Основные направления совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 14:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение содержания, проблем и путей развития бюджетного устройства РФ, объектом исследования – бюджетная система РФ.
Для достижения выше поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
обосновать сущность государственного бюджета;
сформулировать основные аспекты его формирования и составления;
проанализировать изменение в бюджете и его структуре за последние годы;

Содержание работы

Введение
1 Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации
1.1 Сущность бюджетного устройства и виды бюджетов
1.2 Функции бюджетов
1.3 Правовые основы бюджетного процесса
2 Анализ государственного бюджета Российской Федерации
2.1 Федеральный бюджет – инструмент экономической политики государства
2.2 Основные аспекты анализа федерального бюджета РФ с 2010 по 2013 год
2.3 Анализ доходных и расходных частей федерального бюджета
3 Основные направления совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации
3.1 Основные приоритеты бюджетных расходов
3.2 Проблемы реализации принципов бюджетного устройства в Российской федерации
3.3 Основные принципы бюджетной стратегии на 2014-2016г. и дальнейшую перспективу
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Бюджетное устройство РФ.Пути его совершенствования.doc

— 249.00 Кб (Скачать файл)

    Расходы бюджета  тесно связаны с функциями государства. У каждого государства есть 4 первоочередные функции: экономическая, социальная, управления, военная. Поэтому и в расходах бюджета основное место занимают 4 группы : экономического назначения (на финансирование НХ), расходы на социально-культурные мероприятия – финансирование отраслей, обслуживающих население, в основном, путем предоставления бесплатных услуг (здравоохранение, образование, расходы на предоставление социальной помощи отдельным слоям и категориям населения; расходы на управление – связаны с финансированием органов исполнительной и законодательной власти, осуществляющих управление страной. В условиях государственного кредита есть и расходы на обслуживание государственного долга; военные расходы.

    В соответствии  с действующим в Российской Федерации законодательством исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:

  • обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;
  • функционирование федеральной судебной системы;
  • осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества);
  • национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
  • фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
  • и т. д.

 

2.2 Основные аспекты федерального бюджета РФ на 2010 год13

 

1. Прогнозируемый объем  валового внутреннего продукта  в размере 43 187,0 млрд. рублей и уровень инфляции,  не превышающий 10% (декабрь 2010 года к декабрю 2009года).

1) прогнозируемый общий  объем доходов федерального бюджета  в сумме 6 950 010 032,5 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 3 194 681 720,0 тыс. рублей;

2) общий объем расходов  федерального бюджета в сумме 9 886 920 940,1 тыс. рублей;

3) объем нефтегазового  трансферта в сумме 1 943 415 000,0 тыс. рублей;

4) нормативную величину  Резервного фонда в сумме 4 318 700 000,0 тыс. рублей;

5) верхний предел государственного  внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2011 года в сумме 3 301 795 464,0 тыс. рублей;

6) верхний предел государственного  внешнего долга Российской Федерации  на 1 января 2011 года в сумме 63,3 млрд. долларов США, или 45,2 млрд. евро;

7) дефицит федерального  бюджета в сумме 2 936 910 907,6 тыс. рублей.

2. Установить, что в  2010 году и в плановом периоде  2011 и 2012 годов 60 процентов доходов от акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 до 25 процентов включительно (за исключением вин) и алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов (за исключением вин), производимую на территории Российской Федерации, указанных в статье 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации, направляется в уполномоченный территориальный орган Федерального казначейства и перечисляется им в бюджеты субъектов Российской Федерации не реже одного раза в 10 дней в соответствии с нормативами распределения на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону.

3. Установить, что 100 процентов  доходов от акцизов на автомобильный  и прямогонный бензин, дизельное  топливо, моторные масла для  дизельных и (или) карбюраторных  (инжекторных) двигателей, указанных  в статье 56 Бюджетного кодекса  Российской Федерации, направляется в уполномоченный территориальный орган Федерального казначейства и перечисляется им в бюджеты субъектов Российской Федерации не реже одного раза в 10 дней в соответствии с нормативами распределения на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону.

4. Доходы от федеральных  налогов, в том числе налогов,  предусмотренных специальными налоговыми  режимами, и сборов, поступающие  от плательщиков на территориях  Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа, в 2010 году и в плановом периоде 2011 и 2012 годов подлежат зачислению соответственно в бюджеты Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа по установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом нормативам, за исключением подлежащих зачислению в бюджет Тюменской области налоговых доходов от налога на прибыль организаций, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу в размере 29,5 процента.

