Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 14:34, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение содержания, проблем и путей развития бюджетного устройства РФ, объектом исследования – бюджетная система РФ.
Для достижения выше поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
обосновать сущность государственного бюджета;
сформулировать основные аспекты его формирования и составления;
проанализировать изменение в бюджете и его структуре за последние годы;
Введение
1 Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации
1.1 Сущность бюджетного устройства и виды бюджетов
1.2 Функции бюджетов
1.3 Правовые основы бюджетного процесса
2 Анализ государственного бюджета Российской Федерации
2.1 Федеральный бюджет – инструмент экономической политики государства
2.2 Основные аспекты анализа федерального бюджета РФ с 2010 по 2013 год
2.3 Анализ доходных и расходных частей федерального бюджета
3 Основные направления совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации
3.1 Основные приоритеты бюджетных расходов
3.2 Проблемы реализации принципов бюджетного устройства в Российской федерации
3.3 Основные принципы бюджетной стратегии на 2014-2016г. и дальнейшую перспективу
Заключение
Список использованных источников
3.1. Пути совершенствования государственного бюджета Российской Федерации
Как я уже отметила, одной из основных причин низкой эффективности российской бюджетной системы является очень значительная дифференциация регионов по уровню доходов. Так по оценке Министерства финансов, 66% всего налогового потенциала страны сосредоточено в 12 субъектах РФ. Получается, что эти 12 субъектов получают на своей территории две трети всех налогов страны, а остальные субъекты – одну треть.19
Углубление горизонтальной дифференциации по доходам способствует увеличению объема средств, необходимых для подтягивания регионов до среднероссийского уровня. Так как межрегиональная дифференциация усиливается, то всё больший объем ресурсов будет уходить в бедные регионы.
Существующая методика
выделения трансфертов приводит
к тому, что при сокращении собственных
бюджетных доходов субъект
Для повышения заинтересованности регионов в наполнении федерального бюджета доходами должна быть установлена прямая зависимость получения из федерального центра финансовой помощи от степени выполнения задания по мобилизации доходов в федеральный бюджет.
Федеральный центр должен разработать и довести до регионов рекомендации по программам бюджетного оздоровления, следование которым будет важнейшим условием выделения финансовой помощи. Основными параметрами при этом должны стать:
Оздоровлению региональных бюджетов должно способствовать упорядочение бюджетного процесса в регионах: обеспечение «прозрачности» статей бюджета, их соответствие федеральному классификатору, консолидация в бюджет региональных внебюджетных фондов, казначейское исполнение бюджетов.
Также необходимо ввести жесткий контроль со стороны федеральных органов власти за четким расходованием средств, выделенных региону, строго по их целевому назначению.
Необходимо восстановить практику проведения ревизий исполнения бюджетов субъектов Федерации, получающих средства из федерального бюджета по каналам межбюджетных отношений. Обязательна также оценка потенциала и степени использования доходной базы региона, в том числе находящихся в его собственности и распоряжении природных ресурсов, недвижимости и т.д. Аналогично должны декларироваться и расходы, потому что вполне возможны ситуации, когда регион, претендующий на финансовую помощь, расточительно использует свои средства, «живет не по средствам».
Большое значение для модернизации межбюджетных отношений имеет изменение предмета государственной финансовой поддержки. Им должно стать не расплывчатое «социально-экономическое развитие региона», а конкретные задачи, которые можно решить с осязаемыми результатами в установленные сроки и за счет выделенных средств федерального бюджета, консолидированных с ресурсами региона. Инициатива по решению таких задач, равно как и готовность взять на себя всю ответственность за целевое использование бюджетных средств и за достижение заявленных результатов, должна исходить от потенциальных получателей поддержки – руководства субъектов Федерации и муниципальных образований.20
В условиях кризиса стоит ввести снижение расходов. Но следует помнить о таких статьях расходов, которые нельзя снижать, как например, на медицину и образование, но можно переводить подобные организации на частичное самофинансирование для снижения нагрузки с бюджетов всех уровней. Из проведенного нами анализа отчетливо видно, что расходы Российской Федерации на увеличение стоимости основных средств составили 1 073 млрд. рублей, что составляет 77.9% от суммы расходов на 1 января 2009 года. Благодаря этому показателю понятно, что расходы на основные средства снижаются, а без основных средств невозможно развитие экономики. В этой ситуации получается замкнутый круг, при снижении расходов на поддержку производства снижаются и доходы, т. е. следует проводить более сбалансированную политику в данном направлении.
