ДОХОДЫ
МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ: ВИДЫ, ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ.
Доходы местных бюджетов также как и
бюджеты других уровней бюджетов формируются
за счет налоговых и неналоговых доходов.
К налоговым доходам относятся предусмотренные
налоговым законодательством федеральные,
региональные налоги и сборы, местные
налоги и сборы, а также пени и штрафы.
К неналоговым доходам относятся:
1) Доходы от использования имущества,
находящегося в муниципальной собственности
2) Доходы от продажи или иного возмездного
отчуждения имущества, находящегося в
муниципальной собственности
3) Доходы от платных услуг, оказываемых
соответствующими органами местного самоуправления,
а также бюджетными учреждениями,
4) Средства, полученные в результате применения
мер гражданско-правовой, административной
и уголовной ответственности (в том числе
штрафы, конфискации, компенсации),
5) Доходы в виде финансовой
помощи и бюджетных ссуд, полученных
от бюджетов других уровней
бюджетной системы РФ
ВЫРАВНИВАНИЕ
УРОВНЯ БЮДЖЕТНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ.
Далеко не все муниципальные
образования имеют одинаковую бюджетную
обеспеченность. Большинство получают
финансовую помощь из иных бюджетов, и
только несколько муниципальных образований
являются финансовыми донорами, перечисляя
значительную часть своих доходов в региональный
и федеральный бюджеты (это в основном
муниципальные образования с большими
запасами природных ресурсов).
Для тех муниципальных образований,
где бюджетная обеспеченность ниже установленного
определенного минимума, предусматривается
выравнивание этой обеспеченности. Соответственно,
в Федеральном законе "Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации" предусмотрено
образование фондов финансовой поддержки
поселений и фондов финансовой
поддержки муниципальных районов и городских
округов.
Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности
осуществляется путем предоставления
дотаций, субсидий и субвенций.
СРЕДСТВА
ФИНАНСОВОЙ ПОМОЩИ МЕСТНЫМ БЮДЖЕТАМ ИЗ
БЮДЖЕТОВ ДРУГИХ УРОВНЕЙ.
В целях предоставления местным
бюджетам субсидий для долевого финансирования
инвестиционных программ и проектов развития
общественной инфраструктуры муниципальных
образований в составе расходов бюджета
субъекта Российской Федерации может
быть образован фонд муниципального развития.
Отбор инвестиционных программ
и проектов, а также муниципальных образований,
которым предоставляются указанные субсидии,
осуществляется в порядке, установленном
законами субъектов Российской Федерации
в соответствии с требованиями Бюджетного
кодекса Российской Федерации.
Распределение субсидий из
фонда муниципального развития между
муниципальными образованиями утверждается
законом субъекта Российской Федерации
о бюджете субъекта Российской Федерации
на очередной финансовый год.
Комиссия муниципального Собрания
по бюджетным отношениям, муниципальной
собственности и взаимодействию с общественными
объединениями:
1) осуществляет контроль за исполнением
местного бюджета и готовит заключение
на годовой отчет об исполнении местного
бюджета;
2) проводит экспертизы проекта местного
бюджета и правовых актов бюджетного законодательства;
3) осуществляет другие полномочия, установленные
Бюджетным кодексом Российской Федерации
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ
ЗАКАЗ.
Муниципальный
заказ – это заказ на закупку товаров,
выполнение работ, оказание услуг, формируемый
от имени органов местного самоуправления,
финансируемый из местного бюджета и направленный
на удовлетворение муниципальных нужд.
Размещение заказа, будь то
муниципальный или государственный заказ,
осуществляется в рамках так называемого
тендера. Задача тендера на выполнение
заказа состоит в поиске поставщика, который
предложит максимально выгодное и надежное
сотрудничество.
Каждый муниципальный заказ
должен размещаться на сайте муниципальных
заказов, вне зависимости от суммы, на
которую он рассчитан.
Сегодня существует несколько
законодательно утвержденных способов
для размещения любого муниципального
заказа:
Конкурс (открытый или закрытый)
Аукцион (открытый или закрытый)
Биржевые торги
Запрос котировок
Закупки у одного (единственного)
поставщика
Электронный аукцион
КОМПЕТЕНЦИЯ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: понятие, состав,
способы формирования.
