Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 15:44, дипломная работа
Целью работы является выявление проблем в реализации государственной политики в сфере труда и обеспечения занятости населения в Чувашской Республике и внесение предложений по их решению.
Поставленная цель обусловила постановку следующих задач:
1. установить содержание и формы реализации государственной политики в сфере труда и обеспечения занятости населения на региональном уровне;
проанализировать состав и динамику развития нормативно-правовой базы развития рынка труда и обеспечения занятости населения в Российской Федерации и в Чувашской Республике;
исследовать деятельность Государственной службы занятости населения Чувашской Республики по борьбе с безработицей и развитию рынка труда;
Введение 3
Глава 1. Государственная политика в сфере труда и обеспечения занятости населения в Российской Федерации и формы ее реализации. 7
1.1. Направления и формы обеспечения занятости населения как составляющие государственной социальной политики 7
1.2. Нормативно-правовые основы государственной политики в сфере труда и занятости населения в Российской Федерации и Чувашской Республике 14
1.3. Система и полномочия государственных органов, обеспечивающих реализацию государственной политики в сфере труда и занятости населения 21
Глава 2. Деятельность органов государственной власти Чувашской Республики по реализации государственной политики в сфере труда и занятости населения 32
2.1. Разработка и реализация республиканских целевых и ведомственных программ обеспечения занятости населения в деятельности органов государственной власти Чувашской Республики 32
2.2. Анализ реализации государственной политики обеспечения занятости населения в Чувашской Республике за период 2010 – 2011 гг. 46
2.3. Перспективные направления и задачи ведомственной программы обеспечения занятости населения в Чувашии в 2011 – 2013 гг. 52
Глава 3. Проблемные аспекты реализации государственной политики обеспечения занятости населения и пути их решения 59
3.1. Проблемы в обеспечения занятости населения и развития рынка труда в Чувашской Республике и их причины 59
3.2. Направления совершенствования государственной политики занятости населения и развития рынка труда в Чувашии 61
Заключение 67
Список использованной литературы 70
- кадровые. Низкая
квалификация части населения
или не соответствие
- правовые. Отсутствие
развитой нормативно-правовой
Основными задачами
по дальнейшему регулированию
Дальнейшая реализация республиканских программ, подпрограмм и планов по обеспечению экономики Чувашской Республики кадрами.
Совершенствование методики прогноза дополнительных потребностей экономики в кадрах.
Развитие социального
партнерства образовательных
Кадровое обеспечение отраслей приоритетных направлений развития Чувашской Республики, приоритетных инновационных проектов.
Продолжение работы по реструктуризации сети образовательных учреждений НПО и СПО и оптимизации профилей подготовки в соответствии с потребностями, заявленными работодателями.
Усиление профориентационной
работы, дальнейшая популяризация инженерно-
Расширение сети базовых кафедр образовательных учреждений на базе организаций.
Развитие целевой
контрактной подготовки кадров в
образовательных учреждениях
Дальнейшее развитие системы дополнительного профессионального образования, в том числе внутрифирменного обучения.
Институционализация системы независимой оценки качества подготовки кадров образовательными учреждениями профессионального образования.
Совершенствование педагогических кадров системы профессионального образования, развитие новых форм повышения квалификации, в том числе путем прохождения стажировки в организациях.
Главным направлением политики правительства России в трудовой сфере остается формирование эффективной системы создания рабочих мест, сохранение кадрового потенциала, опережающее предотвращение роста безработицы.
В целях содействия занятости населения в области ежегодно реализуются на региональном и местном уровнях программы содействия занятости населения.
Государственная политика занятости, степень ее реалистичности и регулирующего влияния на сферу занятости и рынок труда зависят по существу от учета двух исходных положений: направленности общей стратегии занятости и характера ее адаптированности к специфическим условиям развития на определенном этапе. Учет общей стратегии занятости, зафиксированной в Законе «О занятости населения РФ», как достижение полной, продуктивной и свободно избранной занятости показывает как бы общую направленность действий, которую надо учесть в конкретной политике занятости на определенный период времени.
Схема разработки государственной политики на ближайшие годы заключается в переходе от общей формулировки политики занятости к ее формулировкам, характерным в целом для переходного периода и для его отдельных этапов.
Государственная
политика занятости как отражение
стратегии занятости – это
часть социально-экономической
Применительно к переходному этапу, этапу становления рыночной экономики и выхода на траекторию устойчивого экономического роста, политика занятости должна быть направлена на обеспечение социально приемлемого уровня занятости при активном содействии переливу рабочей силы по отраслям, территориям и видам занятости в интересах структурных сдвигов и роста производительности труда, при максимально возможной социальной поддержке безработных. Пока не создана более или менее развитая рыночная экономика с присущими ей механизмами регулирования, в том числе в сфере занятости, есть необходимость по указанным выше направлениям усилить государственное регулирование преобразований в сфере занятости путем реализации соответствующей политики занятости.
Государственную
политику занятости целесообразно
рассматривать как
Общепризнанно,
что формы занятости
Актуальной становится задача соответствия профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов и повышения их квалификации с требованиями сегодняшнего дня. Образовательные программы по подготовке специалистов этого рынка должны требовать не только прохождения начальной подготовки, а именно приобретения знаний (теорий, методик, процессов и т.д.) и умений (профессионализм), но и постоянного их совершенствования. Это представляет собой целостный процесс развития, а не просто этап получения знаний, ограниченный во времени. Важную роль здесь должна играть государственная политика формирования рабочей силы.
