Особенности формирования и управления муниципальной собственностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 16:17, курсовая работа

Описание работы

В связи с этим целью работы является изучение деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью: их компетенция, практика управления и эффективность деятельности. Для достижения цели дипломного проекта необходимо решение следующих задач:
рассмотреть понятие и состав муниципальной собственности;
изучить способы формирования муниципальной собственности;
установить полномочия органов и должностных лиц местного самоуправления в сфере управления муниципальной собственность;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Муниципальная собственность в российской федерации
1.1 Понятие и состав муниципальной собственности
1.2 Формирование муниципальной собственности
1.3 Основные задачи органов местного самоуправления в управлении муниципальной собственностью
Глава 2. Организация управления муниципальной собственностью
2.1 Объекты и методы управления муниципальным имуществом
2.1.1 Классификация объектов муниципальной собственности
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 89.34 Кб (Скачать файл)

пополнение собственности муниципального образования современным оборудованием, так как по истечении срока договора оно переходит в распоряжение органов местного самоуправления.

Но реализация концессионного механизма связна и с такими проблемами, как:

отсутствие практики договорных отношений как между собственником и концессионером и потребителем коммунальных услуг, поэтому об эффективности этого способа можно судить по расчетным параметрам;

необходимость закрепления ответственности за тарифное регулирование услуг, например, тепло - и водоснабжения, за органами местного самоуправления (только при этом условии концессия будет работать);

потеря влияния в сфере коммунального обслуживания;

отсутствие стимулов для инвесторов и местных властей к заключению подобного типа договоров. [30]

Например, в г. Перми такой метод управления муниципальной собственностью начал недавно применяться в следующем виде.

Городская администрация решила строить взаимоотношения с новым собственником компании "НОВОГОР-Прикамье" на принципиально иной основе - аренда уступила место концессии.

По словам главы города Игоря Шубина, концессионные отношения не только гарантируют соблюдение интересов города, но и позволяют оператору - КЭС (ЗАО "Комплексные энергетические системы" ("КЭС-холдинг"), президент - Михаил Слободин) - проводить более активную инвестиционную политику, то есть вкладывать деньги в наиболее важные и нужные объекты, а также совершенствовать механизмы управления сетевым хозяйством города.

Концессионная схема отношений уже доказала свою эффективность в странах Европы, существует и понятная нормативная база. Более того, предлагая властям города новую схему отношений, "КЭС-холдинг" опирался на существующий в нашей стране федеральный Закон "О концессиях"

Пермь станет одним из первых регионов страны, где будут действовать подобные отношения в сфере коммунального хозяйства. Можно сказать, что это - пилотный проект. Но прежде чем новая схема начнет работать, нужно заключить договор. На его разработку уйдет полгода.

Подобный опыт в России уже есть. Например, в Кирове половину "коммунальных" проектов финансирует "Рострой", - заметил президент КЭС.

Одним из самых важных вопросов, по мнению Игоря Шубина, является технический. В Перми осуществляется множество проектов по реконструкции сетей водоснабжения, и процесс ни в коем случае нельзя останавливать.

Особо хотелось бы отметить, что концессионный договор наши планы по реконструкции не изменит, - заверил Игорь Шубин.

Что особенно волнует горожан - не произойдет ли резкого повышения тарифов? Игорь Шубин уверен, что этого не будет - тарифная политика существенных изменений не претерпит. Михаил Слободин добавил, что рост будет разумным и основанным на общем повышении цен на энергоносители, услуги строителей и так далее[31] .

Таким образом, каждое муниципальное образование должно индивидуально подходить к данному методу управления муниципальной собственностью, исходя из соображений продуктивности с учетом возможных рисков.

Так же имущество можно продать, и сравнительно быстро получить относительно крупную сумму денежных средств единовременно и получать в дальнейшем доход в виде земельного налога. Но недостатками продажи являются потеря возможных доходов от использования недвижимости в будущем, а также трудности в поиске покупателей, которые обладали бы достаточно крупными средствами для полного выкупа.