5. Установить, что зачисление  в федеральный бюджет и бюджеты  государственных внебюджетных фондов  доходов от погашения задолженности  по единому социальному налогу (соответствующим пеням и штрафам)  осуществляется по нормативу  100 процентов в соответствующий бюджет по налоговой ставке, действовавшей до 1 января 2010 года.

Для того чтобы как  можно лучше и более подробно узнать деятельность государственного бюджета Российской Федерации необходимо провести анализ уровня бюджета по отношению к предыдущему году по наиболее важным показателям, таким как доходы, расходы бюджета, его дефицит и по некоторым другим. Также выясним уровень этих показателей для бюджетов субъектов РФ с наибольшим и наименьшим показателями.

На 1 января 2010 года в консолидированные бюджеты Российской Федерации поступило 4 243.3 млрд. рублей налоговых и неналоговых доходов, что составляет 86.4% от объемов поступлений на 1 января 2009 года.

Рост поступлений налоговых  и неналоговых доходов зафиксирован в 29 регионах.

Наибольший рост поступлений налоговых и неналоговых доходов зафиксирован в следующих субъектах Российской Федерации: Чукотский автономный округ (рост на 92.5%), Республика Ингушетия (рост на 23.7%), Магаданская область (рост на 22.2%), Кабардино-Балкарская Республика (рост на 21.2%), Республика Калмыкия (рост на 16.1%), Сахалинская область (рост на 16.0%).

Сокращение поступлений  налоговых и неналоговых доходов произошло в 54 регионах.

Самая неблагоприятная  ситуация сложилась у следующих  регионов: Вологодская область (падение на 39.2%), Челябинская область (падение на 33.3%), Кемеровская область (падение на 28.4%), Белгородская область (падение на 26.1%), Пермский край (падение на 24.0%), Тюменская область (падение на 23.7%).

Динамика поступлений  налоговых и неналоговых доходов

в январе –  декабре 2009 г. в сравнении с 2008 г., млрд. руб.

Рис.2 Поступление доходов в бюджет РФ

На 1 января 2010 года в консолидированные  бюджеты Российской Федерации поступило 1 069 млрд. рублей налога на прибыль, что составляет 61.0% от объемов поступлений на 1 января 2009 года.

Рост поступлений налога на прибыль зафиксирован в 15 регионах.

Наибольший рост поступлений  налога на прибыль зафиксирован в  следующих субъектах Российской Федерации: Чукотский автономный округ (рост в 8.3 раза), Сахалинская область (рост на 75.5%), Карачаево-Черкесская Республика (рост на 38.9%), Республика Калмыкия (рост на 34.9%), Республика Дагестан (рост на 34.6%), Амурская область (рост на 32.6%).

Сокращение поступлений  налога на прибыль произошло в 67 регионах.

Самая неблагоприятная  ситуация сложилась у следующих  регионов: Челябинская область (падение  на 83.8%), Вологодская область (падение  на 78.0%), Кемеровская область (падение  на 72.8%), Республика Карелия (падение на 70.7%), Липецкая область (падение на 69.5%), Белгородская область (падение на 68.2%).

На 1 января 2010 года в консолидированные  бюджеты Российской Федерации поступило 1 665.0 млрд. рублей налога на доходы физических лиц, что составляет 100.0% от объемов поступлений на 1 января 2009 года.

Рост поступлений налога на доходы физических лиц зафиксирован в 47 регионах.

Наибольший рост поступлений  налога на доходы физических лиц зафиксирован в следующих субъектах Российской Федерации: Чукотский автономный округ (рост на 44.5%), Красноярский край (рост на 35.4%), Липецкая область (рост на 33.4%), Республика Ингушетия (рост на 26.3%), Камчатский край (рост на 18.7%), Чеченская Республика (рост на 14.2%).

Сокращение поступлений налога на доходы физических лиц произошло в 36 регионах.

Самая неблагоприятная  ситуация сложилась у следующих  регионов: Республика Дагестан (падение  на 26.1%), Челябинская область (падение  на 11.8%), Ярославская область (падение  на 11.5%), Свердловская область (падение на 11.3%), Чувашская Республика (падение на 11.3%), Пермский край (падение на 11.0%).

