Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 20:23, курсовая работа
Предмет изучения –муниципальное право.
Объект изучения- Федеральный закон №131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В процессе освещения данной темы необходимо будет ответить на несколько вопросов:
Рассмотреть основные принципы местного самоуправления их закрепление в нормативно-правовых актах.
Изучить структуру федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Проанализировать проблемы реализации вышеуказанного федерального закона.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 5
1.1 Основные принципы местного самоуправления. 5
1.2 Функции органов местного самоуправления. 7
ГЛАВА II. СТРУКТУРА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» 11
2.1 Общая характеристика нормативно-правового акта. 11
2.2 Изменения и дополнения Федеральный закон №131-ФЗ от 2003г. 17
ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА №131-ФЗ ОТ 2003 ГОДА 19
3.1 Основные проблемы, связанные с реализацией Федерального закона №131-ФЗ от 2013г. 19
3.2 Организационно-территориальные проблемы. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 32
Во второй главе нормативно-правового акта рассмотрены принципы территориального осуществления местного самоуправления. Уточнены требования к определению границ территорий муниципальных образований, порядок изменения границ территорий, порядок определения наименования муниципального образования и его преобразования.
Здесь нужно отметить, что согласно ч. 2 ст. 131 Конституции Российской Федерации изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий5.
Третья глава посвящена перечислению вопросов местного значения поселения, муниципального района, городского округа. А также содержит открытый перечень полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения и принципы правового регулирования вышеуказанных полномочий.
Что касается сферы общественного питания, торговли и бытового обслуживания, то органы местного самоуправления в пределах своих полномочий планируют развитие данной сферы, обеспечивают рациональное размещение сети розничной торговли и общественного питания на территории муниципального образования. Они организуют эксплуатацию объектов торгового, бытового обслуживания, общественного питания, находящихся в муниципальной собственности, обеспечивают закупку, хранение, переработку и продажу сельскохозяйственной продукции. Режим работы муниципальных организаций торговли, бытового обслуживания устанавливается органами местного самоуправления6.
Следует отметить, что перечень вопросов местного значения может устанавливаться и изменяться только законом об организации местного самоуправления в Российской Федерации7.
Глава четвертая включает в себя три статьи, в которых рассмотрен порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, осуществление органами местного самоуправления этих полномочий и вопросы государственного контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий.
Глава V представляет собой перечень форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления. В частности, определены такие формы, как местный референдум, муниципальные выборы, сход граждан, публичные слушания, собрание граждан, конференция граждан, опросы граждан, обращения граждан в органы местного самоуправления. Статья 27 Закона предполагает возможность организации и функционирования территориального общественного самоуправления на территории поселения, не являющегося муниципальным образованием8 организация территориального общественного самоуправления. Отдельная статья посвящена голосованию по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосованию по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования. Статьей 33 федерального закона установлено право на другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении.
Непосредственно органы местного самоуправления и их должностные лица определены в главе VI федерального закона №131-ФЗ от 2003г. А именно, статья 34 содержит основные положения по созданию органов местного самоуправления, структуру и порядок изменения структуры органов местного самоуправления, финансирование деятельности органов местного самоуправления. Следующая статья посвящена представительному органу муниципального образования. В данной главе определен статус главы муниципального образования (статья 36), порядок избрания, полномочия и порядок прекращения полномочий. Кроме того, данная глава содержит нормы о местной администрации, о контрольном органе муниципального образования, об избирательной комиссии муниципального образования, статусе депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, о муниципальной службе. В статье 41 определен статус местного самоуправления как юридического лица, что дает ему право выступать участниками гражданских правоотношений в соответствии со ст.124 Гражданского кодекса РФ9.
Глава VII называется «Муниципальные правовые акты». Как следует из названия, здесь рассмотрены следующие положения: система муниципальных правовых актов, устав муниципального образования, решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан. Статьями 46,47 и 48 непосредственно определен порядок подготовки муниципальных правовых актов, вступления их в силу и отмены муниципальных правовых актов.
Нужно отметить, что муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования)10.
Восьмая глава рассматривает экономические основы местного самоуправления. В частности, статья 49 определяет составляющие основы, а следующая статья конкретизируют эти основы с территориальной разбивкой по муниципальным поселениям, районам, городским округам. Статья 51 определяет порядок владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом. В данной главе также рассмотрен местный бюджет, расходы местных бюджетов, муниципальный заказ, доходы местных бюджетов, в том числе средства самообложения граждан, доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов, доходы местных бюджетов от региональных налогов и сборов, доходы местных бюджетов от федеральных налогов и сборов. В статье 60 данной главы прописана норма, определяющая порядок выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений, следующая статья определяют аналогичные нормы в отношении муниципальных районов (городских округов). Также данная глава включает в себя нормы об иных средствах финансовой помощи местным бюджетам из бюджетов других уровней, о предоставлении субвенций местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, о муниципальных заимствованиях, об исполнении местного бюджета.
Глава 9 федерального
закона «Об общих принципах
Как и в любой другой деятельности юридических лиц и граждан, в деятельности органов местного самоуправления кроме прав и обязанностей существует также ответственность и контроль. Ответственность является одной из важнейших форм защиты и гарантии как самого местного самоуправления, так и установленных Конституцией России прав граждан на его осуществление11. Глава Х посвящена вопросам ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, контролю и надзору за их деятельностью. Включенные в данную главу статьи конкретизируют следующие нормы: ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления; ответственность депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением; ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством; ответственность представительного органа муниципального образования перед государством; ответственность главы муниципального образования и главы местной администрации перед государством; ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами. Статья 75 определяет порядок временного осуществления органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления. А статья 77 содержит норму о контроле и надзоре за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Конечно, следует учитывать, что формальное наличие у представительного органа муниципального образования контрольных полномочий далеко не всегда означает реальное их использование. Например, только одного указания на то, что представительный орган осуществляет контроль за исполнением установленного порядка распоряжения муниципальной собственностью будет недостаточно. В уставе муниципального образования необходимо четко определить, каким образом осуществляется такой контроль, регламентировав при этом его этапы и процедуры. В ряде муниципальных образований принимаются и специальные акты, регламентирующие контрольную деятельность представительного органа муниципального образования12.
Заключительным положением данной главы является обжалование в суд решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.
Глава XI знакомит
нас с особенностями организации местного
самоуправления в городах федерального
значения Москве и Санкт-Петербурге, а
также в закрытых административно-
Заключительная глава XII Федерального закона № 131-ФЗ от 2003г. содержит переходные положения, которые необходимо учитывать при реализации данного нормативно-правового акта на первых этапах осуществления реформы местного самоуправления.
Таким образом, в период динамично развивающегося общественных, политических и экономических отношений любое законодательство должно быть максимально гибким и реагировать на изменения внешнего мира. Не исключение и федеральный закон №131-ФЗ от 2003г.
Как было сказано выше, местное
самоуправление в нашей стране представлено
Конституцией, федеральным законодательством,
законодательством субъектов РФ
и местными нормативно-правовыми
актами. Реформа местного самоуправления,
обусловленная принятием
Практика реализации базового для
местного самоуправления Федерального
закона выявила ряд правовых и
других проблем, требующих дальнейшего
совершенствования
3.1.1 В сфере разграничения вопросов ведения между органами государственной и муниципальной власти.
1) Основной проблемой
Так, например, к вопросам местного значения и муниципального района, и поселения отнесено обеспечение условий для развития на территории муниципального района физической культуры и массового спорта. Учитывая, что территорию муниципального района образуют, в том числе, территории входящих в их состав поселений, указанный вопрос на практике может привести к дублированию полномочий и смешению компетенции органов местного самоуправления поселения и муниципального района в указанной сфере. Как следствие – не конструктивное решение этого вопроса, а возникающее противостояние. При этом многие субъекты Российской Федерации поощряют районы и гордятся тем, что они работают только через районы.
Информация о работе Основные проблемы, связанные с реализацией Федерального закона №131-ФЗ от 2013г