Понятие органов и должностных лиц местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 23:13, реферат

Описание работы

Определение, надо сказать, не идеальное, оно позволяет понять четко лишь то, что орган местного самоуправления избирается либо населением, либо представительным органом муниципального образования. Отличие от выборного должностного лица, если оно тоже избирается населением, не очень-то понятно. Все сводится лишь к тому, что орган местного самоуправления коллегиален – состоит из многих лиц.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 44.97 Кб (Скачать файл)

3) преобразования муниципального  образования, а также упразднения  муниципального образования;

4) утраты поселением статуса  муниципального образования в  связи с его объединением с  городским округом (пункт введен 18 октября 2007 г.);

5) увеличения численности  избирателей муниципального образования  более чем на 25%, произошедшего  вследствие изменения границ  муниципального образования или  объединения поселения с городским  округом (пункт введен 18 октября  2007 г.).

Досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования влечет досрочное прекращение  полномочий его депутатов. При досрочном  прекращении полномочий представительного  органа муниципального образования, состоящего из депутатов, избранных населением непосредственно, досрочные выборы в указанный представительный орган  проводятся в сроки, установленные  федеральным законом (напомним, что  теперь выборы повсеместно проводятся дважды в году – весной и осенью, к этим периодам надо привязывать  и досрочные выборы). В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального района, сформированного из представителей поселений, представительные органы соответствующих  поселений обязаны в течение  одного месяца избрать в состав представительного  органа муниципального района других депутатов.

Кроме избрания председателя представительного органа на первой сессии формируются постоянные комиссии и иные органы. Постоянные комиссии создаются решением представительного  органа на срок его полномочий на основе устава муниципального образования, регламента представительного органа или соответствующего положения. Чаще всего образуются комиссии по бюджету, местным налогам и  сборам и контролю за их исполнением; по экономическому развитию и жизнеобеспечению населения; по социальной политике и т.п. Комиссия создается в составе ее председателя и членов. Персональный и численный состав определяется решением представительного органа, обычно не может быть менее трех человек. В связи с тем что депутатов в представительном органе муниципального образования немного, на местах допускается их вхождение в две, но не более, постоянные комиссии. Кое-где в состав комиссий могут избираться с правом совещательного голоса работники администрации – специалисты в соответствующих направлениях деятельности комиссии, а также руководители органов территориального общественного самоуправления.

Постоянные комиссии представительного  органа по его решению могут быть в любое время переформированы, упразднены, переименованы, изменены по составу. Основными задачами комиссии являются: предварительная подготовка вопросов по своему направлению для  предстоящего рассмотрения на заседании  муниципального представительного  органа, в том числе подготовка проектов правовых актов; содействие реализации принятых на сессии решений; контроль за исполнением принятых представительным органом решений.

В правовых актах отдельных  муниципальных образований постоянные комиссии наделяются полномочиями по принятию окончательных и общеобязательных решений по некоторым вопросам –  в порядке делегирования таких  прав представительным органом. Отношение к такой практике однозначно, а скорее даже отрицательно – авторитет обязательного решения обусловливается тем, что оно не просто исходит, а принято в целом представительным органом муниципального образования; в данном же случае небольшая группа депутатов неоправданно как бы подменяет представительный орган, к тому же нет гарантий в квалификации депутатов, достаточной для подготовки качественного документа.

Временные комиссии могут  создаваться представительным органом  муниципального образования в том  же порядке, что и постоянные комиссии, с одним отличием: назначение временной  комиссии состоит в решении определенного  вопроса, после чего ее полномочия прекращаются.

В муниципальных образованиях представительным органом и постоянной комиссией могут создаваться  также рабочие группы – обычно для подготовки вопроса к заседанию, анализа практики и осуществления  задач, определенных в решении о  создании рабочей группы. В состав рабочей группы наряду с депутатами могут входить работники администрации, научные и практические работники. Подотчетна и подконтрольна рабочая  группа органу, ее создавшему.

Местную администрацию в  целом можно охарактеризовать как  орган местного самоуправления, осуществляющий текущее управление хозяйственными и социально-культурными процессами на территории муниципального образования. Согласно ч. 8 ст. 37 Федерального закона 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.

Поскольку муниципальное  законодательство предполагает многообразие видов и уровней муниципальных  образований, различное число жителей  и масштабы территорий осуществления  местного самоуправления, единый порядок  организации и деятельности местной  администрации невозможен, равно  как и способ ее формирования. Если рассматривать самостоятельное  муниципальное образование с  населением в несколько сотен  человек, то для главы местной  администрации вполне очевидно будет  полномочие по назначению всех работников своей администрации, число которых, впрочем, может быть ограничено помощником главы и бухгалтером. Другое дело, если речь идет о муниципальном районе, в котором проживает несколько  сот тысяч, или о городском  округе с миллионным населением.

В больших муниципальных  образованиях аппарат администрации  включает не один десяток подразделений, в которых работают сотни муниципальных  служащих и столько же технического персонала. Такое положение предопределяет сложный порядок формирования местной  администрации.

Далее происходит делегирование  кадровых полномочий главой города должностному лицу городской администрации. Так, начальнику главного управления кадров делегируются полномочия по назначению на должность и освобождению от должности  заместителей руководителей структурных  подразделений администрации, начальников  и заместителей начальников отделов  и специалистов этих подразделений. Назначение на эти должности происходит по согласованию с главой города, его  заместителями, руководителями соответствующих  структурных подразделений и  юридическим управлением.

Кроме структуры местной  администрации представительный орган  муниципального образования утверждает также положение о соответствующей  местной администрации, которое  на муниципальном уровне является основным документом, регламентирующим организацию  и деятельность местного исполнительно-распорядительного  органа.

