Основные элементы правового статуса муниципального служащего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 16:09, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Осуществление широких демократических реформ в Российской Федерации закономерно предполагает развитие эффективной системы местного самоуправления. Современный этап формирования местного самоуправления характеризуется усилением внимания к такой ее важной составляющей, как муниципальная служба, центральное место в которой занимает муниципальный служащий.
Сегодня делаются попытки создания оптимальной модели специалиста в области муниципального управления. В данном ракурсе важной категорией является правовое положение (статус) муниципального служащего, которое в отечественной юриспруденции изучено не в полной мере.

Содержание работы

Введение

Глава1. Правовой статус муниципального служащего
1.1.Понятие муниципальной службы и муниципального служащего
Глава2. Основные элементы правового статуса муниципального служащего

2.1. Права муниципального служащего

2.2. Обязанности муниципального служащего

2.3. Ограничения и запреты, связанные с муниципальной службой

Заключение

Список источников и литературы

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 45.62 Кб (Скачать файл)

1. В связи  с прохождением муниципальной  службы муниципальному служащему  запрещается:

1) состоять  членом органа управления коммерческой  организации, если иное не предусмотрено  федеральными законами или если  в порядке, установленном муниципальным  правовым актом в соответствии  с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

В п. 1 ст. 50 ГК РФ указано, что коммерческими  организациями могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в  качестве основной цели своей деятельности, и могут создаваться в форме  хозяйственных товариществ и  обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных  унитарных предприятий. Лицо или  совокупность лиц, уполномоченных в  соответствии с законом, иными правовыми  актами или учредительными документами  осуществлять управление деятельностью  юридического лица, является его органом. Состав, порядок образования органов, а также распределение компетенции  между ними зависят от организационно-правовой формы юридического лица и определяются законом и учредительными документами.

Согласно  п. 5 ст. 1 Закона "Об акционерных обществах" особенности создания и правового  положения акционерных обществ, созданных в процессе приватизации государственных и муниципальных  предприятий, определяются правовыми  актами Российской Федерации о приватизации указанных предприятий. Особенности  правового положения акционерных  обществ, созданных при приватизации государственных и муниципальных  предприятий, действуют с момента  принятия решения о приватизации и до момента отчуждения государством или муниципальным образованием 75 процентов принадлежащих им акций  в таком акционерном обществе, но не позднее окончания срока  приватизации, определенного планом приватизации данного предприятия. Итак, в случае принятия решения  о введении в отношении конкретного  акционерного общества специального права ("золотой акции") орган, принявший  решение о приватизации указанного предприятия, назначает, минуя собрание акционеров в органы управления общества, совет директоров и ревизионную  комиссию своих представителей.

В качестве таких представителей могут назначаться  соответственно государственные или  муниципальные служащие. Представители  осуществляют свою деятельность на основании положения, утверждаемого Правительством РФ. Эти представители являются членами совета директоров акционерного общества, его ревизионной комиссии. Правительство РФ своим Постановлением от 23 января 2003 г. N 44 утвердило Положение о порядке управления находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права Российской Федерации на участие в управлении открытыми акционерными обществами ("золотой акции"). В данном положении подробно расписаны порядок назначения и деятельности представителей государства в органах управления и контроля открытых акционерных обществ.

2) замещать  должность муниципальной службы  в случае:

а) избрания или назначения на государственную  должность Российской Федерации  либо на государственную должность  субъекта Российской Федерации, а также  в случае назначения на должность  государственной службы;

б) избрания или назначения на муниципальную  должность;

в) избрания на оплачиваемую выборную должность  в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования;

Государственные должности Российской Федерации  и государственные должности  субъектов Российской Федерации - это  должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных  органов, и должности, устанавливаемые  конституциями (уставами), законами субъектов  Российской Федерации для непосредственного  исполнения полномочий государственных  органов субъектов Российской Федерации (ст. 1 Федерального закона "О государственной  гражданской службе Российской Федерации").

Должности федеральной государственной гражданской  службы учреждаются федеральным  законом или указом Президента Российской Федерации, должности государственной  гражданской службы субъектов Российской Федерации - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в целях обеспечения  исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную  должность.

Должности гражданской службы подразделяются на четыре категории (руководители; помощники (советники), специалисты, обеспечивающие специалисты) и пять групп (высшие должности  гражданской службы; главные должности  гражданской службы; ведущие должности  гражданской службы; старшие должности  гражданской службы; младшие должности  гражданской службы).

Должности категорий "руководители" и "помощники (советники)" подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы. Должности категории "специалисты" подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую  группы должностей гражданской службы. Должности категории "обеспечивающие специалисты" подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

Должности федеральной государственной гражданской  службы, классифицированные по государственным  органам, категориям, группам, а также  по иным признакам, составляют перечни  должностей федеральной государственной  гражданской службы, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей федеральной  государственной гражданской службы. Реестр должностей федеральной государственной  гражданской службы утвержден Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 1574 "О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы".

Реестр  должностей государственной гражданской  службы субъекта Российской Федерации  утверждается законом или иным нормативным  правовым актом субъекта Российской Федерации. Реестр должностей федеральной  государственной гражданской службы и реестры должностей государственной  гражданской службы субъектов Российской Федерации образуют Сводный реестр должностей государственной гражданской  службы Российской Федерации. Порядок  ведения Сводного реестра должностей государственной гражданской службы Российской Федерации утверждается указом Президента Российской Федерации.

Разделение  государственных должностей и должностей гражданской службы отражает наличие  двух базовых функций государственного управления: политической и организационно-административной. Теория дихотомии политической власти и государственной службы была развита  в законах многих зарубежных стран  о публичной службе, выразилась в  дифференциации должностей в системе  государственного управления. Во многих странах между политическими  и административными должностями  публичной службы проходит достаточно жесткое разделение.

