Шпаргалка по дисциплине "Муниципальное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 18:01, курс лекций

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Муниципальное право".

Файлы: 1 файл

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО.docx

— 124.03 Кб (Скачать файл)
  1.   МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО КАК КОМПЛЕКСНАЯ ОТРАСЛЬ В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ПРАВА (понятие, предмет, метод, система, место в системе российского права, история развития, источники).

Муниципальное право — комплексная отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации местного самоуправления и решения населением муниципальных образований непосредственно через выборные и другие органы местного самоуправления вопросов местного значения, а также в процессе реализации отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

Комплексная отрасль — отрасль права, многие нормы которой являются одновременно нормами других отраслей права. Например, некоторые нормы муниципального права являются одновременно нормами конституционного, финансового, гражданского, земельного и других отраслей права. Муниципальное право — относительно новая, формирующаяся отрасль права.

Предмет муниципального права охватывает различные по своему содержанию и характеру общественные отношения: организационные, управленческие, имущественные, финансовые и др., в которых их обязательным субъектом выступает либо население муниципального образования, либо орган (должностное лицо) местного самоуправления, обладающий соответствующими полномочиями.

Императивный и диспозитивный методы.

При характеристике системы муниципального права нами выделялась общая и особенная части.  
К общей части относятся :

1. Правовые основы местного  самоуправления. 
2. Территориальные основы местного самоуправления. 
3. Организационные основы местного самоуправления. 
4. Финансово-экономические основы местного самоуправления. 
5. Гарантии местного самоуправления. 
6. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц. 
К особенной части  : 
а) полномочия органов местного самоуправления в сфере социально-экономического развития; 
б) полномочия органов местного самоуправления в сфере социально-культурного развития; 
в) полномочия органов местного самоуправления по обеспечению общественной безопасности и правопорядка.

  1. Международные правовые нормативные акты (Европейская Хартия местного самоуправления и др.).

  1. Конституция России.

  1. Конституционные, федеральные законы.

  1. Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты федеральных министерств и ведомств по вопросам местного самоуправления.

  1. Конституции, законы и нормативно-правовые акты органов исполнительной власти субъектов федерации по вопросам местного самоуправления.

  1. Нормативно-правовые акты, принятые населением муниципального образования и его органами самоуправления.

  1. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО КАК НАУЧНАЯ И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА (понятие, система, история развития).

Научную дисциплину "муниципальное право" можно определить как совокупность знаний, теорий о местном самоуправлении, формах и практике его осуществления и правового регулирования.

 В систему научной  дисциплины входят следующие  разделы : 
-  введение в муниципальное право ; 
-  местное самоуправление как форма народовластия ; 
-  основы местного самоуправления ; 
-  полномочия местного самоуправления ; 
-  ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.

 

МП как учебная дисциплина имеет более узкое содержание, чем наука, поскольку изучается в рамках программ, тематических и учебных планов учебного курса. 
Задачи МП, как учебной дисциплины состоят в оказании помощи будущим юристам при изучении основ местного самоуправления

 
Система учебной дисциплины МП имеет следующие составные части: 
 
1) МП, как комплексная отрасль права, как научная и учебная

2) Основы местного самоуправления   
3) Система МСУ

4) Основные полномочия  органов МСУ 

 

  1. МУНИЦИПАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ И ИНСТИТУТЫ.

Муниципальные правовые нормы – это правила поведения, устанавливающие, закрепляющие и регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления.

Муниципально-правовые институты - это определенная система норм муниципального права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу в рамках отрасли муниципального права.

 

  1. МУНИЦИПАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ (понятие, структура, содержание, субъекты).

Муниципально-правовые отношения - это регулируемые нормами муниципального права общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций.

Муниципально-правовые отношения подразделяются на три группы:

1) отношения, в которых одной из сторон выступает муниципальное образование. 

2) отношения, в которых одним из субъектов выступает население муниципального образования. 

3) отношения, в которых одной из сторон является орган или должностное лицо местного самоуправления.

 

  1. ИСТОРИЯ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ (этапы, общая характеристика).

 Развитию местного самоуправления в дореволюционной России положили начало земская (1864) и городская (1870) реформы Александра II. Создавались выборные губернские и уездные земские собрания, которые заведовали местными хозяйственными делами. Органами городского самоуправления были городские думы и управы. При Александре III органы местного самоуправления были поставлены под контроль правительственных чиновников. Муниципальная реформа 1917 года не была проведена в жизнь.

После Октябрьской революции 1917 года в основу организации власти был положен принцип единство системы Советов как органов государственной власти . Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства» , Закон РСФСР «О местном самоуправлении» сыграли большую роль в становлении местного самоуправления. Были разграничены полномочия между местными советами и администрациями, введены судебные и некоторые иные гарантии местного самоуправления.

Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года, закрепила местное самоуправление и его самостоятельность . В 1995 году принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Реформа 2006  Новый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятый в 2003 году, положил начало муниципальной реформе .

 

  1. ЗЕМСКОЕ И ГОРОДСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ.

Система местного самоуправления, сложившаяся к середине XIX в., имела существенные недостатки. Попытки устранить эти недостатки были предприняты в Положении 1864 г. «О земских губернских и уездных учреждениях», что обозначило начало земской реформы.

Однако у новой системы земского самоуправления также имелись.  В систему земских учреждений были включены:

  1. земские избирательные съезды, которые занимались избранием каждые 3 года нового земского гласного.

 Недостатком этой представительной  системы был имущественный ценз, согласно которому к выборам  допускалась лишь небольшая часть  богатых земских жителей;

  1. земские собрания - формировались на земских избирательных съездах. Выделялись губернские и уездные земские собрания, обладавшие различной компетенцией.

  1. земские управы, которые являлись исполнительными органами земских учреждений. Выделялись губернские и уездные земские управы .

В систему органов городского общественного самоуправления входили:

  1. городское избирательное собрание - проводилось каждые 3 года для избрания городских гласных;

  1. Городская дума (распорядительный орган . В обязанности Городской думы входило избрание состава городской управы;

  1. городская управа (исполнительный орган .

 

  1. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД И НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.

Конституция 1918 года положила конец раздробленности Советов и их неподчинению центральной власти. В основу организации власти на местах был положен принцип единства системы Советов как органов государственной ВЛАСТИ.

 

   Конституция СССР 1936 г. ввела всеобщее, равное, прямое избирательное  право при тайном голосовании.

 

   Высшим организационным  принципом построения и деятельности  системы Советов был демократический централизм формально допускавший некую самостоятельность местных органов, но в действительности заключавшийся в жесткой централизации и концентрации власти в руках государства

 Перед самым распадом  СССР принятый  1990 г. Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местном хозяйстве в СССР»  был попыткой реформировать местные Советы.

Постсоветский период развития местного самоуправления- 1991 г. Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР .

 Принятие Конституции  РФ в 1993 г. определяет основные  принципы организации и деятельности  местного самоуправления, вступление  России в Европейский  СОЮЗ.

 Основные положения  в области развития системы  местного самоуправления были  определены в Указе Президента  России от 1999 г. «Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления  в Российской Федерации».

 

  1. СОВРЕМЕННАЯ РЕФОРМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.

Комиссия при Президенте Российской ФЕД. предложила принципы разграничения полномочий между Федерацией и субъектами Федерации и между государством и местным самоуправлением, а также в конкретных сферах – от природопользования до межбюджетных отношений.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[8] закрепил новые принципы организации местного самоуправления, в том числе касающиеся его экономической основы.

Новый Федеральный закон закрепил на всей территории РФ двухуровневую систему организации местного самоуправления. Первый уровень - городские и сельские поселения, второй – городские округа и муниципальные районы.

 

  1. МОДЕЛИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ.

 1. Модель «совет — мэр»

2. Модель «совет — управляющий»

3. Модель «сход — мэр»

В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан. 

4. Модель «совет — председатель  — мэр»

В поселениях с численностью населения менее 1000 человек глава муниципального образования независимо от способа его избрания одновременно может быть председателем представительного органа поселения и главой местной администрации. 

 

 Основные системы местного  самоуправления  за рубежом

1. Форма «сильный совет - слабый мэр» характеризуется  ограничени­ем прав мэра .

2. Форма «совет - управляющий» .

3. Форма «сильный мэр - совет». 

4. Комиссионная форма. Комиссия  образуется из выборных лиц  , каждый из которых управляет ка­ким-либо отделом городского правительства. 

5. Комбинированная (смешанная) форма. 

 

  1. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ : понятие, сущность, принципы, правовое закрепление.

Под местным самоуправлением понимается конституционно закреплённая организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

Основные принципы местного самоуправления.

1) самостоятельность решения населением вопросов местного значения.

 

            2) организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций.

 

            3) соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям.

 

            4) ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением.

 

            5) многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления.

 

            6) соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

 

            7) законность в организации и деятельности местного самоуправления.

 

            8) гласность деятельности местного самоуправления.

       9) коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления.

    10) государственная гарантия местного самоуправления.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Муниципальное право"