Понятие, атрибуты и критерии местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

До сих пор многие вопросы местного самоуправления остаются явно недостаточно разработанными не только в теоретической литературе, но и, что более существенно, в нормативных актах. Даже в Конституции России не проработаны до конца общие принципы местного самоуправления, прежде всего их материально - финансовая основа, принципы формирования муниципальной собственности, структурирования органов власти, что не позволяет в правовом отношении достаточно честно определить механизм реализации уже существующих правовых норм.

Содержание работы

Введение.......................................................................................................2
Глава 1. Понятие, атрибуты и критерии местного самоуправления.......8-16
Глава 2. Организационные основы местного самоуправления................
1. Органы местного самоуправления и их акты.............................
Заключение.................................................................................................. 31-32
Список использованной литературы………………………………33-34

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 90.70 Кб (Скачать файл)

Основываясь на существующую законодательную базу понятие местного самоуправления можно раскрыть в  следующих аспектах:

а) Местное самоуправление - это право граждан, местного сообщества на самостоятельное заведывание  местными делами. В соответствии с  частью 2 статьи 32 Конституции РФ граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. В части 1 статьи 130 Конституции РФ закреплено, что местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное  решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и  распоряжение муниципальной собственностью.

б) Местное самоуправление - это деятельность граждан по самостоятельному разрешению вопросов местного значения. В части 1 статьи 2 Федерального Закона “ Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации” определена, что местное  самоуправление в РФ - признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

в) Местное самоуправление - форма народовластия, т.е. способ осуществления  народом принадлежащей ему власти. В частях 1 - 2 статьи 3 Конституции  РФ закреплено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в  РФ является ее многонациональный народ; народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной  власти и органы местного самоуправления.

г) Местное самоуправление - одна из основ конституционного строя, основополагающий принцип организации  власти, который наряду с принципом  разделения властей ( деление властей  по горизонтали), определяет систему  управления ( деление властей по вертикали). В статье 12 Конституции  РФ говорится , что в РФ признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно; органы местного самоуправления не входят в  систему органов государственной  власти. Таким образом, о местном  самоуправлении говорится в статьях 3, 12 Конституции РФ, которые в  соответствии с частью 1 статьи 16 Конституции  РФ составляют основы конституционного строя Российской Федерации.

Впервые в истории России закон создает такую фундаментальную  правовую базу для формирования уровня власти, который, скажем так, не очень  характерен для нашей российской истории : по своему правовому положению  он отделен от государственной власти, но лучше сказать - организационно не привлечен в систему органов  государственной власти. Это предполагает, в свою очередь, организационную  обособленность местного самоуправления от государственной власти. И появляются высказывания о том, что государственная  власть заканчивается на уровне субъектов  РФ. Тогда возникает вопрос: есть ли власть на уровне городов, районов, сел, т.е. на уровне местного самоуправления ? Видимо для ответа на этот вопрос нам  необходимо выяснить соотношение понятий  управление и власть, государственная  власть и местная ( муниципальная) власть.

Управление предполагает , как мы знаем, воздействие на поведение  людей для получения определенных результатов, наличие особого механизма  их реализации. Управление как организационная  деятельность - это процесс реализации, функционирования власти. Управление- естественное состояние власти, сущность которой проявляется в создании предпосылок управления. В свою очередь, власть - это не просто рычаг или  средство управления, а его непременное  условие.20 Значит без власти нет и управления. То есть , если мы используем определение “ местное самоуправление “, то необходимо говорить и о местной ( муниципальной) власти. Г.В. Барабашев, анализируя опыт местного самоуправления зарубежных стран определял местное самоуправление как “ власть местного населения в делах местного значения, осуществляемую гражданами непосредственно и через выборные органы, в рамках закона, но без вмешательства центральной власти”.21

Муниципальная власть имеет  ряд признаков, присущих государственной  власти. К ним относятся: четко  выраженный институализированный характер; наличие специфического обособленного  аппарата осуществляющего эту власть; непрерывность во времени, универсальность, всеобщность; основанность на законах  и иных нормативных актах; осуществление  на определенной территории по отношению  ко всем находящимся на ней лицам; возможность использования средств  законодательно институированного  насилия; установление и сбор налогов; самостоятельное формирование бюджета.22

