Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 21:07, курсовая работа
До сих пор многие вопросы местного самоуправления остаются явно недостаточно разработанными не только в теоретической литературе, но и, что более существенно, в нормативных актах. Даже в Конституции России не проработаны до конца общие принципы местного самоуправления, прежде всего их материально - финансовая основа, принципы формирования муниципальной собственности, структурирования органов власти, что не позволяет в правовом отношении достаточно честно определить механизм реализации уже существующих правовых норм.
Введение.......................................................................................................2
Глава 1. Понятие, атрибуты и критерии местного самоуправления.......8-16
Глава 2. Организационные основы местного самоуправления................
1. Органы местного самоуправления и их акты.............................
Заключение.................................................................................................. 31-32
Список использованной литературы………………………………33-34
Одним из важных вопросов, влияющих на организацию и проведение выборов, является выбор типа избирательной системы. В целом, применяемая избирательная система должна обеспечивать решение двух главных задач 42 : постоянное взаимодействие представительного органа с населением; обеспечение выражения общего интереса населения муниципального образования.
Наибольшей популярностью при проведении местных выборов пользуется мажоритарная система выборов по одномандатным округам. К преимуществам этой системы следует отнести : приближенность избранных депутатов к своим избирателям; депутатам хорошо знакомы свои избирательные округа, интересы жителей этих округов; личность депутата и его политические качества знакомы избирателям. Недостатком является : у сформированного на такой основе представительного органа местного самоуправления отсутствует единый проект развития территории муниципального образования; каждый депутат стремится решить проблемы своего округа.
Пропорциональная же избирательная система обладает рядом противоположных качеств: ослабляет личные связи и персональную ответственность депутатов перед избирателями; представительный орган является выразителем общего интереса, обладает цельным проектом развития муниципального образования.
Проблема применения пропорциональной
системы заключается в
Поэтому представляется уместным
применение смешанной системы, при
которой часть депутатов
С точки зрения формирования
органа, максимально отражающего
интересы жителей муниципального образования
базовой целесообразно
Однако политическое структурирование общества происходит не само по себе. а только при наличии условий и стимулов. Стремясь создать эффективный представительных орган, местные власти должны стремиться к созданию и соответствующих условий. Одним из таких стимулов к созданию муниципальных избирательных объединений могут стать выборы на основе смешанной системы. 44
В законах о выборах
в органы местного самоуправления практически
всех субъектов РФ в основу положена
мажоритарная избирательная система.
Она обусловлена рядом факторов
: степенью привычности как для
населения, так и для представителей
органов власти; относительной простотой
организации избирательной
Какой бы ни была принята модель организации местного самоуправления в конкретном муниципальном образовании, как правило выделяются три основополагающих элемента: глава муниципального образования, представительных выборный орган и исполнительный орган. 45 Каждый из этих органов имеет свои цели, функции; обладает определенными специфичными связями с другими органами местного самоуправления и населением. Эти обстоятельства и ряд других обусловливают различия в формировании этих органов, в выборе избирательной системы и особенностях проведения выборов в каждый из этих органов.
При формировании главы муниципального
образования законы субъектов РФ
о местном самоуправлении предусматривают
либо один способ ( Приморский край, республики
Бурятия, Тыва - избрание непосредственно
населением), либо несколько. В последнем
случае право окончательного выбора
предоставляется законом
Таким образом предусматривается
возможность проведения как прямых
выборов непосредственно
Наиболее слабо проработанным в настоящее время является избрание главы местного самоуправления представительным органом местного самоуправления. Как правило, этот вопрос регулируется актами органов местного самоуправления ( уставами муниципальных образований, регламентами представительных органов местного самоуправления).
В соответствии с Федеральным законом “ Об основных гарантиях избирательных прав граждан в РФ” для лица, претендующего на должность главы муниципального образования могут быть установлены только два ценза - оседлости и возрастной. Это положение получило свое развитие в статье Федерального закона “ Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”. Но в соответствии с Уставами городов Барнаула, Новосибирска, глава муниципального образования должен иметь высшее образование. Указанное положение противоречит федеральному законодательству.