Для России вопрос пределов политизации государственной  службы очень актуален. Запрет на совмещение политических и административных должностей, а также должностей различных  видов службы для муниципального служащего означает, что при избрании или назначении муниципального служащего  на государственную должность, на должность  государственной службы его муниципальная  служба прекращается. Но в то же время  в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды  работы на государственных должностях Российской Федерации и государственных  должностях субъектов Российской Федерации; должностях государственной гражданской  службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы (государственных  должностях государственной службы).

Запрещено муниципальному служащему также  замещать должность муниципальной  службы при избрании или назначении на муниципальную должность. Лицами, замещающими муниципальные должности, являются депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, члены избирательных комиссий муниципальных  образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса. Указанные  лица не являются муниципальными служащими.

В случае, когда муниципальный служащий избран на оплачиваемую выборную должность  в органе профессионального союза, даже если это должность в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, он не имеет права замещать одновременно должность муниципальной  службы.

3) заниматься  предпринимательской деятельностью;

то есть деятельностью, главной задачей  которой является получение прибыли. В п. 2 ст. 11 комментируемого закона указано, что муниципальный служащий вправе, с предварительного уведомления  представителя нанимателя, выполнять  иную оплачиваемую работу, если это  не повлечет за собой конфликта интересов. С учетом указанного запрета ясно, что эта работа не может быть предпринимательской  деятельностью.

С запретом заниматься предпринимательской деятельностью  связано требование представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (ст. 15 закона).

4) быть  поверенным или представителем  по делам третьих лиц в органе  местного самоуправления, избирательной  комиссии муниципального образования,  в которых он замещает должность  муниципальной службы либо которые  непосредственно подчинены или  подконтрольны ему, если иное  не предусмотрено федеральными  законами;

Гражданский кодекс РФ определяет представительство  как совершение юридических действий представителем, при котором правовые последствия возникают у представляемого. Представитель может действовать  на основании доверенности, указания закона либо акта уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления (ст. 182 ГК РФ). В ст. 971 ГК РФ указано, что поверенный - это одна из сторон договора поручения, которая обязуется совершить  от имени и за счет доверителя определенные юридические действия.

Представитель действует не только от имени, но и  в интересах представляемого. Разрешение на представительство в подобной ситуации означало бы возможность использования  должностной прерогативы в интересах  частных лиц. Поэтому выполнение представительских функций находится  в противоречии с правовым статусом муниципального служащего и запрещено  законодательством.

Так как  муниципальные служащие не имеют  права совершать сделки от имени  другого лица (представляемого), то сделка будет признана недействительной как заключенная неуполномоченным лицом (ст. 168 ГК РФ).

Муниципальный служащий, получивший полномочия представлять интересы третьих лиц в органе местного самоуправления, в котором  он замещает должность муниципальной  службы, обязан устраниться от ведения  дел от имени органа и информировать  представителя нанимателя о возможном  конфликте интересов.

5) получать  в связи с должностным положением  или в связи с исполнением  должностных обязанностей вознаграждения  от физических и юридических  лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений,  отдыха, транспортных расходов и  иные вознаграждения). Подарки, полученные  муниципальным служащим в связи  с протокольными мероприятиями,  со служебными командировками  и с другими официальными мероприятиями,  признаются муниципальной собственностью  и передаются муниципальным служащим по акту в орган местного самоуправления, избирательную комиссию муниципального образования, в которых он замещает должность муниципальной службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации;

При перечислении возможных вознаграждений законом  назван максимально широкий спектр для избежания двусмысленного понимания: подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплата развлечений, отдыха, транспортные расходы и др. Этот запрет установлен для того, чтобы муниципальные  служащие не оказывали предпочтения каким-либо лицам на основе семейных, дружеских, иных связей и не оказывались  обязанными по отношению к организациям, желающим получить выгоду посредством  вознаграждения муниципального служащего.

Вознаграждения  считаются принятыми в связи  с исполнением должностных обязанностей, если:

в договоре дарения или в иных документах, связанных с вознаграждением, или  на подарке указана должность  лица, его принимающего;

вознаграждение  вручено по месту службы или во время участия служащего в  мероприятиях, в которых он представляет соответствующий орган местного самоуправления;

даритель  прямо или косвенно заинтересован  в управленческом решении, действии по реализации муниципальным служащим своих должностных полномочий, либо в отсутствии такого действия, и  при этом принявший вознаграждение в силу своей должности непосредственно  осуществляет полномочия органа МСУ  или непосредственно участвует  в осуществлении или подготовке осуществления указанных полномочий.

Запрет  получать в связи с исполнением  должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц  означает наказуемость любых действий по извлечению доходов, выгод имущественного и иного характера, получению услуг за счет создания коллизии служебных и иных интересов.

При наличии  признаков преступления, предусмотренных  ст. 285 (злоупотребление должностными полномочиями) и 290 (получение взятки) УК РФ, в отношении муниципального служащего может быть возбуждено уголовное дело.

Подарки, полученные муниципальным служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с  другими официальными мероприятиями, признаются муниципальной собственностью и передаются муниципальным служащим по акту в орган местного самоуправления, избирательную комиссию муниципального образования, в которых он замещает должность муниципальной службы, за исключением случаев, установленных  Гражданским кодексом Российской Федерации.

6) выезжать  в командировки за счет средств  физических и юридических лиц,  за исключением командировок, осуществляемых  на взаимной основе по договоренности  органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального  образования с органами местного  самоуправления, избирательными комиссиями  других муниципальных образований,  а также с органами государственной  власти и органами местного  самоуправления иностранных государств, международными и иностранными  некоммерческими организациями;

Информация о работе Основные элементы правового статуса муниципального служащего