Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 21:07, курсовая работа
До сих пор многие вопросы местного самоуправления остаются явно недостаточно разработанными не только в теоретической литературе, но и, что более существенно, в нормативных актах. Даже в Конституции России не проработаны до конца общие принципы местного самоуправления, прежде всего их материально - финансовая основа, принципы формирования муниципальной собственности, структурирования органов власти, что не позволяет в правовом отношении достаточно честно определить механизм реализации уже существующих правовых норм.
Введение.......................................................................................................2
Глава 1. Понятие, атрибуты и критерии местного самоуправления.......8-16
Глава 2. Организационные основы местного самоуправления................
1. Органы местного самоуправления и их акты.............................
Заключение.................................................................................................. 31-32
Список использованной литературы………………………………33-34
11 Преобладание методов
убеждения над методами
12 Совпадение объекта и субъекта управления. 29Для государственного же управления характерно несовпадения, а иногда и противопоставление субъекта и объекта управления. Кроме того, субъектом управления являются не государственные органы или должностные лица, назначаемые сверху, а выборные представители местных сообществ.30
13 Превращение местного
сообщества из участников
14 Местное самоуправление,
несмотря на значительные
Глава II
Организационные основы местного самоуправления
В соответствии со статьей 3
Конституции Российской Федерации
народ осуществляет свою власть непосредственно
через органы государственной власти
и органы местного самоуправления.
То есть закрепляется две основные
группы форм реализации народом своего
суверенного полновластия : формы
непосредственного
Федеральный закон “ Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ “ уточняет положения Конституции РФ. Так, в соответствии с частью 1 статьи 3 названного Федерального закона граждане Российской Федерации осуществляют свое право на местное самоуправление в городских, сельских поселениях и других муниципальных образованиях в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав граждан путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.
Эта норма позволяет выделить несколько групп форм, посредством которых осуществляется местное самоуправление в России: формы непосредственной демократии, формы опосредованного участия населения в местное самоуправление через систему органов местного самоуправления. По мнению ряда авторов следует выделять отдельную группу форм, которую составляют организационные формы участия населения в местном самоуправлении, центральное место в которой занимает территориальное общественное самоуправление.
Несмотря на то, что органы
территориального общественного самоуправления
представляют собой фактически опосредованное
участие населения
Совокупность организационных форм осуществления местного самоуправления в рамках муниципального образования образует систему местного самоуправления. Под системой местного самоуправления понимается совокупность форм прямого волеизъявления граждан, органов местного самоуправления, территориального общественного самоуправления, других организационно - правовых форм осуществления местного самоуправления, через которые население муниципального образования реализует признаваемую и гарантируемую Конституцией РФ власть, решает, исходя из своих собственных интересов, исторических и иных местных традиций вопросы местного значения. 33
“ Единство системы местного
самоуправления проявляется в разграничении
предметов ведения и полномочий
между формами ее осуществления.
Оно проявляется также и в
том, что все организационные
формы этой системы действуют
совместно, находятся в тесной взаимосвязи,
взаимодействии и взаимозависимости.
В рамках этой взаимосвязи и
Основополагающие начала
деятельности населения по осуществлению
местного самоуправления закрепляются
в Конституции РФ, федеральных
законах, законах субъектов РФ, иных
нормативных актах. Особое место
занимает Федеральный закон “
Об общих принципах организации
местного самоуправления в РФ “, в
статье 7 которого введено понятие
“ законодательных основ
Основы местного самоуправления Писарев А.Н. определяет 36 как совокупность правовых норм, содержащихся в Конституции РФ, федеральных законах и закрепляющих наиболее важные, общие для всех субъектов РФ, муниципальных образований территориальные, правовые, финансово - экономические основы деятельности населения по решению задач местного значения. Однако здесь следует обратить на несколько моментов:
Во - первых, определяемое слово определяется через определяемое слово ( основы - это совокупность норм, закрепляющая основы).
Во - вторых, в данном определении
предполагается, что принципы могут
быть установлены только на федеральном
уровне. Это вытекает из статьи 72 Конституции
РФ, в соответствии с которой вопросы
местного самоуправления относятся
к совместному ведению
В - третьих, основы местного самоуправления могут определяется только законами.
Существует и другая точка зрения. Так, Фадеев В.И. определяет основы местного самоуправления через совокупность муниципально - правовых норм, 37 то есть через совокупность норм федерального уровня, уровня субъектов России, муниципального уровня, которые могут содержаться как в законах, так и в подзаконных актах. Однако первый подход представляется нам более приемлемым.
Понятие “ организационные
основы местного самоуправления”
1 Структуру органов местного самоуправления;
2 Порядок, формы и принципы деятельности органов местного самоуправления;
3 Организацию муниципальной службы.
“ Организационные формы местного самоуправления как институт муниципального права представляют собой совокупность муниципально - правовых норм, закрепляющих структуру органов местного самоуправления, порядок, формы и принципы их деятельности, а также регулирующих организацию муниципальной службы”.39
Приведенный подход характеризует только одну группу форм участия населения в местном самоуправлении, связанных с системой органов местного самоуправления. Несмотря на то, что, как уже отмечалось выше, в Федеральном законе отсутствует термин “организационные основы местного самоуправления “, представляется неправильным определение организационных основ местного самоуправления только через систему органов местного самоуправления.
Деятельность органов
местного самоуправления безусловно связана
с особенностями правового
Поэтому организационные
основы местного самоуправления можно
определить как совокупность норм,
регулирующих реализацию права граждан
на местное самоуправление через
формы непосредственного
1. Формы непосредственного
осуществления населением
Муниципальные выборы
Конституция РФ и Федеральный
закон “ Об общих принципах
организации местного самоуправления...”
предоставляют населению
Муниципальным выборам посвящена
статья 23 Федерального закона, требующая
проведения муниципальных выборов
на основе всеобщего равного и
прямого избирательного права при
тайном голосовании и обеспечении
установленных законом
Нормы, регулирующие порядок организации и проведения местных выборов, закреплены в нормативно- правовых актов трех разных уровней: федеральном уровне, уровне субъектов РФ и уровне местного самоуправления. На федеральном уровне это федеральные законы “ Об общих гарантиях избирательных прав граждан “, “ Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”, “ Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления”.
Федеральный закон “ Об
обеспечении конституционных
На уровне субъектов нормы, регулирующие муниципальные выборы содержатся в законах о местном самоуправлении и в законах о выборах. Ряд субъектов РФ, как отмечено в аналитическом обзоре законодательства субъектов Российской Федерации Сибирского и Дальневосточного регионов о выборах в органы местного самоуправления, 41 приняли законы о выборах органов местного самоуправления, понимая под органами местного самоуправления представительный орган и главу местного самоуправления ( либо должностных лиц местного самоуправления). Это в Амурской, Иркутской, Омской, Свердловской и Томской областях, Алтайском, Красноярском краях, Республике Бурятия, Еврейской автономной области и других. Законы вышеназванных субъектов регулируют выборы как депутатов представительного органа, так и иных должностных лиц.
Законы субъектов Российской
Федерации о местных выборах
в части регулирования выборов
главы муниципального образования,
как правило содержат нормы, регулирующие
только избрание главы муниципального
образования непосредственно
На уровне местного самоуправления
вопросы организации и
Информация о работе Понятие, атрибуты и критерии местного самоуправления