Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 14:34, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение содержания, проблем и путей развития бюджетного устройства РФ, объектом исследования – бюджетная система РФ.
Для достижения выше поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
обосновать сущность государственного бюджета;
сформулировать основные аспекты его формирования и составления;
проанализировать изменение в бюджете и его структуре за последние годы;
Введение
1 Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации
1.1 Сущность бюджетного устройства и виды бюджетов
1.2 Функции бюджетов
1.3 Правовые основы бюджетного процесса
2 Анализ государственного бюджета Российской Федерации
2.1 Федеральный бюджет – инструмент экономической политики государства
2.2 Основные аспекты анализа федерального бюджета РФ с 2010 по 2013 год
2.3 Анализ доходных и расходных частей федерального бюджета
3 Основные направления совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации
3.1 Основные приоритеты бюджетных расходов
3.2 Проблемы реализации принципов бюджетного устройства в Российской федерации
3.3 Основные принципы бюджетной стратегии на 2014-2016г. и дальнейшую перспективу
Заключение
Список использованных источников
- фискальной.
Содержание распределительной функции государственного бюджета (или функции экономического регулирования) реализуется в процессе формирования доходных источников бюджета и их использования для проведения экономической политики государства. Финансовые ресурсы, аккумулированные в бюджетной системе посредством налоговых и других обязательных платежей хозяйствующих субъектов и граждан, в соответствии с проводимой государством социально-экономической политикой перераспределяются затем как в сферы материального производства, имеющие для страны приоритетное значение, так и в сферу нематериального производства, находящуюся у бюджета на содержании.
Процесс распределения и перераспределения финансовых ресурсов протекает не только между различными уровнями государственной власти, но и между разными подразделениями общественного производства. Такой масштаб сферы действия распределительной функции бюджета определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства.
Основным объектом бюджетного перераспределения
является чистый доход, однако это не
исключает возможности
Контрольная функция бюджета заключается
в том, что бюджет является объективным
количественным отражением экономических
процессов, протекающих в структурных
звеньях экономики —
Фискальная функция бюджета состоит в реализации фискальной политики государства — воздействия государства на деловую активность с помощью изменения объема государственных расходов и налоговых ставок. Например, как известно из экономической теории, если уровень безработицы рассматривается как недопустимо высокий, то государство может снизить подоходный налог и/или увеличить государственные расходы, что приведет к росту деловой активности и снижению безработицы. Таким образом, фискальная политика служит инструментом контроля над безработицей и инфляцией, повышения инвестиционной активности финансовых ресурсов, роста общего экономического потенциала.11
Бюджетное право РФ – это совокупность финансово-правовых норм, которые закрепляют структуру бюджетного устройства и бюджетной системы России, порядок формирования бюджетных доходов и перечень расходов, регламентируют бюджетный процесс, определяют порядок формирования и использования государственных бюджетных и внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения социального и экономического развития страны и укрепления обороноспособности государства.
Российская Федерация, а также субъекты РФ имеют свои сферы компетенции, или предметы ведения. Если нормативные акты, принятые субъектами РФ, выходят за пределы их компетенции, они не имеют юридической силы.
Главный источник финансового и бюджетного права России – Конституция РФ, включающая в себя основные принципиальные положения бюджета. Кроме Конституции источниками бюджетного права России являются:
– федеральные законы РФ;
– правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления;
– правовые акты органов управления специальной компетенции (указы Президента РФ), в которых содержатся нормы права в дополнение и развитие Конституции.
Наибольшее внимание Конституция РФ уделяет бюджетной деятельности государства, что объясняется значимой ролью бюджета как центрального звена финансовой системы.
Статья 106 Конституции предписывает, что обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:
а) федерального бюджета;
б) федеральных налогов и сборов;
в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
г) ратификации и денонсирования международных до говоров РФ и др.
Согласно ст. 71 Конституции в ведении Российской Федерации находятся: федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития; внешнеэкономические отношения Российской Федерации. Статья 132 Конституции определяет полномочия органов местного самоуправления, которые самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют ох рану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Бюджетный процесс – регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю над их исполнением (ст. 6 БК РФ).