В Комментарии и Конституции  Российской Федерации отмечается, что  статус местного самоуправления определяется государством в Конституции РФ и  законах, принимаемых органами государственной  власти; местные дела решаются хотя и самостоятельно, но в русле единой государственной политики; решения  органов местного самоуправления обязательны  к исполнению всеми, кому они адресованы; органы местного самоуправления могут  наделяться законом отдельными государственными полномочиями; у органов местного самоуправления есть соответствующий  комплекс полномочий государственно- властного характера, без которого невозможно управление; органы местного самоуправления не обладают “ компетенцией устанавливать свою компетенцию”, т.е. не могут определять самостоятельно круг своих полномочий; в отличие  от государства, местное сообщество не обладает суверенитетом,24 так как его территория есть государственная территория, местные жители являются гражданами государства.

Согласно статьи 19 Федерального закона “ Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ” органы местного самоуправления издают нормативные  акты, содержащие правила поведения  общего характера, они не относятся  к законам и по своей природе  являются подзаконными. Таким образом  отсутствие права издания законов  по тем или иным вопросам, для  данной местности заменяющих Законы общие, является достаточно важным критерием, отличающим местное самоуправление.

Обосновывая негосударственный  характер органов местного самоуправления некоторые государствоведы приводят такие аргументы: в их системе  отсутствует строгая иерархия и  соподчиненность; они действуют  не от имени государства; вопросы  местного значения решают с учетом особенностей развития своей территории; их материально - финансовую базу составляет муниципальная собственность и  муниципальный бюджет; они обладают более тесной связью с населением, чем федеральные органы, у органов  местного самоуправления практически  отсутствуют политические функции. 25

Исходя из вышеизложенного  можно сделать итог, что муниципальная  власть - это система властеотношений, реализующая функции местного самоуправления, основанная на аппарате принуждения. Муниципальная  власть является разновидностью не только социальной власти, но и публичной  власти ( власти над обществом), действующая  в пределах муниципального образования, реализуемая от имени местного сообщества органами местного самоуправления и  основанная на нормах права.

Природа местной власти позволяет  сделать вывод о том, что в  ней сочетаются два начала : общественное и государственное. Однако несмотря на двойственную природу муниципальной  власти, существующее в настоящее  время конституционное разделение государственной власти и местного самоуправления на две самостоятельные  властные структуры имеет под  собой практическое основание.

Так как же разграничить местное самоуправление от общественного  объединения. Выделяют следующие особенности  местного самоуправления 26: органы местного самоуправления формируются по императивному предписанию государства, в то время как общественные объединения формируются определенными слоями населения по добровольному принципу; в сферу деятельности общественных объединений по общему правилу не входит решение государственных дел, в то время как органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями; сфера деятельности общественного объединения может не ограничиваться территорией административно - территориальной единицы в отличие от органов местного самоуправления, которые всегда имеют четкую территорию.

Действующее законодательство выделяет ряд обязательных атрибутов  местного самоуправления: территория, население, выборные органы, формы непосредственного  участия населения в местном  самоуправлении, местный бюджет, местные  налоги и сборы, муниципальная собственность, местные нормативные акты.

При характеристике местного самоуправления необходимо различать  его сущностные характеристики, обусловленные  политико - правовой природой местного самоуправления и внешнее выражение, то есть то, каким образом местное  самоуправление проявляется во вне. Поэтому необходимо рассматривать  критерии и атрибуты местного самоуправления.

Философский словарь определяет критерии местного самоуправления как  средства проверки теоретических положений  на практике. Атрибуты местного самоуправления - это неотъемлемые свойства местного самоуправления без которых местное  самоуправление не может существовать, ни мыслиться.

Однако мы осветим только те атрибуты местного самоуправления, характеризующие в своей совокупности организационные основы местного самоуправления, то есть органы местного самоуправления, формы непосредственного осуществления  населением права на местное самоуправление, местные нормативно - правовые акты.

