.8 ст.16 Закона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава2. Основные элементы правового статуса  муниципального служащего

 

2.1. Права муниципального служащего

Правам  муниципальных служащих посвящено  обширное законодательство. В обобщенном виде классификация основных прав муниципального служащего содержится в ст. 11 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации". Рассмотрим основные права.

1. Муниципальный  служащий имеет право на:

1) ознакомление  с документами, устанавливающими  его права и обязанности по  замещаемой должности муниципальной  службы, критериями оценки качества  исполнения должностных обязанностей  и условиями продвижения по  службе;

2) обеспечение  организационно-технических условий,  необходимых для исполнения должностных  обязанностей;

3) оплату  труда и другие выплаты в  соответствии с трудовым законодательством,  законодательством о муниципальной  службе и трудовым договором  (контрактом);

4) отдых,  обеспечиваемый установлением нормальной  продолжительности рабочего (служебного) времени, предоставлением выходных  дней и нерабочих праздничных  дней, а также ежегодного оплачиваемого  отпуска;

5) получение  в установленном порядке информации  и материалов, необходимых для  исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений  о совершенствовании деятельности  органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального  образования;

6) участие  по своей инициативе в конкурсе  на замещение вакантной должности  муниципальной службы;

7) повышение  квалификации в соответствии  с муниципальным правовым актом  за счет средств местного бюджета;

8) защиту  своих персональных данных; В  соответствии со ст. 29 Федерального  закона персональные данные муниципального  служащего - информация, необходимая  представителю нанимателя (работодателю) в связи с исполнением муниципальным служащим обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы и касающаяся конкретного муниципального служащего. Персональные данные муниципального служащего подлежат обработке (получение, хранение, комбинирование, передача и иное использование) в соответствии с трудовым законодательством.

9) ознакомление  со всеми материалами своего  личного дела, с отзывами о  профессиональной деятельности  и другими документами до внесения  их в его личное дело, а также  на приобщение к личному делу  его письменных объяснений

10) объединение,  включая право создавать профессиональные  союзы, для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных  интересов;

11) рассмотрение  индивидуальных трудовых споров  в соответствии с трудовым  законодательством, защиту своих  прав и законных интересов  на муниципальной службе, включая  обжалование в суд их нарушений;

12) пенсионное  обеспечение в соответствии с  законодательством Российской Федерации.

2. Муниципальный  служащий, за исключением муниципального  служащего, замещающего должность  главы местной администрации  по контракту, вправе с предварительным  письменным уведомлением представителя  нанимателя (работодателя) выполнять  иную оплачиваемую работу, если  это не повлечет за собой  конфликт интересов и если  иное не предусмотрено настоящим  Федеральным законом.

В ст.12 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" установлен перечень основных обязанностей муниципальных служащих, включенных в систему особых отношений служения обществу и государству, в отличие от лиц, состоящих в обычных трудовых отношениях.

2.2. Обязанности муниципального служащего

 

Муниципальный служащий обязан:

 

1) соблюдать  Конституцию Российской Федерации,  федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные  правовые акты Российской Федерации,  конституции (уставы), законы и  иные нормативные правовые акты  субъектов Российской Федерации,  устав муниципального образования  и иные муниципальные правовые  акты и обеспечивать их исполнение;

2) исполнять  должностные обязанности в соответствии  с должностной инструкцией;

3) соблюдать  при исполнении должностных обязанностей  права и законные интересы  граждан и организаций;

4) соблюдать  установленные в органе местного  самоуправления, аппарате избирательной  комиссии муниципального образования  правила внутреннего трудового  распорядка, должностную инструкцию, порядок работы со служебной  информацией;

5) поддерживать  уровень квалификации, необходимый  для надлежащего исполнения должностных  обязанностей;

6) не  разглашать сведения, составляющие  государственную и иную охраняемую  федеральными законами тайну,  а также сведения, ставшие ему  известными в связи с исполнением  должностных обязанностей, в том  числе сведения, касающиеся частной  жизни и здоровья граждан или  затрагивающие их честь и достоинство;

7) беречь  государственное и муниципальное  имущество, в том числе предоставленное  ему для исполнения должностных  обязанностей;

8) представлять  в установленном порядке предусмотренные  законодательством Российской Федерации  сведения о себе и членах  своей семьи, а также сведения  о полученных им доходах и  принадлежащем ему на праве  собственности имуществе, являющихся  объектами налогообложения, об  обязательствах имущественного  характера (далее - сведения о  доходах, об имуществе и обязательствах  имущественного характера);

9) сообщать  представителю нанимателя (работодателю) о выходе из гражданства Российской  Федерации в день выхода из  гражданства Российской Федерации  или о приобретении гражданства  иностранного государства в день  приобретения гражданства иностранного  государства;

10) соблюдать  ограничения, выполнять обязательства,  не нарушать запреты, которые  установлены настоящим Федеральным  законом и другими федеральными  законами;

11) сообщать  представителю нанимателя (работодателю) о личной заинтересованности  при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту  интересов, и принимать меры  по предотвращению подобного  конфликта.

