Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 13:30, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является рассмотреть правовую сторону финансовой деятельности государства.
Для реализации поставленной цели поставлены следующие задачи:
Раскрыть понятие финансовой деятельности государства.
Рассмотреть правовые формы финансовой деятельности и др.
Введение
3
1.Понятие финансовой деятельности государства
4
2. Принципы финансовой деятельности государства
8
3. Правовые формы финансовой деятельности
14
4. Методы осуществления финансовой деятельности государства
16
Заключение
20
Список использованной литературы
Для реализации всех этих мер государству требуется сосредоточение необходимых финансовых ресурсов и распределение их на соответствующие цели, т.е. финансовая деятельность определенной целенаправленности.
Это положение Конституции РФ должно учитываться при формировании и исполнении бюджетов всех уровней, внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов, в финансово-правовых нормах, регулирующих эти процессы, в финансовой политике государства. Кризисное состояние экономики страны негативно проявляется в реализации данного принципа.
Распределение функций в области финансовой деятельности на основе разделения законодательной (представительной) и исполнительной властей. Конституция РФ, исходя из этого принципа определяет полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов власти.
Так, Государственная Дума принимает федеральные законы (ч. 1 ст. 105), в частности, законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного регулирования, денежной эмиссии.
К полномочиям Правительства относятся разработка и представление Государственной Думе проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения, обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики (п. «б» ч. 1 ст. 114). Аналогично распределение функций на других уровнях органов законодательной (представительной) и исполнительной властей.
Участие граждан РФ в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления вытекает из положения Конституции РФ о праве граждан РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1 ст. 32)3. Это конституционное положение имеет прямое отношение к финансовой деятельности как составной части управления делами государства.
Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения4.
Невыполнение предписаний законодательных и иных нормативных актов о порядке формирования, распределения и использования фондов денежных средств может повлечь за собой нестабильность в финансовых отношениях, необеспеченность финансовыми ресурсами разнообразных утвержденных государственных программ в различных сферах общественной жизни и другим отрицательным последствиям.
Этот принцип вытекает из ст. 1 Конституции РФ, определившей Российскую Федерацию в качестве правового государства. Он закреплен и в других статьях Конституции РФ (ст. 2,15,57 и др.). За нарушения норм финансового права применяются соответствующие меры ответственности.
Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т.д.
Принцип плановости означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.
Хотя в условиях перехода к рынку мы в целом и отказались от административного планирования, однако, рассматривая развитие человеческого общества, приходится сделать вывод о том, что человеческое общество является саморегулирующейся системой. Развиваясь, оно начало осуществлять вначале простой товарообмен, затем появилось денежное обращение, а затем человечество, объединенное в государство, стало считать свои доходы и расходы и, что очень важно, не только производственные, но и предполагаемые на следующий год.
Таким образом, оно изобрело инструмент своего общественного саморегулирования в виде финансового плана, которым несомненно является бюджет, а теперь еще и внебюджетные фонды. Государство не может развиваться, не рассчитав свои доходы и расходы на следующий год.
Рассчитывая предполагаемое количество и объем доходов, которые должны поступить в бюджет, государство в то же время не может не рассчитать предполагаемые затраты на предстоящий период. Оно должно проследить и за поступлениями доходов, и за совершением расходов, а для этого необходимо иметь единый плановый акт в государстве - бюджет.
Это объединенные в систему плановые акты государства, которые лежат в основе всего остального финансового планирования: смет бюджетных учреждений, балансов предприятий и организаций, общего баланса доходов и расходов населения, денежного баланса - наличной и безналичной массы денег, обслуживающих обращение, и т.д.
Имеется отдельный план по доходам государства и специальный план по расходам. Это рабочие планы финансовых органов, уточняющих и детализирующих бюджетные показатели. По бюджету, финансовым балансам, сметам и другим финансовым планам может наиболее эффективно осуществляться финансовый контроль.
Таким образом, принцип плановости является неотъемлемым условием всей финансовой деятельности государства.
Принцип самостоятельности и государственной поддержки местного самоуправления. Он основывается на положении ст. 132 Конституции РФ. Органы местного самоуправления руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и соответствующего субъекта Федерации. Они самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет, образуют и используют внебюджетные целевые фонды, устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъекта Федерации5.
3. Правовые формы финансовой деятельности
Формы финансовой деятельности выражаются в деятельности государственных органов в образовании, распределении денежных средств. По своему характеру они могут быть правовыми и неправовыми6.
Правовые формы выражаются в установлении или применении норм права. Неправовые формы создают предпосылки для осуществления правовых форм финансовой деятельности. Неправовые формы проявляются в проведении совещаний в аппарате государственного органа, разъяснение, производство финансово-технических операций. К неправовым формам относятся финансово-экономический анализ, подготовка материалов к финансовому планированию, прогнозированию и отчетности. Конкретные формы финансовой деятельности зависят от того, какими органами она осуществляется. Осуществляя финансовую деятельность, государственные органы и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают финансово-правовые акты, посредством которых в пределах своих полномочий они регулируют общественные отношения в сфере образования, распределения и использования фондов денежных средств, проведения контроля за их расходованием, за выполнением финансовых планов, финансовых обязательств перед государством. Таким образом, финансово-правовые акты – это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию. Эти акты устанавливают, изменяют или отменяют финансово-правовые нормы, служат основанием для возникновения, изменения, прекращения конкретных правоотношений. Все финансово-правовые акты можно классифицировать по различным основаниям:
1. По юридическим свойствам.