С.А. Авакьян 27 отмечал некоторые бесспорные существенные признаки местного самоуправления, свойственные и отличающие его от центральной правительственной власти. К примеру, различие в характере власти. Центральная государственная власть есть власть суверенная, верховная, могущая сама по себе реформировать, органы же местного самоуправления - власть подзаконная, действующая в порядке и в пределах указанных ей верховной властью.

  • Разграничение сфер компетенции властей центральных и местных, т.е. отграниченность круга дел, предоставленных местному самоуправлению.
  • Самостоятельные источники средств.
  • Территориально - ограниченный выборный принцип.

Заметим, что Б.Н. Чичериным 28 выделялись основные “ выгоды и преимущества” местного самоуправления:

Во первых, местные нужды  лучше всего знакомы и ближе  всего местным жителям, участвующим  в избрании органов местного самоуправления и непосредственно заинтересованным в успешной деятельности последних.

Во вторых, местное самоуправление развивает в гражданах самодеятельность, энергию, предприимчивость и ведет  к высокому развитию общественных сил. Люди перестают ожидать всех благ от правительства, привыкая полагаться на самих себя.

В третьих, общественная жизнь  при наличии местного самоуправления, равномернее распределяется по всему  государству, не стягивается искусственно к центру, оставляя провинцию и  периферии бессильными.

В четвертых, местное самоуправление связывает администрацию с народом... Наряду с частными интересами у гражданина появляются общественные. Принимая участие  в управлении, гражданин готов  содействовать ему всеми силами, как своему собственному делу.

В пятых, местное самоуправление дает гражданам ближайшее практическое знакомство с общественными делами.

Наконец, в шестых, местное  самоуправление является подготовительной школой для государственных деятелей высшей категории.

В связи с вышеизложенным можно выделить несколько критериев  местного самоуправления:

1 Правовая оформленность.  Система местного самоуправления, компетенция, границы осуществления  определяются законом. Но самоуправление  в отличие от государственной  власти- власть подзаконная и  действующая в пределах и на  основании законов, принимаемых  органами государственной власти.

2 Осуществление управления  в интересах населения, для  населения. Фактически речь идет  о совпадении источника власти  и носителя власти.

3 Разрешение местных дел,  удовлетворение потребностей, которые  преимущественно необходимы в  повседневной жизни. Причем самоуправление  возможно лишь тогда, строго  определена часть общественных  дел, которыми оно занимается, или его предметы ведения.

4 Баланс государственных  и местных интересов на уровне  местного самоуправления обеспечивается  законом. Наиболее действенные  рычаги обеспечения этого равновесия  представляются в виде закрепления  нормативной и ненормативной  компетенции местного самоуправления, разумном сочетании форм непосредственной  и представительной демократии, а также особого порядка назначения  и смещения главы исполнительной  власти.

5 Под собственные предметы  ведения самоуправления должно  иметь собственные ресурсы в  виде самостоятельного местного  бюджета и муниципальной собственности.

6 Реальные возможности  принимать решающее участие в  управлении делами общества.

7 Одна из целей местного  самоуправления- развитие у граждан  чувства принадлежности к одному  сообществу. Поэтому следующий критерий- учет своей национальной, региональной, исторической и прочей специфики  и особенностей. Речь идет о  самостоятельности определения,  например, организационно - правовых  форм местного самоуправления.

8 Сознательное участие  граждан в управлении. Имеется  ввиду такой аспект термина  “ сознательность”, как готовность  лично действовать в соответствии  с интересами местного сообщества, подчинять при необходимости  свои интересы с групповым  интересом. Эта власть требует  обязательного наличия представительства  населения. Другими словами, она  выборна по своей природе.

9 Необходимый уровень  правосознания граждан. Наличие  системы негосударственных институтов, принимающих участие в управлении  делами общества.

10 Наличие способности  к активной корректирующей деятельности. Каждый отдельный гражданин и  все местное сообщество в целом  должны не только понимать  что такое ответственность, но  и быть готовыми и способными  взять ее на себя в случае  неадекватного использования власти  теми, кому оно доверено.

Информация о работе Понятие, атрибуты и критерии местного самоуправления