Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 21:07, курсовая работа
До сих пор многие вопросы местного самоуправления остаются явно недостаточно разработанными не только в теоретической литературе, но и, что более существенно, в нормативных актах. Даже в Конституции России не проработаны до конца общие принципы местного самоуправления, прежде всего их материально - финансовая основа, принципы формирования муниципальной собственности, структурирования органов власти, что не позволяет в правовом отношении достаточно честно определить механизм реализации уже существующих правовых норм.
Введение.......................................................................................................2
Глава 1. Понятие, атрибуты и критерии местного самоуправления.......8-16
Глава 2. Организационные основы местного самоуправления................
1. Органы местного самоуправления и их акты.............................
Заключение.................................................................................................. 31-32
Список использованной литературы………………………………33-34
Противоположный взгляд представлен в комментарии к Федеральному закону “ Об общественных объединениях”. 54 По мнению авторского коллектива понятие органа общественной самодеятельности шире, чем понятие органа территориального общественного самоуправления. Далее отмечается, что “ органы территориального общественного самоуправления образуются как результат самоорганизации граждан, реализующих свое конституционное право на объединение ( Конституция РФ, статья 30). А любое общественное объединение вправе зарегистрироваться и приобрести статус юридического лица на основе Гражданского Кодекса, комментируемого Федерального закона и Федерального закона “ О некоммерческих организациях”. В любом случае приобретение статуса юридического лица регулируется федеральным законодательством, а устав муниципального образования не может содержать положения, позволяющие общественному объединению приобрести статус юридического лица или запрещающий это сделать, которые находились бы в противоречии с федеральными законами “ 55. Некоторые авторы считают, что уставы муниципальных образований могут в определенной мере регулировать лишь деятельность органов общественной самодеятельности.
А вот О.Е. Кутафин и В.И. Фадеев 56 отмечают, что “ в отличие от общественных объединений органы территориального общественного самоуправления действуют исключительно в пределах части территории муниципального образования, населенного пункта. Они объединяют население не на основе членства, связанного с какими - то условиями ( соблюдение устава, уплата членских взносов), а на основе совместной работы по выполнению определенных задач в области обслуживания общественных потребностей граждан, удовлетворения их культурно - бытовых и иных запросов, охраны их прав и интересов”. Это определение наиболее отражает суть вопроса.
Система территориального общественного
самоуправления ( далее ТОС) включает
в себя : общие собрания ( сходы), конференции
жителей, опросы населения, иные формы
непосредственной демократии; органы
ТОС ( советы или комитеты микрорайонов,
жилищных комплексов, а также поселков,
сельских населенных пунктов в тех
случаях, когда в последних
Органы ТОС создаются по инициативе жителей на основе их добровольного волеизъявления.
В статье 27 Федерального закона “ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” закреплено, что в соответствии с уставом муниципального образования органы ТОС могут являться юридическими лицами. Порядок организации и осуществления их определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъекта РФ и нормативно - правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с действующим законодательством органы местного самоуправления могут передавать органам ТОС отдельные полномочия по решению вопросов местного значения либо принимать решения с учетом мнения органов ТОС. Таким образом органы ТОС следует рассматривать, являющихся одной из форм участия населения в местном самоуправлении, неотъемлемым элементом системы местного самоуправления.
Собрания, сходы - формы участия населения
в местном самоуправлении
Изучая внешние проявления реализации населением права на местное самоуправление, можно выделить следующие формы участия населения в местном самоуправлении : 57
Собрания ( сходы) граждан
являются одной из форм непосредственной
демократии и одним из самых доступных
средств самоорганизации
Собрания ( сходы) созываются представительными органами местного самоуправления и органами территориального общественного самоуправления по мере необходимости. В их компетенции относятся : избрание органов территориального общественного самоуправления населения и принятие положений ( уставов) о них. Утверждение программ деятельности органов ТОС по социально - экономическому развитию соответствующей территории и отчетов об их выполнении, решения других вопросов, относящихся к компетенции органов ТОС, затрагивающих интересы населения.