а) нормативные (устанавливают общие правила);
б) индивидуальные (конкретизируются общие правила, установленные в нормативных актах, т.е. являются актами применения норм права);
2. По юридической природе.
а) законодательные (финансово-правовые акты, законы, принимаемые Государственной Думой, одобряемые Правительством, подписанные Президентом, а также законы субъектов РФ по вопросам финансовой деятельности);
б) подзаконные (принятые на основе Закона и во исполнение Закона);
3. По органам, их издающим.
а) Парламент и другие представительные органы власти;
б) Указы Президента;
в) Постановления Правительства, министерств, ведомств;
г) Приказы, инструкции, разъяснения ведомственного характера;
4. В зависимости от характера
предписания, содержащегося в финансово-прав
а) финансово-плановые;
б) разовые;
Финансовые акты – это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период (т.е. являются планом по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов). Чтобы финансово-плановый акт вызывал юридические последствия, как любой финансово-правовой акт, он должен быть утвержден компетентным (полномочным) органом в установленном порядке.
К финансово-плановым актам относятся:
4. Методы осуществления финансовой деятельности государства
Финансовая деятельность государства осуществляется различными методами. Как управляющая система финансовая деятельность проявляется в разнообразных методах. Их разнообразие зависит от многих факторов: от субъекта взаимоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств. Методы осуществления финансовой деятельности в юридической литературе принято делить на две группы (рис. 3):
Рис. 3. Методы финансовой деятельности
Методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств делятся на следующие виды (рис. 4):
а) налоговый метод (метод установления налогов) - используется государством для изъятия части доходов граждан, государственных и негосударственных предприятий, организаций и учреждений в государственные (Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации) и местные бюджеты;
б) метод обязательных взносов (платежей) юридическими и физическими лицами в Пенсионный фонд, юридическими лицами - в фонды занятости населения, социального страхования, обязательного медицинского страхования и др. В литературе их принято называть "социальными" налогами;
Рис. 4. Методы мобилизации фондов денежных средств
в) В отличие от налогового метода, которому свойственны в определенной степени принудительный (обязательный) характер изъятия денежных средств, применяется и метод добровольного привлечения денежных средств - покупка государственных ценных бумаг, приобретение облигаций, пожертвований, вклады в банки и т.д.
г) метод взимания сборов и пошлин, то есть платы за услуги, оказываемые уполномоченными на то органами (судебная, таможенная пошлина и т. п.)-
д) с помощью метода страхования образуются страховые фонды;
е) эмиссия денег - дополнительный выпуск денежных средств в обращение
Ко второй группе - методам распределения фондов денежных средств относятся (рис. 5):
Рис.5. Методы распределения и перераспределения фондов денежных средств
а) финансирование - плановая, целевая, безвозмездная и безвозвратная выдача государственных денежных средств из бюджета;
б) кредитование - это плановая, целевая, но возвратная и возмездная выдача средств в форме банковских ссуд;
в) выплаты страховых возмещений, пенсий, пособий, выигрышей осуществляемые из образованных ранее соответствующих фондов;
г) осуществление расчетов между различными субъектами.
Финансирование применяется в отношении государственных организаций, метод кредитования - как в отношении государственных организаций, так и иных негосударственных организаций.
Абсолютно на всех этапах используется метод расчетных операций (безналичный денежные расчеты и платежи наличными денежными средствами).
Совокупность однородных, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств, экономических отношений принято называть финансовым институтом, к которым относятся например, все отношения в области бюджета или все отношения в области налогов или кредита. В свою очередь, совокупность и взаимосвязь всех финансовых институтов (групп экономических отношений) образует финансовую систему.
Заключение
Цель контрольной работы достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённого исследования по теме: «Правовые основы финансовой деятельности государства» можно сделать ряд выводов:
Финансовая деятельность государства - это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны, а также обеспечения финансовыми ресурсами деятельности государственных органов.
Финансовая деятельность государства основана на определенных принципах, то есть основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность.
Среди основных принципов можно выделить следующие: принцип приоритета публичных интересов, принцип федерализма, принцип законности принцип гласности, принцип плановости, принцип самостоятельности и государственной поддержки местного самоуправления.
Формы финансовой деятельности выражаются в деятельности государственных органов в образовании, распределении денежных средств.
Главный источник правовых основ в области финансовой деятельности — Конституция Российской Федерации. В ней закрепляются основы правовой организации финансовой деятельности государства в целом и по отдельным ее направлениям, соответственно используемым звеньям финансовой системы. Наибольшее внимание конституционное законодательство уделило бюджетной деятельности, что объясняется ролью государственного бюджета как центрального звена финансовой системы.
Информация о работе Правовые основы финансовой деятельности государства