Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 15:44, дипломная работа
Целью работы является выявление проблем в реализации государственной политики в сфере труда и обеспечения занятости населения в Чувашской Республике и внесение предложений по их решению.
Поставленная цель обусловила постановку следующих задач:
1. установить содержание и формы реализации государственной политики в сфере труда и обеспечения занятости населения на региональном уровне;
проанализировать состав и динамику развития нормативно-правовой базы развития рынка труда и обеспечения занятости населения в Российской Федерации и в Чувашской Республике;
исследовать деятельность Государственной службы занятости населения Чувашской Республики по борьбе с безработицей и развитию рынка труда;
Введение 3
Глава 1. Государственная политика в сфере труда и обеспечения занятости населения в Российской Федерации и формы ее реализации. 7
1.1. Направления и формы обеспечения занятости населения как составляющие государственной социальной политики 7
1.2. Нормативно-правовые основы государственной политики в сфере труда и занятости населения в Российской Федерации и Чувашской Республике 14
1.3. Система и полномочия государственных органов, обеспечивающих реализацию государственной политики в сфере труда и занятости населения 21
Глава 2. Деятельность органов государственной власти Чувашской Республики по реализации государственной политики в сфере труда и занятости населения 32
2.1. Разработка и реализация республиканских целевых и ведомственных программ обеспечения занятости населения в деятельности органов государственной власти Чувашской Республики 32
2.2. Анализ реализации государственной политики обеспечения занятости населения в Чувашской Республике за период 2010 – 2011 гг. 46
2.3. Перспективные направления и задачи ведомственной программы обеспечения занятости населения в Чувашии в 2011 – 2013 гг. 52
Глава 3. Проблемные аспекты реализации государственной политики обеспечения занятости населения и пути их решения 59
3.1. Проблемы в обеспечения занятости населения и развития рынка труда в Чувашской Республике и их причины 59
3.2. Направления совершенствования государственной политики занятости населения и развития рынка труда в Чувашии 61
Заключение 67
Список использованной литературы 70
Таким образом, в республике осуществляется нормотворческая деятельность, направленная на нормализацию уровня безработицы и социальной поддержки молодежи на рынке труда, ходя этих мер явно недостаточно.
Участие государственных
органов оговорено в
В новых условиях финансирования реформирование структуры органов службы занятости было направлено на разделение территориальных органов по выполняемым функциям на:
органы государственного управления на уровне всех субъектов Российской Федерации - Департаменты федеральной государственной службы занятости населения (ДФГСЗН), штатная численность которых составляет 6250 человек, занимающиеся разработкой и реализацией государственной политики занятости. Департаменты, находящиеся в центрах федеральных округов, получили ряд новых функций, связанных с координацией работы в округе в сфере содействия занятости населения и взаимодействием с аппаратом Полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе;
органы, непосредственно предоставляющие услуги населению по содействию в трудоустройстве - государственные учреждения- центры занятости населения (штатная численность основного персонала составляет 27028 человек) в 2242 городах и районах. Центры занятости населения постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 2001 года # 341 включены в перечень организаций, находящихся в ведении Минтруда России.
Таким образом, структура органов федеральной государственной службы занятости населения состоит из управленческого звена - Минтруда России и ДФГСЗН во всех субъектах Российской Федерации, и исполнительного звена - центров занятости населения.
Методы (способы)
и меры государственного регулирования
рынка труда можно
В роли объектов
воздействия выступают: население,
его отдельные группы работников, предприниматели
и их группы, а также определенные элементы
организации труда и т.д. В зависимости
от особенности объекта можно выделить
меры общего воздействия и специальные.
По направленности воздействия выделяют
меры: увеличивающие (уменьшающие) спрос
на рабочую силу, увеличивающие (уменьшающие)
предложение на рабочую силу, воздействующие
на структуру спроса и структуру предложения,
направленные на увеличение степени соответствия
спроса и предложения. По форме воздействия
на рынок труда можно выделить прямые
методы регулирования: государственное
субсидирование занятости на предприятиях
различных форм собственности, стимулирование
гибких форм занятости, изменение годового
ФРВ и т.п. – и косвенные методы регулирования:
регулирование демографической ситуации,
увеличение государственных заказов,
закупок, смягчение налогового пресса,
поощрение инвестиционной деятельности,
стимулирование профессиональной и территориальной
мобильности рабочей силы и т.д. По характеру
воздействия на рынок труда регулирующие
меры можно дифференцировать на: поощрительные,
ограничительные, запретительные, защитные.
По содержанию регулирующих мер выделяют:
меры экономического характера (поддержка
экономически целесообразных рабочих
мест, организация общественных работ,
специализированное инвестирование в
поддержку малого бизнеса и т.д.); меры
административного характера (снижение
пенсионного возраста, уменьшение продолжительности
рабочего дня, ограничение числа мест
работы для одного человека, возможностей
совместительства, изменение состава
экономически активного населения и т.п.);
и смешанные, сочетающие экономическое
и административное регулирование (финансовую,
налоговую, таможенную, внешнеторговую,
инновационно-инвестиционную, протекционистскую
политики). По уровню управленческого
воздействия методы распределяются на
общегосударственные, региональные, отраслевые,
внутрифирменные. По источникам финансирования
выделяют: Госбюджет, внебюджетные средства,
средства Фонда Занятости, средства коммерческих
организаций и др. По продолжительности
воздействия методы бывают краткосрочные
(до 1-го года), среднесрочные (от 1 до 5 лет)
и долгосрочные (от 5 лет и более). В литературе
есть и другие классификации методов регулирования
рынка труда. Например, классификация,
основанная на использовании мотивационного
механизма, с помощью которого намечено
достижение главной цели, включает: организационные
(административно-
Федеральная государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Деятельность ФГСЗ направлена на:
оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;
разработку и реализацию федеральной, территориальных (краевых, областных, районных, городских) и других целевых программ содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в поиске необходимых работников;
организацию при необходимости профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан;
осуществление социальных выплат в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости, оказание материальной и иной помощи безработным гражданам и членам семей безработных, находящимся на их содержании. Услуги, связанные с содействием занятости граждан, предоставляются органами службы занятости бесплатно17.
ФГСЗ организационно самостоятельна. Ее работу возглавляет и организует соответствующий федеральный орган исполнительной власти, который для осуществления своих полномочий создает территориальные органы. Органы службы занятости совместно с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляют разработку и реализацию государственной политики в области содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения, включающей:
разработку мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов труда, и других мер, способствующих сохранению и развитию рабочих мест;
правовое регулирование в области занятости на основе соблюдения законных прав, интересов граждан и соответствующих государственных гарантий, направленное на дальнейшее совершенствование законодательства о занятости населения;
совершенствование разработки и реализации федеральной и территориальных программ содействия занятости населения;
создание и развитие инфраструктуры рынка труда.
Для финансирования мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости ФГСЗ образовывает государственный фонд занятости населения (ФЗ). Порядок формирования и расходования средств ФЗ определен Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации»18.
Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на19:
развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;
обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
поддержку трудовой
и предпринимательской
осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые);
предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
поощрение работодателей,
сохраняющих действующие и
объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;
координацию деятельности
в области занятости населения
с деятельностью по другим направлениям
экономической и социальной политики,
включая инвестиционно-
координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;
международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.
В целях содействия
полной, продуктивной и свободно избранной
занятости населения
разработку мер финансово - кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов труда, и других мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест;
правовое регулирование в области занятости на основе соблюдения законных прав и интересов граждан и соответствующих государственных гарантий, дальнейшее совершенствование законодательства о занятости населения;
разработку и реализацию федеральных и территориальных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения;
создание федеральной государственной службы занятости населения;
внедрение эффективных механизмов проведения активной политики занятости населения, включая организацию и проведение специальных мероприятий по профилированию (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда) безработных граждан;
оказание социальной
поддержки гражданам, признанным в
установленном порядке
Государство на рынке труда может осуществлять активную и пассивную политику. Активная политика на рынке труда нацелена на повышение конкурентоспособности человека в борьбе за рыночные места путем: обучения, переподготовки, содействия самозанятости, содействие индивидуальной трудовой деятельности, помощи в трудоустройстве, профессионального консультирования и т.д.