Муниципальный служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При  получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению муниципального служащего, неправомерным, муниципальный служащий должен представить руководителю, давшему поручение, в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме муниципальный служащий обязан отказаться от его исполнения. В случае исполнения неправомерного поручения муниципальный служащий и давший это поручение руководитель несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

2.3. Ограничения и запреты, связанные с муниципальной службой

 

1. Гражданин  не может быть принят на  муниципальную службу, а муниципальный  служащий не может находиться  на муниципальной службе в  случае:

1) признания  его недееспособным или ограниченно  дееспособным решением суда, вступившим  в законную силу;

2) осуждения  его к наказанию, исключающему  возможность исполнения должностных  обязанностей по должности муниципальной  службы, по приговору суда, вступившему  в законную силу;

3) отказа  от прохождения процедуры оформления  допуска к сведениям, составляющим  государственную и иную охраняемую  федеральными законами тайну,  если исполнение должностных  обязанностей по должности муниципальной  службы, на замещение которой  претендует гражданин, или по  замещаемой муниципальным служащим  должности муниципальной службы  связано с использованием таких  сведений;

4) наличия  заболевания, препятствующего поступлению  на муниципальную службу или  ее прохождению и подтвержденного  заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации,  перечень таких заболеваний и  форма заключения медицинского  учреждения устанавливаются уполномоченным  Правительством Российской Федерации  федеральным органом исполнительной  власти;

5) близкого  родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также  братья, сестры, родители и дети  супругов) с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной  службы связано с непосредственной  подчиненностью или подконтрольностью  одного из них другому;

6) прекращения  гражданства Российской Федерации,  прекращения гражданства иностранного  государства - участника международного  договора Российской Федерации,  в соответствии с которым иностранный  гражданин имеет право находиться  на муниципальной службе, приобретения  им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе;

7) наличия  гражданства иностранного государства  (иностранных государств), за исключением  случаев, когда муниципальный  служащий является гражданином  иностранного государства - участника  международного договора Российской  Федерации, в соответствии с  которым иностранный гражданин  имеет право находиться на  муниципальной службе;

8) представления  подложных документов или заведомо  ложных сведений при поступлении  на муниципальную службу;

9) непредставления  установленных настоящим Федеральным  законом сведений или представления  заведомо ложных сведений о  доходах, об имуществе и обязательствах  имущественного характера.

Гражданин при поступлении на муниципальную  службу и затем ежегодно обязан представлять представителю нанимателя указанные  сведения. Интересно, что закон не предусматривает отказа в приеме на муниципальную службу (или увольнения со службы) вследствие предоставления неполной информации о доходах или  имуществе

2. Гражданин  не может быть принят на  муниципальную службу после достижения  им возраста 65 лет - предельного  возраста, установленного для замещения  должности муниципальной службы.

На наш  взгляд, этот возрастной предел следовало  бы назвать предельным возрастом  поступления на муниципальную службу, поскольку в отличие от законодательства, регулирующего прохождение государственной  гражданской службы, данный закон  допускает пребывание на муниципальной  службе и по достижении предельного  возраста (ст. 19). Комментируемая норма устанавливает, что гражданин не может быть принят на муниципальную службу по достижении 65 лет.

Статья 14. Запреты, связанные с муниципальной  службой

Важной  характеристикой правового статуса  муниципального служащего являются накладываемые на него законом запреты, связанных с прохождением муниципальной службы. Действие запретов ограничено временем прохождения муниципальной службы, а в особых случаях гражданин обязан соблюдать запреты и после увольнения с муниципальной службы.

Запрет  представляет собой категорическое требование законодателя не совершать каких-либо действий и не вести определенную деятельность, несоблюдение, которого влечет за собой юридическую ответственность. Назначение запретов, связанных с муниципальной службой, состоит в обеспечении эффективной профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в предотвращении служебных злоупотреблений; создании условий для формирования отношений доверия между государственными органами и населением.

В отличие  от ограничений, адресованных как претендентам на муниципальную службу, так и  муниципальным служащим, запреты, обусловленные  особенностями и спецификой муниципальной  службы, адресованы только служащим. Запреты  предусмотрены для того, чтобы  действия муниципальных служащих полностью  отвечали принципам и содержанию служения обществу

Информация о работе Основные элементы правового статуса муниципального служащего