Особенности формирования и управления муниципальной собственностью
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 16:17, курсовая работа
Описание работы
В связи с этим целью работы является изучение деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью: их компетенция, практика управления и эффективность деятельности. Для достижения цели дипломного проекта необходимо решение следующих задач: рассмотреть понятие и состав муниципальной собственности; изучить способы формирования муниципальной собственности; установить полномочия органов и должностных лиц местного самоуправления в сфере управления муниципальной собственность;
Содержание работы
Введение Глава 1. Муниципальная собственность в российской федерации 1.1 Понятие и состав муниципальной собственности 1.2 Формирование муниципальной собственности 1.3 Основные задачи органов местного самоуправления в управлении муниципальной собственностью Глава 2. Организация управления муниципальной собственностью 2.1 Объекты и методы управления муниципальным имуществом 2.1.1 Классификация объектов муниципальной собственности Заключение Список использованных источников и литературы
Особенности формирования
и управления муниципальной собственностью
Введение
Глава 1. Муниципальная собственность
в российской федерации
1.1 Понятие и состав
муниципальной собственности
1.2 Формирование муниципальной
собственности
1.3 Основные задачи органов
местного самоуправления в управлении
муниципальной собственностью
Глава 2. Организация управления
муниципальной собственностью
2.1 Объекты и методы
управления муниципальным имуществом
2.1.1 Классификация объектов
муниципальной собственности
Заключение
Список использованных источников
и литературы
Приложения
Введение
Право населения на местное
самоуправление, т.е. право низовых территориальных
коллективов самостоятельно и независимо
от государственных органов решать вопросы
местного значения, является неотъемлемым
атрибутом демократического государства.
Именно с целью обеспечения самостоятельности
местного самоуправления законодателем
создан специальный субъект права - муниципальное
образование, за которым государством
признана способность иметь, приобретать
и реализовывать гражданские права и обязанности,
нести гражданско-правовую ответственность
(ст.1 Федерального закона от 6 октября
2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации"[1] ).
Однако самостоятельность местного
самоуправления немыслима без его финансово-экономической
основы, включающей муниципальную собственность.
В соответствие с Конституцией РФ и Законом
об общих принципах организации местного
самоуправления, муниципальное образование
самостоятельно осуществляет все правомочия
собственника в отношении, принадлежащего
ему имущества. Но при реализации этих
правомочий возникает множество проблем,
связанных как с несовершенством действующего
законодательства, так и с трудностями
перехода от командно-административной
к рыночной экономике.
Тема управления муниципальной
собственностью в современной России
одна из самых актуальных. Во-первых, ещё
несколько лет назад такой формы собственности
на территории Российской Федерации не
было.
Процесс её становления продолжается
и сегодня. Во-вторых, эффективность деятельности
властных структур обусловлена жизнеспособной
структурой местного самоуправления:
"ведь почти все государственные решения,
касающиеся интересов граждан, так или
иначе проходят через местные органы,
реализуются в жизнедеятельности местных
сообществ"[2] . Люди ощущают результаты государственной
политики и оценивают её сквозь призму
удовлетворения своих жизненных нужд
и интересов. Именно этим нуждам и интересам
местного сообщества и призвана служить
муниципальная собственность.
Местное самоуправление один
из самых мощных факторов реализации потенциала
человека и включения его в общественные
процессы, которые необходимы в любом
демократическом государстве.
Поэтому, главным требованием
к использованию муниципальной собственности
при таком подходе является максимально
сбалансированное сочетание принципов
экономической эффективности и социальной
ответственности органов местного самоуправления.
Таким образом, рост и развитие
муниципального образования невозможно
без грамотного и эффективного управления
муниципальной собственностью. Особенную
актуальность данная тема приобретает
в современных условиях, когда количество
муниципальной собственности сокращается,
и во многих случаях ситуация в муниципальных
образованиях определяется тем, насколько
правильно производится управление оставшимися
объектами муниципальной собственности.
Данными соображениями и обусловлен выбор
темы исследования.
