Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 21:07, курсовая работа
До сих пор многие вопросы местного самоуправления остаются явно недостаточно разработанными не только в теоретической литературе, но и, что более существенно, в нормативных актах. Даже в Конституции России не проработаны до конца общие принципы местного самоуправления, прежде всего их материально - финансовая основа, принципы формирования муниципальной собственности, структурирования органов власти, что не позволяет в правовом отношении достаточно честно определить механизм реализации уже существующих правовых норм.
Введение.......................................................................................................2
Глава 1. Понятие, атрибуты и критерии местного самоуправления.......8-16
Глава 2. Организационные основы местного самоуправления................
1. Органы местного самоуправления и их акты.............................
Заключение.................................................................................................. 31-32
Список использованной литературы………………………………33-34
Основываясь на существующую законодательную базу понятие местного самоуправления можно раскрыть в следующих аспектах:
а) Местное самоуправление - это право граждан, местного сообщества на самостоятельное заведывание местными делами. В соответствии с частью 2 статьи 32 Конституции РФ граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. В части 1 статьи 130 Конституции РФ закреплено, что местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжение муниципальной собственностью.
б) Местное самоуправление - это деятельность граждан по самостоятельному разрешению вопросов местного значения. В части 1 статьи 2 Федерального Закона “ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” определена, что местное самоуправление в РФ - признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
в) Местное самоуправление
- форма народовластия, т.е. способ осуществления
народом принадлежащей ему
г) Местное самоуправление
- одна из основ конституционного строя,
основополагающий принцип организации
власти, который наряду с принципом
разделения властей ( деление властей
по горизонтали), определяет систему
управления ( деление властей по
вертикали). В статье 12 Конституции
РФ говорится , что в РФ признается
и гарантируется местное
Впервые в истории России
закон создает такую
Управление предполагает
, как мы знаем, воздействие на поведение
людей для получения
Муниципальная власть имеет
ряд признаков, присущих государственной
власти. К ним относятся: четко
выраженный институализированный характер;
наличие специфического обособленного
аппарата осуществляющего эту власть;
непрерывность во времени, универсальность,
всеобщность; основанность на законах
и иных нормативных актах; осуществление
на определенной территории по отношению
ко всем находящимся на ней лицам;
возможность использования
В Комментарии и Конституции Российской Федерации отмечается, что статус местного самоуправления определяется государством в Конституции РФ и законах, принимаемых органами государственной власти; местные дела решаются хотя и самостоятельно, но в русле единой государственной политики; решения органов местного самоуправления обязательны к исполнению всеми, кому они адресованы; органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями; у органов местного самоуправления есть соответствующий комплекс полномочий государственно- властного характера, без которого невозможно управление; органы местного самоуправления не обладают “ компетенцией устанавливать свою компетенцию”, т.е. не могут определять самостоятельно круг своих полномочий; в отличие от государства, местное сообщество не обладает суверенитетом,24 так как его территория есть государственная территория, местные жители являются гражданами государства.
Согласно статьи 19 Федерального закона “ Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” органы местного самоуправления издают нормативные акты, содержащие правила поведения общего характера, они не относятся к законам и по своей природе являются подзаконными. Таким образом отсутствие права издания законов по тем или иным вопросам, для данной местности заменяющих Законы общие, является достаточно важным критерием, отличающим местное самоуправление.
Обосновывая негосударственный
характер органов местного самоуправления
некоторые государствоведы
Исходя из вышеизложенного можно сделать итог, что муниципальная власть - это система властеотношений, реализующая функции местного самоуправления, основанная на аппарате принуждения. Муниципальная власть является разновидностью не только социальной власти, но и публичной власти ( власти над обществом), действующая в пределах муниципального образования, реализуемая от имени местного сообщества органами местного самоуправления и основанная на нормах права.
Природа местной власти позволяет
сделать вывод о том, что в
ней сочетаются два начала : общественное
и государственное. Однако несмотря
на двойственную природу муниципальной
власти, существующее в настоящее
время конституционное
Так как же разграничить местное самоуправление от общественного объединения. Выделяют следующие особенности местного самоуправления 26: органы местного самоуправления формируются по императивному предписанию государства, в то время как общественные объединения формируются определенными слоями населения по добровольному принципу; в сферу деятельности общественных объединений по общему правилу не входит решение государственных дел, в то время как органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями; сфера деятельности общественного объединения может не ограничиваться территорией административно - территориальной единицы в отличие от органов местного самоуправления, которые всегда имеют четкую территорию.
Действующее законодательство выделяет ряд обязательных атрибутов местного самоуправления: территория, население, выборные органы, формы непосредственного участия населения в местном самоуправлении, местный бюджет, местные налоги и сборы, муниципальная собственность, местные нормативные акты.
При характеристике местного самоуправления необходимо различать его сущностные характеристики, обусловленные политико - правовой природой местного самоуправления и внешнее выражение, то есть то, каким образом местное самоуправление проявляется во вне. Поэтому необходимо рассматривать критерии и атрибуты местного самоуправления.
Философский словарь определяет критерии местного самоуправления как средства проверки теоретических положений на практике. Атрибуты местного самоуправления - это неотъемлемые свойства местного самоуправления без которых местное самоуправление не может существовать, ни мыслиться.
Однако мы осветим только
те атрибуты местного самоуправления,
характеризующие в своей
С.А. Авакьян 27 отмечал некоторые бесспорные существенные признаки местного самоуправления, свойственные и отличающие его от центральной правительственной власти. К примеру, различие в характере власти. Центральная государственная власть есть власть суверенная, верховная, могущая сама по себе реформировать, органы же местного самоуправления - власть подзаконная, действующая в порядке и в пределах указанных ей верховной властью.
Заметим, что Б.Н. Чичериным 28 выделялись основные “ выгоды и преимущества” местного самоуправления:
Во первых, местные нужды
лучше всего знакомы и ближе
всего местным жителям, участвующим
в избрании органов местного самоуправления
и непосредственно
Во вторых, местное самоуправление
развивает в гражданах
В третьих, общественная жизнь при наличии местного самоуправления, равномернее распределяется по всему государству, не стягивается искусственно к центру, оставляя провинцию и периферии бессильными.
В четвертых, местное самоуправление
связывает администрацию с
В пятых, местное самоуправление
дает гражданам ближайшее
Наконец, в шестых, местное самоуправление является подготовительной школой для государственных деятелей высшей категории.
В связи с вышеизложенным можно выделить несколько критериев местного самоуправления:
1 Правовая оформленность.
Система местного
2 Осуществление управления
в интересах населения, для
населения. Фактически речь
3 Разрешение местных дел,
удовлетворение потребностей, которые
преимущественно необходимы в
повседневной жизни. Причем
4 Баланс государственных
и местных интересов на уровне
местного самоуправления
5 Под собственные предметы
ведения самоуправления должно
иметь собственные ресурсы в
виде самостоятельного
6 Реальные возможности принимать решающее участие в управлении делами общества.
7 Одна из целей местного
самоуправления- развитие у граждан
чувства принадлежности к
8 Сознательное участие
граждан в управлении. Имеется
ввиду такой аспект термина
“ сознательность”, как
9 Необходимый уровень
правосознания граждан.
10 Наличие способности
к активной корректирующей
Информация о работе Понятие, атрибуты и критерии местного самоуправления