Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 15:44, дипломная работа
Целью работы является выявление проблем в реализации государственной политики в сфере труда и обеспечения занятости населения в Чувашской Республике и внесение предложений по их решению.
Поставленная цель обусловила постановку следующих задач:
1. установить содержание и формы реализации государственной политики в сфере труда и обеспечения занятости населения на региональном уровне;
проанализировать состав и динамику развития нормативно-правовой базы развития рынка труда и обеспечения занятости населения в Российской Федерации и в Чувашской Республике;
исследовать деятельность Государственной службы занятости населения Чувашской Республики по борьбе с безработицей и развитию рынка труда;
Введение 3
Глава 1. Государственная политика в сфере труда и обеспечения занятости населения в Российской Федерации и формы ее реализации. 7
1.1. Направления и формы обеспечения занятости населения как составляющие государственной социальной политики 7
1.2. Нормативно-правовые основы государственной политики в сфере труда и занятости населения в Российской Федерации и Чувашской Республике 14
1.3. Система и полномочия государственных органов, обеспечивающих реализацию государственной политики в сфере труда и занятости населения 21
Глава 2. Деятельность органов государственной власти Чувашской Республики по реализации государственной политики в сфере труда и занятости населения 32
2.1. Разработка и реализация республиканских целевых и ведомственных программ обеспечения занятости населения в деятельности органов государственной власти Чувашской Республики 32
2.2. Анализ реализации государственной политики обеспечения занятости населения в Чувашской Республике за период 2010 – 2011 гг. 46
2.3. Перспективные направления и задачи ведомственной программы обеспечения занятости населения в Чувашии в 2011 – 2013 гг. 52
Глава 3. Проблемные аспекты реализации государственной политики обеспечения занятости населения и пути их решения 59
3.1. Проблемы в обеспечения занятости населения и развития рынка труда в Чувашской Республике и их причины 59
3.2. Направления совершенствования государственной политики занятости населения и развития рынка труда в Чувашии 61
Заключение 67
Список использованной литературы 70
Важнейшие целевые индикаторы Программы представлены в табл. 2.
Таблица 2.
Целевые индикаторы Программы содействия занятости населения Чувашской Республики на 2011-2013 годы26
№ пп |
Наименование целевых показателей |
Единицы измере- ния |
2010г. (отчет) |
2011г. (отчет) |
Плановый период | |
2012г. |
2013г. | |||||
| ||||||
1. |
Численность граждан, трудоустроенных при содействии органов службы занятости |
тыс. чел. |
43,4 |
42,3 |
41,8 |
40,0 |
2. |
Повышение доли граждан, нашедших работу (доходное занятие), в общей численности граждан, обратившихся в органы службы занятости населения за содействием в поиске работы |
процентов |
68,8 |
74,7 |
74,9 |
75,0 |
2. Задача « Профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации и психологическая поддержка безработных граждан, профессиональная ориентация населения» | ||||||
1.
|
Численность граждан, трудоустроенных после завершения профессионального обучения по направлению органов службы занятости, в том числе закрепившихся на рабочем месте свыше 3-х месяцев |
чел.
чел. |
3814
3036 |
3499
2975 |
2848
2492 |
2793
2444 |
3. Задача «Социальная поддержка безработных граждан» | ||||||
1. |
Осуществление социальных выплат (ежемесячно) безработным гражданам, гражданам, проходящим профессиональное обучение по направлению органов службы занятости и гражданам, досрочно оформившим пенсию по предложению органов службы занятости |
тыс. чел. |
17,2 |
11,9 |
8,8 |
8,5 |
В целях достижения целевых индикаторов Программы в 2011-2013 годах органами службы занятости предусмотрен комплекс соответствующих программных мероприятий.
Ожидаемыми конечными результатами Программы являются:
организация 619 ярмарок вакансий и учебных рабочих мест (в 2012 году – 200 ярмарок вакансий и учебных рабочих мест);
направление на выполнение общественных работ 20449 ищущих работу и безработных граждан (в 2012 году – 6720 человек);
организация временного трудоустройства 48,2 тыс. несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время (в 2012 году – 16,1 тыс. человек);
организация временного трудоустройства 2109 безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы (в 2012 году – 685 человек);
организация временного трудоустройства 686 безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые (в 2012 году – 248 человек);
социальная адаптация на рынке труда 8773 безработных граждан (в 2012 году – 2836 человек);
оказание содействия самозанятости 2145 безработным гражданам (в 2012 году – 776 человек);
содействие 27 семьям безработных граждан и 3383 гражданам при переезде в другую местность для трудоустройства (в 2012 году – 9 семьям и 1115 гражданам);
направление на профессиональное обучение 11234 безработных граждан, женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (в 2012 году – 3560 человек);
оказание услуг по профессиональной ориентации населения, психологической поддержке безработным гражданам – 117,5 тыс. человек (в 2012 году – 33,1 тыс. человек)
Оценка социальной
эффективности Программы
Расчет показателей,
характеризующих изменение
(в среднегодовом исчислении)
№ пп |
Наименование показателей |
2010 год (отчет) |
2011 год (отчет) |
Прогноз на | |
2012г. |
2013г. | ||||
1. |
Численность безработных граждан по методологии МОТ, тыс. человек |
63,0 |
52,9 |
43,0 |
42,5 |
2. |
Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, тыс. человек |
19,8 |
11,7 |
7,2 |
7,0 |
3. |
Уровень безработицы, в % - общей; - регистрируемой |
9,2 2,9 |
7,7 1,7 |
6,3 1,1 |
6,2 1,0 |
4. |
Коэффициент напряженности на рынке труда, единиц |
2,8 |
1,2 |
0,8 |
0,7 |
Динамичный рост экономики в рамках данного сценария будет способствовать формированию и активизации внедрения в Чувашии новых наукоемких технологий, обеспечивающих резкий рост производительности труда на вновь вводимых основных фондах, ускоренному развитию сектора малого и среднего бизнеса, модернизацию традиционных для республики секторов экономики.
Указанные факторы, а также реализация мероприятий в области содействия занятости населения в рамках данной Программы позволят обеспечить снижение среднегодовой численности безработных граждан, рассчитанной по методологии МОТ, с 63,0 тыс. человек в 2010 году до 42,5 тыс. человек в 2013 году, соответственно среднегодовой численности зарегистрированных безработных граждан – с 19,8 тыс. человек до 7,0 тыс. человек.
Уровень общей безработицы составит в 2013 году 6,2 процента по отношению к численности экономически активного населения (9,2 процента в 2010 году), регистрируемой – 1,0 процент (2,9 процента в 2010 году).
Коэффициент напряженности на рынке труда (численность незанятых граждан, состоящих на учете в органах службы занятости населения по отношению к количеству заявленных вакансий) составит в 2013 году 0,7 единицы (2,8 единицы в 2010 году).
Оценку эффективности расходования бюджетных средств планируется осуществлять ежегодно в течение срока реализации Программы.
Предполагается, что бюджетная эффективность Программы будет обеспечена за счет трудоустройства граждан при содействии органов службы занятости на постоянные и временные рабочие места и перечисления налоговых отчислений от их заработной платы в бюджетную систему.
Ожидаемая бюджетная
эффективность Программы
2011 год – 608,3 млн. рублей (отчет);
2012 год - 738,6 млн. рублей;
2013 год - 787,3 млн. рублей.
Подводя итог, можно
отметить, что несмотря на кризис в
республике формируются предпосылки
для социально-экономической
В 2012–2014 годах рынок трудовых ресурсов республики будет по-прежнему обеспечиваться за счет собственных трудовых ресурсов, что обусловлено высокой плотностью населения на 1 кв. км. По этому показателю Чувашская Республика входит в первую десятку субъектов Российской Федерации и лидирует в Приволжском федеральном округе.
Начиная с 1 января 2012 года, в соответствии с изменениями, внесенными в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделяются полномочиями в области содействия занятости населения, которые в предыдущие годы осуществлялись в качестве переданных полномочий Российской Федерации.
Кроме того, законом
предусмотрено наделение
оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, прошедшим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи в случае их регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства;
содействие
безработным гражданам в
организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» и Плана действий органов исполнительной власти Чувашской Республики по реализации указов Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая 2012 года, утвержденного распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 июня 2012 г. № 296-р, в программу включены мероприятия по организации профессионального обучения (переобучения) женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и женщин, не состоящих в трудовых отношениях, осуществляющих уход за детьми в возрасте до трех лет.
Наиболее острой является сегодня все же не столько проблема безработицы как таковой, сколько проблема занятости в ее широком смысле, а также соответствие интеллектуального и профессионального потенциала работника характеру реально выполняемой им работы. Сегодня в России миллионы квалифицированных рабочих, инженеров, тысячи научных работников, кадровых и хорошо подготовленных военных работают мелкими торговцами, водителями, охранниками, разнорабочими. причем нередко местом их работы становятся полукриминальные и криминальные структуры. Происходит крайне непроизводительное использование колоссального человеческого потенциала нации. Распались уникальные научные и производственные коллективы. В этих условиях усиливается социально-психологическая напряженность.
Основными клиентами органов службы занятости продолжали оставаться лица, которым трудно самостоятельно найти работу, у кого низкая квалификация, малый трудовой стаж, кто не способен справиться с жизненными переменами и профессиональными трудностями. Среди них - каждый четвертый относится к категории особо нуждающихся в социальной защите.
Характерным изменением структуры зарегистрированных безработных в истекший период стало существенное увеличение численности безработных, проживающих в сельской местности. Основные причины роста сельской безработицы связаны с продолжающимся сокращением рабочих мест в сельскохозяйственном производстве, низким уровнем заработной платы и задержками в ее выплате, тяжелыми условиями труда.
По-прежнему актуальной проблемой на рынке труда республики остается обеспечение занятости женщин. Они, как правило, преобладают в численности работников, уволенных по сокращению численности или штата. Свыше 80 процентов вакансий, заявленных работодателями в центры занятости населения, - это рабочие профессии (специальности), в то время как почти каждая вторая безработная женщина имеет высшее или среднее профессиональное образование.
В этот период стабильно выше, чем в среднем по республике, уровень регистрируемой безработицы отмечался в гг. Алатырь, Новочебоксарск и Шумерля, которые включены в общероссийский Перечень городов и населенных пунктов с моноэкономической структурой и критической ситуацией в сфере занятости населения.
Напряженная ситуация на рынке труда сохранялась в гг. Чебоксары и Канаш, а также в Алатырском, Порецком, Мариинско-Посадском районах республики.
В то же время в Моргаушском, Красноармейском, Чебоксарском районах уровень безработицы в течение трех лет не превышал одного процента по отношению к численности экономически активного населения, что значительно ниже среднего по республике значения.
Наличие более напряженной ситуации на рынке труда отдельных территорий свидетельствует о необходимости повышенного внимания к ним при разработке инвестиционных программ и проектов развития районов и городов республики, отраслей экономики, отдельных организаций.
Основные проблемы реализации программ:
- финансовые. В
условиях бюджетного дефицита, с
которым столкнулись как
- организационные.
Отсутствие альтернативных