Особенности организации государственной власти в субъектах Российской Федерации. Примерная схема управления субъектом Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 10:41, контрольная работа

Описание работы

Россия является федеративным государством, в ее административно-территориальных единицах – субъектах Российской Федерации – также действуют органы государственной власти. Экономические, этнические, социальные, географические, климатические и иные особенности различных частей Российского государства обусловили использование сложной многоуровневой системы государственного устройства страны и очевидное разнообразие регуляторов общественных отношений в различных ее регионах.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..
3
1. ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СИСТЕМА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…...
5
2. ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ МЕЖДУ СУБЪЕКТАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………
20
3. СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТЬЮ…...
24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..
32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……

Файлы: 1 файл

КР гос власть субъектов (1).doc

— 195.00 Кб (Скачать файл)

в) его отставки по собственному желанию;

г) отрешения  его от должности Президентом  РФ;

д) признания  его судом недееспособным или  ограниченно дееспособным;

е) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

ж) вступления в  отношении него в законную силу обвинительного приговора суда;

з) его выезда за пределы Российской Федерации  на постоянное место жительства;

и) утраты им гражданства  Российской Федерации;

к) его отзыва избирателями субъекта Российской Федерации  в случае, если такое положение  предусмотрено законодательством  субъекта Российской Федерации /9, с.725/.

Законодательный (представительный) орган государственной  власти субъекта Российской Федерации вправе выразить недоверие высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации в случае издания им актов, противоречащих Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации не устранило эти противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения, а также в случае иного грубого нарушения Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, конституции (устава) и законов субъекта РФ, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан.

В случае отставки высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации он продолжает действовать  до сформирования нового высшего  исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Во всех случаях, когда высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации не может исполнять свои обязанности, их временно исполняет должностное лицо, установленное конституцией (уставом) или законом субъекта РФ.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно  действующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Законодательство субъектов Российской Федерации предусматривает различный порядок формирования высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации /12, с. 160-161/.

Высший исполнительный орган государственной власти обеспечивает исполнение Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституции (устава), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации:

  • осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
  • обеспечивает исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и готовит отчет об исполнении бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития субъекта Российской Федерации для представления их высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ;
  • осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти  /9, с. 724/.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации объединяет и направляет работу министерств, государственных комитетов, департаментов, управлений и других подведомственных ему органов, которые руководят порученными им отраслями управления или осуществляют межотраслевое управление. Они несут ответственность за состояние и развитие порученных им сфер и отраслей управления /16, с.246-250/.

Основная видовая  особенность органов судебной власти – осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

В соответствии со статьей 118 Конституции, абз.3, судебная система Российской Федерации устанавливается  Конституцией Российской Федерации  и федеральным конституционным  законом /1/. Основная часть судов  в России относится к федеральным судам, и в соответствии со статьей 124 Конституции финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом. 

К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

Действие федеральных  судов на территории субъектов федерации, как правило, обозначено в их конституциях и уставах, хотя не все суды перечислены в этих документах. К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов федерации.Деятельность же их определяется федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 года № 188-ФЗ и федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» /9, с. 740-742/.

В соответствии со статьей 1 этого закона мировые  судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации /35, 1,15-16./.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ОСОБЕННОСТИ  И ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ МЕЖДУ  СУБЪЕКТАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Российская  Федерация включает три типа субъектов:

1) национально-государственные  образования (республики);

2) административно-территориальные  образования (края, области, города  федерального значения);

3) национально-территориальные  образования (автономная область,  автономные округа).

Все субъекты Российской Федерации  обладают определенным правовым положением (статусом), которое характеризуется объемом полномочий, предоставленных Конституцией РФ и другими нормативными актами органам государственной власти и управления субъектов Федерации.

Федеральное устройство российского государства порождает  особенности формирования региональных представительных органов власти:

1) многоуровневый, разно статусный характер региональных  законодательных (представительных) органов власти: республиканские  парламенты, представительные собрания краев, представительные думы областей, городские думы (Москва, Санкт-Петербург), представительные органы власти автономных краев и областей;

2) большое разнообразие  форм представительных органов  власти в субъектах Федерации.

Правовое положение  субъектов федерации определяется следующими общими позициями:

  • во-первых, все субъекты являются членами Российской Федерации, что юридически зафиксировано Конституцией, принятой всеми гражданами России;
  • во-вторых, субъекты федерации обладают самостоятельной учредительной властью, которая реализуется через право образовывать собственные органы государственной власти и управления, самостоятельно решать определенный круг внутренних вопросов, иметь свое законодательство;
  • в-третьих, субъекты федерации не вправе в одностороннем порядке в нарушение Конституции РФ изменять свой статус и полномочия, так как для этого необходимо взаимное согласие федерации и субъекта;
  • в-четвертых, статус субъекта федерации закрепляется Конституцией РФ и собственной конституцией - для республик, уставами - для краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов;
  • в-пятых, территория субъекта федерации не может быть изменена без его согласия;
  • в-шестых, отсутствие у субъектов конституционного права на свободный выход из состава Российской Федерации. В противном случае это нарушает территориальную целостность России;
  • в-седьмых, субъекты федерации равны во взаимоотношениях с федеральными органами власти; имеют равные нормы представительства в Совете Федерации Федерального собрания РФ (по два представителя в Совете Федерации – от представительного и исполнительного органов); обладают правом законодательной инициативы и обращения в Конституционный Суд РФ; могут на договорной основе делегировать часть своих полномочий федерации /31, с. 156/.

Наряду с  общими позициями, правовое положение  отдельных субъектов федерации  имеет свои особенности. Так, например, республики в составе России являются государствами, образованными по национально-территориальному принципу. Несмотря на различие между республиками по размерам территории, численности населения - все они равны между собой в правовом положении. В отличие от краев, областей и других субъектов, они имеют свою конституцию, вправе устанавливать республиканский государственный язык и т. д.

Края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа - это  государственные образования, созданные  по территориальному (национально-территориальному) принципу и обладающие функциями  государственной власти. В сфере экономики, финансов, социальной и культурной деятельности их статус и полномочия аналогичны республиканским, но несколько уже в государственно-правовом отношении /33, с. 235/.

Существуют  и объективные особенности отдельных  видов субъектов Федерации - в составе ряда краев и областей находятся автономные округа. Особенность автономных округов по сравнению с другими субъектами Федерации заключается в том, что они могут входить (и почти все, за исключением одного - Чукотского автономного округа) входят в состав края, области. Это не только накладывает определенный отпечаток на их положение, но и усложняет систему федеративных отношений. При этом, говоря об особенностях статуса автономных округов, входящих в состав края, области, нельзя не видеть, что особенности присущи и самим краю, областям, в состав которых входят автономные округа. Вот почему, соглашаясь, что «в целом субъекты Федерации можно подразделить на национально-государственные (республики), административно-территориальные (края, области, города Москва и Санкт-Петербург), автономные или национально-территориальные (автономная область, автономные округа)», тем не менее, считаем необходимым выделить край и область, с входящим в их состав автономным округом, как отдельный вид субъектов Российской Федерации. Это тем более необходимо, что «вхождение одних субъектов Федерации в состав других субъектов Федерации» является отличительной или своеобразной чертой российского федерализма /25/.

Край, область, с входящим в их состав автономным округом, отличают от других субъектов Федерации следующие особенности: наличие наряду с муниципальными и административно - территориальными образованиями равноправного с ним субъекта Федерации - автономного округа; наличие особой государственно-правовой связи между этими субъектами Федерации, которая отличает их отношения с другими субъектами Российской Федерации, поскольку «вхождение предопределяет обязанность органов государственной власти обоих равноправных субъектов Российской Федерации обеспечивать сохранение территориальной целостности и единства в интересах населения края, области» и конституционно закрепленные формы регулирования отношений между этими субъектами Федерации - федеральный закон и договор между органами государственной власти субъектов Федерации /25/.

Недостаточная четкость формулировки взаимоотношений  автономного округа и области (края) породила борьбу между ними, наиболее ярким примером чего стали противоречия между Тюменской областью и ее округами: Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким. Противоречия еще более обострялись тем, что нефте- газодобывающим округам экономически невыгодно пребывание в составе области. Это отражает ситуацию, когда старые промышленные районы деградируют и появляются новые. В этих условиях Тюмень как столица области, находящаяся, тем не менее, на самой ее окраине, не нужна Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому округам. Дело доходило в середине 1990-х гг. до отказа окружных властей участвовать в выборах губернатора и областной думы Тюменской области /36/.

Информация о работе Особенности организации государственной власти в субъектах Российской Федерации. Примерная схема управления субъектом Федерации