Проблемные аспекты реализации государственной политики обеспечения занятости населения и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 15:44, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является выявление проблем в реализации государственной политики в сфере труда и обеспечения занятости населения в Чувашской Республике и внесение предложений по их решению.
Поставленная цель обусловила постановку следующих задач:
1. установить содержание и формы реализации государственной политики в сфере труда и обеспечения занятости населения на региональном уровне;
проанализировать состав и динамику развития нормативно-правовой базы развития рынка труда и обеспечения занятости населения в Российской Федерации и в Чувашской Республике;
исследовать деятельность Государственной службы занятости населения Чувашской Республики по борьбе с безработицей и развитию рынка труда;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Государственная политика в сфере труда и обеспечения занятости населения в Российской Федерации и формы ее реализации. 7
1.1. Направления и формы обеспечения занятости населения как составляющие государственной социальной политики 7
1.2. Нормативно-правовые основы государственной политики в сфере труда и занятости населения в Российской Федерации и Чувашской Республике 14
1.3. Система и полномочия государственных органов, обеспечивающих реализацию государственной политики в сфере труда и занятости населения 21
Глава 2. Деятельность органов государственной власти Чувашской Республики по реализации государственной политики в сфере труда и занятости населения 32
2.1. Разработка и реализация республиканских целевых и ведомственных программ обеспечения занятости населения в деятельности органов государственной власти Чувашской Республики 32
2.2. Анализ реализации государственной политики обеспечения занятости населения в Чувашской Республике за период 2010 – 2011 гг. 46
2.3. Перспективные направления и задачи ведомственной программы обеспечения занятости населения в Чувашии в 2011 – 2013 гг. 52
Глава 3. Проблемные аспекты реализации государственной политики обеспечения занятости населения и пути их решения 59
3.1. Проблемы в обеспечения занятости населения и развития рынка труда в Чувашской Республике и их причины 59
3.2. Направления совершенствования государственной политики занятости населения и развития рынка труда в Чувашии 61
Заключение 67
Список использованной литературы 70

Файлы: 1 файл

Untitled.doc

— 404.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

Актуальность  исследования. Новые условия хозяйствования, обусловленные началом экономического роста в России, поставили перед экономической наукой и практикой много сложных и принципиально новых проблем, требующих своего осмысления и решения.

К числу таких  проблем надо отнести проблему занятости населения, которая является многоаспектной проблемой рыночного хозяйства. Исходя из важности системного характера процессов становления рыночной экономики, занятость населения представляет собой не только важный производственный ресурс общества, эффективное использование которого является необходимым фактором ускорения экономического роста, но и в значительной степени основу для социальной стабильности в обществе и гармоничного общественного развития в целом.

Вместе с  тем по мере снижения уровня безработицы в стране после кризиса 1998 г. наблюдается недооценка проблем занятости. Это находит свое отражение как в основных программных документах Правительства, так и в тематике научных экономических публикаций и касается, прежде всего, недооценки механизмов формирования занятости и способов ее регулирования.

В современный  период развития рынка очевидна потребность  во всестороннем анализе и глубокой проработке теоретических и методологических аспектов государственного регулирования  занятости в целях достижения наиболее полного использования трудовых ресурсов общества.

Представляется  важным исследование широкого круга  проблем, связанных с функционированием  системы государственного регулирования  занятости и ее трансформацией в  условиях экономического роста и повышения конкурентоспособности российской экономики. Актуальность такого исследования особенно возрастает в настоящее время в связи с новым организационно-управленческим подходом к государственному регулированию занятости - с передачей значительной части полномочий в этой сфере от федерального центра на уровень субъектов Российской Федерации.

Профессионально-квалификационная структура работающего населения  в России демонстрирует явную  неэффективность распределения  трудовых ресурсов.

Основной контингент безработных составляют молодежь, женщины, инвалиды, демобилизованные военнослужащие.

Негативные  процессы 90-х годов отразились на качестве рабочей силы. В настоящее  время по индексу развития человеческого  потенциала Россия занимает 60-е место в мире1.

Нарастающая глобализация экономики, предстоящее вступление России в Всемирную торговую оганизацию, рост конкуренции товаров и услуг  обуславливают необходимость принятия опережающих мер по использованию  преимуществ глобализации и предотвращению ее негативных последствий.

В литературе по проблеме рынка труда идет дискуссия  о роли и значении службы занятости  в деле решения данной проблемы2. Созданная по инициативе Правительства России, она призвана проводить официальную политику в области занятости, повышать конкурентоспособность безработных, содействовать занятости населения. Суть дискуссии состоит в том, что одни исследователи отмечают недостаточную эффективность службы занятости в решении поставленных перед ней задач, а другие говорят о ее успехах и достижениях в различных регионах.

