Проблемные аспекты реализации государственной политики обеспечения занятости населения и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 15:44, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является выявление проблем в реализации государственной политики в сфере труда и обеспечения занятости населения в Чувашской Республике и внесение предложений по их решению.
Поставленная цель обусловила постановку следующих задач:
1. установить содержание и формы реализации государственной политики в сфере труда и обеспечения занятости населения на региональном уровне;
проанализировать состав и динамику развития нормативно-правовой базы развития рынка труда и обеспечения занятости населения в Российской Федерации и в Чувашской Республике;
исследовать деятельность Государственной службы занятости населения Чувашской Республики по борьбе с безработицей и развитию рынка труда;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Государственная политика в сфере труда и обеспечения занятости населения в Российской Федерации и формы ее реализации. 7
1.1. Направления и формы обеспечения занятости населения как составляющие государственной социальной политики 7
1.2. Нормативно-правовые основы государственной политики в сфере труда и занятости населения в Российской Федерации и Чувашской Республике 14
1.3. Система и полномочия государственных органов, обеспечивающих реализацию государственной политики в сфере труда и занятости населения 21
Глава 2. Деятельность органов государственной власти Чувашской Республики по реализации государственной политики в сфере труда и занятости населения 32
2.1. Разработка и реализация республиканских целевых и ведомственных программ обеспечения занятости населения в деятельности органов государственной власти Чувашской Республики 32
2.2. Анализ реализации государственной политики обеспечения занятости населения в Чувашской Республике за период 2010 – 2011 гг. 46
2.3. Перспективные направления и задачи ведомственной программы обеспечения занятости населения в Чувашии в 2011 – 2013 гг. 52
Глава 3. Проблемные аспекты реализации государственной политики обеспечения занятости населения и пути их решения 59
3.1. Проблемы в обеспечения занятости населения и развития рынка труда в Чувашской Республике и их причины 59
3.2. Направления совершенствования государственной политики занятости населения и развития рынка труда в Чувашии 61
Заключение 67
Список использованной литературы 70

Файлы: 1 файл

Untitled.doc

— 404.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, в республике осуществляется нормотворческая  деятельность, направленная на нормализацию уровня безработицы и социальной поддержки молодежи на рынке труда, ходя этих мер явно недостаточно.

1.3. Система и  полномочия государственных органов,  обеспечивающих реализацию государственной  политики в сфере труда и занятости населения

Участие государственных  органов оговорено в нормативно-правовой документации как федерального, так и регионального уровня. На федеральном уровне регламентация ведется в Конституции РФ и Трудовом кодексе РФ, Постановлением Правительства РФ от 23.03.2008 № 194  "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2008 год", Постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 № 458 (ред. от 14.12.2006) "Об утверждении порядка регистрации безработных граждан", Постановление правительства об утверждении порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости.

В новых условиях финансирования реформирование структуры  органов службы занятости было направлено на разделение территориальных органов по выполняемым функциям на:

органы государственного управления на уровне всех субъектов  Российской Федерации - Департаменты федеральной  государственной службы занятости  населения (ДФГСЗН), штатная численность которых составляет 6250 человек, занимающиеся разработкой и реализацией государственной политики занятости. Департаменты, находящиеся в центрах федеральных округов, получили ряд новых функций, связанных с координацией работы в округе в сфере содействия занятости населения и взаимодействием с аппаратом Полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе;

органы, непосредственно  предоставляющие услуги населению  по содействию в трудоустройстве - государственные  учреждения- центры занятости населения (штатная численность основного персонала составляет 27028 человек) в 2242 городах и районах. Центры занятости населения постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 2001 года # 341 включены в перечень организаций, находящихся в ведении Минтруда России.

Таким образом, структура органов федеральной  государственной службы занятости  населения состоит из управленческого  звена - Минтруда России и ДФГСЗН во всех субъектах Российской Федерации, и исполнительного звена - центров занятости населения.

Методы (способы) и меры государственного регулирования  рынка труда можно дифференцировать по различным признакам: по объектам воздействия; по направлениям воздействия; по форме воздействия; по характеру воздействия на рынок труда; по содержанию регулирующих мер; по уровню управленческого воздействия; по источникам финансирования; по продолжительности.

