Реформа муниципальной системы образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 14:08, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы рассмотреть значимость развития российской системы образования.
Для достижения цели ставятся следующие задачи:
1. Раскрыть роль образования в России;
2. Рассмотреть значение государства в развитии сферы образования;
3. Рассмотреть проблемы, существующие в образовании и возможные пути их решения.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Российская система образования
1.1 Роль образования в развитии российского общества
1.2 Структура российской системы образования
1.3 Состояние российской системы образования и необходимость ее модернизации
Глава 2. Государство и образование
2.1 Приоритеты образовательной политики
2.2 Формирование эффективных экономических отношений в школьном и профессиональном образовании
2.3 Значение региональных органов власти в модернизации образования
Глава 3. Пример внедрения инноваций в образование на примере Новосибирской области
3.1 Механизм внедрения инноваций на уровне муниципальных образований
3.2 Механизм привлечения инвестиций в образование
3.3 Оценка эффективности инновационного развития образования
3.4 Управление инновационным развитием образования
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реформа мун.системы образ-я.docx

— 53.61 Кб (Скачать файл)

- передача оплаты труда  и обеспечения учебного процесса  в муниципальных общеобразовательных  школах в ведение субъектов  Российской Федерации и придания  им статуса государственных образовательных  учреждений;

- введение адресных целевых  выплат для малообеспеченных  учащихся и создание на региональном  и муниципальном уровнях других  механизмов поддержки детей, нуждающихся  в особой социальной защите.

Это обеспечит им доступность  дополнительных образовательных услуг  и возможность обучения в учреждениях  образования, реализующих программы  повышенного уровня; создание системы  государственного образовательного кредитования, субсидирования для расширения возможностей детям из малообеспеченных семей  получать среднее и высшее профессиональное образование, предусмотрев различные  формы погашения кредита, субсидии; необходимо также использовать возможности государственного образовательного кредитования и субсидирования для подготовки студентов по специальностям, имеющим особо важное значение для экономического и социального развития государства; нормативно-правовое регулирование условий привлечения в сферу образования внебюджетных средств и их использования, обеспечение защиты прав потребителей платных образовательных услуг; последовательное увеличение суммарной величины академической и социальной стипендии и доведение ее до уровня прожиточного минимума; стимулирование создания для обучающихся фондов рабочих мест с неполным рабочим днем. Для обеспечения гражданам равных условий получения на конкурсной основе среднего и высшего профессионального образования будут в установленном законом порядке рассмотрены предложения о предоставлении на определенных условиях отсрочки призыва в Вооруженные Силы выпускникам средней (полной) общеобразовательной школы и выпускникам образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования для реализации ими права на поступление в учебные заведения соответственно среднего или высшего профессионального образования.

Важной организационно-педагогической мерой будет восстановление на современной  технической основе учета детей  школьного возраста и создание государственно-общественной системы обеспечения обязательного  основного общего образования, мониторинга  его реализации.

Для обеспечения сельским школьникам равных возможностей в получении  качественного общего образования  будут осуществлены специальные  меры по поддержке сельской школы, а  также ее реструктуризации.

Дети с ограниченными  возможностями здоровья должны быть обеспечены медико-психологическим  сопровождением и специальными условиями  для обучения преимущественно в  общеобразовательной школе по месту  жительства, а при наличии соответствующих  медицинских показаний - в специальных  школах и школах-интернатах. Дети с  проблемами асоциального характера  должны быть обеспечены обязательным индивидуальным психолого-педагогическим сопровождением.

Правительство Российской Федерации  планирует осуществить комплексные  меры по борьбе с беспризорностью, асоциальным  поведением детей и молодежи, социальным сиротством. В их числе:

- создание сети учебно-воспитательных  учреждений по типу суворовских,  нахимовских училищ, кадетских школ  и корпусов,

- казачьих школ, летных, мореходных, речных, промышленных,

- сельскохозяйственных и  других училищ;

- создание специализированных  консультативных подростковых центров,  где подростки решали бы свои  психолого-педагогические и медико-социальные  проблемы;

- рационализация порядка  и процедур усыновления детей,  развитие системы приемных семей  и детских домов семейного  типа;

- расширение подготовки  специальных кадров - социальных  педагогов и психологов - по профилактике  социального сиротства и для  работы с детьми группы риска;

- подготовка и переподготовка  педагогических кадров, а также  проведение родительского всеобуча  по профилактике наркомании и  алкоголизма;

- введение на федеральном  и региональном уровнях специальных  уполномоченных по правам ребенка.

Одна из причин, вызывающих рост асоциального поведения подростков и молодежи, нерациональная организация  досуговой деятельности и каникулярного времени, подлинной проблемой которого становится детская безнадзорность. Органами государственной власти всех уровней и местного самоуправления, органами управления образованием и образовательными учреждениями с привлечением общественности будут приняты меры по усилению педагогического влияния на детей и подростков в период летних каникул и повышению их занятости.

Создание условий для  повышения качества общего образования

Базовое звено образования - общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования  не только на усвоение обучающимся  определенной суммы знаний, но и  на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная  школа должна формировать целостную  систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной  деятельности и личной ответственности  обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

Опираясь на богатейший опыт российской и советской школы, следует  сохранить лучшие традиции отечественного естественно-математического, гуманитарного  и художественного образования. Воспитание как первостепенный приоритет  в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс  обучения и развития.

Важнейшие задачи воспитания - формирование у школьников гражданской  ответственности и правового  самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации  на рынке труда. В решении этих задач важно взаимодействие школы  с учреждениями дополнительного  образования детей, которые были и остаются одной из наиболее эффективных  форм развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального  самоопределения детей и молодежи.

Исключительная роль в  решении задач воспитания принадлежит  семье. В целях создания необходимых  условий достижения нового, современного качества общего образования планируется:

- итогам проводимого эксперимента  пересмотреть структуру и содержание  общего образования, включая продолжительность  обучения на каждой его ступени  (решение о переходе на 11-12-летнее  школьное образование будет принято  по итогам эксперимента не  ранее 2006-2007 годов);

- разработать и ввести  в действие государственные образовательные  стандарты общего образования  и вариативный базисный учебный  план, позволяющий учитывать особенности  регионов и возможности общеобразовательных  учреждений;

- провести оптимизацию  учебной, психологической и физической  нагрузки учащихся и создать  в образовательных учреждениях  условия для сохранения и укрепления  здоровья обучающихся, в том  числе за счет: а) реальной разгрузки  содержания общего образования;  б) использования эффективных  методов обучения; в) повышения  удельного веса и качества  занятий физической культурой;  г) организации мониторинга состояния  здоровья детей и молодежи; д) улучшения организации питания обучающихся в образовательных учреждениях; е) рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей и молодежи;

- обеспечить дифференциацию  и индивидуализацию образования  при обеспечении государственных  образовательных стандартов на  основе многообразия образовательных  учреждений и вариативности образовательных  программ;

- более полно использовать  нравственный потенциал искусства  как средства формирования и  развития этических принципов  и идеалов в целях духовного  развития личности;

- отработать и ввести  гибкую систему профилей обучения  в старшей школе, в том числе  путем кооперации старшей ступени  школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального  образования;

- усилить роль дисциплин,  обеспечивающих успешную социализацию  учащихся: экономики, истории, права,  русского, родного и иностранных  языков, улучшить профессиональную  ориентацию и трудовое обучение, обеспечить всеобщую компьютерную  грамотность;

- обеспечить знания выпускниками  средней школы на уровне функциональной  грамотности как минимум одного  иностранного языка;

- предусмотреть введение  обязательного экзамена по иностранному  языку за курс средней школы  и обязательного экзамена по  информационным технологиям за  курс основной школы;

- создать в системе  профессиональной ориентации условия  для психологической поддержки  молодежи, помощи в выявлении  профессиональных интересов, склонностей,  определения реальных возможностей  в освоении той или иной  профессии;

- отработать в порядке  эксперимента в 2002-2003 годах различные  механизмы реструктуризации основной  и старшей ступени сельской  школы (при сохранении и поддержке  малокомплектных школ и обеспечении  в каждом населенном пункте  условий для реализации программ  дошкольного и начального образования);

- организовать на селе  систему "школьных автобусов";

- обеспечить в рамках  Федеральной целевой программы  "Развитие единой образовательной  информационной среды (2001-2005 гг.)" развитие дистанционного образования  и др.;

- разработать нормативно-правовую  базу для развития новых типов  общеобразовательных учреждений, в  том числе образовательных центров  и комплексов, а также учреждений  для детей, оставшихся без попечения  родителей;

- обеспечить государственную  поддержку школ для одаренных  детей;

- создать эффективную  государственно-общественную систему  экспертизы и контроля качества  учебной литературы, а также поддержки  организации и проведения конкурсов  среди авторов на создание  учебников нового поколения;

- обеспечить государственную  поддержку образовательным учреждениям,  ведущим инновационную деятельность, как опорным площадкам процесса  модернизации образования;

- создать независимую  от органов управления образованием  государственную систему оценки  качества образования, которая  должна стать действенным и  надежным инструментом повышения  эффективности образовательной  деятельности.

 

2.2 Формирование  эффективных экономических отношений  в школьном и профессиональном  образовании

 

В ходе модернизации образования, рассматриваемого как приоритетная отрасль национальной экономики, государство  будет последовательно наращивать его финансовую поддержку до необходимой  потребности.

Важными элементами формирования эффективных экономических механизмов модернизации и развития образования, обеспечивающих фактически новые принципы и систему финансирования отрасли, должны стать:

- введение нормативного  бюджетного финансирования общего  среднего и начального профессионального  образования с учетом обеспечения  государственных образовательных  стандартов и необходимых условий  образовательного процесса;

- разработка дифференцированных  нормативов бюджетного финансирования  учреждений (организаций) высшего  и в перспективе среднего профессионального  образования, отражающих характер  реализуемых ими образовательных  программ;

- создание системы государственного  образовательного кредитования  субсидирования граждан из малообеспеченных  семей и отдаленных территорий  для получения ими профессионального  образования;

- выделение средств на  развитие образования из бюджетов  всех уровней, включая средства  на приобретение учреждениями  образования учебно-лабораторного  оборудования и информационно-вычислительной  техники, развитие библиотек и  информационных ресурсов, а также  на повышение квалификации преподавателей;

- достижение прозрачности  межбюджетных отношений в части,  касающейся финансового обеспечения  образования;

- развитие механизмов  финансовой поддержки субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований с учетом требований  модернизации образования;

- обеспечение целевого  использования средств, выделяемых  на нужды образования из бюджетов  разных уровней;

- стимулирование соучредительства и многоканального финансирования учреждений профессионального образования; переход к финансированию учреждений профессионального образования на контрактной основе;

- нормативно-правовое обеспечение  экономической самостоятельности  учреждений образования, в том  числе на основе увеличения  разнообразия организационно-правовых  форм образовательных учреждений  и организаций;

- последовательная реализация  принципа экономической автономии  учебных заведений при введении  казначейской системы учета внебюджетных  средств образовательных учреждений;

Информация о работе Реформа муниципальной системы образования