В связи с этим целью работы
является изучение деятельности органов
местного самоуправления по управлению
муниципальной собственностью: их компетенция,
практика управления и эффективность
деятельности. Для достижения цели дипломного
проекта необходимо решение следующих
задач:
рассмотреть понятие и состав
муниципальной собственности;
изучить способы формирования
муниципальной собственности;
установить полномочия органов
и должностных лиц местного самоуправления
в сфере управления муниципальной собственность;
рассмотреть особенности и
проблемы в управлении муниципальной
собственностью;
изучить опыт управления муниципальной
собственностью в Октябрьском муниципальном
районе;
на основе выводов дать конкретные
предложения по развитию системы управления
муниципальной собственности.
Предметом данной работы являются
управленческие отношения по поводу муниципальной
собственности в Октябрьском муниципальном
районе. Объект исследования - система
управления муниципальной собственностью.
При выполнении работы использовались
общенаучные методы - аналогия, сравнение,
описание, и анализ документов (законов,
других нормативных правовых актов).
При исследовании обозначенной
выше темы возникли сложности, прежде
всего с публикациями и другими источниками,
посвящёнными проблеме управления муниципальной
собственностью в Российской Федерации
на современном этапе. Центральный вопрос
дипломного проекта можно определить,
как мало изученный в рамках экономической
науки, особенно отечественной. Тем не
менее, в работе были применены следующие
основные группы источников:
федеральные законы;
законы субъектов Российской
Федерации; - муниципальные нормативные
правовые акты;
книги и публикации отдельных
авторов, посвящённые, как, правило, общеэкономическим
вопросам;
периодические источники.
Для более качественного изучения
вопроса управления муниципальной собственностью
в рамках дипломного проекта необходимо
больше публикаций, посвящённых именно
управлению муниципальной собственностью.
Большинство авторов заостряют своё внимание
на процессе формирования муниципальной
собственности, процессах приватизации
и прочее.
Квалификационная работа состоит
из введения, трех глав, заключения, списка
использованных источников и литературы
и приложений.
Глава 1. Муниципальная
собственность в российской федерации
1.1 Понятие и состав
муниципальной собственности
Муниципальная собственность,
начавшая с недавнего времени формироваться
в муниципальных образованиях России,
еще не приобрела законченной формы, сам
процесс ее формирования находится в постоянном
движении и совершенствовании.
Муниципальная собственность,
являясь формой публичной собственности,
выступает средством социальной защиты
населения муниципального образования,
она позволяет обеспечить определенные
социальные потребности людей и способствовать
достойному существованию отдельным,
слабо защищенным слоям населения. А это
один из самых важных аргументов в пользу
необходимости формирования муниципальной
собственности.
Прежде чем непосредственно
обратиться к способам формирования муниципальной
собственности, рассмотрим общепринятые
в юридической теории основания и способы
приобретения права собственности.
Как и всякое правоотношение,
правоотношения собственности возникают
на основании определенных юридических
фактов, которые обычно рассматриваются
в качестве оснований возникновения права
собственности.
Статья 218 Гражданского Кодекса
Российской Федерации посвящена основаниям
приобретения права собственности, однако
она не содержит исчерпывающего перечня
оснований и полной их классификации.
Основания приобретения права
собственности классифицируются на общегражданские
и специальные способы возникновения
права собственности.
Со времен римского права все
способы возникновения права собственности
принято подразделять на первоначальные
и производные. Как отмечает Л.В. Щенникова,
"к первоначальным способам возникновения
права собственности относили случаи,
когда право собственности на имущество
устанавливается впервые либо помимо
воли прежнего собственника.
К производным - случаи возникновения
права собственника у приобретателя по
воле предшествующего собственника и
с согласия самого приобретателя. Смысл
и практическое значение этой классификации
выражались известным римским принципом:
"никто не может передать другому больше
прав, чем имеет сам"[3] .
По мнению Е.А. Суханова, различие
первоначальных и производных способов
приобретения права собственности делает
возможным различие понятий "основания
возникновения права собственности"
(т.е. титулов собственности, или правопорождающих
юридических фактов) и "способы приобретения
права собственности" (т.е. правоотношений,
возникающих на основе соответствующих
юридических фактов) [4] .
Таким образом, различие первоначальных
и производных способов приобретения
права собственности сводится, по его
мнению, к отсутствию или наличию правопреемства,
то есть преемства прав и обязанностей
владельцев вещи.
Также он отмечает, что "многие
способы возникновения права собственности
могут применяться любыми субъектами
гражданского права (например, различные
сделки).
Имеются, однако, и специальные
способы возникновения этого права, которые
используются лишь строго определенными
субъектами.
Так, реквизиция, конфискация,
национализация могут служить основанием
возникновения только государственной
собственности, а сбор налогов и пошлин
- также и муниципальной собственности,
ибо для всех других собственников они
являются способами прекращения их права
на соответствующее имущество"[5] .
Г.И. Черкасов в своей книге
"Общая теория собственности" отмечает,
что "там, где нет отношений между людьми,
не существует и собственности".
Любое общество располагает
некоторой совокупностью материальных
благ, которые в рамках отдельного государства
формируют его национальное богатство,
которое используется для удовлетворения
потребностей и интересов субъектов общества
(граждан и различных общественных институтов),
путем его присвоения. Присвоение в своем
историческом развитии проходит различные
формы, приобретая наиболее развитую -
форму собственности.
Процесс этого развития закрепляется
в системе юридических норм, которые в
настоящее время рассматривают право
собственности в триединстве владения,
распоряжения и пользования.
Желание присваивать и обладать,
всегда было присуще человеку по своей
природе. Поэтому вполне логично будет
заявить, что с древнейших времен преступления
против собственности составляли немалую
часть всех преступных деяний, совершаемых
людьми.
Право собственности, являясь
гражданско-правовой категорией, урегулировано
в гражданском законодательстве. Оно составляет
основную юридическую предпосылку и результат
нормального имущественного оборота.
С учетом вышеизложенных точек
зрения в определении категории "собственность"
обратимся к анализу сущности понятия
"муниципальная собственность".
В соответствии со статьей 8
Конституции Российской Федерации в Российской
Федерации признается и защищается наряду
с другими формами собственности муниципальная
собственность. Статьей 132 Конституции
России установлено право органов местного
самоуправления самостоятельно управлять
муниципальной собственностью.
Согласно статье 215 Гражданского
Кодекса Российской Федерации: "имущество,
принадлежащее на праве собственности
городским и сельским поселениям, а также
другим муниципальным образованиям, является
муниципальной собственностью".
Г.Н. Чеботарев определяет "право
муниципальной собственности в объективном
смысле как институт отрасли муниципального
права, охватывающий систему норм права,
регулирующих отношения присвоенности
имущества муниципальному образованию
и отчужденности от этого имущества всех
других лиц". Право муниципальной собственности,
по его же мнению, в субъективном смысле
обозначает "юридически обеспеченное
господство муниципального образования
над имуществом, которое выражается во
владении, пользовании, распоряжении им
и устранении всех иных лиц от вмешательства
в такое господство"[6] .
Характерными особенностями
муниципальной собственности являются:
непосредственная связь данной
собственности с интересами местного
сообщества;
воплощение в ней особой совокупности
экономических отношений между человеком
и властью;
отнесение ее к разновидности
публичной (общественной) собственности;
муниципальная собственность
является основным инструментом социальной
защиты и поддержки населения территории
муниципального образования.
Наличие муниципальной собственности
- одно из важных условий успешного существования
муниципального образования.
Муниципальная собственность
наряду с имуществом, находящимся в государственной
собственности и переданным в управление
органам местного самоуправления, составляет
экономическую основу местного самоуправления.
Вместе с тем в соответствии со статьёй
61 Федерального закона от 06 октября 2003г.
№131-ФЗ "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации", (далее - Федеральный закон),
отсутствие муниципальной собственности
на территории муниципального образования
не является основанием для упразднения
или преобразования муниципального образования
либо отказа в образовании нового муниципального
образования.
В качестве субъектов муниципальной
собственности выступают городские и
сельские поселения, другие муниципальные
образования, т.е. население, проживающее
на территории данных поселений и образований,
наделенное правом на местное самоуправление
и осуществляющее функции публичной власти
через систему избираемых ими органов
местного самоуправления.
Круг объектов права муниципальной
собственности законодательно ограничен.
К муниципальной собственности не могут
быть отнесены объекты, изъятые из оборота
или ограниченные в обороте, например,
боевое оружие.
Федеральный закон №131-ФЗ устанавливает,
что в состав муниципальной собственности
входят: