Правовое положение человека и гражданина в субъектах РФ
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2015 в 17:55, контрольная работа
Описание работы
Субъекты Федерации, представляющие права и свободы в виде системы, в основном повторяют федеральную модель с небольшими отступлениями, которые правомерны лишь в части расширения прав и свобод по сравнению с содержащимися в Конституции РФ. Удельный вес личных прав и свобод человека и гражданина во всем объеме прав и свобод человека и гражданина, регулируемых в законодательстве субъектов Федерации незначительный. Имеющиеся в нормах субъектов Федерации личные права в основном представляют собой копию, повторение положений, изложенных в федеральной Конституции. О чем нам и предстоит поговорить далее.
Содержание работы
Введение………………………………………………………………………..5 1. Правовое положение личности в Российской Федерации (понятие правового положения, понятие правового статуса личности)………………………………………………………………………..6 2. Регулирование правового статуса личности (человека и гражданина) в субъектах Российской Федерации…………………………………………….10 3. Основные принципы, права и свободы человека и гражданина, регулируемые Конституциями (Уставами) субъектов Российской Федерации………………………………………………………………............12 4. Правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев, сотрудников дипломатического корпуса, национальных меньшинств в субъектах Российской Федерации……………………………………………………………….............25 Заключение……………………………………………………………………...33 Список литературы:
1. Правовое положение личности
в Российской Федерации (понятие правового
положения, понятие правового статуса
личности)………………………………………………………………………..6
2. Регулирование правового статуса
личности (человека и гражданина) в субъектах
Российской Федерации…………………………………………….10
3. Основные принципы, права и
свободы человека и гражданина, регулируемые
Конституциями (Уставами) субъектов Российской
Федерации………………………………………………………………............12
4. Правовое положение иностранных
граждан, лиц без гражданства, беженцев,
вынужденных переселенцев, сотрудников
дипломатического корпуса, национальных
меньшинств в субъектах Российской Федерации……………………………………………………………….............25
Заключение……………………………………………………………………...33
Список литературы:
1. Всеобщая декларация прав
человека от 10 декабря 1948 г.// Международное
право в документах. −М.: Юрид. лит., 1982.
2. Конституция Российской Федерации
от 12 декабря 1993 г.// в Собрании законодательства
Российской Федерации. −2014 г. −N 31. − Ст.
4398
3. О гражданских и политических
правах: международный пакт от 16 декабря
1966 г.// Бюллетень Верховного Суда РФ. −1994.
− №12
4. Об экономических, социальных
и культурных правах: международный пакт
от 16 декабря 1966г.// Бюллетень Верховного
Суда РФ. −1994. −№12.
5. Устав Московской области
от 11 декабря 1996 г. № 55/96-ОЗ: ред. от 17 июля
2012 г. // Подмосковные известия. — 1996. —
18 дек.; Ежедневные Новости. Подмосковье.
— 2012. — 24 июля.
6. Устав Санкт-Петербурга от
28 февраля 1998 г.: ред. от 26 июня 2012 г.// Вестник
Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.
— 1998. — № 5-6; 2012. — № 23.
7. Конституция Республики Саха
(Якутия) от 4 апреля 1992 г. № 908-Х11: ред. от
8 июня 2012 г. // Якутия. — 2002. — 12 ноября;
Якутские ведомости. — 2012. — 26 июня.
8. Конституция Республики Бурятия
от 22 февраля 1994 г.: ред. от 27 июня 2012 г. //
Бурятия. — 1994. — 9 марта; 2012. — 28 июня.
9. Конституция Удмуртской Республики
от 7 декабря 1994 г. № 663-Х11: ред. от 4 июня
2012 г. // Известия Удмуртской Республики.
— 1994. — 21 декабря; 2012. — 7 июня.
10. Конституция Республики Алтай
(Основной закон) от 7 июня 1997 г. № 21-4: ред.
от 25 июня 2012 г. // Звезда Алтая. — 1997. —
11 июля.
11. Устав (Основной Закон) Ставропольского
края: закон Ставропольского края от 12
октября 1994 г. № 6-кз: ред. от 25 июня 2012 г.
// Ставропольская правда. — 1994. — 14 окт.;
2012. — 26 июня.
12. Конституция Республики Дагестан
от 10 июля 2003 г.: ред. от 14 июня 2012 г. // Собрание
законодательства Республики Дагестан.
— 2003. — № 7. — Ст. 503; Дагестанская правда.
— 2012. — 16 июня.
13. Устав Свердловской области
от 23 декабря 2010 г. № 105-ОЗ: ред. от 20 июня
2012 г. // Собрание законодательства Свердловской
области. — 2011. — № 12 (2010). — Ст. 1914; Областная
газета. — 2012. — 21 июня.
14. Авакьян С.А. Конституционное
право России: Учебный курс. – 2-е изд.,
перераб. и доп. – В 2 т. - М.: Юрист, 2012.
15. Баглай М.В. Конституционное
право Российской Федерации. Учебник.