В число наиболее важных полномочий администрации входит разработка проектов планов социально-экономического развития и проекта бюджета муниципального образования, а также исполнение их после принятия районным собранием, управление муниципальной собственностью, выполнение отдельных государственных  полномочий.

Глава местной администрации  названного муниципального района помимо руководства администрацией распоряжается  муниципальной собственностью, включая  средства районного бюджета и  внебюджетных фондов, определяет компетенцию  органов администрации, назначает  на должность и освобождает от должности работников администрации, применяет к ним меры поощрения  и взыскания, отменяет правовые акты должностных лиц администрации  в случае противоречия их законодательству, представляет интересы муниципального образования в отношениях с другими  организациями.

Заместители главы администрации  назначаются единолично главой администрации  и наделяются полномочиями по руководству  определенным направлением деятельности муниципального образования. Глава вправе передать заместителям свои полномочия, кроме права: на назначение на должность и увольнения с должности руководителей комитетов, управлений и отделов администрации; на отмену постановлений и распоряжений главы администрации; на принесение протестов на решения районного собрания; на заключение договоров с органами государственной власти, а также с органами местного самоуправления другого муниципального образования; первого распорядителя кредитов.

Управляющий делами администрации  назначается главой местной администрации  по согласованию с районным собранием. Он руководит делопроизводством в администрации, обеспечивает публикацию нормативных правовых актов органов и должностных лиц муниципального образования, вносит предложения по структуре и штатному расписанию администрации, обеспечивает проведение аттестации и квалификационных экзаменов муниципальных служащих, а также их учебу и повышение квалификации, осуществляет контроль за работой общего отдела, контролирует соблюдение распорядка дня работниками администрации.

Руководители структурных  подразделений администрации назначаются  ее главой. К основным полномочиям  руководителя подразделения названное  Положение относит осуществление  общего руководства соответствующим  подразделением, разработку положения  о подразделении и должностных  инструкциях его работников, внесении главе администрации предложений  по кадровым вопросам.

В структуру местных администраций  входят различные по наименованию подразделения  – департаменты, комитеты, главные  управления, управления, комиссии и  пр. Согласно ч. 8 ст. 37 Федерального закона 2003 г. в структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. Это позволяет систематизировать указанные органы по группам: функциональные, отраслевые и территориальные исполнительно-распорядительные муниципальные органы.

Функциональными будут те подразделения местной администрации, которые выполняют задачи применительно  ко всем отраслям местного хозяйства (например, бюджетно-финансовые).

Отраслевыми считаются подразделения, которые отвечают за положение дел  в конкретной отрасли на данной территории (например, ведающие жилищно-коммунальным хозяйством, образованием, здравоохранением).

Территориальными являются подразделения местной администрации  по управлению частями территории муниципального образования (например, в муниципальном  образовании, большом городе, поделенном на районы, – это районные администрации).

Число подразделений, муниципальных  служащих и технического персонала  в администрации каждого муниципального образования зависит от нескольких факторов, в частности от числа  жителей и масштаба территории.

 

3. Контрольный  орган муниципального образования

самоуправление муниципальный образование полномочие

В Федеральном законе 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» данному виду муниципальных органов посвящена ст. 38 «Контрольный орган муниципального образования». В Законе назван ряд возможных видов контрольных органов на муниципальном уровне, используются формулировки «контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и другие)». Закон не исключает «другие» варианты наименования органа.

Для чего создается контрольный  орган муниципального образования? Ранее главной целью такого органа считался контроль в части составления  и исполнения местного бюджета. Эта  цель осталась – контрольный орган  «образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении» (ст. 38 Закона). Все соответствующие действия совершают иные органы и лица местного самоуправления, а контрольный орган контролирует, чтобы эти действия не противоречили законодательству.

Вместе с тем Федеральный  закон 2003 г. в ст. 38 говорит еще об одном предназначении контрольного органа муниципального образования – он создается «также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности». Таким образом, значительно расширен круг целей, а значит, и диапазон деятельности контрольного органа.

Если контрольный орган  создается в муниципальном образовании, это предусматривается его уставом. Быть или не быть контрольному органу, зависит от усмотрения представительного  органа или главы муниципального образования на стадии разработки устава, ведь согласно ст. 34 Закона 2003 г. контрольный орган не отнесен к числу обязательных на муниципальном уровне.

Закон говорит о двух альтернативных способах формирования контрольного органа муниципального образования – на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования. На практике в основном используется второй способ – состав контрольного органа утверждается решением представительного  органа муниципального образования.

Как организуется и работает контрольный орган муниципального образования, рассмотрим на конкретном примере. Согласно Положению о Контрольно-счетной  палате Владимирского городского Совета народных депутатов, утвержденному  решением этого Совета от 29 декабря 1999 г., Контрольно-счетная палата образуется решением городского Совета, является его структурным подразделением и подотчетна ему.

Состоит Палата из председателя, заместителя председателя, а также  из аппарата Палаты, который включает специалистов-аудиторов и инспекторов. Председатель Контрольно-счетной палаты назначается на должность большинством голосов депутатов городского Совета по результатам конкурса сроком на четыре года. Им может быть гражданин  Российской Федерации, постоянно проживающий  на территории г. Владимира, имеющий высшее финансовое или экономическое образование и опыт руководящей работы не менее четырех лет в области государственного или муниципального управления, государственного контроля, экономики или финансов. Председатель руководит работой Палаты, организует ее деятельность, представляет городскому Совету отчет о ее работе, представляет Палату в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами.

Информация о работе Понятие органов и должностных лиц местного самоуправления