Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 14:34, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение содержания, проблем и путей развития бюджетного устройства РФ, объектом исследования – бюджетная система РФ.
Для достижения выше поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
обосновать сущность государственного бюджета;
сформулировать основные аспекты его формирования и составления;
проанализировать изменение в бюджете и его структуре за последние годы;
Введение
1 Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации
1.1 Сущность бюджетного устройства и виды бюджетов
1.2 Функции бюджетов
1.3 Правовые основы бюджетного процесса
2 Анализ государственного бюджета Российской Федерации
2.1 Федеральный бюджет – инструмент экономической политики государства
2.2 Основные аспекты анализа федерального бюджета РФ с 2010 по 2013 год
2.3 Анализ доходных и расходных частей федерального бюджета
3 Основные направления совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации
3.1 Основные приоритеты бюджетных расходов
3.2 Проблемы реализации принципов бюджетного устройства в Российской федерации
3.3 Основные принципы бюджетной стратегии на 2014-2016г. и дальнейшую перспективу
Заключение
Список использованных источников
Содержание
Введение
1.1 Сущность бюджетного устройства и виды бюджетов
1.3 Правовые основы бюджетного процесса
2 Анализ государственного бюджета Российской Федерации
2.1 Федеральный
бюджет – инструмент
2.2 Основные аспекты анализа федерального бюджета РФ с 2010 по 2013 год
2.3 Анализ доходных
и расходных частей
3 Основные направления
совершенствования бюджетного у
3.1 Основные приоритеты бюджетных расходов
3.2 Проблемы реализации
принципов бюджетного
3.3 Основные принципы бюджетной стратегии на 2014-2016г. и дальнейшую перспективу
Заключение
Список использованных источников
Приложение А Бюджетная система РФ
Приложение Б
Введение
Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.
Главная экономическая роль бюджета выражается в том, что он формирует финансовую базу для функционирования органов государства и местного самоуправления. Сущность бюджета проявляется в тех общественных отношениях, которые связаны с концентрацией и использованием его средств1.
Бюджетное устройство Российской Федерации – это основа государственного управления страны. Знание его основ, а также понимание главных законодательных актов Российской Федерации – Бюджетного кодекса и законов о межбюджетных отношениях, структуры и принципов бюджетной системы необходимо студентам всех экономических специальностей.
Данная курсовая работа посвящена проблематике государственного бюджета и возможным путям его совершенствования.
Актуальность данной темы заключается в том, что государственный бюджет является одним из основных способов регулирования экономической жизни страны. В период экономического кризиса нормальное функционирование бюджетной системы имеет особое значение для устойчивости всей экономики в целом и отдельных регионов, отраслей в частности.
Целью данной работы
является рассмотрение
Для достижения выше поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Первый раздел работы посвящен теоретическим основам бюджета, а в частности его сущности, видам, функциям; организации доходов и расходов бюджета, а также понятию госбюджета как инструмента экономической политики государства.
Во втором разделе
проводится анализ некоторых аспектов
функционирования бюджета РФ, например
таких как налоговые и
Третий раздел указывает возможные пути совершенствования государственного бюджета, исходя из проблем реализации принципов бюджетного устройства в Российской Федерации, выделенных в первой и второй главе курсовой работы.
1.1 Сущность бюджетного устройства и виды бюджетов
Центральное место в
системе государственных
С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т. е. для выполнения государством возложенных на него функций.
В Ст. 28. БК РФ приведен перечень принципов бюджетной системы РФ. Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:
- единства бюджетной системы Российской Федерации;
- разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
- самостоятельности бюджетов;
- равенства бюджетных прав субъектов Р Ф, муниципальных образований;
- полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
- сбалансированности бюджета;
-результативности и эффективности использования бюджетных средств;
- общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
- прозрачности (открытости);
- достоверности бюджета;
- адресности и целевого характера бюджетных средств;
- подведомственности расходов бюджетов;
- единства кассы.3
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране, фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.4
В то же время бюджет правомерно
рассматривать как
Как экономическая категория бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присуща денежная форма и основные функции финансов.
Бюджет выполняет следующие задачи:
- перераспределение ВВП;
- государственное регулирование и стимулирование экономики;
- финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществления социальной политики государства;
- контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.
Бюджетное устройство государства определяется его государственным устройством, закрепленным в Конституции РФ. В соответствии со ст. 1 Конституции РФ Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Бюджетное устройство определялось Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. как организация бюджетной системы и принципы ее построения.
БК РФ не закрепляет понятия «бюджетное устройство». Однако раздел I части второй БК РФ, озаглавленный «Бюджетное устройство», включает нормы, регулирующие структуру бюджетной системы Российской Федерации, правовые формы бюджетов, а также принципы, на которых основана бюджетная система.5
Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства (Приложение А).
Бюджетный кодекс РФ дает
следующее определение
Построение бюджетной системы РФ основано на конституции РФ и конституциях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:
В настоящее время в России ежегодно утверждается Федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской автономной области и множество муниципальных бюджетов, количество которых пока ещё не определилось.
Бюджетная система основывается на законодательно регулируемых экономических отношениях между органами власти и совокупностью бюджетов: федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Консолидированный бюджет это свод бюджетов: бюджеты субъектов и бюджет Российской Федерации - выполняет функцию объединения бюджетных показателей различных территориальных образований. Консолидированный бюджет не подлежит утверждению в законодательном порядке, а представляет собой лишь информационную базу для корректировки бюджетной политики соответствующего региона. Консолидированный бюджет не может служить предметом сравнительного анализа регионов, поскольку не отражает экономического состояния этих регионов, а определяет изъятую государством часть национального дохода.8
Кроме федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов существуют внебюджетные фонды и, соответственно, их бюджеты - финансовые планы.
Государственный внебюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование и обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь. Правовой статус и порядок деятельности государственных внебюджетных фондов определяются федеральными законами. Государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются: Пенсионный фонд РФ; Фонд социального страхования РФ; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет обязательных платежей, добровольных взносов физических и юридических лиц и других доходов. Расходование средств государственных внебюджетных фондов носит исключительно целевой характер. Исполнение бюджетов этих фондов осуществляется Федеральным казначейством Российской Федерации. Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда составляется органом управления соответствующего фонда и также представляет собой федеральный закон. Исполнение бюджетов контролируется органами государственного финансового контроля.9
Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется в трех функциях, выполняемых бюджетом:
- распределительной,
- контрольной,