6-е изд. – М.: НОРМА, 2013.
16. Безруков А.В. Конституционное
право России: курс лекций. – Екатеринбург:
Уральский юридический институт МВД России,
2012.
17. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное
право России: Учебник для студентов высших
учебных заведений. 4-е изд., перераб. и
доп. - М., 2010.
18. Конституционное (государственное)
право России: Учебник/ под ред. М.Б.
Смоленского. – 2-е изд., доп. и перераб.
- М.: Академцентр: Дашков и К, 2010.
ВВЕДЕНИЕ
Признание высшей ценности
прав и свобод человека – неотъемлемый
признак правового государства. Статья
1 Конституции Российской Федерации провозглашает
Россию демократическим правовым государством.
Положения, зафиксированные в ст. 2, непосредственно
связаны со ст. 1 и развивают ее. Признание
высшей ценности прав и свобод человека
означает приоритет прав и свобод человека
в деятельности всех органов государства,
их ориентацию на эти права и свободы.
Под личными правами и свободами
следует понимать те, которые не связаны
напрямую с принадлежностью к гражданству
государства, не вытекают из него, являются
неотчуждаемыми и принадлежат каждому
от рождения, они необходимы для охраны
жизни, свободы, достоинства человека
как личности, и другие естественные права,
связанные с его индивидуальной, частной
жизнью.
Субъекты Федерации, представляющие
права и свободы в виде системы, в основном
повторяют федеральную модель с небольшими
отступлениями, которые правомерны лишь
в части расширения прав и свобод по сравнению
с содержащимися в Конституции РФ. Удельный
вес личных прав и свобод человека и гражданина
во всем объеме прав и свобод человека
и гражданина, регулируемых в законодательстве
субъектов Федерации незначительный.
Имеющиеся в нормах субъектов Федерации
личные права в основном представляют
собой копию, повторение положений, изложенных
в федеральной Конституции. О чем нам и
предстоит поговорить далее.
Правовое положение
личности в РФ
Важнейшей функцией Конституции
Российской Федерации, всего конституционного
права является закрепление прав и свобод
человека и гражданина, а также тех начал,
на основе которых они должны реализоваться
в жизни. Конституция не может и не должна
исчерпывающим образом закреплять все
права и свободы человека и гражданина.
Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина»
перечисляет основные права и свободы.
Их принято именовать конституционными.
Для того, чтобы лучше понять тему,
обратимся к понятиям «правовое положение»
и «правовой статус личности».
Этимологически и по существу
эти понятия совпадают. В них отражаются
все основные стороны юридического бытия
индивида: его потребности, интересы, мотивы,
трудовая, общественная, политическая
и другая деятельность, все виды взаимоотношений
с государством.
В литературе наиболее распространено
отождествление институтов прав и обязанностей
с правовым статусом. Так, О.Е. Кутафин
определяет, что «под правовым положением
(правовым статусом) человека и гражданина
обычно понимается совокупность его прав
и обязанностей». Автор считает также,
что «правовое положение (статус) человека
и гражданина в полном объеме характеризуется
совокупностью прав, свобод и обязанностей,
которыми он наделяется как субъект правоотношений,
возникающих в процессе реализации норм
всех отраслей права».
Нередко и в законодательстве
правовое положение (статус) стоит в одном
ряду с правами и свободами. Тем самым
как бы объединяются в единое понятие
два соподчиненных института. Вместе с
тем, по утверждению Л.Д. Воеводина, «правовое
положение личности или точнее основы
ее правового положения, представляет
собой комплексный государственно-правовой
институт, составной частью которого являются
основные права, свободы и обязанности
граждан».
В самом общем виде правовой
статус личности определяется как юридически
закрепленное положение личности в государстве
и обществе.
Принято выделять несколько
видов правового статуса:
1) общий или конституционный
статус человека и гражданина;
2) специальный или родовой
статус определенной категории
граждан;
3) индивидуальный статус,
характеризующий пол, возраст, семейное
положение и т. д.;
4) статус иностранцев, лиц
без гражданства, лиц с двойным
гражданством;
5) отраслевые правовые
статусы (уголовно-процессуальный, административно-процессуальный
и др.);
6) статус физического
лица и т. д.
Рассмотрим понятие и структуру
общего конституционного статуса, который
является единым и одинаковым для всех
граждан государства.
Правовое положение личности,
или, иначе говоря, юридический статус
человека и гражданина в обществе и государстве,
представляет собой сложный и многосторонний
конституционно-правовой институт. Прежде
всего, он закрепляется не только конституциями
Российской Федерации и ее субъектов,
но и законами, а также в ряде случаев и
другими нормативными актами. Каждый человек
является субъектом правового общения,
как в целом, так и во всех его отдельных
отраслях. Поэтому его статус в той или
иной области регулируется нормами соответствующей
отрасли. Например, юридический статус
человека, гражданина как собственника
во всех деталях определяется и регулируется
нормами гражданского права. В конституциях,
как это легко установить, содержатся
лишь исходные положения.
Если в юридическом статусе
человека видеть его место в правовом
общении, то содержание этого статуса
закрепляется всеми теми нормами и институтами,
которые в большей или меньшей степени
призваны обозначить положение и роль
человека в обществе. Вследствие очевидного
разнообразия этих отношений столь же
численно велики и правовые средства,
способные выразить его. Отсюда содержание,
объем, а также границы правового статуса
трудно очертить.
Поэтому под правовым положением
человека понимаются его основы, говоря
другими словами, «конституционный статус»,
«конституционное положение». Понятие
«конституционный статус личности» является
идентичным понятию «основы правового
статуса личности».
Следует также иметь в виду,
что в последующем изложении понятие «правовой
статус» употребляется как тождественное
понятию «правовое положение», а понятие
«статус личности» как равнозначное понятию
«статус человека и гражданина».
Определим «основы правового
статуса личности» как наиболее существенные,
исходные начала, определяющие положение
человека и гражданина в обществе и государстве,
принципы взаимоотношений государства
и личности.
В структуру основ правового
статуса личности входят следующие компоненты:
1) гражданство;
2) правосубьектность, включающая
правоспособность и дееспособность;
3) основные права, свободы,
законные интересы и обязанности;
4) правовые принципы;
5) гарантии правового
статуса.
Центральное место в содержании
основ правового положения личности принадлежит
конституционным (основным) правам и свободам
человека и гражданина. Все другие образующие
этот статус элементы, так или иначе группируются
и объединяются вокруг них. Вот почему
широко распространено представление
о том, будто права и свободы исчерпывают
содержание правового статуса личности.
Нередко его отождествляют с ними. Дело
в том, что все составные элементы правового
статуса можно выразить в форме прав, свобод
и обязанностей. Так, гражданство можно
обозначить в виде права на гражданство
(закон использует такую формулу). Что
касается правоспособности и принципов,
то в них, и в названии и в содержании, заложены
права и свободы человека и гражданина.
Правоспособность, в частности, означает
способность иметь права и нести обязанности.
Это легко объяснимо: норма может регулировать
поведение людей путем дозволения или
предоставления им определенных возможностей
действовать по своей воле, т. е. приобретать
права и свободы, а также путем предписания
определенных велений – возложения запретов
и обязанностей.
Регулирование правового
статуса личности в субъектах РФ
Деление прав и свобод человека
и гражданина на личные (гражданские),
политические, социально-экономические
и культурные достаточно чётко прослеживается
по содержанию современного законодательства
субъектов РФ, регулирующего правовой
статус человека и гражданина. С теми или
иными вариациями классификация обычно
подаётся и рассматривается в юридической
литературе, не вызывая принципиальных
разногласий в вопросе признания или непризнания
тех или иных прав вообще.
Вместе с тем следует признать,
что, несмотря на отнесение федеральной
Конституцией вопроса о «регулировании»,
а значит, и об установлении прав и свобод
человека и гражданина, прав национальных
меньшинств к исключительному ведению
Федерации, конституции и уставы могут
включать дословно заимствованные из
федеральной Конституции либо видоизмененные
права, свободы и обязанности, либо дополнительные
права, свободы и обязанности в развитие
уже закрепленных федеральной Конституцией.
Ведь Конституция РФ не содержит прямого
запрета на регулирование прав, свобод
и обязанностей субъектами федерации.
Тем более что, с одной стороны, обеспечение
правовой защиты прав и свобод невозможно
без правового регулирования, а с другой
— установление прав и свобод в конституции
или уставе субъекта федерации уже есть
дополнительная мера правовой защиты
в силу юридических свойств конституции
и устава.
Необходимо учитывать и некоторые
другие обстоятельства. Во-первых, провозглашаемые
в конституциях и уставах субъектов федерации,
видоизмененные или дополнительные права,
свободы и обязанности не должны противоречить
принципам правового положения человека
и гражданина, правам, свободам и обязанностям,
установленным федеральной Конституцией.
Во-вторых, дополнительные права и свободы,
закреплённые в силу наличия в конкретном
субъекте федерации особенностей природно-климатического,
социального, национально-этнического
или техногенного характера, должны быть
подкреплены в своей реализации собственными
или совместными с федерацией организационными
и финансово-экономическими ресурсами.
В-третьих, установление дополнительных
прав, свобод и обязанностей человека
и гражданина конституцией или уставом
нельзя рассматривать как исключительное
ведение субъекта федерации: в силу провозглашённого
федеральной Конституцией в этой сфере
верховенства федерации последняя при
известных обстоятельствах вправе вторгаться
в процесс регулирования конкретного
права либо обязанности вплоть до приостановления
их действия. В связи с этим, например,
оправдано изъятие из Устава Санкт-Петербурга
положения о том, что «права, установленные
нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга
и не предусмотренные Конституцией Российской
Федерации и правовыми актами, принятыми
федеральными органами государственной
власти, могут быть ограничены только
нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга».