Пути решения проблем местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 20:19, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в выявлении основных проблем местного самоуправления , путей их решения, также в определении основных направлений дальнейшего совершенствования муниципально-правовых отношений. В выработке предложений и концептуальных выводов о формировании и функционировании системы местной власти в России.
Цели определили задачи исследования:
Проанализировать деятельность органов местного самоуправления,
Исследовать роль и значение местного самоуправления в системе управления РФ;
Разработать меры по совершенствованию системы местного самоуправления;
Выявить предпосылки и условия эффективности осуществления местного самоуправления.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Современная модель организации местного самоуправления в России
1.1 Органы местного самоуправления в системе государственного управления Российской Федерации
1.2 Анализ нормативно-правовой базы в сфере местного самоуправления
1.3 Оценка современного состояния местного самоуправления в России
Глава 2. Анализ деятельности органов местного самоуправления
2.1 Направления деятельности органов местного самоуправления на примере муниципального округа №25 Кировского района
2.2 Характеристика муниципального округа №25 Кировского района
2.3 Основные проблемы деятельности органов местного самоуправления
Глава 3. Разработка мер по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления
3.1 Составление плана мероприятий по решению основных проблем
3.2 Анализ эффективности предложенных мероприятий
3.3. Перспективы развития местного самоуправления в России
Заключение.
Глава 4. БЖД
Список литературы

Файлы: 1 файл

диплом а4.doc

— 720.00 Кб (Скачать файл)

- организация  обустройства мест массового  отдыха;

- создание условий для предоставления транспортных услуг населению ( размещение и оборудование остановочных пунктов);

- организация  сбора бытовых отходов;

- вопросы опеки  и попечительства;- организация охраны  общественного порядка муниципальной  милицией ( участковыми милиционерами).

На внутригородские  муниципальные образования может  быть возложен ряд других полномочий, не перечисленных в Федеральном  законе 2003 г., например:

- текущий ремонт  и эксплуатация жилищного фонда,  нежилых помещений, объектов социального назначения, находящихся в собственности города федерального значения и расположенных на территории внутригородского муниципального образования;

- организация  внешкольной работы с детьми  и подростками на соответствующей территории, создание необходимых для этого муниципальных учреждений;

- содействие  в работе центров социальной  защиты, учет нуждающихся в социальной  поддержке, оказание социальной  помощи нуждающимся за счет  местного бюджета, содействие  благотворительности;

- участие в  реализации принципов социального партнерства на предприятиях, расположенных на территории муниципального образования.

Передача в  компетенцию внутригородских муниципальных  образований перечисленных вопросов, непосредственно затрагивающих интересы населения, позволит реализовать местные инициативы по обустройству территорий, улучшить оказание ряда муниципальных услуг, укрепить связи органов местного самоуправления с жителями, повысить их авторитет в глазах населения.

      1. Наделение муниципальных образований адекватным объемом муниципального имущества. Передача дополнительных полномочий органам местного самоуправления должна сопровождаться передачей в муниципальную собственность соответствующих имущественных комплексов.

Представляется  нецелесообразным вводить в городах  муниципальную собственность на землю, городские леса и обособленные водные объекты. В то же время муниципальным образованиям может быть передано право оформления краткосрочной аренды земельных участков для некапитальных объектов с последующей регистрацией в городских органах.

В собственность  муниципальных образований могут  быть переданы объекты, имеющие местное  значение, расположенные на территории муниципального образования и преимущественно  ориентированные на обслуживание населения: неприватизированный жилищный фонд и имущество, связанное с его содержанием; имущество необходимое для содержания и благоустройства территории; предприятия социально- бытового назначения; объекты нежилого фонда; отдельные объекты образования, здравоохранения, культуры, спорта, работы с детьми; другие имущественные комплексы, необходимые для обеспечения всестороннего социально- экономического развития территории и не имеющие общегородского значения.

Передача перечисленного имущества в собственность муниципальных образований может осуществляться по инициативе населения, органов местного самоуправления или городских органов и оформляться соответствующими договорами, предусматривающими решение вопросов финансирования.

3.Финансовое  обеспечение муниципальных образований. Расширение полномочий муниципальных образований обуславливает необходимость их соответствующего финансового обеспечения. Дополнительные финансовые средства целесообразно предоставлять из бюджетов городов с учетом реального объема расходных полномочий каждого муниципального образования. Однако не исключено закрепление за местными бюджетами муниципальных образований отдельных собственных источников доходов, администрирование которых может эффективнее осуществляться на муниципальном уровне. Это может быть, например, земельный налог и арендная плата за землю, налог на имущество физических лиц, часть налогов на малый бизнес, доходы от наружной рекламы и некоторые другие платежи. Каждое такое решение требует отдельного рассмотрения.

Для определения  объемов бюджетных средств, необходимых  муниципальных образованиям для исполнения их полномочий, потребуется разработка нормативов бюджетной обеспеченности муниципальных образований.

4. Стимулирование развития территорий. Это направление частично завязано на повышение самостоятельности муниципалитетов, но не сводится к ней. Для решения данных задач необходимы:

- повышение  гибкости правового регулирования,  позволяющего отказаться от сложившихся  правовых норм и, напротив, внедрять  передовые муниципальные практики;

- закрепление  за местными бюджетами дополнительных доходных источников, стимулирующих муниципалитеты работать над своей налогооблагаемой базой;

- создание механизмов  поощрения ( и продвижения ) представителей  муниципального класса, достигших  высоких результатов в своей  профессиональной деятельности.

5.Формирование полноценных муниципальных образований на пригородных территориях. Города- пригороды целесообразно преобразовать в городские округа с полным объемом полномочий, составом муниципального имущества и источниками доходов. Они не должны чем- либо отличаться от городских округов в других субъектах РФ, а схема их взаимодействия с органами государственной власти должна соответствовать схеме, принятой в других субъектах РФ. В процессе реформирования поселковых муниципальных образований необходимо в каждом конкретном случае искать компромисс между принципом доступности ( в пользу маленьких муниципальных образований) и принципом эффективности управления ( в пользу крупных муниципальных образований).

6. Усиление автономии муниципалитетов. Повышение их самостоятельности в масштабах безопасных для слаженного функционирования системы государственных органов о обеспечивающих эффективность системы публичного управления. Муниципалитеты должны превратиться в определенный противовес, сдерживающий напор региональных властей и гарантирующих качество управленческих решений на местном уровне и оперативность их исполнения.

Направления действий в этой части:

- укрепление  политических инструментов представительства  и поддержки муниципалитетов  на федеральном уровне;

- расширение фискальной автономии муниципалитетов;

- уход от искусственной дотационности бюджетов территорий с уровнем экономического развития выше среднего;

- более четкое  определение компетенции органов  местного самоуправления, исключающее  избыточное вмешательство в их деятельность других органов публичной власти;

На данный момент все составляющие находятся в процессе формирования. Однако правовое и организационное оформление местного самоуправления протекает значительно быстрее. В вопросах формирования эффективной экономической базы местного самоуправления реальные результаты мизерны. Именно проблемы экономического характера являются основным фактором, сдерживающим развитие местного самоуправления в нашей стране. В связи с этим сегодня основные усилия парламента и правительства должны быть направлены на завершение формирования экономических основ местного самоуправления, являющихся гарантом обеспечения финансово-хозяйственной самостоятельности местных органов власти.57

Очевидно, что  до тех пор, пока в стране отсутствует прочная материально-финансовая база развития местного самоуправления и сохраняется экономическая зависимость органов местного самоуправления от федеральных и региональных органов государственной власти, процесс ее перехода к автономной модели местного самоуправления нельзя считать завершенным. Создание на местах организационно обособленных от государства властных структур, пусть даже на минимально возможном локальном уровне, - это лишь полдела. Власть должна быть обеспечена экономически. А это означает, что судьба всей муниципальной реформы, проводимой в стране, находится сегодня в прямой зависимости от результатов поиска эффективных механизмов укрепления экономической базы местного самоуправления.

Несмотря на имеющиеся позитивные сдвиги и тенденции  в развитии местного самоуправления, потребуется еще немало усилий, чтобы окончательно урегулировать остающиеся противоречия. Реализация закона в жизни, на практике - это всегда задача, как минимум, не менее сложная, а может быть, и более сложная, чем его подготовка и принятие. В этой связи выделяется ряд очевидных приоритетов:

        1. Чтобы закон эффективно заработал, необходимо в кратчайшие сроки и в полном объеме привести в соответствие с ним федеральное и региональное законодательства, уставы и иные нормативные акты муниципальных образований, немало сделать по информационной и экспертной поддержке этой сложной, многогранной и очень объемной работы.
        2. Предстоит решить вопросы по границам и статусу муниципальных образований, структурам органов муниципального управления, завершить процесс административно-территориального деления субъектов РФ в соответствии с требованиями новой редакции Федерального закона о местном самоуправлении и выборным путем сформировать органы местного самоуправления, в том числе во вновь образованных муниципальных образованиях. При этом важно учитывать, что во многих субъектах РФ в процессе реализации ФЗ №131 значительно, порой на порядок, увеличится численность муниципальных образований

3. Следующий важный этап - формирование эффективной структуры муниципальных органов в соответствии с перечнем полномочий, возлагаемых на каждый уровень местного самоуправления.

4. Весьма сложный и самый болезненный вопрос - о ресурсах пополнения местных бюджетов. Слишком долго длилось время так называемых повышенных обязательств при практически пустом кармане муниципальных образований, а главное - при невозможности наполнить этот карман самостоятельно.

Здесь уже предприняты  первые шаги, которые должны изменить ситуацию, внесены поправки в Налоговый  и Бюджетный кодексы. Главный смысл поправок в том, чтобы у муниципалитетов появились стимулы расширять собственную налоговую базу. Потенциальных возможностей для развития собственной базы на местах много. Это - малый и средний бизнес, сфера инноваций и услуг. Именно эти сегменты экономики могут стать решающими для развития внутреннего рынка и экономического роста в стране в целом.

И, наконец, важно  повысить роль и значение представительных органов, развивать принципы коллегиальности  и контрольные механизмы с  участием граждан. Без такой обратной связи с избирателями по-настоящему сильное, независимое и эффективное местное самоуправление, конечно, не состоится».

Весьма актуальной задачей является повышение политической культуры населения муниципальных  образований, приобщение людей к процессу управления местными делами.58

Новая редакция Федерального закона о местном самоуправлении, поправки, внесенные в Налоговый  и Бюджетный кодексы РФ, призваны увеличить объемы собственных доходов муниципальных образований. Однако эти меры вряд ли смогут обеспечить местному самоуправлению надлежащий уровень экономической самостоятельности без встречной активности со стороны местных властей. Муниципальные служащие должны овладеть основами современного менеджмента и азами рыночного поведения. Муниципалитеты должны научиться собственными силами зарабатывать недостающие им средства.

Такие проявления муниципальной предпринимательской  активности, как создание муниципальных  предприятий в наиболее конкурентоспособных  и прибыльных отраслях муниципальной экономики, сдача в аренду муниципального имущества, участие в создании предприятий с долевой собственностью, размещение муниципальных заказов, приватизация и продажа убыточных объектов муниципальной собственности, стимулирование малого бизнеса и инвестиционная деятельность органов местного самоуправления обладают наибольшей устойчивостью к воздействию различного рода внешних и внутренних факторов и, следовательно, являются наиболее перспективными с точки зрения повышения уровня экономической самостоятельности муниципальных образований.

Наличие обладающих экономической и правовой возможностью организационных структур местного самоуправления при активном участии  и заинтересованности государства  и населения может привести к  созданию реального эффективного местного самоуправления, а значит, и обеспечению стабильного поступательного развития российского общества и российского государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Являясь одним  из элементов конституционного строя  Российской Федерации, местное самоуправление, имеет большое значение для формирования новой российской государственности. В нём, согласно Европейской Хартии о местном самоуправлении, наиболее полно реализуется идея приближения власти к её источнику ¾ народу. Сейчас становится всё более очевидным, что с имеющимися многочисленными проблемами наше общество не справится, если не будет подлинного местного самоуправления, развитие которого необходимо для решения задач, связанных с организацией территориального управления. Этнические и исторические особенности России, сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация делают невозможным управление страной только из центра; поэтому организация общественной жизни должна включать и механизмы самоуправления территорий, местных сообществ, которые, фактически, на сегодняшний день находятся ещё в стадии становления, развития, а также в стадии осознания понятия местного самоуправления большинством населения страны.

И потому сейчас так важно государству, его соответствующим  органам видеть и анализировать опыт функционирования местного самоуправления на местах, определять тенденции его развития, ошибки и проблемы становления и, в связи с этим корректировать свою политику в вопросах местного самоуправления.

Есть множество проблем  мешающих процессу становления самостоятельности местного самоуправления в РФ. Во многом эти проблемы порождены теми процессами, которые протекают в нашем обществе, и имеют разную основу - экономическую, политическую, функциональную. Данные проблемы и пути их разрешения, учитывая федеративное устройство РФ, можно подразделить на несколько уровней.

Информация о работе Пути решения проблем местного самоуправления