Особенности полномочий органов местного самоуправления в социально культурной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 21:54, курсовая работа

Описание работы

Становление местного самоуправления началось в России задолго до принятия Конституции Российской Федерации 1993 года. Вместе с тем, именно принятие основного закона сформировало принципиально новую ситуацию в области регулирования данной сферы общественных отношений. Конституция определила роль местного самоуправления в осуществлении власти народа, статус органов местного самоуправления, их функции и основные полномочия, особенности взаимодействия с органами государственной власти, а также установила правовые гарантии местного самоуправления.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретико-правовые аспекты местного самоуправления…..6
1.1. Понятие и функции органов местного самоуправления………………6
1.2. Общая характеристика полномочий органов местного самоуправления………………………………………………………………11
Глава 2. Особенности полномочий органов местного самоуправления в социально-культурной сфере…………………………………………...17
2.1. Полномочия местного самоуправления в социальной сфере и обеспечении социальной политики государства…………………………..17
2.2. Полномочия местного самоуправления в сфере культурного строительства………………………………………………………………...23
Заключение………………………………………………………………….28
Список использованных источников и литературы…………………..31

Файлы: 1 файл

лачину.docx

— 61.53 Кб (Скачать файл)

Органы  местного самоуправления осуществляют создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных организаций культуры на подведомственной территории.

Муниципальные организации культуры создаются  и действуют в предусмотренных  законодательством организационно-правовых формах, основываясь на муниципальной  или смешанной форме собственности. Они обязаны в соответствии с  порядком регистрации, установленным  законодательством, зарегистрироваться.

Порядок и условия реорганизации и  ликвидации муниципальных организаций  культуры определяются их уставами, принимаемыми в соответствии с действующим  законодательством.

Муниципальные образования вправе создавать и  ликвидировать местные органы управления в области культуры, определять их структуру и полномочия, назначать  руководителей местных органов  управления в области культуры, а  также руководителей муниципальных  организаций культуры.

При организации  платных мероприятий организации  культуры могут устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Порядок установления льгот для  организаций культуры, находящихся  в ведении органов местного самоуправления, устанавливается органами местного самоуправления.17

Органы  местного самоуправления обязаны содействовать  сохранности и использованию  памятников истории и культуры.

Органы  местного самоуправления предоставляют  творческим работникам, коллективам  творческих работников в пользование  или аренду помещения для студий, мастерских, лабораторий и иных рабочих  мест, необходимых для творческой деятельности, с установлением арендной платы в размере, не превышающем  стоимость оплаты коммунальных услуг.

Одной из важных задач государственной политики в сфере культуры является сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов как части  культурного наследия народов Российской Федерации. Органы местного самоуправления участвуют в решении вопросов сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов  в соответствии с законодательством.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе работы мы выяснили сущность местного самоуправления, его функции, рассмотрели его полномочия как в общем так и в социально-культурной сфере.

Полномочия  местного самоуправления- это закрепляемые нормами муниципального права за населением, выборными и иными  органами местного самоуправления права  и обязанности, необходимые для  осуществления задач и функций  местного самоуправления на территории муниципального образования. В нашем  случаи мы рассматривали полномочия в самой важной и основной области, социально-культурной области. Социально-культурная область деятельности органов местного самоуправления включает в себя вопросы: образования, молодежной политики, занятости населения, защита прав потребителей, здравоохранения, социального обеспечения и защиты населения, а также культуры.

 Полномочия местного самоуправления реализуются непосредственно населением муниципальных образований, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.

Проведенное исследование позволяет сделать ряд следующих выводов и замечаний.

 Органы местного самоуправления реализуют социально-культурную политику государства на наиболее адресном для них территориальном уровне. Важнейшими направлениями муниципальной социальной политики в сфере социального обслуживания должны стать: расширение муниципальной поддержки сектора социального обслуживания муниципального образования; усиление муниципального контроля за качеством предоставляемых услуг.

 Социально-культурное обслуживание должно включать в себя комплекс разнообразных целевых услуг, предоставляемых адресно муниципальными учреждениями социального обслуживания. Выявление категорий, нуждающихся в социальной помощи, формы и механизмы ее реализации, организация системы учреждений социального обслуживания должны определяться муниципальными образованиями самостоятельно, но с учетом тех обязательных форм, которые установлены федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.

Для формирования системы социально-культурного обслуживания на муниципальном уровне необходимо законодательно решить вопросы разграничения в этой сфере полномочий между государственными органами власти Российской Федерации, органами власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.

 Необходимо также установить  порядок взаимодействия органов  государственной власти и органов  местного самоуправления по обеспечению  реализации переданных государственных  полномочий на территориальном  уровне и контроля исполнения  этих полномочий.

Действующее законодательство касающееся полномочий местного самоуправления в социально-культурной области требует систематизации. Комплексной, завершенной систематизацию российского законодательства можно считать только в том случае, если она охватит и федеральный уровень, и уровень субъектов Российской Федерации, и муниципальный уровень.

Негативная  ситуация складывается в области  культуры. Уровень культуры в последние десятилетия падает. Хотя существуют законы, осуществляется государственная политика в области культуры, органы местного самоуправления осуществляют возложенные на них полномочия и все же результаты не соответствуют целям.

Можно выделить некоторые моменты, из-за которых реализация полномочий органами местного самоуправления в социально-культурной области осуществляется не так эффективно как могло бы:

- недостаток ресурсов (в первую очередь финансовых);

- нехватка высококвалифицированных  кадров;

- пассивность населения.

Для преодоления этих факторов необходима поддержка местного самоуправления со стороны государства и создание условий для устойчивого самостоятельного развития муниципальных образований.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Европейская Хартия о местном самоуправлении от 15.10.1985 г. // Хартия ратифицирована Российской Федерацией: федер. законом от 11.04.1998 г. № 55-ФЗ // Собр. законодательства РФ от 7.09.1998 г. - № 36. - Ст. 4466.
  2. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – М.: Ответ, 2011. – 32 с.
  3. О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов: федер. закон от 02.08.1995 г. № 122-ФЗ // Собр. законодательства РФ - 1995. - № 32. - Ст. 3198.
  4. Об основах социального обслуживания населения в РФ: федер. закон от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ // Собр. законодательства РФ - 1995 - № 50 - Ст. 4872.
  5. О погребении и похоронном деле: федер. закон от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ // Собр. законодательства РФ – 1996. - № 3. -  Ст. 146.
  6. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 6.10.2003 г. №131-ФЗ // Собр. законодательства РФ - 2003. - № 40. - Ст. 3822.
  7. Андреев, А. Ф. Муниципальное право Российской Федерации / А. Ф. Андреев – М.: КНОРУС, 2003. –342 с.
  8. Артюхов, С. И. Система муниципального управления в Российской Федерации: Обзор исторической и современной практики / С. И. Артюхов – М.: Слово, 2007. – 248 с.
  9. Бабичев, Е.В., Кодина Е.Н. Некоторые дефекты и пробелы в муниципальном праве. / Е. В Бабичев, Е. Н. Кодина // Муниципальная власть. - 2007, №4 С. 6 – 12
  10. Богданович Т.Ю. Социальная политика РФ. – М.: Новость, 2006. –182 с.
  11. Воробьев Н.И. Муниципальное право: Курс лекций. – М.: Слово, 2006. – 264 с.
  12. Дитятковский М.Ю. К вопросу о понятии осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. // Конституционное и муниципальное право, 2008, №2 С. 29 – 31
  13. Ерофеев Б. В. Муниципальное право России: Учебник для студентов вузов. – М., 2003. – 341 с.
  14. Жадобина Н.Н. История государственного управления. – СПб.: Питер, 2005. – 218 с.
  15. Козлова Е. И., Катафин О. Е. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. — М.: Юристъ, 2003. – 271 с.
  16. Корепанов Г.С. Социальная политика и социальное развитие РФ. – М.: Норма, 2006. – 162 с.
  17. Краснов Н. И. Муниципальное право России. – М.: Гардарики, 2003. – 241 с.
  18. Кривцова Л.Н. Муниципальное управление в РФ. – М.: Инфра-М, 2006. – 163 с.
  19. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право России: Учебник. –М.: «Юрист», 1999. – 428 с.
  20. Ломакина В.Е. Муниципальный менеджмент в местном самоуправлении. – Саратов, 2003. – 272 с.
  21. Лоншакова Т.Е., Солдатова Л.А. Социальная политика в РФ. – М.: Высшая щкола, 2007. – 143 с.
  22. Носова Т.Н., Абрамов К.С. Муниципальный менеджмент: Учебник. – СПб.: ПИТЕР, 2003. – 315 с.
  23. Панков В.Г. О некоторых проблемах финансовой самостоятельности местного самоуправления. // Финансы, 2007, №5 С. 35 - 38
  24. Пылин В.В. Муниципальное управление: Правовые аспекты. – М.: Норма, 2006. – 277 с.
  25. Чеботарев Г.Н. Муниципальное управление в РФ. – М.: Юристъ, 2006. – 193 с.
  26. Шевчик Н.А. Местное самоуправление в контексте социального развития России. – – М.: Гардарики. 2006. – 241 с.
  27. Юридический энциклопедический словарь. – М.: Норма, 1996. – 291 с.

1 Артюхов С.И. Система муниципального управления в Российской Федерации: Обзор исторической и современной практики. М.: Слово, 2007. С. 31.

2 Конституция РФ от 12. 12. 1993 г. с изм. и доп. на 30.12.2008. ст. 12.

3 Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ с изм. и доп. на 03.12.12. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».// Собрание законодательства РФ. 2003. № 40.

4 Артюхов С.И. Система муниципального управления в Российской Федерации: Обзор исторической и современной практики. М.: Слово, 2007. С. 78.

5 Ломакина В.Е. Муниципальный менеджмент в местном самоуправлении. Саратов, 2003. С. 76.

6 Конституция РФ от 12. 12. 1993 г. с изм. и доп. на 30.12.2008. ст. 133.

7 Юридический энциклопедический словарь. – М.: Норма, 2001. С. 216.

8 Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право России: Учебник. –М.: «Юрист», 2003. С. 45.

9 Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право России: Учебник. –М.: «Юрист», 2003. С. 47.

10 Ломакина В.Е. Муниципальный менеджмент в местном самоуправлении. Саратов, 2003. С. 90.

11 Шевчик Н.А. Местное самоуправление в контексте социального развития России. – – М.: Гардарики. 2006. С. 152.

12 Корепанов Г.С. Социальная политика и социальное развитие РФ. – М.: Норма, 2006. С.77.

13 Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. — М.: Юристъ, 2003. С. 167.

14 Носова Т.Н., Абрамов К.С. Муниципальный менеджмент: Учебник. – СПб.: ПИТЕР, 2003. С. 118.

15 Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ с изм. и доп. на 03.12.12. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».// Собрание законодательства РФ. 2003. № 40.

16 Богданович Т.Ю. Социальная политика РФ. – М.: Новость, 2006. С. 159.

17 Пылин В.В. Муниципальное управление: Правовые аспекты. – М.: Норма, 2006. С.183.

2

 


Информация о работе Особенности полномочий органов местного самоуправления в социально культурной сфере