На 1 января 2010 года в консолидированные  бюджеты Российской Федерации поступило 245.7 млрд. рублей акцизов по подакцизным  товарам (продукции), произведенным на территории Российской Федерации, что составляет 129.7% от объемов поступлений на 1 января 2009 года.

Рост поступлений акцизов  по подакцизным товарам (продукции), произведенным на территории Российской Федерации зафиксирован в 81 регионе.

Наибольший рост поступлений  акцизов по подакцизным товарам (продукции), произведенным на территории Российской Федерации зафиксирован в следующих субъектах Российской Федерации: Чеченская Республика (рост на 73.5%), Республика Ингушетия (рост на 67.0%), Республика Адыгея (рост на 65.7%), Ставропольский край (рост на 58.6%), Ханты-Мансийский автономный округ (рост на 53.3%), Чукотский автономный округ (рост на 52.1%).

Сокращение поступлений  акцизов по подакцизным товарам (продукции), произведенным на территории Российской Федерации произошло в Республике Северная Осетия-Алания (снижение на 19.3%).

На 1 января 2010 года в консолидированные  бюджеты Российской Федерации поступило 1 486.1 млрд. рублей безвозмездных поступлений  от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, что составляет 131.8% от уровня 2008 года.

Доля безвозмездных  поступлений в доходах 32 регионов превысила 40%. Из них более чем 70% в следующих субъектах Российской Федерации: Чеченская Республика, Республика Ингушетия, Республика Тыва, Республика Алтай, Республика Дагестан.

Наибольший рост объемов  безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации зафиксирован в следующих  субъектах Российской Федерации: Ярославская  область (рост в 2.6 раза), Вологодская область (рост в 2.3 раза), Приморский край (рост в 2.2 раза), Республика Татарстан (рост на 98.5%), Московская область (рост на 94.3%), Республика Коми (рост на 83.7%).

Наибольшее снижение объемов безвозмездных поступлений  от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в сравнении с 2008 годом наблюдается в следующих регионах: Сахалинская область (снижение на 28.8%), Астраханская область (снижение на 23.9%), Республика Северная Осетия-Алания (снижение на 9.8%), Мурманская область (снижение на 6.8%).

На 1 января 2010 года расходы  Российской Федерации составили 6253.5 млрд. рублей, т.е. сохранились на уровне 2008 года.

Увеличение расходов зафиксировано в 65 регионах.

Наибольшее увеличение расходов произошло в следующих  субъектах Российской Федерации: Республика Ингушетия (рост на 70.6%), Республика Дагестан (рост на 36.2%), Республика Адыгея (рост на 33.4%), Приморский край (рост на 33.0%), Республика Алтай (рост на 25.4%), Тверская область (рост на 24.8%).

Сокращение расходов зафиксировано  в 18 регионах.

Наибольшее снижение расходов сложилось у следующих  регионов: Ханты-мансийский автономный округ (снижение на 19.0%), Тюменская область (снижение на 17.2%), Челябинская область (снижение на 16.4%), г. Москва (снижение на 12.2%), г. Санкт-Петербург (снижение на 9.3%), Свердловская область (снижение на 8.5%).

Динамика расходов субъектов Российской Федерации

в январе - декабре 2009 года в сравнении с 2008 годом, млрд. руб.

Рис.3 Расходы субъектов  РФ

На 1 января 2010 года расходы Российской Федерации на увеличение стоимости основных средств составили 1 073 млрд. рублей, что составляет 77.9% от суммы расходов на 1 января 2009 года и 17.2% от общей суммы расходов на 2009 года.

В 17 регионах доля расходов на увеличение стоимости основных средств составила более 20%, наибольшая доля сложилась у следующих регионов: Чеченская Республика (41.9%), Республика Ингушетия (39.5%), Тюменская область (32.3%), г. Санкт-Петербург (31.0%), Калининградская область (28.9%).

Наибольший темп роста расходов на увеличение стоимости основных средств, по сравнению с прошлым годом, зафиксирован в следующих субъектах Российской Федерации: Республика Ингушетия (рост в 3.0 раза), Приморский край (рост в 2.9 раза), Карачаево-Черкесская Республика (рост на 99.9%), Республика Адыгея (рост на 81.7%), Амурская область (рост на 64.5%), Чукотский автономный округ (рост на 63.4%).

Информация о работе Основные направления совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации