Основные проблемы, связанные с реализацией Федерального закона №131-ФЗ от 2013г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 20:23, курсовая работа

Описание работы

Предмет изучения –муниципальное право.
Объект изучения- Федеральный закон №131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В процессе освещения данной темы необходимо будет ответить на несколько вопросов:
Рассмотреть основные принципы местного самоуправления их закрепление в нормативно-правовых актах.
Изучить структуру федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Проанализировать проблемы реализации вышеуказанного федерального закона.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 5
1.1 Основные принципы местного самоуправления. 5
1.2 Функции органов местного самоуправления. 7
ГЛАВА II. СТРУКТУРА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» 11
2.1 Общая характеристика нормативно-правового акта. 11
2.2 Изменения и дополнения Федеральный закон №131-ФЗ от 2003г. 17
ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА №131-ФЗ ОТ 2003 ГОДА 19
3.1 Основные проблемы, связанные с реализацией Федерального закона №131-ФЗ от 2013г. 19
3.2 Организационно-территориальные проблемы. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 32

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 65.00 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 5

1.1 Основные принципы местного самоуправления. 5

1.2 Функции органов местного самоуправления. 7

ГЛАВА II. СТРУКТУРА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» 11

2.1 Общая характеристика  нормативно-правового акта. 11

2.2 Изменения  и дополнения   Федеральный  закон №131-ФЗ от 2003г. 17

ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА №131-ФЗ ОТ 2003 ГОДА 19

3.1 Основные  проблемы, связанные с реализацией  Федерального закона №131-ФЗ от 2013г. 19

3.2 Организационно-территориальные  проблемы. 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 32

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Местное самоуправление – одна из форм народовластия. Это право закреплено в ст.12 Конституции Российской Федерации, где, в том числе указывается, что органы местного самоуправления, созданные на местах, не являются органами государственной власти.  Местное самоуправление — децентрализованная форма управления, предполагающая известную самостоятельность, автономность местных органов, которые выступают органами местных самоуправляющихся территориальных сообществ. Законодательная база местного самоуправления представлена на уровне Конституции, федерального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации. В данной работе будет рассмотрено федеральная законодательная база местного самоуправления. В целях конкретизации положений Конституции, Государственной Думой был принят Федеральный закон №131-ФЗ от 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», положивший начало глубоким преобразованиям не только в системе местного самоуправления, но и во всей системе публичной власти

Актуальность изучения структуры  федерального закона №131-ФЗ от 2003 года обусловлена тем, что развитие института  местного самоуправления в России имеет  важную роль, что обусловлено, в первую очередь, историческими предпосылками, а во-вторых, необходимостью укрепления этого института народного управления в России. Углубленное рассмотрение структуры вышеуказанного нормативно-правового  акта позволит глубже понять основные направления реформы местного самоуправления, вопросы, предлагаемые к решению  органами местного самоуправления, полномочия органов МСУ.

Предмет изучения –муниципальное право.

Объект изучения- Федеральный  закон №131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В процессе освещения данной темы необходимо будет ответить на несколько вопросов:

  1. Рассмотреть основные принципы местного самоуправления их закрепление в нормативно-правовых актах.
  2. Изучить структуру федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
  3. Проанализировать проблемы реализации вышеуказанного федерального закона.

 

ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Россия является демократическим  правовым государством, а ее народ  осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Принципы местного самоуправления - это основополагающие начала и идеи, лежащие в основе организации и функционирования местного самоуправления.

    1. Основные принципы местного самоуправления.

Законодательство Российской федерации о местном самоуправлении зиждется, прежде всего, на определенных принципах, закрепленных в Конституции РФ.

В принципах местного самоуправления находят отражение требования объективных  закономерностей и тенденций  развития местной власти. Для них  характерно следующее:

1) они предопределяют  единые основы построения и  функционирования муниципальной  власти на всей территории  Российской Федерации;

2) являясь теоретической  основой муниципального строительства,  они помогают уяснить сущность  местного самоуправления, его отличительные  черты и признаки;

3)  они выступают в  качестве критерия оценки действующей  системы местного самоуправления: насколько она отвечает началам  и идеям, выраженным в принципах  местного самоуправления;

4) отражая сущностные  признаки и черты местного  самоуправления, они способствуют  сохранению преемственности в  развитии  институтов местного  самоуправления.

По определению К.Ф. Шеремета, «общие принципы организации местного самоуправления составляют «правовой каркас» демократической концепции местного самоуправления, основанной на обеспечении равного права граждан на местное самоуправление, независимо от того, на территории какого субъекта Федерации они проживают»1. В рамках данных принципов осуществляется регулирование особенностей организации местного самоуправления в приграничных территориях, закрытых административно-территориальных образованиях, правовое регулирование местного самоуправления в субъектах РФ с учетом исторических и иных местных традиций.

Реализация принципов  местного самоуправления обеспечивается не только их правовым закреплением в законодательстве, уставах муниципальных образований, но и системой соответствующих данным принципам организационных форм и методов муниципальной работы.

