Проблемные аспекты реализации государственной политики обеспечения занятости населения и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 15:44, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является выявление проблем в реализации государственной политики в сфере труда и обеспечения занятости населения в Чувашской Республике и внесение предложений по их решению.
Поставленная цель обусловила постановку следующих задач:
1. установить содержание и формы реализации государственной политики в сфере труда и обеспечения занятости населения на региональном уровне;
проанализировать состав и динамику развития нормативно-правовой базы развития рынка труда и обеспечения занятости населения в Российской Федерации и в Чувашской Республике;
исследовать деятельность Государственной службы занятости населения Чувашской Республики по борьбе с безработицей и развитию рынка труда;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Государственная политика в сфере труда и обеспечения занятости населения в Российской Федерации и формы ее реализации. 7
1.1. Направления и формы обеспечения занятости населения как составляющие государственной социальной политики 7
1.2. Нормативно-правовые основы государственной политики в сфере труда и занятости населения в Российской Федерации и Чувашской Республике 14
1.3. Система и полномочия государственных органов, обеспечивающих реализацию государственной политики в сфере труда и занятости населения 21
Глава 2. Деятельность органов государственной власти Чувашской Республики по реализации государственной политики в сфере труда и занятости населения 32
2.1. Разработка и реализация республиканских целевых и ведомственных программ обеспечения занятости населения в деятельности органов государственной власти Чувашской Республики 32
2.2. Анализ реализации государственной политики обеспечения занятости населения в Чувашской Республике за период 2010 – 2011 гг. 46
2.3. Перспективные направления и задачи ведомственной программы обеспечения занятости населения в Чувашии в 2011 – 2013 гг. 52
Глава 3. Проблемные аспекты реализации государственной политики обеспечения занятости населения и пути их решения 59
3.1. Проблемы в обеспечения занятости населения и развития рынка труда в Чувашской Республике и их причины 59
3.2. Направления совершенствования государственной политики занятости населения и развития рынка труда в Чувашии 61
Заключение 67
Список использованной литературы 70

Файлы: 1 файл

Untitled.doc

— 404.50 Кб (Скачать файл)

Важнейшие целевые индикаторы Программы представлены в табл. 2.

Таблица 2.

Целевые индикаторы Программы содействия занятости  населения Чувашской Республики на 2011-2013 годы26

 

пп

 

Наименование  целевых 

показателей

Единицы

измере-

ния

2010г.

(отчет)

2011г.

(отчет)

Плановый 

период

2012г.

2013г.

                                   1. Задача  «Трудоустройство граждан, ищущих работу»

   1.

Численность граждан, трудоустроенных при содействии органов службы занятости

тыс.

чел.

43,4

42,3

41,8

40,0

2.

Повышение доли  граждан, нашедших работу (доходное занятие), в общей численности граждан, обратившихся в органы службы занятости населения за содействием в поиске работы

процентов

68,8

74,7

74,9

75,0

2. Задача « Профессиональная подготовка, переподготовка, повышение

квалификации  и психологическая поддержка  безработных граждан,

профессиональная  ориентация населения»

  1.

 

Численность граждан, трудоустроенных после завершения профессионального обучения по направлению органов службы занятости, в том числе закрепившихся на рабочем месте свыше 3-х месяцев

 

чел.

 

      чел.

 

3814

 

3036

 

3499

 

2975

 

2848

 

2492

 

2793

 

2444

                            3. Задача «Социальная поддержка безработных граждан»

   1.

Осуществление социальных выплат (ежемесячно) безработным гражданам, гражданам, проходящим профессиональное обучение по направлению органов службы занятости и гражданам, досрочно оформившим пенсию по предложению органов службы занятости

 

тыс.

чел.

 

 

17,2

 

 

11,9

 

 

8,8

 

 

8,5


 

В целях достижения целевых индикаторов Программы  в 2011-2013 годах органами службы занятости предусмотрен комплекс соответствующих программных мероприятий.