В роли объектов воздействия выступают: население, его отдельные группы работников, предприниматели и их группы, а также определенные элементы организации труда и т.д. В зависимости от особенности объекта можно выделить меры общего воздействия и специальные. По направленности воздействия выделяют меры: увеличивающие (уменьшающие) спрос на рабочую силу, увеличивающие (уменьшающие) предложение на рабочую силу, воздействующие на структуру спроса и структуру предложения, направленные на увеличение степени соответствия спроса и предложения. По форме воздействия на рынок труда можно выделить прямые методы регулирования: государственное субсидирование занятости на предприятиях различных форм собственности, стимулирование гибких форм занятости, изменение годового ФРВ и т.п. – и косвенные методы регулирования: регулирование демографической ситуации, увеличение государственных заказов, закупок, смягчение налогового пресса, поощрение инвестиционной деятельности, стимулирование профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы и т.д. По характеру воздействия на рынок труда регулирующие меры можно дифференцировать на: поощрительные, ограничительные, запретительные, защитные. По содержанию регулирующих мер выделяют: меры экономического характера (поддержка экономически целесообразных рабочих мест, организация общественных работ, специализированное инвестирование в поддержку малого бизнеса и т.д.); меры административного характера (снижение пенсионного возраста, уменьшение продолжительности рабочего дня, ограничение числа мест работы для одного человека, возможностей совместительства, изменение состава экономически активного населения и т.п.); и смешанные, сочетающие экономическое и административное регулирование (финансовую, налоговую, таможенную, внешнеторговую, инновационно-инвестиционную, протекционистскую политики).  По уровню управленческого воздействия методы распределяются на общегосударственные, региональные, отраслевые, внутрифирменные. По источникам финансирования выделяют: Госбюджет, внебюджетные средства, средства Фонда Занятости, средства коммерческих организаций и др. По продолжительности воздействия методы бывают краткосрочные (до 1-го года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (от 5 лет и более). В литературе есть и другие классификации методов регулирования рынка труда. Например, классификация, основанная на использовании мотивационного механизма, с помощью которого намечено достижение главной цели, включает: организационные (административно-распорядительные методы, правовые методы регулирования); экономические (стимулирование создания рабочих мест через налоговые льготы, льготные инвестиционные кредиты и т.п.); социально-психологические (основанные на учете интересов личности, различных социальных групп населения). Рынок труда является саморегулирующимся и вместе с тем поддающимся регуляции механизмом управления занятостью населения при определенном уровне развития производительной силы общества. Регуляторами здесь являются факторы не только макро- и микроэкономические, но и социальные и социально-психологические, отнюдь не всегда имеющие отношение к цене рабочей силы – заработной плате.16

Федеральная государственная  служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Деятельность ФГСЗ направлена на:

оценку состояния  и прогноз развития занятости  населения, информирование о положении на рынке труда;

разработку  и реализацию федеральной, территориальных (краевых, областных, районных, городских) и других целевых программ содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

содействие  гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в поиске необходимых работников;

организацию при  необходимости профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан;

осуществление социальных выплат в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости, оказание материальной и иной помощи безработным гражданам и членам семей безработных, находящимся на их содержании. Услуги, связанные с содействием занятости граждан, предоставляются органами службы занятости бесплатно17.

ФГСЗ организационно самостоятельна. Ее работу возглавляет  и организует соответствующий федеральный орган исполнительной власти, который для осуществления своих полномочий создает территориальные органы. Органы службы занятости совместно с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляют разработку и реализацию государственной политики в области содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения, включающей:

разработку  мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов труда, и других мер, способствующих сохранению и развитию рабочих мест;

правовое регулирование  в области занятости на основе соблюдения законных прав, интересов граждан и соответствующих государственных гарантий, направленное на дальнейшее совершенствование законодательства о занятости населения;

совершенствование разработки и реализации федеральной  и территориальных программ содействия занятости населения;

создание и  развитие инфраструктуры рынка труда.

Для финансирования мероприятий, связанных с разработкой  и реализацией государственной политики занятости ФГСЗ образовывает государственный фонд занятости населения (ФЗ). Порядок формирования и расходования средств ФЗ определен Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации»18.

Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и  свободно избранную занятость. Государственная  политика в области содействия занятости населения направлена на19:

развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;

обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

создание условий, обеспечивающих достойную жизнь  и свободное развитие человека;

поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

осуществление мероприятий, способствующих занятости  граждан, испытывающих трудности в  поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные  из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые);

предупреждение  массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих  новые рабочие места прежде всего  для граждан, испытывающих трудности  в поиске работы;

объединение усилий участников рынка труда и согласованность  их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;

координацию деятельности в области занятости населения  с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную  политику, регулирование роста и  распределение доходов, предупреждение инфляции;

координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов  работников и работодателей в  разработке и реализации мер по обеспечению  занятости населения;

международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.

В целях содействия полной, продуктивной и свободно избранной  занятости населения государство  осуществляет20:

разработку  мер финансово - кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов труда, и других мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест;

правовое регулирование  в области занятости на основе соблюдения законных прав и интересов граждан и соответствующих государственных гарантий, дальнейшее совершенствование законодательства о занятости населения;

разработку  и реализацию федеральных и территориальных  программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения;

создание федеральной  государственной службы занятости  населения;

внедрение эффективных  механизмов проведения активной политики занятости населения, включая организацию  и проведение специальных мероприятий  по профилированию (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на   рынке труда) безработных граждан;

оказание социальной поддержки гражданам, признанным в  установленном порядке безработными.

Государство на рынке труда может осуществлять активную и пассивную политику. Активная политика на рынке труда нацелена на повышение конкурентоспособности человека в борьбе за рыночные места путем: обучения, переподготовки, содействия самозанятости, содействие индивидуальной трудовой деятельности, помощи в трудоустройстве, профессионального консультирования и т.д.

Информация о работе Проблемные аспекты реализации государственной политики обеспечения занятости населения и пути их решения