Выделяют следующие принципы:

1) принцип самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий – текстуально закреплен в Конституции РФ. Он распространяется на все основы местного самоуправления и проявляется как правовая, организационная, экономическая и финансовая самостоятельность в решении вопросов местного значения;

2) сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан (выражается в органической связи и взаимообусловленности осуществления местного самоуправления гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления);

3) неподчиненность одного муниципального образования другому муниципальному образованию в пределах своей компетенции;

4) обязательность наличия представительного органа местного самоуправления в муниципальном образовании либо осуществление его полномочий собранием (сходом) граждан;

5) приоритетная роль представительных органов местного самоуправления в системе органов местного самоуправления (их ведущая роль обусловлена тем, что представительные органы выражают волю всего населения муниципального образования, придают ей общеобязательный характер и осуществляют от его имени власть);

6) гласность деятельности по осуществлению местного самоуправления;

7) обеспечение органами государственной власти муниципальным образованиям минимальных местных бюджетов;

8) гарантированность государством минимальных государственных социальных стандартов по удовлетворению основных жизненных потребностей населения, обеспечение которых отнесено к ведению муниципальных образований;

9) государственные гарантии и поддержка местного самоуправления;

10) принцип субсидиарности, взаимодействия и сотрудничества органов местного самоуправления с органами государственной власти в обеспечении жизнедеятельности населения основывается на единстве источника их власти, на единстве во многом целей, задач и функций, на взаимной ответственности за соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина, за создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Наиболее важным принципом, определяющим, на мой взгляд всю сущность местного самоуправления, является именно самостоятельность решения населением вопросов местного значения.

    1. Функции органов местного самоуправления.

Рассмотрев принципы местного самоуправления, определяющие основные отличия данного  института народовластия от органов  исполнительной и других ветвей власти, нужно рассмотреть также его  функции. Под функциями местного самоуправления понимаются основные направления муниципальной деятельности. Функции местного самоуправления обусловлены природой, местом в системе народовластия, задачами и целями, к достижению которых направлена муниципальная деятельность.

Основанное на принципах  демократии и децентрализации власти, обладая самостоятельностью в решении  всех вопросов местного значения, местное  самоуправление способствует оптимальному сочетанию местных и общегосударственных  интересов, наиболее эффективной реализации социально-экономического потенциала самоуправляющихся территориальных  единиц.

Функции местного самоуправления отличаются определенной устойчивостью  и стабильностью, ибо в них  проявляется постоянное, целенаправленное воздействие населения, органов  местного самоуправления на муниципальные  отношения в целях наиболее эффективного решения вопросов местного значения. В своей совокупности они показывают возможности и эффективность  системы местного самоуправления, характеризуя социальное предназначение местного самоуправления и процесс его осуществления2.

С учетом роли местного самоуправления в организации и осуществлении  власти народа, задач, решаемых в процессе муниципальной деятельности, и полномочий местного самоуправления можно выделить следующие основные его функции:

  1. обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения;
  2. управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления;
  3. обеспечение комплексного развития территории муниципального образования;
  4. обеспечение удовлетворения потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах;
  5. охрана общественного порядка;
  6. представительство и защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ и федеральными законами.

Как было рассмотрено выше, местное самоуправление призвано обеспечить самостоятельное решение населением муниципального образования вопросов местного значения.

Поэтому важной стороной муниципальной  деятельности должно быть создание условий  для эффективного участия граждан  в осуществлении местного самоуправления. К этим условиям, прежде всего, относятся:

  1. наличие выборных органов местного самоуправления;
  2. использование в муниципальной деятельности институтов прямой демократии;
  3. материально-финансовая база для решения вопросов местного значения.

Муниципальное право закрепляет правовые гарантии участия населения  в осуществлении муниципальной  деятельности.

В соответствии со ст. 3 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям3.

Таким образом, обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что функции и принципы органов МСУ предназначены прежде всего для решения проблем местного значения и достижения благ местного населения, однако нужно учесть, что финансовое и правовое регулирование данных административно-правовых аспектов деятельности требует особого подхода и внимания со стороны органов государственной власти. 

ГЛАВА II. СТРУКТУРА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

2.1 Общая характеристика  нормативно-правового акта.

Федеральный закон 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» состоит из преамбулы, 86 статей, объединенных в 12 глав, а также внесенных изменений и дополнений.

Глава I называется «Общие положения». В данной части дается определение местному самоуправлению, рассматриваются термины и понятия, дабы исключить двоякое толкование при последующем применении положений закона, также определяются права граждан на осуществление местного самоуправления, устанавливается правовая основа местного самоуправления. Комментируя данную статью В.Шкатулла отмечает, что «народ может и должен нести ответственность за осуществление своей власти»4 Определены полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ. Кроме того, определено место муниципальных правовых актов, принимаемых в целях осуществления местного самоуправления, рассмотрены вопросы межмуниципального сотрудничества, определено право муниципальных образований на официальные символы.

Информация о работе Основные проблемы, связанные с реализацией Федерального закона №131-ФЗ от 2013г