Компетенция - это
содержание и объем властных правомочий,
которые имеет орган власти или его должностное
лицо и которые фиксируются в соответствующем
юридическом документе.
Компетенция органа или должностного
лица включает два элемента: предметы
ведения (круг рассматриваемых вопросов)
и полномочия (объем прав и обязанностей).
компетенция местного самоуправления
формируется следующим образом:
Базовая компетенция прямо устанавливается
федеральными законами;
субъектам Российской Федерации предоставляется
право расширять перечень вопросов местного
значения, которые муниципальные образования
вправе принимать к своему рассмотрению;
Муниципальные образования вправе также
принимать к своему рассмотрению иные
вопросы, не исключенные из их ведения
и не отнесенные к ведению других муниципальных
образований и органов государственной
власти;
Наделение полномочиями
может осуществляться двумя способами:
1. Передача - способ регулирования
полномочий органа местного самоуправления,
при котором какое-либо полномочие государственного
органа исключается из его компетенции
и включается в компетенцию органа местного
самоуправления.
2. Делегирование - предоставление
государственным органом принадлежащего
ему права решения какого-либо вопроса
органам местного самоуправления на один
раз, на определенный срок или бессрочно.
86.87. 88. ВОПРОСЫ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ.
1) формирование, утверждение,
исполнение бюджета и контроль за
исполнением бюджета;
2) установление, изменение и отмена местных
налогов и сборов ;
3) владение, пользование и распоряжение
имуществом,
4) организация в границах
поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения
населения,
5) содержание и строительство
автомобильных дорог общего пользования,
6) обеспечение малоимущих
граждан, проживающих в поселении
и нуждающихся в улучшении
жилищных условий, жилыми
7) участие в предупреждении
и ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций
9) обеспечение первичных
мер пожарной безопасности
10) создание условий для
обеспечения жителей услугами связи,
общественного питания, торговли и бытового
обслуживания;
11) организация библиотечного обслуживания
населения,
12) сохранение, использование
и популяризация объектов культурного
наследия
14) обеспечение условий
для развития на территории
поселения физической культуры
и массового спорта,
15) организация сбора и вывоза
бытовых отходов и мусора;
19) организация благоустройства и озеленения
территории ;
20 организация освещения улиц и установки
указателей с названиями улиц и номерами
домов;
22) организация ритуальных услуг и содержание
мест захоронения;
23) организация и осуществление мероприятий
по гражданской обороне, защите населения
от чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера;
24) создание, содержание и организация
деятельности аварийно-спасательных служб
и (или) аварийно-спасательных формирований
на территории поселения;
89. ПОРЯДОК НАДЕЛЕНИЯ ОРГАНОВ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫМИ
ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ.
Наделение органов местного
самоуправления отдельными государственными
полномочиями – это исключение какого-либо
полномочия из компетенции государственного
органа и включение его в компетенцию
органа местного самоуправления.
Наделение органов местного
самоуправления отдельными государственными
полномочиями РФ осуществляется ФЗ,
отдельными государственными полномочиями
субъектов РФ – законами субъектов РФ.
Наделение органов местного самоуправления
отдельными государственными полномочиями
иными нормативными правовыми актами
не допускается.
Отдельные государственные
полномочия, передаваемые для осуществления
органам местного самоуправления, осуществляются
органами местного самоуправления муниципальных
районов и органами местного самоуправления
городских округов .
Органы местного самоуправления
могут наделяться отдельными государственными
полномочиями на неограниченный срок
либо, если данные полномочия имеют определенный
срок действия, на срок действия этих полномочий.
Финансовое обеспечение
отдельных государственных полномочий,
переданных органам местного самоуправления,
осуществляется только за счет предоставляемых
местным бюджетам субвенций из соответствующих
бюджетов.
91. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ
С ПРЕДПРИЯТИЯМИ, УЧЕРЕЖДЕНИЯМИ, ОРГАНИЗАЦИЯМИ.
Местное самоуправление в Российской
Федерации, обеспечивает самостоятельное
решение населением вопросов местного
значения, владение, пользование и распоряжение
муниципальной собственностью.
В области управления муниципальной
собственностью, взаимоотношений с предприятиями,
учреждениями и организациями, расположенными
на подведомственной им территории местного
самоуправления, органы местного самоуправления
самостоятельно управляют муниципальной
собственностью, определяют в соответствии
с законодательством условия приобретения,
создания, преобразования объектов муниципальной
собственности; утверждают перечень объектов
муниципальной собственности, приобретение,
создание и преобразование которых требует
согласия органа местного самоуправления;
устанавливают в соответствии с законодательством
порядок назначения на должность и освобождения
от нее руководителей муниципальных предприятий,
учреждений, организаций; определяют условия
и порядок разгосударствления и приватизации
муниципальных предприятий и др.
92. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В ПЛАНОВО-ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Местные финансы, формирование,
утверждение и исполнение местного бюджета,
установление местных налогов и сборов,
решение других финансовых вопросов местного
значения относится к предметам ведения
местного самоуправления. Формирование
и использование местных финансов основывается
на принципах самостоятельности, государственной
финансовой поддержки и гласности. Права
собственника в отношении местных финансов
осуществляются от имени населения муниципального
образования органами местного самоуправления
или непосредственно населением муниципального
образования в соответствии с уставом
муниципального образования. Организация
межбюджетных отношений органов местного
самоуправления и органов государственной
власти субъектов РФ осуществляется на
основе федеральных законов и законов
субъектов РФ.
93.
ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЗЕМЛИ
И ДРУГИХ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ.
В соответствии с ЗК РФ к полномочиям
органов местного самоуправления в области
земельных отношений относятся изъятие,
в том числе путем выкупа, земельных участков
для муниципальных нужд, установление
с учетом требований законодательства
РФ правил землепользования и застройки
территорий городских и сельских поселений,
территорий других муниципальных образований,
разработка и реализация местных программ
использования и охраны земель, а также
иные полномочия на решение вопросов местного
значения в области использования и охраны
земель.
Органами местного самоуправления
осуществляются управление и распоряжение
земельными участками, находящимися в
муниципальной собственности. В целях
охраны земель предусматриваются местные
программы охраны земель, включающие в
себя перечень обязательных мероприятий
по охране земель с учетом особенностей
хозяйственной деятельности, природных
и других условий.
94. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В ЖИЛИЩНОЙ, КОММУНАЛЬНО-БЫТОВОЙ СФЕРЕ,
В СФЕРЕ ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ.
Полномочия районной администрации в
области жилищного хозяйства. Районная
администрация:
1) организует эксплуатацию муниципального
жилищного фонда, объектов коммунального
и дорожного хозяйства;
2) распределяет в установленном
порядке муниципальный жилищный
фонд, ведет учет граждан, нуждающихся
в улучшении жилищных условий,
и предоставляет им жилые помещения
в домах муниципального жилищного
фонда, решает вопросы продажи
домов и квартир, использования
нежилых помещений, аренды зданий
и сооружений, находящихся в муниципальной
собственности, а также выдает
ордера на заселение жилой
площади, за исключением домов, принадлежащих
гражданам;
3) выполняет за счет собственных
средств или на хозрасчетных
договорных началах заказы администрации
сельских населенных пунктов, поселков
и городов по развитию электрификации,
газоснабжения, водоснабжения населенных
пунктов; дает заключения по планам
строительства электрических, водопроводных,
канализационных, тепловых и газовых
сетей и сооружений предприятиями
и организациями на территории
района;
4) осуществляет контроль за надлежащей
эксплуатацией жилищного фонда,
всех объектов коммунального
хозяйства, обеспечивает бесперебойное
коммунальное обслуживание населения,
устойчивую работу объектов водо-,
газо-, тепло-, энергоснабжения; принимает
меры по обеспечению населения топливом;
5) организует благоустройство населенных
пунктов, привлекает на договорной
основе к этой работе предприятия,
учреждения, организации, а также
население; контролирует благоустройство
производственных территорий, осуществляет
озеленение, охрану зеленых насаждений
и водоемов, создает места отдыха
граждан;