Ожидаемыми  конечными результатами Программы являются:

организация 619 ярмарок вакансий и учебных рабочих мест (в 2012 году – 200 ярмарок вакансий и учебных рабочих мест);

направление на выполнение общественных работ 20449 ищущих работу и безработных граждан (в 2012 году – 6720 человек);

организация временного трудоустройства 48,2 тыс. несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время (в 2012 году – 16,1 тыс. человек);

организация временного трудоустройства 2109 безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы (в 2012 году – 685 человек);

организация временного трудоустройства 686 безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет  из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые (в 2012 году – 248 человек);

социальная  адаптация на рынке труда 8773 безработных граждан (в 2012 году – 2836 человек);

оказание содействия самозанятости 2145 безработным гражданам (в 2012 году – 776 человек);

содействие 27 семьям безработных граждан и 3383 гражданам  при переезде в другую местность  для трудоустройства (в 2012 году – 9 семьям и 1115 гражданам);

 направление  на профессиональное обучение 11234 безработных граждан, женщин в  период отпуска по уходу за  ребенком до достижения им возраста трех лет  (в 2012 году – 3560 человек);

оказание услуг  по профессиональной ориентации населения,  психологической поддержке безработным гражданам – 117,5 тыс. человек (в 2012 году – 33,1 тыс. человек)

Оценка социальной эффективности Программы связана  с прогнозируемым сокращением в  республике масштабов общей и  регистрируемой безработицы.

Расчет показателей, характеризующих изменение масштабов  безработицы в 2011-2013 годах, произведен в соответствии со  сценарным  анализом социально-экономического развития Чувашской Республики в долгосрочной перспективе Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года, а также Прогнозом социально-экономического развития Чувашской Республики на 2012 год и на период до 2014 года:

                                                                 (в среднегодовом   исчислении)                                                                           

   №

  пп

    Наименование  показателей

2010

   год

(отчет)

2011

    год

(отчет)

Прогноз на

2012г.

2013г.

   1.

Численность безработных  граждан по методологии МОТ, тыс. человек

 

63,0

 

52,9

 

43,0

 

42,5

   2.

Численность безработных  граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, тыс. человек

 

 

19,8

 

 

11,7

 

 

7,2

 

 

7,0

   3.

Уровень безработицы, в %

- общей;

- регистрируемой

 

9,2

2,9

 

7,7

1,7

 

6,3

1,1

 

6,2

1,0

    4.

Коэффициент напряженности  на рынке труда, единиц

2,8

1,2

0,8

0,7


 

Динамичный  рост экономики в рамках данного  сценария будет способствовать формированию и активизации внедрения в Чувашии новых наукоемких технологий, обеспечивающих резкий рост производительности труда на вновь вводимых основных фондах, ускоренному развитию сектора малого и среднего бизнеса, модернизацию традиционных для республики секторов экономики.

Указанные факторы, а также реализация мероприятий  в области содействия занятости населения в рамках данной Программы позволят обеспечить снижение среднегодовой численности безработных граждан, рассчитанной по методологии МОТ, с  63,0 тыс. человек в 2010 году до 42,5 тыс. человек в 2013 году, соответственно среднегодовой численности зарегистрированных безработных граждан – с 19,8 тыс. человек до 7,0 тыс. человек.

 Уровень  общей безработицы составит в  2013 году 6,2 процента по отношению к численности экономически активного населения (9,2 процента в 2010 году), регистрируемой – 1,0 процент (2,9 процента в 2010 году).

Коэффициент напряженности  на рынке труда (численность незанятых  граждан, состоящих на учете в органах службы занятости населения по отношению к количеству заявленных вакансий) составит в 2013 году  0,7 единицы (2,8 единицы в 2010 году).

Оценку эффективности  расходования бюджетных средств  планируется осуществлять ежегодно в течение срока реализации Программы.

Предполагается, что бюджетная эффективность  Программы будет обеспечена за счет трудоустройства граждан при содействии органов службы занятости на постоянные и временные рабочие места и перечисления налоговых отчислений от их заработной платы в бюджетную систему.

Ожидаемая бюджетная  эффективность Программы составит за три года 2134,3 млн. рублей, в том  числе по годам:

2011 год –  608,3 млн. рублей (отчет);

2012 год -  738,6 млн. рублей;

2013 год -   787,3 млн. рублей.

Подводя итог, можно  отметить, что несмотря на кризис в  республике формируются предпосылки  для социально-экономической стабилизации. Отчасти это связано с обновлением и совершенствованием областной законодательной базы, которая способствует активизации экономической деятельности.

В 2012–2014 годах рынок трудовых ресурсов республики будет по-прежнему обеспечиваться за счет собственных трудовых ресурсов, что обусловлено высокой плотностью населения на 1 кв. км. По этому показателю Чувашская Республика входит в первую десятку субъектов Российской Федерации и лидирует в Приволжском федеральном округе.

Начиная с 1 января 2012 года, в соответствии с  изменениями, внесенными в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделяются полномочиями  в области содействия занятости населения, которые в предыдущие годы осуществлялись в качестве переданных полномочий Российской Федерации.

Кроме того, законом  предусмотрено наделение органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации новыми полномочиями и правами в области содействия занятости населения, включая:

оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, прошедшим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи в случае их регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства;

содействие  безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и  членам их семей в переселении  в другую местность для трудоустройства  по направлению органов службы занятости (взамен государственной услуги по содействию гражданам в переселении для работы в сельскую местность);

организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения  квалификации женщин в период отпуска  по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации  от 7 мая 2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» и Плана действий органов исполнительной власти Чувашской Республики по реализации указов Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая 2012 года, утвержденного распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 июня 2012 г. № 296-р, в программу включены мероприятия по организации профессионального обучения (переобучения) женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и женщин, не состоящих в трудовых отношениях, осуществляющих уход за детьми в возрасте до трех лет.

 

Глава 3. Проблемные аспекты реализации государственной  политики обеспечения занятости населения и пути их решения

3.1. Проблемы  в обеспечения занятости населения  и развития рынка труда в  Чувашской Республике и их причины

Наиболее острой является сегодня все же не столько  проблема безработицы как таковой, сколько проблема занятости в ее широком смысле, а также соответствие интеллектуального и профессионального потенциала работника характеру реально выполняемой им работы. Сегодня в России миллионы квалифицированных рабочих, инженеров, тысячи научных работников, кадровых и хорошо подготовленных военных работают мелкими торговцами, водителями, охранниками, разнорабочими. причем нередко местом их работы становятся полукриминальные и криминальные структуры. Происходит крайне непроизводительное использование колоссального человеческого потенциала нации. Распались уникальные научные и производственные коллективы. В этих условиях усиливается социально-психологическая напряженность.

Основными клиентами  органов службы занятости продолжали оставаться лица, которым трудно самостоятельно найти работу, у кого низкая квалификация, малый трудовой стаж, кто не способен справиться с жизненными переменами и профессиональными трудностями. Среди них - каждый четвертый относится к категории особо нуждающихся в социальной защите.

Характерным изменением структуры зарегистрированных безработных в истекший период стало существенное увеличение численности безработных, проживающих в сельской местности. Основные причины роста сельской безработицы связаны с продолжающимся сокращением рабочих мест в сельскохозяйственном производстве, низким уровнем заработной платы и задержками в ее выплате, тяжелыми условиями труда.

По-прежнему актуальной проблемой на рынке труда республики остается обеспечение занятости  женщин. Они, как правило, преобладают  в численности работников, уволенных по сокращению численности или штата. Свыше 80 процентов вакансий, заявленных работодателями в центры занятости населения, - это рабочие профессии (специальности), в то время как почти каждая вторая безработная женщина имеет высшее или среднее профессиональное образование.

В этот период стабильно  выше, чем в среднем по республике, уровень регистрируемой безработицы  отмечался в гг. Алатырь, Новочебоксарск и Шумерля, которые включены в  общероссийский Перечень городов и  населенных пунктов с моноэкономической структурой и критической ситуацией в сфере занятости населения.

Напряженная ситуация на рынке труда сохранялась в  гг. Чебоксары и Канаш, а также  в Алатырском, Порецком, Мариинско-Посадском  районах республики.

В то же время  в Моргаушском, Красноармейском, Чебоксарском районах уровень безработицы в течение трех лет не превышал одного процента по отношению к численности экономически активного населения, что значительно ниже среднего по республике значения.

Наличие более  напряженной ситуации на рынке труда отдельных территорий свидетельствует о необходимости повышенного внимания к ним при разработке инвестиционных программ и проектов развития районов и городов республики, отраслей экономики, отдельных организаций.

Основные проблемы реализации программ:

- финансовые. В  условиях бюджетного дефицита, с  которым столкнулись как регионы,  так и федеральный бюджет, реализация  многих программ ставится под  угрозу;

- организационные.  Отсутствие альтернативных моделей  развития рынка труда и возможностей  обеспечения населения рабочими местами негативно сказывается на реализации программ по содействию занятости населения;

Информация о работе Проблемные аспекты реализации государственной политики обеспечения занятости населения и пути их решения