Правовое положение человека и гражданина в субъектах РФ
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2015 в 17:55, контрольная работа
Описание работы
Субъекты Федерации, представляющие права и свободы в виде системы, в основном повторяют федеральную модель с небольшими отступлениями, которые правомерны лишь в части расширения прав и свобод по сравнению с содержащимися в Конституции РФ. Удельный вес личных прав и свобод человека и гражданина во всем объеме прав и свобод человека и гражданина, регулируемых в законодательстве субъектов Федерации незначительный. Имеющиеся в нормах субъектов Федерации личные права в основном представляют собой копию, повторение положений, изложенных в федеральной Конституции. О чем нам и предстоит поговорить далее.
Содержание работы
Введение………………………………………………………………………..5 1. Правовое положение личности в Российской Федерации (понятие правового положения, понятие правового статуса личности)………………………………………………………………………..6 2. Регулирование правового статуса личности (человека и гражданина) в субъектах Российской Федерации…………………………………………….10 3. Основные принципы, права и свободы человека и гражданина, регулируемые Конституциями (Уставами) субъектов Российской Федерации………………………………………………………………............12 4. Правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев, сотрудников дипломатического корпуса, национальных меньшинств в субъектах Российской Федерации……………………………………………………………….............25 Заключение……………………………………………………………………...33 Список литературы:
Новеллой российского конституционного
законодательства стало закрепление права
граждан на информированность о деятельности
государственных и муниципальных органов.
В связи с этим вызывают интерес некоторые
положения ст. 19 Устава Мурманской области:
«1. Каждый имеет право свободно искать,
получать, передавать, производить и распространять
любым законным способом информацию о
деятельности органов государственной
власти области, органов местного самоуправления
и соответствующих должностных лиц. 2.
Органы государственной власти Мурманской
области и органы местного самоуправления,
их должностные лица обязаны обеспечить
каждому возможность ознакомления с документами
и материалами, непосредственно затрагивающими
его права и свободы, если иное не предусмотрено
федеральными законами или законами Мурманской
области». Устав Воронежской области (ст.
11) содержит положения, согласно которым,
«правовые акты органов государственной
власти Воронежской области, органов местного
самоуправления, образованных на территории
Воронежской области, не содержащие информации,
которая согласно законодательству Российской
Федерации отнесена к категории информации
ограниченного доступа, являются открытыми
и доступными для ознакомления. Органы
государственной власти Воронежской области
и органы местного самоуправления формируют
общедоступные фонды официальной информации.
Информация о назначении на должность
и освобождении от должности руководителей
исполнительных органов государственной
власти Воронежской области, избрании
(переизбрании) руководителей Воронежской
областной Думы, о проведении конкурсов
на замещение вакантных должностей гражданских
служащих публикуется в средствах массовой
информации». В Ивановской области гарантируется
право на получение информации о деятельности
органов государственной власти области,
в частности «каждый имеет право на доступ
к информации о деятельности органов государственной
власти Ивановской области, не обосновывая
необходимость её получения. Ограничение
доступа к информации допускается только
в случаях, предусмотренных федеральными
законами. Органы государственной власти
Ивановской области обеспечивают по запросам
граждан бесплатный доступ к нормативным
правовым актам Ивановской области в установленном
порядке. Ивановская областная Дума и
Правительство Ивановской области ежегодно
обнародуют отчёты о своей деятельности»
(ст. 12 Устава Ивановской области).
Широкое распространение получило
закрепление права личного, индивидуального
либо коллективного обращения с заявлениями,
жалобами и предложениями (петиционное
право) в органы государственной власти
субъекта федерации, органы местного самоуправления
или к их должностным лицам с установлением
сроков рассмотрения подобных петиций
(ст. 40 Конституции Республики Алтай, ст.
37 Конституции Кабардино-Балкарской Республики,
ст. 26 Устава Томской области, ст. 14 Устава
Новосибирской области).
В конституциях и уставах находят
также отражение традиционные политические
права и свободы, среди которых свобода
печати, массовой информации (ст. 42 Конституции
Республики Татарстан, ст. 29 Устава Кемеровской
области); право граждан собираться мирно,
без оружия, проводить собрания, митинги
и демонстрации, шествия и пикетирования
(ст. 43 Конституции Республики Татарстан,
ч. 4 ст. 14 Устава Алтайского края); право
каждого (чаще всего лишь граждан) на объединение,
т.е. образование политических, экономических,
культурных, религиозных и иных общественных
организаций в соответствии с федеральными
законами и законами субъектов федерации
(ст. 30 Конституции Республики Марий Эл,
ч. 3 ст. 14 Устава Алтайского края). При закреплении
права на объединение некоторые субъекты
федерации идут дальше соответствующих
положений Конституции РФ. Устав Кемеровской
области (ч. 1 ст. 27) провозглашает право
на свободное объединение в общественные
объединения не каждого человека, а лишь
граждан (это противоречит в известной
мере ст. 30 Конституции РФ), в то же время
четко предписывает, что «в соответствии
с Конституцией Российской Федерации
и федеральным законодательством в Кемеровской
области не допускается создание и деятельность
общественных объединений, цели или действия
которых направлены на насильственное
изменение основ конституционного строя
и нарушение целостности Российской Федерации,
подрыв безопасности государства, создание
вооруженных формирований, разжигание
социальной, расовой, национальной и религиозной
розни, осуществление экстремистской
деятельности».
Социально-экономические
и культурные права и свободы
Социально-экономические и
культурные права и свободы (ст. ст. 34—44
Конституции РФ) определяют правовое положение
человека и гражданина в социально-экономической
и духовной сферах общества и государства.
Определяя их место и роль в общей системе
прав и свобод человека и гражданина, необходимо
учитывать, что для международного права,
и для национальных правовых систем современных
демократических государств характерно
отношение к правам человека как к единому
комплексу. Не может быть более важных
и менее важных прав и свобод человека
и гражданина. Все они по-своему необходимы,
являются жизненно важными.
В настоящее время социально-экономические
и культурные права и свободы имеют всеобщее
признание, в том числе и на международном
уровне. Они нашли свое отражение во Всеобщей
декларации прав человека от 10 декабря
1948 г., Международном пакте об экономических,
социальных и культурных правах от 16 декабря
1966 г., а также в иных международно-правовых
актах по правам человека.
По своему юридическому содержанию
данные права неодинаковы. Некоторые (например,
право частной собственности) являются
бесспорными правами прямого действия,
другие (право на отдых или на социальное
обеспечение) представляют собой субъективные
права, конкретное содержание которых
вытекает из действующего отраслевого
законодательства, третьи (право на труд,
на жилище и др.) порождают для государства
только общую обязанность проводить политику
содействия в их реализации. Различия
в юридическом содержании порождают различную
степень массовости пользования этими
правами — те из них, которые лучше обеспечены,
проявляют своё жизненное значение, а
другие остаются на бумаге. Важная особенность
этой группы прав состоит в том, что они
закрепляются за каждым человеком, т.е.
не зависят от гражданства их субъектов.
Конституционное (уставное)
законодательство устанавливает неприкосновенность
собственности в любых её формах, недопустимость
прекращения прав собственника или ограничения
права собственности, кроме предусмотренных
федеральным законом случаев, а также
гарантирует право наследования. Никто
не может быть лишен своего имущества
иначе, как по решению суда; принудительное
отчуждение имущества для государственных
нужд может быть произведено только при
условии равноценного возмещения (ст.
42 Конституции Республики Алтай, ст. 39
Конституции Кабардино-Балкарской Республики,
ст. 32 Конституции Карачаево-Черкесской
Республики).
Нередко в конституциях и уставах
повторяются и положения федеральной
Конституции о свободе хозяйственной
инициативы, экономической или предпринимательской
деятельности при одновременном запрете
органам государственной власти соответствующего
субъекта федерации и органам местного
самоуправления вводить не предусмотренные
законами федерации и её субъектами ограничения
(ст. 66 Устава Омской области, ст. 13 Устава
Амурской области, ст. 7 Устава Астраханской
области, ст. ст. 67, 68 Устава Ханты-Мансийского
автономного округа, ст. 13 Устава Ямало-Ненецкого
автономного округа).
Важное значение придается
защите прав потребителей, праву каждого
на здоровую окружающую среду (ст. ст. 22
и 23 Устава Хабаровского края, ст. ст. 21,
25 Устава Кемеровской области, 69—71 Устава
Челябинской области, Устав Ханты-Мансийского
округа содержит целую главу 14 «Природные
ресурсы и охрана окружающей среды в Ханты-Мансийском
автономном округе — Югре». Среди социальных
прав особое значение отводится праву
на достойные условия жизни, охрану труда
и вознаграждение за труд без какой бы
то ни было дискриминации и не ниже установленного
федеральным законом минимального размера
оплаты труда, праву на индивидуальные
и коллективные трудовые споры с использованием
предусмотренных федеральным законом
способов их разрешения, праву на отдых
и пособие по безработице (ст. 34 Конституции
Республики Адыгея, ч. 2 ст. 6 Конституции
Удмуртской Республики, ст. 40 Устава Камчатского
края). Самостоятельное закрепление находит
универсально звучащее право на социальную
защиту, социальную поддержку и социальное
обслуживание (ст. 18 Устава Хабаровского
края, ст. 18 Устава Кемеровской области).
Заметное место в конституциях
и уставах отводится также праву на охрану
здоровья и медицинскую помощь, защиту
материнства и детства, праву родителей
на воспитание детей и праву нетрудоспособных
родителей на заботу о них со стороны трудоспособных
детей, праву на образование, научные исследования
и использование духовных ценностей (ст.
79 Устава Ханты - Мансийского автономного
округа, ст. 70 Устава Ямало-Ненецкого автономного
округа, в Уставе Свердловской области
содержится глава 15 «Социальная защита
населения, защита семьи, материнства,
отцовства и детства, охрана и укрепление
здоровья граждан, охрана окружающей среды»).
В отдельных конституциях (уставах) с целью
подтверждения значимости прав граждан
оговаривается, что любое ограничение
их устанавливается исключительно законом
либо запрещается (ст. 20 Конституции Республики
Северная Осетия — Алания, ст. 14 Устава
Ставропольского края).
Субъекты федерации учитывают
и защищают интересы национальных меньшинств,
в том числе коренных малочисленных народов.
Им, как правило, уставы и конституции
предоставляют дополнительные права (Устав
Ханты-Мансийского автономного округа
(ч. 2 ст. 2 главы 10 « Коренные малочисленные
народы в Ханты-Мансийском автономном
округе — Югре»), Устав Ямало-Ненецкого
автономного округа (ст. 8), Устав Камчатского
края (ст. 3)).
Таким образом, приведенная
выше универсальная классификация является,
на наш взгляд, начальной базой, фундаментом
необходимым нам для понимания того, что
же может охранять, обеспечивать Российская
Федерация и её субъекты.
Правовое положение
иностранных граждан, лиц без гражданства,
беженцев, вынужденных переселенцев, сотрудников
дипломатического корпуса, национальных
меньшинств, землячества в субъектах Российской
Федерации
Лица, находящиеся на территории
того или иного государства, в зависимости
от наличия или отсутствия гражданства
государства пребывания, могут относиться
к одной из следующих категорий: гражданин
данного государства, иностранный гражданин
или лицо без гражданства (апатрид). Гражданами
называются физические лица, имеющие устойчивую
правовую связь с государством, выражающуюся
в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
Помимо граждан, иностранных
граждан и лиц без гражданства существуют
еще специфические категории лиц. Это,
как правило, лица, которых не правильно
называть только гражданами или иностранными
гражданами, но они обладают и этими статусами.
Так, иностранный гражданин, который в
силу каких-то преследований не может
пользоваться защитой своего государства
и в связи с этим покидает страну своей
гражданской принадлежности, на территории
другого государства будет иметь статус
беженца. А, например, гражданин Российской
Федерации, который опять-таки в силу каких-то
преследований должен покинуть место
своего постоянного проживания на территории
иностранного государства или на территории
какого-то субъекта будет иметь статус
вынужденного переселенца.
Остановимся на более подробном
изучении каждой из указанных категорий.
Законодательство о правовом
положении иностранных граждан и лиц без
гражданства в Российской Федерации основывается
на нормах Конституции Российской, Федерального
закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом
положении иностранных граждан в Российской
Федерации", на нормах законодательных
актов субъектов РФ, а также иных нормативных
правовых актов.
Федеральный закон от 25 июля
2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении
иностранных граждан в Российской Федерации"
даёт следующие определения понятиям
"иностранный гражданин" и "лицо
без гражданства". Иностранный гражданин
- физическое лицо, не являющееся гражданином
Российской Федерации и имеющее доказательства
наличия гражданства (подданства) иностранного
государства. Лицо без гражданства - физическое
лицо, не являющееся гражданином Российской
Федерации и не имеющее доказательств
наличия гражданства (подданства) иностранного
государства.
Как закреплено в ст.1 Закона,
он определяет правовое положение иностранных
граждан в Российской Федерации, а также
регулирует отношения между иностранными
гражданами с одной стороны, и органами
государственной власти, органами местного
самоуправления, должностными лицами
указанных органов, с другой стороны, возникающие
в связи с пребыванием (проживанием) иностранных
граждан в Российской Федерации и осуществлением
ими на территории Российской Федерации
трудовой, предпринимательской и иной
деятельности.
Говоря о правовом положении
и правовом статусе иностранных граждан
и лиц без гражданства, не следует забывать
и о правовом режиме иностранцев. Правовой
режим иностранцев - это правовой статус,
определяющий объём их прав и обязанностей
на территории государства пребывания.
В российской правовой науке выделяют
следующие виды режима иностранцев:
национальный режим;
специальный режим;
режим оккупации;
режим наибольшего благоприятствования;
преференциальный режим.
Национальный режим означает
уравнивание иностранцев в той или иной
области с собственными гражданами государства
пребывания. Это наиболее распространённый
в правовых системах режим иностранцев.
Так, например, п.3 ст.62 Конституции Российской
Федерации предусмотрено, что иностранные
граждане и лица без гражданства пользуются
в Российской Федерации правами и несут
обязанности наравне с гражданами Российской
Федерации, кроме случаев, установленных
федеральным законом или международным
договором.
Например, Устав Алтайского
края оговаривает, что иностранные граждане
и лица без гражданства на территории
Алтайского края могут принимать участие
в деятельности общественных объединений
в соответствии с федеральным законом
(ч. 3 ст. 14).
Правовой
статус беженцев и вынужденных переселенцев
Беженец - это иностранец или лицо без
гражданства, которое покинуло страну
своего гражданства (прежнего обычного
места жительства) в силу того, что подвергалось
преследованиям или имеет обоснованные
опасения стать жертвой преследований
по признаку расы, национальности, вероисповедания,
гражданства, принадлежности к определенной
социальной группе или политических убеждений
и не может или не желает пользоваться
защитой своей страны или вернуться в
нее по указанным причинам.
В отличие от беженца вынужденный
переселенец является, как правило, гражданином
РФ, но по тем же причинам покинул иностранное
государство и прибыл в Россию или переселился
из одного субъекта РФ в другой. Вынужденным
переселенцем может быть также иностранец,
постоянно проживающий в России на законных
основаниях, но по указанным причинам
изменивший место своего постоянного
жительства.