Конечно, в рамках дипломной работы не возможно подробно рассмотреть все методы управления муниципальной собственностью, но необходимо обозначит, что существуют и другие методы, например передача имущества в доверительное управление коммерческим организациям или безвозмездное пользование муниципальным имуществом.

Какую бы форму управления органы местного самоуправления ни выбрали, они должны, стремится максимально сохранить управляемость имуществом на своей территории, однако искусственно сохранять неэффективное муниципальное имущество не следует. Например, необходимость в муниципальных унитарных предприятиях можно обосновать исключительно в случаях, когда их цели и задачи не могут эффективно реализовываться предприятиями других форм собственности.

Кстати, в зарубежной практике такой формы, как хозяйственное ведение, не существует.

При выборе способа управления собственностью следует учитывать и отраслевую специфику. Например, при реорганизации муниципальных предприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) следует руководствоваться тем, что не всегда можно использовать рыночные механизмы.

Выбор метода распоряжения муниципальным имуществом должен зависеть от возможности конкуренции на рынке конкретных услуг или же нецелесообразности, в том числе экономической, создания альтернативных предприятий[32] .

Также, необходимо чтобы все мероприятия, связанные с управлением муниципальным имуществом, были увязаны как по срокам, так и по ресурсам (финансовым, материальным, трудовым), а также, при решении проблем должны учитываться интересы развития местного сообщества и территории.

Для этого нужна Программа повышения эффективности управления муниципальным имуществом.

Наряду с разработкой программы следует ужесточить всесторонний контроль над использованием муниципального имущества, продолжить работу по сокращению дебиторской задолженности в местный бюджет со стороны недобросовестных арендаторов муниципального имущества.

В ряде муниципальных образованиях есть немало организаций, которые, имея в собственности здания, юридически не оформляют муниципальную землю под строениями, что означает не только незаконное пользование земельными участками, но и сокращение потенциальных доходов в местный бюджет от использования имущества.

Следующее условие - это профилактика коррупции, предусмотренная Федеральным законом "О противодействии коррупции"

В качестве справки хотелось бы добавить, по данным прокуратуры Пермского края, в 1 полугодии 2008 года выявлено 2605 случаев нарушения закона антикоррупционной направленности. Из них 18% (469) приходится на сферу бюджетных отношений, 16% (419) - заказы на поставки товаров и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, около 10% (259) - реализация национальных проектов, 2,3% (159) - использование государственного и муниципального имущества[33] .

Таким образом, при выполнении этих условий эффективное управление муниципальной собственностью в рамках Федерального закона от 06 октября 2003г №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" будет не только способствовать повышению доходности муниципального имущества, но и изменению роли имущества в социально-экономическом развитии муниципального образования. Это станет реальностью, если при выборе способа распоряжения муниципальным имуществом будут учитываться не только интересы различных сторон (населения, органов местного самоуправления, организаций разных форм собственности), но и будут изыскиваться средства для текущего функционирования и стратегического развития территории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 Итак, подведем некоторые  итоги.Понятие и правовая природа института муниципальной собственности обусловливается сущностью местного самоуправления - деятельности населения по решению вопросов местного значения. Назначение муниципальной собственности - обеспечивать жизнедеятельность населения муниципального образования.

 Муниципальная собственность  является базовым элементом экономики  муниципального образования, финансово-экономической  основой местного самоуправления. Она не является разновидностью  государственной собственности, кроме  того, это публичная собственность (ее субъекты - муниципальные образования - публично-правовые единицы). Это  самостоятельная форма собственности, представляющая совокупность общественных  отношений, возникающих между органами  местного самоуправления в процессе  реализации социально-экономических  функций, обеспечивающих условия  сохранения и воспроизводства  объектов жизнедеятельности муниципального  образования, регулируемая действующим  законодательством.

Муниципальная собственность, порядок ее образования, владения, пользования и распоряжения закреплены в ГК РФ, Федеральном законе №131-ФЗ, других законах и нормативных правовых актах. Законодательство устанавливает и особенности муниципальной собственности. Среди них:

1) Как собственники своего  имущества публично-правовые образования  независимы друг от друга и  выступают в гражданских правоотношениях  в качестве вполне самостоятельных, равноправных и имущественно  обособленных субъектов. Российская  Федерация, ее субъекты не отвечают  по обязательствам муниципальных  образований, а последние не отвечают  своим имуществом по обязательствам  РФ и ее субъектов;

2) Муниципальная собственность  является:основным инструментом социальной защиты и поддержки населения территории муниципального образования, непосредственно связана с интересами местного сообщества;разновидностью общественной (публичной) собственности, воплощающей совокупность правовых и экономических отношений между гражданами и властью.

В советское время государство не выделяло такую форму собственности, как муниципальная, а находившееся в ведении местных органов имущество относилось к государственной собственности. С началом демократических преобразований и провозглашением самостоятельности местного самоуправления начались процессы формирования его экономической основы - муниципальной собственности. При этом основной процедурой стал процесс разграничения государственной собственности и выделения из нее объектов, передаваемых в собственность муниципальных образований. Первоначальный этап формирования муниципальной собственности протекал на фоне противоречий между потребностью местных органов власти в доходобразующих объектах муниципальной собственности и процессом приватизации и муниципализацией ранее приватизированного имущества, что не способствовало укреплению экономических основ местного самоуправления. Всего выделяют два основных механизма формирования муниципальной собственности: посредством разгосударствления и путем создания муниципальных предприятий различного профиля деятельности.

Процесс формирования муниципальной собственности в нашей стране еще не завершен.

Управление муниципальной собственностью представляет собой вид деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц по владению, пользованию и распоряжению объектами муниципальной собственности в целях максимального обеспечения услугами населения муниципального образования. Управление муниципальной собственностью осуществляется в форме: принятия нормативно-правовых актов, организации их осуществления, и контроля за их исполнением.

Цель управления - обеспечить решение вопросов местного значения за счет собственных финансовых ресурсов. Задачи и механизмы управления муниципальной собственностью регламентируются самими органами местного самоуправления. Население муниципального образования должно получать информацию об управлении и распоряжении муниципальной собственностью.

Муниципальная собственность - одно из обязательных условий существования самостоятельного муниципального образования.

 

Список использованных источников и литературы

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской  федерации: принята общероссийским  референдумом от 12 декабря 1993 г. // Российская  газета. - 1993. - № 237. от 25 декабря. С.3-6.

2. Гражданский кодекс  Российской Федерации. Часть первая  и вторая Федеральный закон  от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 13 мая 2008 г) // Российская газета. 1994.8 декабря; Российская газета. 2008.16 мая.

3. Земельный кодекс Российской  Федерации: Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ // Собрание законодательства  РФ. 2001г. - № 44. Ст.

4. Об общих принципах  организации местного самоуправления  в Российской Федерации: Федеральный  закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ // Собрание  законодательства РФ. - 2003. - № 40. - Ст.3822.

5. О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ (ч.11 и 11.1 ст.154). // Российская газета спецвыпуск №3565 от 31.08.2004г.

6. О приватизации государственного  и муниципального имущества в  РФ: Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ // Собрание законодательства  РФ 2002г. № 4. Ст.251.

7. О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" установивший разграничение государственной собственности на землю и отменивший ранее действовавший Федеральный закон от 17 июля 2001 года № 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю: Федеральный закон от 17 апреля 2006 г. № 53-ФЗ // Справочная правовая система "Консультант плюс"

8. О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части приведения их в соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации: Федеральный закон от 26 июня 2007 г. № 118-ФЗ // справочная правовая система "Консультант плюс"

9. О внесении изменений  в отдельные законодательные  акты Российской Федерации в  связи с совершенствованием разграничения  полномочий: Федеральный закон от29.12.2006г. № 258-ФЗ // Российская газета №297от 31.12.2006г., Собрание законодательства  РФ от 01.01.2007г. №1 (1ч), ст.21.

Информация о работе Особенности формирования и управления муниципальной собственностью