В законах субъектов РФ о местном самоуправлении подробно об избрании представительного органа не говорится, большинство ограничивается констатацией необходимости проведения выборов. 47
Вопросы выбора типа избирательной
системы, количества округов и иные,
непосредственно
Местный референдум
В Российской Федерации местный референдум - это народное голосование по наиболее важным вопросам местного самоуправления. 48
В статье 22 Федерального закона “ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” закрепляется, что порядок назначения и проведения местного референдума, принятия и изменения решений местного референдума устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов России. Ряд субъектов Российской Федерации уже приняли законы о местном референдуме, в некоторых только разрабатывается.
Для правового регулирования законодательными органами субъектов РФ вопросов, выносимых на местный референдум, характерно несколько подходов. В законе субъекта Федерации о местном референдуме 49 :
Во всех рассмотренных
законах содержится норма, запрещающая
выносить на местный референдум вопросы,
относящиеся к компетенции
В них также закрепляется,
что референдум признается состоявшимся,
если в голосовании приняло участие
более половины граждан, имеющих
право на участие в референдуме.
Решение считается принятым на референдуме,
если за него в целом по территории
проголосовало более половины граждан,
принявших участие в
Федеральное законодательство
регулирует только один вид референдума
- обязательный. Решения, принятые на местном
референдуме в пределах его компетенции,
имеют обязательный характер для
органов и должностных лиц
местного самоуправления, предприятии,
учреждений и организаций, расположенных
на территории муниципального образования,
а также граждан. Но ряд субъектов
РФ посчитали необходимым
Зарубежные государствоведы выделяют два вида референдума: обязательный и факультативный. Зарубежная практика предлагает еще одну форму непосредственной демократии - плебисцит. Плебисцит весьма близок к референдуму, но каждый из них имеет свои особенности 50 :
1. Референдум отличается
от плебисцита тем, что
2. Особенностью референдума
является предварительное
Юридическая энциклопедия 51 определяет плебисцит как опрос населения, проводимый как правило по проблемам судьбы соответствующей территории. Далее отмечается, что с формально - юридической точки зрения процедура проведения плебисцита, независимо от того, какой именно вопрос решается таким образом, не отличается от процедуры референдума. Таким образом, плебисцит и референдум отличаются по правовым последствиям принимаемых решений. Решение, принятое на референдуме носит обязательный характер, решение, принятое на плебисците - рекомендательный.
Исходя из вышеизложенного на местном уровне целесообразно видимо использовать не только обязательный референдум, но и факультативный опрос, который является наиболее приближенным к населению. И он отвечает сути самоуправления, как самоорганизации жителей для самостоятельного решения местных вопросов.
Органы территориального общественного
самоуправления населения
В соответствии с 3 статьей Федерального закона “ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” местное самоуправление осуществляется гражданами России путем референдума, выборов, других форм прямого изъявления, а также через выборные органы местного самоуправления. В статье 27 названного закона вводится понятие территориального общественного самоуправления как формы участия населения в местном самоуправлении.
Таким образом, территориальное общественное самоуправление рассматривается как самоорганизация граждан по месту жительства и как форма участия населения в местном самоуправлении.
В соответствии со статьей 7
Федерального закона от мая 1995 года “
Об общественных объединениях” введена
организационно - правовая форма общественного
объединения “ орган
Возникают вопросы: какова природа органов территориального общественного самоуправления, каким законодательством регулируются порядок создания и деятельности органов территориального общественного самоуправления - законодательством об общественных объединений, о некоммерческих организациях, о местном самоуправлении или и тем и другим ?
Давая ответ на эти вопросы, С.А. Авакьян 52 отличает, что ранее существовало два вида органов территориального общественного самоуправления - территориальные и при учреждениях. Но в соответствии с новой концепцией Федерального закона “ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” территориальные органы стали частью системы местного самоуправления; под органами общественной самодеятельности теперь, по его мнению, следует понимать “ только структуры при учреждениях - библиотечные советы, родительские комитеты школ, советы при поликлиниках и т.д. В основе таких формирований - общий социально - культурный интерес, и они поэтому включаются в предмет Закона об общественных объединений. “ 53
Информация о работе Понятие, атрибуты и критерии местного самоуправления