В государственный бюджет Российской Федерации в последнее время вносится дефицит бюджета, для государства с дефицитом бюджета особенно важно не терять источники дохода и желательно приобретать новые. Одним из основных видов доходов являются налоговые доходы.
В последнее время ставится задача снижения налоговой нагрузки на налогоплательщиков, путем снижения процентной ставки по отдельным видам налогов, в частности по налогу на прибыль.
С одной стороны это, казалось бы, должно резко снизить поступления в бюджет, но с другой стороны, данная мера поможет многим предприятиям “выйти из тени”. То есть появится больше налогоплательщиков и, соответственно, общий объем поступлений в бюджет может значительно вырасти. Следует помнить и о необходимости увеличения неналоговых доходов в бюджетной системе РФ.
Исходя из опыта прошлых
лет, следует улучшать систему планирования
и прогнозирования. В этом помогает
метод “скользящей трехлетки”,
который в последнее время
активно применяется в бюджетно
В качестве одной из негативных особенностей бюджетного процесса России можно выделить постоянный перерасход средств по конкретным направлениям. Иногда расходы завышаются в несколько раз, причем чаще всего деньги идут “в карман” чиновников, ответственных за данные направления расходов. Следовательно, стоит осуществлять контроль над оптимальностью издержек и ужесточать наказание ответственным, если нарушения будут доказаны.
Таким образом, можно выделить следующие возможные пути совершенствования государственного бюджета РФ:
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что бюджетная система Российской Федерации в последние годы развивается быстрыми темпами. В настоящее время планирование государственного бюджета производится на 3 года: на текущий и 2 следующих планируемых, данный метод позволяет осуществлять определенные корректировки. Но еще многое следует изменить в существующей системе госбюджета для улучшения всей экономической ситуации в стране в целом.
Заключение
Центральное место в
системе государственных
Бюджет - это форма
образования и расходования денежных
средств, предназначенных для
Сущность государственного
бюджета как экономической
К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ, бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов, местные бюджеты.
Обособленным понятием в структуре бюджетного устройства России является понятие консолидированного бюджета, который представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории.
Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.
Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, то это называется бюджетный профици́т (или профицит бюджета). Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефицит (или дефицит бюджета).
В прогнозе федерального бюджета РФ на 2010 год значатся следующие показатели: прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в сумме 6 950 010 032,5 тыс. рублей, общий объем расходов федерального бюджета в сумме 9 886 920 940,1 тыс. рублей.
В кризисном 2009 году бюджет был исполнен с дефицитом, объем доходов государства сократился на 13,6%, по сравнению с уровнем 2008 года. Расходы в 2009 году составили 6253.5 млрд. рублей, т.е. сохранились на уровне 2008 года. Стоит отметить, что данные показатели даны в целом по стране, по отдельным регионам данные показатели сильно разнятся.
Хуже всего финансовая ситуация сложилась в таких регионах, как Санкт-Петербург, Челябинская область, Краснодарский край, Пермский край и других.
Наиболее благоприятная ситуация сложилась в Чукотском автономном округе, Сахалинской области, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Калмыкия и некоторых других регионах страны.
Можно выделить следующие возможные пути совершенствования государственного бюджета РФ: усиление контроля за целевым расходование средств, уменьшение процентной ставки некоторых видов налогов, необходимость развитие межбюджетных трансфертов, жесткое планирование бюджета и многие другие.
Таким образом, можно
сделать вывод, что государственный
бюджет является одним из основных
механизмов регулирования экономической
жизни страны. Для успешного развития
государства необходимо делать все
возможное для совершенствовани
Список использованных источников: