Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 21:54, курсовая работа
Становление местного самоуправления началось в России задолго до принятия Конституции Российской Федерации 1993 года. Вместе с тем, именно принятие основного закона сформировало принципиально новую ситуацию в области регулирования данной сферы общественных отношений. Конституция определила роль местного самоуправления в осуществлении власти народа, статус органов местного самоуправления, их функции и основные полномочия, особенности взаимодействия с органами государственной власти, а также установила правовые гарантии местного самоуправления.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретико-правовые аспекты местного самоуправления…..6
1.1. Понятие и функции органов местного самоуправления………………6
1.2. Общая характеристика полномочий органов местного самоуправления………………………………………………………………11
Глава 2. Особенности полномочий органов местного самоуправления в социально-культурной сфере…………………………………………...17
2.1. Полномочия местного самоуправления в социальной сфере и обеспечении социальной политики государства…………………………..17
2.2. Полномочия местного самоуправления в сфере культурного строительства………………………………………………………………...23
Заключение………………………………………………………………….28
Список использованных источников и литературы…………………..31
Содержание
С.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретико-правовые аспекты местного самоуправления…..6
1.1. Понятие и функции органов местного самоуправления………………6
1.2. Общая характеристика полномочий
органов местного самоуправления…………………………………………
Глава 2. Особенности полномочий органов местного самоуправления в социально-культурной сфере…………………………………………...17
2.1. Полномочия местного самоуправления в социальной сфере и обеспечении социальной политики государства…………………………..17
2.2. Полномочия местного самоуправления
в сфере культурного строительства……………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников и литературы…………………..31
ВВЕДЕНИЕ
Становление местного самоуправления началось в России задолго до принятия Конституции Российской Федерации 1993 года. Вместе с тем, именно принятие основного закона сформировало принципиально новую ситуацию в области регулирования данной сферы общественных отношений. Конституция определила роль местного самоуправления в осуществлении власти народа, статус органов местного самоуправления, их функции и основные полномочия, особенности взаимодействия с органами государственной власти, а также установила правовые гарантии местного самоуправления.
Местное самоуправление в России является
одной из основ конституционного
строя, основополагающим принципом
организации власти, который, наряду
с принципом разделения властей,
определяет систему управления. В
качестве публичной власти, местное
самоуправление обеспечивает защиту тех
интересов граждан, которые основаны
на совместном их проживании на определенной
территории, на неизбежном взаимодействии
жителей этой территории. Именно поэтому
местное самоуправление является одной
из фундаментальных основ
В то же время местное самоуправление
признается и гарантируется государством
как форма самоорганизации
Актуальность темы исследования и необходимость ее теоретической разработки определяется следующими факторами.
В последние годы возникли или обострились многие социальные и культурные проблемы, что привело к уменьшению численности населения России. Довольно заметным в последние десятилетие является спад в культурной составляющей нашего общества. Наличие острых социальных и культурных проблем свидетельствует о необходимости проведения активной социально-культурной политики, которая должна быть направлена на их решение и повышение качества жизни населения. Основным исполнителем социально-культурной политики является местное самоуправление, осуществляющее её как раз через реализацию своих полномочий в этой сфере. Важнейшую роль в этом играет сфера социального обслуживания
Необходимо отметить, что большинство видов социальных услуг население получает на муниципальном уровне, поэтому активная местная социальная политика в сфере социального обслуживания является одной из важнейших задач муниципального развития. Именно на муниципальном уровне легче выявлять социальные и культурные проблемы, определять круг лиц, нуждающихся в социальной помощи, развивать систему социальных служб, улучшать качество предоставляемых социальных услуг, повышая тем самым эффективность функционирования социальной сферы на местном уровне.
Следует также отметить, что в период реформирования сферы социального обслуживания не решены многие вопросы, касающиеся деятельности органов местного самоуправления.
Объектом данной работы выступает система местного самоуправления в РФ на современном этапе
Предметом исследования выступает: совокупность полномочий органов местного самоуправления в социально-культурной области.
Целью исследования являлся анализ полномочий органов местного самоуправления в сфере социально-культурного обслуживания населения в Российской Федерации, выявление проблем в сфере реализации выполняемых органами местного самоуправления полномочий в социально-культурной области.
Для достижения данной цели в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть систему местного самоуправления в России на сегодняшний день;
- дать понятие термину «
- изучить взаимоотношения
- рассмотреть институт культуры на муниципальном уровне;
- исследовать вопросы правового
регулирования деятельности
- уточнить полномочия органов
местного самоуправления в
Степень теоритической разработанности темы представлена работами авторор: Жадобиной Н.Н., Артюхова С.И., Кутафина О.Е., Фадеева В.И. Кривцовой Л.Н., Пылина В.В., Богданович Т.Ю., Корепанова Г.С., Лоншаковой Т.Е., Солдатовой Л.А.
Структура работы. Основными структурными элементами данной работы является введение, две главы, разделенные на четыре параграфа, заключение и списка использованных источников и литературы.
Глава 1 Теоретико-правовые аспекты местного самоуправления
1.1 Понятие и функции органов местного самоуправления
Местное самоуправление обычно называют муниципальным. В современном законодательстве о местном самоуправлении слова «местный» и «муниципальный», а также образованные на их основе словосочетания применяются в одном значении.
Местное самоуправление можно определить как самостоятельную и под свою ответственность деятельность населения в решении вопросов местного значения. Таким образом, местное самоуправление имеет политическую природу.
В России
исторически развивались две
формы местного самоуправления —
негосударственная и
В соответствии с Конституцией «в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».2
При этом Конституция РФ относит установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления к совместному ведению России и ее субъектов. Это предполагает, что Федеральный закон о местном самоуправлении является рамочным, его установочные положения могут быть развиты в законах о местном самоуправлении, принимаемых субъектами Федерации
Разграничение
органов местного самоуправления с
системой органов государственной
власти предопределило основные проблемы
постсоветского периода: обеспечение
единства системы управления государственными
и общественными делами; сохранение
необходимой централизации
В 2003 году 6 октября был подписан Федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который подчеркнул: «Местное самоуправление, как выражение власти народа, составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации и является признаваемой и гарантируемой Конституцией РФ самостоятельной и под свою ответственность деятельностью населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторически иных местных традиций».3
В законе были определены важнейшие задачи местного самоуправления: управление муниципальной собственностью; исполнение местных бюджетов; установление местных налогов и сборов; охрана порядка; принятие местных законов, образующих локальную правовую систему (не противостоящую федеральному и региональному законодательству); определение основных направлений развития в различных сферах муниципальной деятельности — социально-бытовом обслуживании населения, коммунальном хозяйстве, жилищном строительстве, использовании земель и пр.; контроль деятельности должностных лиц местного самоуправления.
При этом
указанный перечень задач по ведению
местного самоуправления может быть
дополнен федеральными и региональными
законами. Как правило, региональные
законы относят к вопросам местного
значения также иные вопросы непосредственного
обеспечения жизнедеятельности
населения муниципального образования.
Кроме того, муниципальные образования
вправе принимать к рассмотрению
вопросы, не исключенные из их ведения
и не отнесенные к ведению других
муниципальных образований и
органов государственной
Важно отметить, что выведение органов местного самоуправления из системы государственной власти не означает, что они исключаются из системы общегосударственного управления, поскольку деятельность органов местного самоуправления регламентируется Конституцией РФ и другими законодательными актами, как и деятельность органов государственного управления. С данной точки зрения местное самоуправление — это общественный институт управления местным сообществом, учрежденный государством и действующий самостоятельно в пределах установленных законом полномочий.
Необходимо подчеркнуть политические аспекты деятельности местного самоуправления, назначение которого — выражать и защищать интересы местного сообщества, регулировать взаимоотношения между различными социальными группами внутри него и развивать взаимоотношения с другими сообществами и с государством. Местное самоуправление — это гражданский и правовой институт, играющий важную роль в формировании и развитии гражданского общества. Основные гражданские права и формы гражданской активности, различные негосударственные проявления общественной жизни людей реализуются в местных сообществах, образуя основы гражданского общества.
Под функциями
местного самоуправления понимаются основные
направления муниципальной
Как известно, местное самоуправление способствует осуществлению
демократических идеалов и ценностей, а также призвано обеспечить:
-потребности населения в различного рода услугах (в социально- культурной и иных сферах местной жизни);
-реализацию социально-экономического потенциала самоуправляющихся территориальных единиц;
-оптимальное сочетание местных и общегосударственных интересов и т.д..4
Анализ
законодательства о местном самоуправлении,
закрепляющего полномочия органов
местного самоуправления (а полномочия
можно рассматривать как
1. Обеспечение
участия населения в решении
местных дел. Местное
Участие граждан в решении местных дел обеспечивается с помощью форм прямого волеизъявления (референдум и др.), а также через органы местного самоуправления.
2. Управление
муниципальной собственностью, финансовыми
средствами местного
Как уже отмечалось выше, местное самоуправление должно иметь достаточную для реализации своих задач материальную и финансовую базу.
Органы местного самоуправления под свою ответственность решают вопросы владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также устанавливают местные налоги и сборы. Эффективное осуществление данной функции органами местного самоуправления является необходимой предпосылкой решения основных задач местного самоуправления.
3. Обеспечение
развития соответствующей
4. Обеспечение
потребностей населения в
Функция
обслуживания населения - одна из основных
функций местного самоуправления: ведь,
как известно, в основе учения о
местном самоуправлении лежит мысль
о том, что население и образуемые
им органы местного самоуправления гораздо
лучше могут самостоятельно решать
задачи повышения уровня и качества
жизни жителей данной территории,
эффективности оказываемых