Правовое положение человека и гражданина в субъектах РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2015 в 17:55, контрольная работа

Описание работы

Субъекты Федерации, представляющие права и свободы в виде системы, в основном повторяют федеральную модель с небольшими отступлениями, которые правомерны лишь в части расширения прав и свобод по сравнению с содержащимися в Конституции РФ. Удельный вес личных прав и свобод человека и гражданина во всем объеме прав и свобод человека и гражданина, регулируемых в законодательстве субъектов Федерации незначительный. Имеющиеся в нормах субъектов Федерации личные права в основном представляют собой копию, повторение положений, изложенных в федеральной Конституции. О чем нам и предстоит поговорить далее.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..5
1. Правовое положение личности в Российской Федерации (понятие правового положения, понятие правового статуса личности)………………………………………………………………………..6
2. Регулирование правового статуса личности (человека и гражданина) в субъектах Российской Федерации…………………………………………….10
3. Основные принципы, права и свободы человека и гражданина, регулируемые Конституциями (Уставами) субъектов Российской Федерации………………………………………………………………............12
4. Правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев, сотрудников дипломатического корпуса, национальных меньшинств в субъектах Российской Федерации……………………………………………………………….............25
Заключение……………………………………………………………………...33
Список литературы:

Файлы: 1 файл

ПЛАН1.docx

— 60.76 Кб (Скачать файл)

В Конституции РФ, как уже отмечалось, отчётливо выделяются по сферам жизнедеятельности человека и гражданина права и свободы личные (гражданские), политические, социально-экономические и культурные. Следует заметить, что основные законы некоторых субъектов федерации, появившиеся еще до принятия Конституции РФ 1993 г., уже содержали указание на подобную классификацию. В частности, согласно ст. 30 Конституции Республики Татарстан граждане республики обладают всей полнотой личных, политических, социально-экономических и культурных прав и свобод, предусмотренных данной Конституцией.

Все это не могло не повлиять на перечень, классификацию и содержание прав и свобод человека и гражданина в принятых после 1993 г. конституциях и уставах многих субъектов федерации. 

 

  1. Основные принципы, права и свободы человека и гражданина, регулируемые Конституциями (Уставами) субъектов Российской Федерации 

Первоначально, рассмотрим основные принципы, регулируемые Конституциями (Уставами) субъектов РФ.

При характеристике принципов раскрывается их содержание, заложенное в нормах Конституций (Уставов) Российской Федерации. Однако следует учитывать, что их практическая реализация в настоящее время в должной мере не обеспечена. Это сложности переходного периода в становлении рыночной экономики, скудность финансовых ресурсов государства, политическая нестабильность и др.

В Конституциях (Уставах) субъектов РФ можно встретить различные перечни принципов правового статуса личности. Остановимся на характеристике основных, общепризнанных принципов. Рассмотрим их на примере Конституции РФ.

Наиболее яркое выражение получили следующие принципы правового статуса личности:

1. Равноправие – одна из главных установок основ правового статуса личности. Ее своеобразие в обсуждаемом случае состоит в том, что здесь речь идет о равенстве в правах и обязанностях граждан, а не других субъектов права.

Учитывая важность этого принципа, законодатель включил его в содержание основ конституционного строя. В п. 2 ст. 6 Конституции Российской Федерации закрепляется: «каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации».

Данное положение дополняется также ст. 19 Конституции Российской Федерации, которая устанавливает, что все равны перед законом и судом. Государство, подчеркивается в п. 2 этой статьи Конституции, гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

2. Непосредственное  действие прав и свобод. Данный принцип впервые в конституционном строительстве России закреплен в Конституции Российской Федерации 1993 г. Согласно ст. 18 «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием»; верховенство Конституции Российской Федерации и действие данного принципа означают, что ни один орган в государстве не может издать правовой акт, в котором бы содержались права, свободы и обязанности, противоречащие конституционным или ограничивающие их. Этот принцип основывается на закрепленном в ст. 15 Конституции Российской Федерации ее прямом действии, являющимся одним из юридических свойств Основного Закона.

