Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 14:34, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение содержания, проблем и путей развития бюджетного устройства РФ, объектом исследования – бюджетная система РФ.
Для достижения выше поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
обосновать сущность государственного бюджета;
сформулировать основные аспекты его формирования и составления;
проанализировать изменение в бюджете и его структуре за последние годы;
Введение
1 Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации
1.1 Сущность бюджетного устройства и виды бюджетов
1.2 Функции бюджетов
1.3 Правовые основы бюджетного процесса
2 Анализ государственного бюджета Российской Федерации
2.1 Федеральный бюджет – инструмент экономической политики государства
2.2 Основные аспекты анализа федерального бюджета РФ с 2010 по 2013 год
2.3 Анализ доходных и расходных частей федерального бюджета
3 Основные направления совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации
3.1 Основные приоритеты бюджетных расходов
3.2 Проблемы реализации принципов бюджетного устройства в Российской федерации
3.3 Основные принципы бюджетной стратегии на 2014-2016г. и дальнейшую перспективу
Заключение
Список использованных источников
Расходы бюджета тесно связаны с функциями государства. У каждого государства есть 4 первоочередные функции: экономическая, социальная, управления, военная. Поэтому и в расходах бюджета основное место занимают 4 группы : экономического назначения (на финансирование НХ), расходы на социально-культурные мероприятия – финансирование отраслей, обслуживающих население, в основном, путем предоставления бесплатных услуг (здравоохранение, образование, расходы на предоставление социальной помощи отдельным слоям и категориям населения; расходы на управление – связаны с финансированием органов исполнительной и законодательной власти, осуществляющих управление страной. В условиях государственного кредита есть и расходы на обслуживание государственного долга; военные расходы.
В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:
2.2 Основные аспекты федерального бюджета РФ на 2010 год13
1. Прогнозируемый объем валового внутреннего продукта в размере 43 187,0 млрд. рублей и уровень инфляции, не превышающий 10% (декабрь 2010 года к декабрю 2009года).
1) прогнозируемый общий
объем доходов федерального
2) общий объем расходов федерального бюджета в сумме 9 886 920 940,1 тыс. рублей;
3) объем нефтегазового
трансферта в сумме 1 943 415
4) нормативную величину
Резервного фонда в сумме 4
5) верхний предел
6) верхний предел
7) дефицит федерального бюджета в сумме 2 936 910 907,6 тыс. рублей.
2. Установить, что в 2010 году и в плановом периоде 2011 и 2012 годов 60 процентов доходов от акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 до 25 процентов включительно (за исключением вин) и алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов (за исключением вин), производимую на территории Российской Федерации, указанных в статье 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации, направляется в уполномоченный территориальный орган Федерального казначейства и перечисляется им в бюджеты субъектов Российской Федерации не реже одного раза в 10 дней в соответствии с нормативами распределения на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону.
3. Установить, что 100 процентов
доходов от акцизов на
4. Доходы от федеральных
налогов, в том числе налогов,
предусмотренных специальными
5. Установить, что зачисление
в федеральный бюджет и
Для того чтобы как можно лучше и более подробно узнать деятельность государственного бюджета Российской Федерации необходимо провести анализ уровня бюджета по отношению к предыдущему году по наиболее важным показателям, таким как доходы, расходы бюджета, его дефицит и по некоторым другим. Также выясним уровень этих показателей для бюджетов субъектов РФ с наибольшим и наименьшим показателями.
На 1 января 2010 года в консолидированные бюджеты Российской Федерации поступило 4 243.3 млрд. рублей налоговых и неналоговых доходов, что составляет 86.4% от объемов поступлений на 1 января 2009 года.
Рост поступлений налоговых
и неналоговых доходов
Наибольший рост поступлений налоговых и неналоговых доходов зафиксирован в следующих субъектах Российской Федерации: Чукотский автономный округ (рост на 92.5%), Республика Ингушетия (рост на 23.7%), Магаданская область (рост на 22.2%), Кабардино-Балкарская Республика (рост на 21.2%), Республика Калмыкия (рост на 16.1%), Сахалинская область (рост на 16.0%).
Сокращение поступлений налоговых и неналоговых доходов произошло в 54 регионах.
Самая неблагоприятная ситуация сложилась у следующих регионов: Вологодская область (падение на 39.2%), Челябинская область (падение на 33.3%), Кемеровская область (падение на 28.4%), Белгородская область (падение на 26.1%), Пермский край (падение на 24.0%), Тюменская область (падение на 23.7%).
Динамика поступлений
налоговых и неналоговых
в январе – декабре 2009 г. в сравнении с 2008 г., млрд. руб.
Рис.2 Поступление доходов в бюджет РФ
На 1 января 2010 года в консолидированные бюджеты Российской Федерации поступило 1 069 млрд. рублей налога на прибыль, что составляет 61.0% от объемов поступлений на 1 января 2009 года.
Рост поступлений налога на прибыль зафиксирован в 15 регионах.
Наибольший рост поступлений налога на прибыль зафиксирован в следующих субъектах Российской Федерации: Чукотский автономный округ (рост в 8.3 раза), Сахалинская область (рост на 75.5%), Карачаево-Черкесская Республика (рост на 38.9%), Республика Калмыкия (рост на 34.9%), Республика Дагестан (рост на 34.6%), Амурская область (рост на 32.6%).
Сокращение поступлений налога на прибыль произошло в 67 регионах.
Самая неблагоприятная ситуация сложилась у следующих регионов: Челябинская область (падение на 83.8%), Вологодская область (падение на 78.0%), Кемеровская область (падение на 72.8%), Республика Карелия (падение на 70.7%), Липецкая область (падение на 69.5%), Белгородская область (падение на 68.2%).
На 1 января 2010 года в консолидированные бюджеты Российской Федерации поступило 1 665.0 млрд. рублей налога на доходы физических лиц, что составляет 100.0% от объемов поступлений на 1 января 2009 года.
Рост поступлений налога на доходы физических лиц зафиксирован в 47 регионах.
Наибольший рост поступлений
налога на доходы физических лиц зафиксирован
в следующих субъектах
Сокращение поступлений налога на доходы физических лиц произошло в 36 регионах.
Самая неблагоприятная ситуация сложилась у следующих регионов: Республика Дагестан (падение на 26.1%), Челябинская область (падение на 11.8%), Ярославская область (падение на 11.5%), Свердловская область (падение на 11.3%), Чувашская Республика (падение на 11.3%), Пермский край (падение на 11.0%).
На 1 января 2010 года в консолидированные бюджеты Российской Федерации поступило 245.7 млрд. рублей акцизов по подакцизным товарам (продукции), произведенным на территории Российской Федерации, что составляет 129.7% от объемов поступлений на 1 января 2009 года.
Рост поступлений акцизов по подакцизным товарам (продукции), произведенным на территории Российской Федерации зафиксирован в 81 регионе.
Наибольший рост поступлений
акцизов по подакцизным товарам
(продукции), произведенным на территории
Российской Федерации зафиксирован
в следующих субъектах
Сокращение поступлений акцизов по подакцизным товарам (продукции), произведенным на территории Российской Федерации произошло в Республике Северная Осетия-Алания (снижение на 19.3%).
На 1 января 2010 года в консолидированные бюджеты Российской Федерации поступило 1 486.1 млрд. рублей безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, что составляет 131.8% от уровня 2008 года.
Доля безвозмездных
поступлений в доходах 32 регионов
превысила 40%. Из них более чем 70%
в следующих субъектах
Наибольший рост объемов безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации зафиксирован в следующих субъектах Российской Федерации: Ярославская область (рост в 2.6 раза), Вологодская область (рост в 2.3 раза), Приморский край (рост в 2.2 раза), Республика Татарстан (рост на 98.5%), Московская область (рост на 94.3%), Республика Коми (рост на 83.7%).
Наибольшее снижение
объемов безвозмездных
На 1 января 2010 года расходы Российской Федерации составили 6253.5 млрд. рублей, т.е. сохранились на уровне 2008 года.
Увеличение расходов зафиксировано в 65 регионах.
Наибольшее увеличение расходов произошло в следующих субъектах Российской Федерации: Республика Ингушетия (рост на 70.6%), Республика Дагестан (рост на 36.2%), Республика Адыгея (рост на 33.4%), Приморский край (рост на 33.0%), Республика Алтай (рост на 25.4%), Тверская область (рост на 24.8%).
Сокращение расходов зафиксировано в 18 регионах.
Наибольшее снижение расходов сложилось у следующих регионов: Ханты-мансийский автономный округ (снижение на 19.0%), Тюменская область (снижение на 17.2%), Челябинская область (снижение на 16.4%), г. Москва (снижение на 12.2%), г. Санкт-Петербург (снижение на 9.3%), Свердловская область (снижение на 8.5%).
Динамика расходов субъектов Российской Федерации
в январе - декабре 2009 года в сравнении с 2008 годом, млрд. руб.
Рис.3 Расходы субъектов РФ
На 1 января 2010 года расходы Российской Федерации на увеличение стоимости основных средств составили 1 073 млрд. рублей, что составляет 77.9% от суммы расходов на 1 января 2009 года и 17.2% от общей суммы расходов на 2009 года.
В 17 регионах доля расходов на увеличение стоимости основных средств составила более 20%, наибольшая доля сложилась у следующих регионов: Чеченская Республика (41.9%), Республика Ингушетия (39.5%), Тюменская область (32.3%), г. Санкт-Петербург (31.0%), Калининградская область (28.9%).
Наибольший темп роста расходов на увеличение стоимости основных средств, по сравнению с прошлым годом, зафиксирован в следующих субъектах Российской Федерации: Республика Ингушетия (рост в 3.0 раза), Приморский край (рост в 2.9 раза), Карачаево-Черкесская Республика (рост на 99.9%), Республика Адыгея (рост на 81.7%), Амурская область (рост на 64.5%), Чукотский автономный округ (рост на 63.4%).