Понятие органов и должностных лиц местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 23:13, реферат

Описание работы

Определение, надо сказать, не идеальное, оно позволяет понять четко лишь то, что орган местного самоуправления избирается либо населением, либо представительным органом муниципального образования. Отличие от выборного должностного лица, если оно тоже избирается населением, не очень-то понятно. Все сводится лишь к тому, что орган местного самоуправления коллегиален – состоит из многих лиц.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 44.97 Кб (Скачать файл)

Заместитель председателя Контрольно-счетной  палаты назначается городским Советом  по представлению ее председателя. К нему предъявляются те же требования, что и к председателю. Заместитель  председателя палаты исполняет полномочия, определенные председателем, а также  в отсутствие председателя выполняет  его функции.

Специалисты-аудиторы назначаются  городским Советом из числа граждан  Российской Федерации, имеющих высшее экономическое или финансовое образование  и опыт работы не менее четырех  лет в сфере государственного или муниципального управления. Каждый из них обеспечивает выполнение Контрольных  функций в определенном направлении  деятельности контрольно-счетной палаты. Сотрудниками палаты являются инспектора, они непосредственно проводят аналитическую  и контрольную деятельность под  руководством специалистов-аудиторов.

Основные задачи Контрольно-счетной  палаты Владимирского городского Совета народных депутатов – это контроль за исполнением городского бюджета и внебюджетных фондов, за эффективностью и целесообразностью использования иных финансовых ресурсов и собственности; финансовая экспертиза проектов нормативных актов в бюджетно-финансовой сфере; оценка обоснованности статей бюджета, совершенствование бюджетного процесса в целом, внешняя проверка отчета об исполнении бюджета, предоставление информации городскому Совету о проводимых контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях.

Федеральный закон 2003 г. практически ничего не говорит о формах работы контрольного органа. В ст. 38 есть лишь положение: «результаты проверок, осуществляемых контрольным органом муниципального образования, подлежат опубликованию (обнародованию)», – из чего следует, что данный орган вправе проводить какие-то проверки и должен доводить их итоги до сведения общественности.

Местные акты содержат более  подробные правила. Так, упомянутое владимирское Положение для реализации задач Контрольно-счетной палаты предусматривает ряд видов деятельности, которые включают проведение оперативного контроля, тематических проверок и  обследований по отдельным разделам и статьям бюджета и внебюджетных фондов, экспертизу проектов бюджета, программ развития города, иных актов, касающихся финансовой сферы, и т.п.

Закон 2003 г. гласит: «Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны представлять в контрольный орган муниципального образования по его требованию необходимую информацию и документы по вопросам, относящимся к их компетенции».

По владимирскому Положению  контрольные полномочия Контрольно-счетной  палаты распространяются не только на все органы местного самоуправления и их структурные подразделения, но и на организации и учреждения (банки, страховые компании, иные финансово-кредитные  учреждения, их союзы и прочие объединения) независимо от их организационных форм и форм собственности при условии, что они получают, перечисляют, используют деньги из бюджета или внебюджетных фондов города, используют иную собственность города или управляют ею, а также имеют местные льготы по налогам, сборам, пошлинам и иным платежам в городской бюджет или внебюджетные фонды. При наличии этих же условий в соответствующей части Палате подконтрольны общественные объединения, негосударственные фонды, иные некоммерческие организации.

Все подведомственные Контрольно-счетной  палате органы и организации обязаны  представлять по запросу Палаты необходимые  документы и информацию. Финансовое управление администрации и государственная  налоговая инспекция по г. Владимиру в обязательном порядке представляют Палате копии отчетов об исполнении городского бюджета и использования средств целевых внебюджетных фондов, о поступлении налогов и иных платежей и прочую информацию в данной области.

В ходе комплексных и тематических проверок представленные сведения уточняются на предмет законности, целевого назначения средств, обоснованности получения  льгот и т.д. По результатам проверок составляются акты, которые направляются председателю городского Совета народных депутатов, главе муниципального образования, при наличии оснований – в  правоохранительные органы и проверяющим  организациям для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению ущерба, привлечению к ответственности  лиц, виновных в нарушениях. Председатель Контрольно-счетной палаты представляет ежегодный отчет о деятельности Палаты Совету народных депутатов г. Владимира, который публикуется в городских средствах массовой информации.

