Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 21:54, курсовая работа
Становление местного самоуправления началось в России задолго до принятия Конституции Российской Федерации 1993 года. Вместе с тем, именно принятие основного закона сформировало принципиально новую ситуацию в области регулирования данной сферы общественных отношений. Конституция определила роль местного самоуправления в осуществлении власти народа, статус органов местного самоуправления, их функции и основные полномочия, особенности взаимодействия с органами государственной власти, а также установила правовые гарантии местного самоуправления.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретико-правовые аспекты местного самоуправления…..6
1.1. Понятие и функции органов местного самоуправления………………6
1.2. Общая характеристика полномочий органов местного самоуправления………………………………………………………………11
Глава 2. Особенности полномочий органов местного самоуправления в социально-культурной сфере…………………………………………...17
2.1. Полномочия местного самоуправления в социальной сфере и обеспечении социальной политики государства…………………………..17
2.2. Полномочия местного самоуправления в сфере культурного строительства………………………………………………………………...23
Заключение………………………………………………………………….28
Список использованных источников и литературы…………………..31
Органы МСУ призваны решать вопросы организации, содержания и развития муниципальных учреждений здравоохранения,обеспечения санитарного благополучия населения. Органы МСУ ответственны на своей территории за реализацию права граждан на бесплатную медицинскую помощь.
Для осуществления такого рода деятельности законодательство РФ наделяет органы МСУ соответствующими полномочиями: формирование органов управления муниципальной системы здравоохранения; развитие сети муниципальных учреждений здравоохранения, физической культуры и спорта; создание условий для развития частной системы здравоохранения; формирование целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан; осуществление мер по обязательному медицинскому страхованию граждан.
В сфере здравоохранения органы МСУ выдают лицензии на право осуществления медицинской и фармацевтической деятельности на подведомственной территории по поручению органа государственного управления соответствующего субъекта РФ. Государство обязывает органы МСУ: осуществлять контроль за соблюдением стандартов качества медицинской помощи учреждениям государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, а также лицам, занимающимся частной медицинской практикой; обеспечивать санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и условия для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора на подведомственной территории; выявлять факторы, неблагоприятно влияющие на здоровье граждан, информировать о них население и проводить мероприятия по их устранению осуществлять профилактические, санитарно-гигиенические, противоэпидемические и природоохранительные мероприятия и т.д.
В области социальной поддержки населения. Конституция РФ, определяя наше государство как социальное государство, гарантируется право на труд, право на защиту от безработицы, на социальное обеспечение по возрасту, в случаи болезни, инвалидности, потери кормильца и т.д.. В РФ развивается система государственных и муниципальных служб, обеспечивающих поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В реализации этих важнейших государственных задач активную роль играют органы МСУ.
Органы МСУ в пределах своей компетенции участвуют в реализации законодательства о выплате пенсий и пособий. Назначение, перерасчет, выплату и доставку государственных пенсий осуществляют местные органы социальной защиты. Органа МСУ из собственных и привлеченных средств вправе назначать и выплачивать доплаты к пенсиям и пособиям.
Органы
МСУ участвуют в организации
социального обслуживания населения.
К учреждениям социального
Местные
органы управления социальным обслуживанием
несут ответственность за обеспечение
его качества и доступности, за развитие
муниципального сектора социального
обслуживания на подведомственных территориях,
а также обеспечивает контроль за
соблюдением государственных
Органы МСУ должны создавать муниципальный жилищный фонд социального назначения, который является составной частью муниципального сектора социального обслуживания. Муниципальные учреждения социального обслуживания не подлежат приватизации и не могут бать перепрофилированы на иные виды деятельности.
Социальное
обслуживание осуществляется муниципальными
социальными службами бесплатно
и за плату. Бесплатное социальное обслуживание
в государственной системе
Важное место в деятельности органов МСУ по социальному обслуживанию населения занимает социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов. Гражданам пожилого возраста и инвалидам обеспечивается возможность получения достаточных для удовлетворения их основных жизненных потребностей социальных услуг, которые включаются в федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемых органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности. При этом социальное обслуживание осуществляется при условии добровольного согласия граждан пожилого возраста и инвалидов на получение социальных услуг, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Стоит обратить
внимание на деятельность МСУ в области
защиты ветеранов и инвалидов. В
соответствии с действующим
Органы
МСУ в пределах своей компетенции
участвуют в социальной поддержке
семьи, материнства и детства, которые
находятся под защитой
Органы МСУ, при наличие уважительных причин, вправе разрешить вступление в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет, решать вопросы опеки и попечительства, предусмотренные Семейным кодексом РФ.12
В условиях обновления законодательства о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления закономерно встает вопрос о функционировании системы социальной защиты. С принятием в 1993 г. новой Конституции установилась модель государственного устройства, сформированная на принципах не только децентрализации управления, но и децентрализации власти, т.е. разграничение полномочий (прав и ответственности)разных уровней власти. Однако пока она не получила широкого практического применения, в частности, это касается социальной сферы. Пока процесс децентрализации, прежде всего, коснулся практической реализации программ, и в гораздо меньшей степени он затронул систему их разработки и финансирования.
В первую очередь необходимо разработать единую интерпретацию основных понятий, например, таких, как «социальная политика», «социальная помощь», «социальная защита», «социальная выплата», «льгота», «социально уязвимая категория» и т.п. Сегодня это дискуссионный вопрос даже среди специалистов-ученых. Положительно, что в Минтруде собираются писать Социальный кодекс, используя структуру Европейской социальной хартии.13
Одной из
институциональных проблем
Все вышесказанное позволяет заключить, что разграничение полномочий в социально-культурной сфере является острой проблемой, которая требует скорейшего, а главное адекватного решения.
2.2 Полномочия местного
В Российской Федерации культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств. Каждый человек имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным и муниципальным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности.
Деятельность
органов местного самоуправления в
сфере культуры направлена на сохранение,
создание и распространение культурных
ценностей на территории муниципального
образования, обеспечение конституционного
права граждан Российской Федерации
на культурную деятельность, создание
условий для свободной
В соответствии с законодательством о культуре органы местного самоуправления в обязательном порядке учитывают культурные аспекты во всех программах экономического, экологического, социального развития муниципального образования.
В целях
обеспечения общедоступности
- поощрять
деятельность граждан по
- способствовать
развитию благотворительности,
- осуществлять
протекционизм (
- публиковать
для сведения населения
Запрет какой-либо культурной деятельности может быть осуществлен только судом и лишь в случае нарушения законодательства.
Федеральный закон от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к ведению муниципальных образовании органов местного самоуправления в области культуры следующие вопросы.15
В ведении поселений и городских округов в области культуры находятся:
- организация
библиотечного обслуживания
- создание
условий для организации
- охрана
и сохранение объектов
В субъектах
Федерации — городах
Общественные объединения, организации и граждане имеют право самостоятельно или на договорной основе создавать фонды для финансирования культурной деятельности. Организация и деятельность этих фондов осуществляются в соответствии с их уставами. В качестве соучредителей фондов могут выступать и органы местного самоуправления.
Органы
местного самоуправления в пределах
своих полномочий осуществляют регулирование
отношений собственности в
Допускаются
все формы собственности на культурные
ценности, здания, сооружения, имущественные
комплексы, оборудование и другое имущества
культурного назначения. В собственности
муниципальных образований
Муниципальная
собственность, включая закрепленные
за организацией культуры земельные
участки, может отчуждаться