Общие собрания ( сходы) граждан
по выборам органов ТОС
Следует отметить, что в
соответствии со статьей 15 Федерального
закона “ Об общих принципах организации
местного самоуправления в РФ” на
общие собрания (сходы) граждан могут
быть возложены функции
По сути эти нормы восприняты почти без изменений законами субъектов РФ о местном самоуправлении. 58
Важной формой участия
населения в местном
Право на нормотворческую инициативу населения надо понимать как право определенной группы граждан выступить с проектом нормативного акта по вопросам, входящим в компетенцию органов местного самоуправления данного муниципального образования.
По Закону члены местного сообщества обладают этим весьма важным для них правом, только если оно закреплено в уставе муниципального образования. Такой подход регулирования объясняется, вероятно, стремлением законодателя учесть особенности условий осуществления местного самоуправления в разных муниципальных образованиях, степень подготовленности населения к предъявлению правотворческой инициативы и т.д. Законы о местном самоуправлении большинства субъектов России 59 тоже воспроизводят именно эту форму наделения членов местных сообществ правом нормотворческой инициативы. Вместе с тем в некоторых субъектах Федерации пошли иным путем. Например, в Законе Ярославской области безоговорочно устанавливается право жителей всех муниципальных образований на правотворческую инициативу. В то же время есть и такие законы, в которых вообще отсутствует какое - либо упоминание о ней ( Московская, Белгородская, Вологодская, Саратовская области и др.).
В последнем случае вряд
ли можно говорить о несоответствии
законов субъектов Федерации
Федеральному Закону: он действует
непосредственно, и поскольку в
нем предусмотрено нормативное
регулирование по данному вопросу
на уровне субъектов Федерации. муниципальные
образования полностью свободны
в выборе целесообразного, по их мнению,
решения. Однако предпочтительнее все
же участие в правовой регламентации
нового института прямого
2. Органы местного самоуправления и их акты
После принятия Конституции
России 1993 года впервые на конституционном
уровне был закреплен принцип
разделения властей. Но в статье 10 Конституции
РФ закрепляется принцип разделения
властей только по отношению к
органам государственной
Наоборот, в соответствии
с 12 статьей Конституции РФ местное
самоуправление в пределах своих
полномочий самостоятельно. Эта конституционная
норма получила свое развитие в Федеральном
законе. В части 2 статьи 14 указанного
закона закрепляется обязательность наличия
только выборных органов. Тем самым
допускается возможность
Принцип разделения властей
в первую очередь означает ограничение
сосредоточения власти в одних руках,
применение механизмов сдержек и
противовесов. Такие механизмы, необходимые
на федеральном уровне, только усложнили
бы работу органов местного самоуправления,
затруднили оперативное принятие решений.
Далее, в чистом виде выделить три
ветви власти на местном уровне невозможно.
Разделение властей представлено только
исполнительным и представительным
началом в лице соответствующих
органов. Взаимоотношения с судебными
органами основаны на иных подходах. При
этом надо учитывать, что разделение
властей не означает, что между
ними создаются непроницаемые
“ Органы местного самоуправления
- это органы местных самоуправляющихся
территориальных сообществ, которыми
они формируются и перед
Система органов местного самоуправления включает в себя следующие элементы: главу муниципального образования, представительный и исполнительный органы местного самоуправления.
В целом система органов местного самоуправления определяется наличием определенных элементов и отношениями между ними. Однако в соответствии с федеральным Законом “ Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” вовсе не обязательно наличие всех вышеназванных органов местного самоуправления. В соответствии со статьями 1, 14 названного закона является наличие выборного органа местного самоуправления. А какими функциями будет этот орган - население определяет самостоятельно.
Можно классифицировать взаимоотношения между органами местного самоуправления по различным основаниям: 61
Информация о работе Понятие, атрибуты и критерии местного самоуправления