Противоречивые  мнения о деятельности службы занятости  в публикациях по обозначенной тематике распределяются по двум полюсам. Однако эти мнения нельзя считать противоположными, они скорее несколько односторонне рассматривают проблему. С одной стороны – это критические замечания, когда акцент ставится на изъянах технологии и организации работы Федеральной государственной службы занятости населения. Такие мнения высказываются не только исследователями, но и клиентами службы. С другой стороны, встречаются одобрительные суждения о деятельности Федеральной государственной службы занятости населения, а неуспешность работы объясняется экономической ситуацией в стране, а также отсутствием достаточной мотивации и активности у безработных. Но количественно таких публикаций значительно меньше и, в основном, они инициируются самими специалистами и руководством службы занятости.

В литературе нередко  встречается описание негативного  портрета консультанта службы занятости. Чаще всего его представляют в образе бывшего служащего собеса, у которого отсутствует интерес к проблемам клиента и критический взгляд на собственную деятельность. Однако можно говорить о наличии конкретных специалистов в службе занятости, чей образ не вписывается в подобные рамки.

Объект  исследования – сфера труда и занятости населения в Чувашской Республике.

Предмет исследования – основные проблемы государственного управления сферой труда и занятости населения в Чувашской Республике.

Целью работы является выявление проблем в реализации государственной политики в сфере труда и обеспечения занятости населения в Чувашской Республике и внесение предложений по их решению.

 Поставленная  цель обусловила постановку следующих задач:

1. установить  содержание и формы реализации  государственной политики в сфере труда и обеспечения занятости населения на региональном уровне;

  1. проанализировать состав и динамику развития нормативно-правовой базы развития рынка труда и обеспечения занятости населения в Российской Федерации и в Чувашской Республике;
  2. исследовать деятельность Государственной службы занятости населения Чувашской Республики по борьбе с безработицей и развитию рынка труда;
  3. определить проблемные аспекты в реализации государственной политики обеспечения занятости населения в Чувашской Республике и внести предложения по их решению.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Глава 1. Государственная  политика в сфере труда и обеспечения  занятости населения в Российской Федерации и формы ее реализации.

1.1. Направления  и формы обеспечения занятости  населения как составляющие государственной социальной политики

Социальная  политика имеет достаточно широкую  сферу применения, затрагивая самые различные стороны жизни людей. Чтобы детальнее определить предметную область социальной политики, необходимо выделить ее направления. Это сделать не очень просто, так как в границы социальной политики включается достаточно обширный круг вопросов жизнедеятельности индивидов и общества. Поле социальной политики имеет протяженность от политики, направленной на обеспечение выживания и поддержание жизнедеятельности слабейших членов общества - инвалидов, престарелых одиноких, беженцев, представителей национальных меньшинств и т. д., - до обеспечения функционирования и развития общества в целом3.

В связи с  развитием кризисных явлений  и разрастания безработицы на правительственном уровне организован  и проводится еженедельный мониторинг увольнений работников в связи с  ликвидацией организаций или сокращением персонала, а также перевода ряда предприятий в режим сокращенного рабочего времени.

Задача органов  власти совместно с бизнесом - обеспечить полноценное соблюдение Трудового  законодательства в плане социальной защиты высвобождаемых работников, обеспечить прогнозируемость и управляемость процессов высвобождения работников, их «растянутость» во времени с тем, чтобы ни один сотрудник предприятий не был просто выброшен на улицу без средств к существованию и успел адаптироваться к новым условиям.

Задача также - обеспечить повышение конкурентоспособности  высвобождаемых работников на рынке  труда за счёт повышения их квалификации, переподготовки по востребованным специальностям, переезда в регионы с дефицитом  рабочей силы соответствующей квалификации.

Запланировано направить на опережающее обучение, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 173 тыс. человек, организовать 982 тыс. временных  рабочих мест и рабочих мест на общественных работах, оказать материальную поддержку на предпринимательскую инициативу 55,8 тыс. человек, оказать адресную помощь при переезде в другую местность 15 тыс. человек4.

Переобучение  будет проходить в соответствии с анализом востребованности в среднесрочной  и долгосрочной перспективе конкретных профессий. Зачисление на обучающие программы будет происходить по направлению службы занятости, которая будет информировать гражданина обо всех доступных программах. Переобучение будет проводиться на базе отобранных в результате конкурса учебных заведений, которые смогут предложить лучшие программы, ориентированные на востребованные профессии.

Одним из важных направлений переподготовки будет  подготовка специалистов в сфере  жилищно-коммунального хозяйства. Также  в целях повышения эффективности  функционирования ЖКХ будут создаваться временные рабочие места в области управления домовым хозяйством многоквартирных домов (работа «управдомов»).