Бюджетный процесс включает в себя три стадии бюджетной деятельности:
1) составление проектов бюджетов;
2) рассмотрение и утверждение бюджетов;
3) исполнение бюджетов;
Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование – перераспределение финансовых ресурсов меду бюджетами разного уровня.
До принятия БК РФ основным правовым актом, регламентирующим бюджетный процесс России, был Закон РСФСР от 10 октября 1991 г. № 1734-I «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса РСФСР». В настоящее время нормы, касающиеся осуществления бюджетного процесса, помимо БК РФ содержатся в ряде других законов РФ, законов (решений представительных органов) субъектов РФ, нормативных правовых актов, издаваемых органами исполнительной власти (например, в Правилах о порядке составления и исполнения бюджетов, разрабатываемых Министерством финансов РФ и аналогичными министерствами субъектов РФ).
В БК РФ приведены нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения. Так, Президент РФ вправе издавать указы, регулирующие бюджетные правоотношения, которые не должны противоречить БК РФ и другим законам. В случае противоречия между БК РФ и нормативными акта ми, подписанными Президентом РФ либо Правительством РФ, применению подлежит БК РФ.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции.
Если международным
договором РФ установлены иные правила,
чем те, которые предусмотрены
бюджетным законодательством
Акты бюджетного законодательства РФ не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникающим после введения их в действие, если иное не предусмотрено БК РФ или федеральным законом.
Таким образом, к источникам бюджетного права относятся Конституция РФ, БК РФ и другие нормативные право вые акты, издаваемые Президентом РФ, органами исполнительной власти РФ, местного самоуправления, регулирующие бюджетные правоотношения в пределах данной им компетенции.
Эти правовые акты традиционно классифицируют по юридическим свойствам, выделяя следующие:
1) нормативные акты, которые устанавливают общие правила для участников финансовых отношений, регулируют определенные виды финансовых отношений; определяют конкретные признаки соответствующего вида финансовых отношений;
2) финансово-плановые акты, значительный массив которых характерен для бюджетного права, включающие в себя федеральный бюджет, государственные бюджеты республик, финансовые планы других финансовых организаций.
Принятие в 1998 г. БК РФ означало переход к качественно новому этапу регулирования бюджетных отношений.
2. Анализ государственного бюджета Российской Федерации 12
2.1 Федеральный бюджет- инструмент экономической политики государства
Основные функции управления государством возложены на центральные органы власти. Для выполнения ими их обязанностей, для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий формируется централизованный финансовый фонд – федеральный бюджет. Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет – основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. В Конституции РФ (ст. 71) зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находится федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.
Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения внутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовкой высококвалифицированных специалистов.
Средства федерального
бюджета являются главным
Большую роль играет федеральный бюджет в поддержании и развитии искусства, культуры, средств массовой информации.
Для решения этих задач федеральный бюджет в соответствии с Законом «Об основах налоговой системы» 1991 г. и Налоговым кодексом Российской Федерации наделен федеральными налогами и неналоговыми доходами.
Между уровнями
бюджетной системы РФ
В соответствие с бюджетным кодексом РФ, доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим законодательством в распоряжение органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Все доходы
государства от способа из
извлечения могут быть объедине
К налоговым доходам федерального бюджета относятся:
1) федеральные налоги и сборы,
перечень и ставки которых
определяются налоговым
2) таможенные пошлины,
таможенные сборы и иные
3) государственная пошлина
в соответствии с
К неналоговым доходам федерального бюджета относятся:
1) доходы от использования
имущества, находящегося в
2) доходы от продажи
имущества, находящегося в
3) часть прибыли унитарных
предприятий, созданных
4) прибыль Банка России – по нормативам, установленным федеральными законами;
5) доходы от внешнеэкономической деятельности;
6) доходы от реализации
государственных запасов и
Под расходами бюджета понимаются денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Расходы госбюджета
– это экономические отношения,