3. Неотчуждаемость (неотъемлемость) основных прав и  свобод. Принцип правового положения состоит в том, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Это означает, что ни одно лицо ни по каким основаниям не может быть лишено конституционных прав и свобод (п. 2 ст. 17 Конституции Российской Федерации). Этот принцип проявляется также в конституционной норме, закрепляющей, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства (п. 3 ст. 6 Конституции Российской Федерации).

4. Соответствие международным актам о правах человека. В содержание основ конституционного строя Российской Федерации входит норма о том, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора» (п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации).

Статья 17 Конституции Российской Федерации устанавливает, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно «общепризнанным принципам и нормам международного права».

5. Принцип гарантированности прав и свобод человека и гражданина. Конституционные права и свободы не только предоставлены, но их реализация обеспечивается совокупностью гарантий: экономических, социальных, политических и правовых. Предметом рассмотрения государственного права являются правовые государственные гарантии.

В статье 2 Конституции Российской Федерации государство берет на себя признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина. Статья 7 Конституции объявляет Российскую Федерацию социальным государством, устанавливает, что его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В п. 1 ст. 17 Конституции  подчеркивается, что в Российской Федерации не только признаются, но и гарантируются права и свободы человека и гражданина. Статья 45 Конституции также закрепляет, что «государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». Конкретные правовые и иные гарантии осуществления прав и свобод содержатся практически в каждой статье гл. 2 Конституции Российской Федерации, устанавливающей отдельные права и свободы человека и гражданина.

Кроме вышеперечисленных, можно назвать и некоторые другие принципы. Это, например, принцип единства прав и обязанностей (ч. 3 ст. 17, ч. 2 ст. 6 Конституции Российской Федерации).

Далее рассмотрим основные права и свободы, закрепленные в Конституциях (Уставах) субъектов РФ.

Личные (гражданские) права и свободы человека и гражданина

В единой системе конституционных прав и свобод человека и гражданина личным (гражданским) правам и свободам принадлежит особая роль. Они находятся на первом месте и возглавляют всю систему прав и свобод человека и гражданина (ст. 20—29 Конституции РФ).

Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила систему личных (гражданских) прав и свобод в полном соответствии с Всеобщей декларацией прав человека 1948 года, Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 года, другими актами о правах человека. На международно-правовом уровне соответствующая группа прав определяется в качестве «гражданских» прав и свобод. Такое их наименование определяется тем, что именно эти права наиболее полно характеризуют положение человека в гражданском обществе с точки зрения гарантирования каждому человеку как члену гражданского общества невмешательства государства в сферу частных интересов личности, защиты её жизни и здоровья, личной неприкосновенности и безопасности и т.п. В нашем же законодательстве, а также в отечественной юридической литературе соответствующая группа прав чаще всего определяется как «личные» права и свободы. Эти два понятия, таким образом, можно рассматривать как тождественные.

При всём многообразии и различии нормативного содержания каждого в отдельности личного (гражданского) права им присущи и следующие общие характеристики как единой группе прав и свобод:

во-первых, эти права и свободы являются по своей сущности правами и свободами человека, т.е. каждого, и не связаны с принадлежностью к гражданству определённого государства;

во-вторых, эти права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения;

в-третьих, эти права и свободы необходимы для охраны жизни, свободы, достоинства человека как личности и т. д.

Основное назначение личных прав и свобод заключается в том, чтобы обеспечить личную свободу, независимость человеческой индивидуальности. Именно личная свобода лежит в основе всей системы личных прав. При этом следует учитывать, что понятие «личная свобода» не тождественно понятию «свобода личности». Последнее понятие значительно шире, объемнее по своему содержанию, чем первое. Личная (индивидуальная) свобода — это возможность беспрепятственного выбора различных вариантов поведения в сфере национальных, нравственно-этических, религиозных и других отношений, где индивид выступает не как труженик или общественно-политический деятель, а как биосоциальное существо.

Воспринимая идею неотъемлемых прав человека и существования определенных границ человеческой свободы, конституции и уставы субъектов федерации провозглашают признанные федеральной Конституцией права и свободы в сфере личной жизни: равенство всех перед законом и судом, равенство всех в правах и свободах независимо от обстоятельств природного и социального характера, в том числе равноправие мужчин и женщин (ст. 17 Конституции Республики Бурятия, ч. 1 ст. 20 Конституции Республики Дагестан, ч. 1 ст. 13 Устава Кемеровской области). Особо устанавливается право каждого на такие высшие ценности сообщества людей, как жизнь, здоровье, достоинство личности, свобода, личная неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, жилища (ст. 18—21 Конституции Республики Бурятия, ч. 1 ст. 9 Устава Алтайского края, ч. 2 ст. 5 Устава Курской области, ст. ст. 20, 22 Устава Новосибирской области).

В некоторых конституциях и уставах находят отражение личные права и свободы, уже хорошо известные на протяжении XX в.: право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, право на запрет сбора, хранения, использования и распространение информации о частной жизни лица; право на определение и указание своей национальной принадлежности, пользование родным языком и языком общения; право каждого законно находящегося на территории субъекта федерации свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, выезжать за пределы субъекта федерации и России (ст. 22, 24 и 25 Конституции Республики Бурятия, ст. 17 Конституции Республики Саха (Якутия), ст. 22 и 23 Конституции Республики Хакасия).

Важное значение в современном обществе имеет провозглашение свободы совести и вероисповедания: права свободно исповедовать любую религию, в основе которой нет идей человеконенавистничества, национальной и расовой розни, либо не исповедовать никакой; выбирать, иметь и распространять религиозные или иные убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения закона (ст. 34 Конституции Республики Алтай, ст. 32 Кабардино-Балкарской Республики, ст. 25 Конституции Карачаево-Черкесской Республики).

Политические права и свободы граждан

Важное место в общей системе конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации принадлежит политическим правам и свободам (ст. ст. 30—33 Конституции РФ). Наряду с гражданскими правами и свободами, политические права принадлежат к первому поколению прав человека и гражданина. Не случайно и на международно-правовом уровне гражданские и политические права закрепляются в едином документе — Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года, а наряду с другими политические права провозглашаются во Всеобщей декларации прав человека 1948 г.

Основная особенность политических прав и свобод заключается в том, что они самым непосредственным образом связаны с организацией и осуществлением политической власти в государстве, характеризуют положение личности в политических отношениях и обладают ярко выраженным политическим содержанием. Всё это позволяет выделить следующие наиболее общие характеристики политических прав и свобод граждан Российской Федерации: во-первых, политические права и свободы являются средством реализации народовластия в Российской Федерации; во-вторых, политические права и свободы являются способом привлечения каждого гражданина к участию в реализации, как государственной власти, так и местного самоуправления; в-третьих, в отличие от гражданских (личных) прав и свобод, которые принадлежат каждому человеку как биосоциальному существу и члену гражданского общества, политические права и свободы, как правило, принадлежат только гражданам данного государства. Эти права позволяют участвовать в управлении государственными делами, в формировании органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Конституции и уставы подавляющего большинства субъектов федерации устанавливают общепризнанные демократические права и свободы в сфере политического волеизъявления граждан, участия их в управлении делами государства. Закрепляя исходное положение о том, что единственным источником государственной власти в субъекте федерации являются проживающие на его территории граждане Российской Федерации (ч. 1 ст. 1 Устава Московской области, ч. 1 ст. 4 Устава Санкт-Петербурга), конституции и уставы логично устанавливают и право граждан на различные формы — прямые (посредством референдума и свободных выборов) и непрямые (посредством своих представителей) — управления государственными делами субъекта федерации и делами муниципальных образований. Так, Устав Свердловской области содержит норму, согласно которой народ участвует в создании и реформировании органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Свердловской области и законами Свердловской области (ч. 2 ст. 3). В целом созвучно с Конституцией РФ и федеральными законами провозглашение субъективного активного и пассивного избирательного права на выборах депутатов представительных (законодательных) органов государственной власти и глав исполнительных органов государственной власти субъектов федерации, депутатов и должностных лиц местного самоуправления. Согласно ч. 2 ст. 20 Устава Приморского края «граждане в соответствии с федеральными законами и законами Приморского края имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти Приморского края и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме Приморского края, местном референдуме».

Информация о работе Правовое положение человека и гражданина в субъектах РФ