Положение содержит ряд гарантий для руководителей и служащих Палаты. В частности, запрещается  воздействие на должностных лиц  Палаты с целью добиться необоснованного  решения. Досрочное освобождение председателя и его заместителя возможно по личному заявлению, в случае признания их недееспособными, а также в случае нарушения ими законодательства, если за освобождение проголосует не менее двух третей от общего числа депутатов Совета. Досрочный роспуск самого Совета не влечет прекращения полномочий Палаты.

Денежное содержание председателя Контрольно-счетной палаты приравнивается к содержанию заместителя председателя Совета. Для инспектора-аудитора устанавливается  оклад, равный окладу председателя постоянного  комитета городского Совета. Все иные гарантии действуют в соответствии с законодательством о труде  и муниципальной службе.

 

4. Избирательная  комиссия муниципального образования

 

В Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» включена ст. 39 «Избирательная комиссия муниципального образования». Отсюда можно сделать вывод, что данная избирательная комиссия входит в число органов местного самоуправления.

Закон не назвал избирательную  комиссию в числе обязательных органов  местного самоуправления, хотя в реальности – в силу значимости в обеспечении  жизнедеятельности муниципального образования – ее существование  в виде постоянно действующего органа объективно необходимо. Такая необходимость  обусловлена как обязательностью  выборов депутатов представительных органов, а зачастую и глав муниципальных  образований, возможностью избрания других выборных лиц местного самоуправления, регулярностью проведения соответствующих  выборов, так и назначением избирательной  комиссии муниципального образования  в целом. В соответствии со ст. 39 Федерального закона 2003 г. в полномочия муниципальной избирательной комиссии входят не только организация и подготовка муниципальных выборов, но и подготовка проведения муниципального референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, по вопросам изменения границ муниципального образования и его преобразования.

С принятием Федерального закона 2003 г. и включением муниципальной избирательной комиссии в число органов местного самоуправления возникла коллизия данного Закона и Федерального закона 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», поскольку второй Закон определяет совокупность избирательных комиссий в стране как самостоятельную вертикальную систему. Если же избирательная комиссия муниципального образования – сугубо муниципальный орган, она формально как бы выпадает из общей системы избирательных комиссий.

И тогда Федеральным законом  от 21 июля 2007 г. ст. 39 Федерального закона 2003 г. была дополнена ч. 2 следующего содержания: «Избирательная комиссия муниципального образования является муниципальным органом, который не входит в структуру органов местного самоуправления».

С появлением этого положения  как бы восстановили место избирательной  комиссии в вертикали избирательных  комиссий, но неизбежно возникла новая  коллизия: оказывается, может существовать муниципальный орган, который не входит в структуру органов местного самоуправления.

Наиболее общие и важные вопросы порядка формирования и  полномочий избирательной комиссии муниципального образования подробно регламентированы в Федеральном  законе 2002 г. По этому Закону (ст. 22, 24) формирование данной избирательной комиссии осуществляется представительным органом муниципального образования на основе предложений политических партий, допущенных к распределению мандатов в Государственной Думе, в законодательном органе субъекта РФ, в представительном органе местного самоуправления, а также предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, предложений избирательной комиссии муниципального образования предыдущего созыва, избирательной комиссии субъекта РФ. При этом от политических партий, допущенных к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе, законодательном органе субъекта РФ и представительном органе местного самоуправления, должно быть назначено не менее половины от общего числа членов избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса. Не менее двух членов избирательной комиссии муниципального района, городского округа назначаются по предложению избирательной комиссии субъекта РФ, а избирательной комиссии поселения – по предложению избирательной комиссии муниципального района. Таким образом, предложения избирателей по месту жительства, работы, учебы если и будут учтены, то лишь при определении около одной трети состава избирательной комиссии. от соответствующей политической партии может быть назначено не более одного представителя в состав комиссии. Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более половины членов избирательной комиссии муниципального образования.

Наличие любого из перечисленных  обстоятельств является основанием для не включения лица в состав избирательной комиссии или прекращения  его полномочий. Кроме того, прекращение  полномочий влекут по Закону 2002 г. признание члена комиссии безвестно отсутствующим, объявление его умершим, равно как и смерть, а также систематическое невыполнение членом комиссии своих обязанностей, если этот факт признан судом по представлению избирательной комиссии муниципального образования.

Решение о досрочном прекращении  полномочий члена избирательной  комиссии муниципального образования  с правом решающего голоса принимает  представительный орган в течение 30 дней или 50 дней в период избирательной  кампании или проведения референдума. В эти же сроки назначается  член комиссии взамен выбывшего.

Федеральный закон предоставляет  членам избирательной комиссии муниципального образования ряд гарантий. Так, для  членов комиссии, являющейся юридическим  лицом, предусмотрена возможность  работать на постоянной (штатной) основе. Это предполагает назначение на муниципальную  должность, включение в соответствующий  реестр муниципальных служащих, выплату  денежного содержания, установление иных элементов статуса в соответствии с законодательством о муниципальной  службе. Федеральный закон 2002 г. возлагает на органы местного самоуправления обязанности по материальному, медицинскому, санаторно-курортному, жилищно-бытовому, пенсионному и иным видам обеспечения членов муниципальной избирательной комиссии. При этом уровень обеспечения должен соответствовать муниципальным должностям в представительном органе местного самоуправления.

Членам избирательной  комиссии муниципального образования, работающим на общественных началах, по решению комиссии может выплачиваться  вознаграждение за подготовку и проведение выборов. В случае освобождения от основной работы им сохраняется должность  и выплачивается компенсация  за соответствующее время. В течение  срока полномочий член комиссии не может быть уволен с работы по инициативе работодателя или без собственного согласия переведен на другую работу.

Согласно ч. 18 ст. 29 Федерального закона 2002 г. (в ред. от 24 июля 2007 г.) решение о возбуждении уголовного дела в отношении члена избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса, привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу принимается руководителем следственного органа Следственного комитета при Прокуратуре РФ по субъекту РФ. Член указанной комиссии с правом решающего голоса не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора субъекта РФ.

Кроме членов избирательной  комиссии муниципального образования  с правом решающего голоса в ее состав могут быть назначены члены  с правом совещательного голоса. Право  такого назначения предоставлено кандидатам в депутаты или на выборные должности, а также избирательным объединениям (реально – политическим партиям), выдвинувшим своих кандидатов или  списки кандидатов, со дня подачи документов для регистрации. Они могут назначить  по одному члену комиссии в регистрирующую комиссию, а также в нижестоящие  комиссии. Избирательная комиссия муниципального образования является регистрирующей на выборах главы муниципального образования; при выборах депутатов  представительного органа регистрацию  осуществляют окружные избирательные  комиссии.

Члены избирательной комиссии не могут подписывать и выдавать избирательные бюллетени, сортировать, подсчитывать и погашать их, составлять протоколы об итогах голосования, о  результатах референдума, выборов, голосовать по вопросам компетенции  избирательной комиссии. Закон не запрещает присутствовать им при  проведении этих действий.

Каждый член избирательной  комиссии муниципального образования  независимо от статуса имеет право  получать извещение о времени  и местезаседания комиссии, выступать на ее заседаниях, задавать вопросы другим участникам заседания и получать ответы на них, знакомиться с документами (за исключением конфиденциальных), проверять правильность подсчета голосов, сортировку бюллетеней, обжаловать действия (бездействие) комиссии в вышестоящую избирательную комиссию или в суд.

Более детально организация  и деятельность избирательной комиссии муниципального образования регламентируются законодательством субъектов РФ и нормативными актами муниципальных  образований.

 

5. Иные органы  и должностные лица местного  самоуправления. Консультативные советы  и комиссии

 

Как указывалось ранее, Федеральный  закон 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» говорит о том, что помимо рассмотренных выше органов местного самоуправления могут существовать иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Практика местного самоуправления дает очень мало случаев создания иных органов и учреждения иных выборных должностных лиц, помимо названных в законодательстве. В качестве примера можно назвать опекунские советы, созданные ранее в некоторых внутригородских муниципальных образованиях города Санкт-Петербурга, занимавшиеся вопросами опеки и попечительства. В связи с тем, что законодатель изменил роль органов местного самоуправления, теперь эти органы лишь участвуют в решении таких вопросов и перспектива подобного органа местного самоуправления неопределенна.

Информация о работе Понятие органов и должностных лиц местного самоуправления