Дополнительные  бюджетные средства будут выделены на переподготовку и повышение квалификации в виде субсидий из федерального бюджета на основании специальных соглашений с субъектами Российской Федерации.

Стоимость принятых региональных программ составляет более 25 млрд. рублей, из которых 90% составляют субсидии из федерального бюджета.

Остальные средства будут перечисляться в регионы незамедлительно в зависимости от хода процессов, происходящих на региональных рынках труда, и, естественно, при принятии регионами дополнительных мер реагирования на возникающий риск роста безработицы.

Объем бюджетных  ассигнований, направляемых в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание социальной поддержки безработных граждан и осуществление активных программ содействия занятости безработных граждан будет увеличен на 33,95 млрд. рублей, в том числе 29,8 млрд. рублей на социальную поддержку граждан, признанных в установленном порядке безработными.

Повышена информированность  работников и работодателей по вопросам предоставления гарантий государства  в области занятости населения, о ситуации на рынке труда в  субъекте Российской Федерации. Во всех субъектах Российской Федерации организована работа консультационных пунктов и телефонных «горячих линий». Для содействия занятости безработных и незанятых граждан, а также граждан, находящихся под риском увольнения (проживающих во всех субъектах Российской Федерации), организована работа информационного портала «Работа в России». Обновление вакансий осуществляется еженедельно.

Для обеспечения  защиты трудовых прав граждан в условиях кризиса получит дальнейшее развитие система правовой помощи социально незащищенным слоям населения, в том числе посредствам организации государственных юридических бюро.

Особое внимание будет уделено сохранению и созданию рабочих мест инвалидов, которые  находятся в наиболее уязвимой ситуации на рынке труда. В частности, условием выделения государственной поддержки системообразующим и иным предприятиям будет сохранение рабочих мест и приоритетное трудоустройство инвалидов.

В целях создания условий для трудовой занятости  лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, снижения уровня рецидивной преступности будет стимулироваться создание в субъектах Российской Федерации центров социальной реабилитации для указанной категории граждан5.

Для обеспечения  приоритетного права российских граждан на трудоустройство на вакантные и вновь создаваемые рабочие места на 2009 год в 2 раза уменьшены квоты на привлечение иностранных работников субъектам Российской Федерации по сравнению с их предложениями.

Правительство Российской Федерации совместно  с банками с государственным участием и Агентства по ипотечному жилищному кредитованию проводит работу по реструктуризации задолженности по ипотечным кредитам для лиц, временно потерявших работу (в том числе в этих целях уставный капитал АИЖК увеличен на 60 млрд. рублей, из которых 17,5 млрд. рублей будет направлено на рефинансирование ипотечных кредитов самим АИЖК и еще 30 млрд.рублей будет внесено в уставный капитал Агентства по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов - дочерней компании АИЖК). Ведется работа по усилению адресности системы субсидий населению на компенсацию расходов по оплате услуг ЖКХ.6.

Также для решения  проблем избыточной долговой нагрузки на граждан будет ускорено принятие закона о реструктуризации задолженности  физических лиц, позволяющего заемщикам, попавшим в сложную жизненную ситуацию и не способным платить по взятым кредитам, реструктурировать свой долг.

В связи с  кризисными процессами в экономике  в сложной ситуации окажутся студенты, в первую очередь обучающиеся  на платной основе, а также студенты, воспользовавшиеся или планировавшие воспользоваться образовательными кредитами. Правительством разрабатывается ряд мер по поддержке студенчества. В числе таких мер развитие эксперимента по образовательному кредитованию с установлением низкого процента по кредиту (не более 11,5% в год) и усилением роли государственной поддержки. Будет также рассмотрена возможность фиксации платы за получение образования в рублях на весь период обучения для студентов, обучающихся с полным возмещением затрат.

Будет организована работа по реализации студентами, успешно проходящими обучение на платной основе в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и испытывающими материальные затруднения, права на переход на обучение за счет средств соответствующих бюджетов при наличии вакантных мест. В текущем учебном году в связи с экономическими трудностями планируется перевести на вакантные бюджетные места более 26 тысяч студентов, обучающихся на договорной основе.

Отдельной важной задачей будет обеспечение занятости выпускников школ и вузов, которым наиболее сложно найти работу в условиях кризиса. Здесь будут предприняты меры по сохранению бюджетных мест на очных отделениях вузов на уровне 2008 года, несмотря на демографический спад, по увеличению бюджетных мест в магистратуре до 35 тысячи мест (в настоящее время - 20 тысяч); в аспирантуре до 29 тысяч (увеличение на 3 тысячи мест), а также по изменению структуры подготовки в вузах и ссузах7.

Информация о работе Проблемные аспекты реализации государственной политики обеспечения занятости населения и пути их решения