Разновидность
политики на рынке занятости и
переквалификации связана с улучшением
качества информации о наличии рабочих
мест, поступающей от потенциальных
работодателей безработным
В политике рабочей силы следует уделить особое внимание программам создания рабочих мест, которые имеют ярко выраженную антикризисную направленность.
В нашей стране есть еще такой резерв – перераспределение бюджета рабочего времени трудоспособного населения, что широко применяется в международной практике регулирования рынка труда. Средняя продолжительность рабочей недели у нас давно законодательно не сокращалась, незначительно увеличился размер очередного отпуска работника, не введено достаточно жестких ограничений на длину рабочего дня и на использование сверхурочных работ (если, конечно, не считать того, что некоторые предприятия во избежание высвобождения сокращают рабочую неделю или отправляют работников в вынужденные неоплачиваемые отпуска).
Не обойтись
нам и без привлечения
Создание новых рабочих мест требует от государства довольно крупных материальных затрат. Даже в Швеции, где уровень безработицы составлял 2%, на решение проблем занятости затрачивалось 6,5% госбюджета, причем 70% этих средств шло на образование дополнительных рабочих мест. Поэтому обществу порой выгоднее содержать временно не занятых в общественном производстве, чем создавать для них рабочие места.
В этой связи необходимы новые, неординарные меры, способные ослабить давление на рынок труда, сокращая предложение рабочей силы. К числу наиболее очевидных мероприятий такого рода, по нашему мнению, следует отнести:
расширение сферы обучения с отрывом от производства;
увеличение
продолжительности общей и
повышение частоты переподготовки работников на специальных курсах;
увеличение продолжительности оплачиваемых отпусков работающим женщинам (по беременности, родам, уходу за детьми);
проведение пенсионной реформы, предусматривающей снижение верхних границ трудоспособного возраста и увеличение размера пенсий до такого уровня, который позволял бы не изыскивать дополнительных источников существования.
Согласно экспертным оценкам, реализация только этих мероприятий может снизить численность лиц, нуждающихся в трудоустройстве, примерно на 10%. Разумеется, реализовать эти мероприятия в полном объеме будет весьма сложно по причине нехватки средств для финансирования социальных программ в условиях острого бюджетного дефицита. Но этим можно резко ускорить решение проблем занятости.
Правовые основы государственного регулирования занятости в нашей стране разрабатывались в полном соответствии с принятыми международными обязательствами и ратифицированными нашей страной основополагающими конвенциями МОТ.
Основным законодательным актом выступает федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации», в который по мере изменения ситуации в стране и направленности государственной политики в сфере занятости вносились изменения и дополнения. Им определены права граждан в сфере занятости, принципы и формы проведения государственной политики, регламентирован правовой и организационный статус Федеральной государственной службы занятости как единой федеральной системы органов и учреждений, деятельность которых направлена на решение широкого круга проблем. В их числе – оценка и составление прогнозов развития занятости, разработка реализации программ и мероприятий по содействию занятости, содействие гражданам в поиске работы, а работодателям – в подборе необходимых им работников, а также учет в стране безработных и осуществление социальных выплат гражданам, признанных в установленном порядке безработными.
Данным законом
определен и порядок
Весьма значительной вехой в развитии законодательства о занятости населения следует считать федеральный закон РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» от 27.12.2005 г. № 199-ФЗ.
Вносимые им существенные изменения сводятся к четкому разграничению функций федерального органа исполнительной власти и органов местного самоуправления в содействии занятости населения и к значительному расширению полномочий субъектов Российской Федерации и их органов в этой сфере. Это означало передачу значительного числа полномочий федерального центра органам государственной власти в регионах.
В числе переданных полномочий следует выделить контроль государственных гарантий в области занятости населения, приема на работу инвалидов в пределах установленной квоты и их регистрация в качестве безработных, регистрация безработных граждан и содействие им в поиске подходящей работы, включая определенные государственные услуги по содействию в поиске подходящей работы, организация профессиональной переориентации безработных, социальных выплат и ряд других.
Данным законодательным актом установлен порядок финансирования переданных на региональный уровень полномочий посредством субвенций из федерального бюджета, определяемых исходя из численности населения.
Органы местного самоуправления получили право участвовать в финансировании общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.
Оценивая процесс эволюции законодательной базы в диссертации подчеркнуто, что он является прямым отражением процесса реализации государственной административной реформы, а также накопленного опыта успешного функционирования органов службы занятости населения в регионах, проведение последними политики содействия занятости и борьбы с безработицей с учетом их специфики и особенностей их социально-экономического развития.
Безработица затронула почти все отрасли российской экономики, кроме производителей товаров первой необходимости и фармацевтики.
В рамках активной политики наиболее значительными были следующие виды расходов: инвестиционная помощь органов службы занятости по поддержанию жизненно важных предприятий и льготные кредиты малым предприятиям; финансовая помощь крупным предприятиям государственной формы собственности в целях сохранения рабочих мест, а также предприятиям социальной сферы; обучение и переобучение безработных в соответствии с тенденциями спроса; организация общественных работ.
Главным инструментом реализации политики в сфере занятости были федеральные программы по содействию занятости, направленные на преодоление безработицы в условиях дефицита рабочих мест и поддержания на определенном уровне занятости.