Система управления государственной собственностью в субъектах РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2015 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Цель проекта: исследование системы управления государственной собственностью на региональном уровне на примере Калужской области.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
1) анализ и обобщение теоретических вопросов управления государственной собственностью в Российской Федерации,
2) рассмотрение опыта управления государственной собственностью зарубежных стран;
3) определение основных составляющих системы управления государственным имуществом на региональном уровне;
4) анализ состава областного имущества и поступлений доходов в бюджет области от использования имущества;

Файлы: 1 файл

Система управления государственной собственностью в.doc

— 553.00 Кб (Скачать файл)

В таблице 3 представлена структура местных бюджетов ведущих зарубежных стран [15, с. 93,таб.7]

Таблица 3 – Доля местных налогов в доходах местных бюджетов % (2006г)

Факторы/Показатели

США

Англия

Германия

Франция

Япония

Доля местных

налогов, всего

65

36

45

45

33

В том числе поимущественный налог

50

36

25

15

8


 

Подводя итоги проведенным исследованиям, профессор А.В. Руднев приходит к выводу, что каждая страна разработала свою систему управления собственностью и вместе с тем процессы управления, протекающие в развитых странах во многом схожи.

Профессор выделяет главные элементы, присущие практически всем странам: «муниципальные власти играют решающую роль в вопросах землепользования на всех уровнях управления городом; при всем многообразии систем управления муниципальные власти отдают предпочтение аренде недвижимости по сравнению с ее продажей, т.е. стоят на позиции соблюдения интересов города; муниципалитеты регулярно проводят комплексную оценку городских земель и недвижимого имущества, земельные платежи и налоги на недвижимость основаны на фактической рыночной стоимости объектов недвижимости [15, с. 95]».

В каждой стране приватизация имеет свои особенности, но в целом в настоящее время практически все страны рассматривают приватизацию как средство создания смешанной экономики, поэтому решению задач в сфере повышения эффективности процесса приватизации и управления государственным имуществом уделяется особо много внимания.

В таблице 2 представлен сравнительный анализ управления государственной собственностью в развитых странах.

Таблица 2 - Сравнительный анализ управления государственной собственностью в зарубежных странах

 

Факторы/

Показатели

США

Англия

Германия

Франция

Италия

Швеция

Испания

Япония

Доля госсобственности в экономике страны (%)

23

40

48

45

35

62

32

35

Доля государственных расходов в ВВП,%

34,9

40,2

48,3

52,5

48,5

57,2

39,3

38

Доходы от приватизации с 1990 по 2001гг. (в млрд. долл.США)

33,96

150

27,3

32

106,6

15

38,4

189

Особенности приватизации

Полная продажа госпредприятий – частным лицам, делегирование прав по распоряжению госимуществом. Долгосрочная стратегия расширения частного сектора за счет сокращения общественного

Беспрецендентная по своим масштабам и темпам приватизация. Тщательная законодательная и нормативная проработка каждого отдельного случая продажи.

Ориентация на стратегического частного инвестора

Процессы разгосударствления соб-ти развивались традиционными для демократических стран путями.

Особо быстрыми темпами и в больших масштабах.

Осторожный подход к использованию методов и приемов приватизации

Широкомасштабная приватизация , реформирование госсектора

Частое использование «золотой акции».

Ярко выраженный прагматизм

Все основные государственные монополии были преобразованы в акционерные общества.

Применение механизма «золотой акции».

Приватизация продвигается очень медленно, по ряду причин: госсектор невелик, госкомпании рентабельны и конкурентноспособные, а бюджет профицитен.

Нет особой необходимости в получении средствах от приватизации.

Денационализация

Интенсивная приватизация крупных госкомпаний.

Прямая продажа и продажа акций на открытом рынке.

Ориентация на преобладание частного сектора в экономике. Создание условий для рыночной конкуренции путем снятия ограничений касающихся функционирования госпредприятий


 

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что во всех странах государственной собственности принадлежит весьма значимое место, а государственные расходы зависят от социально-экономической политики, которую проводит государство. Как видно из проведенного анализа, в экономиках протекционистского типа большая доля суммарного дохода перераспределяется через бюджет, тогда как в экономиках либерального типа эта доля значительно ниже. Правительства развитых стран для обеспечения высоких бюджетных доходов широко использовали приватизацию, наиболее успешным был опыт Японии и Великобритании.

Распространенное сегодня в некоторых странах мнение о том, что правительства должны меньше вмешиваться в те сферы экономической деятельности, где эффективно работает рыночный механизм, подразумевает не уменьшение объема государственного управления, а изменение его форм и улучшение качества.

Все страны ищут пути снижения государственных расходов, улучшения качества предоставляемых услуг, повышения эффективности государственного управления своей собственностью, а для решения этих задач налаживают взаимоотношения между государственными и негосударственными структурами.

Интересное наблюдение по этому поводу М.М.Соловьев описывает в своей работе: «В Великобритании сегодня главная политическая линия в сфере управления госсобственностью вместо приватизации - полноценное сотрудничество с частным сектором. Переход к масштабному применению партнерских форм управления госсобственностью в Великобритании вызвал существенные изменения в институциональной среде, как государственного аппарата, так и бизнеса. Появившаяся новая отрасль экономики под условным названием «государственные гражданские контракты и концессии» заставляет чиновников становится бизнесменами, опытными покупателями услуг частного сектора, вырабатывать правила и нормы поведения в условиях рыночного развития подведомственных им учреждений [12;с.311]».

Задача заключается не в механическом перенесении зарубежного опыта управления государственным имуществом, а в творческом поиске новых и лучших решений для практического применения в российских условиях с учетом политических, экономических факторов и национальных особенностей нашей страны.

 

РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

 

2.1 Состав областного  имущества и анализ поступления  доходов 

бюджета от использования имущества Калужской области

 

Состав областного имущества по состоянию на 01.01.2012 года представлен в таблице 4.

Таблица 4 – Состав и стоимость имущества Калужской области

Тип юридического лица

Кол-во юридических лиц (единиц)

Кол-во объектов в хозяйственном ведении (единиц)

Кол-во объектов в оперативном ведении (единиц)

Площадь объектов недвижимости, м. кв.

Стоимость основных фондов, (млн.руб. )

2011г.

2012г.

2011г.

2012г.

2011г.

2012г.

2011г.

2012г.

2011г.

2012г.

ОГУ

198

286

   

2606

2662

1321633

1321633

11540

12123

ОГУП

36

33

1815

1801

   

305194

305194

8927

14322

Суммарная номинальная стоимость пакетов акций и долей хозяйственных обществ

Хозяйственные общества, доли которых принадлежат Калужской области

8

11

           

9042

9816

Объекты недвижимости, временно учитываемые на балансах хоз.обществ

498

(в том числе 197ж/дом)

834

           

1873

2641

Объекты недвижимости, учитываемые на балансах ФГУ

 

407

         

21840

 

2848

Казна

(здания, сооружения, не завершенные строительством  объекты, нежилые помещения; объекты исторического и культурного наследия; земельные ресурсы; водные ресурсы; лесные ресурсы; полезные ископаемые)

Казна (объекты, не закрепленные за организациями)

395

372

       

65217

135 679

4672

4895

Транспортные средства

265

283

           

7744

8005


 

В собственности Калужской области находится имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения за 32 государственным предприятием и 1 казенным предприятием Калужской области.

На 01.01.2012г. количество государственных предприятий составляет - 0,12% от общего числа зарегистрированных предприятий и организаций Калужской области. В составе областной собственности в основном преобладают малые предприятия, с количеством работающих до 100 человек (96% от общего количества государственных предприятий). Предприятия с наибольшим числом работников: ГП «Калугафармация» – 776 чел., ГП «Калужская МТС» - 179 чел., КП «БТИ» - 353 чел.

Калужская область является акционером 11 акционерных обществ, из них: 4 - 100% пакетов акций, 2 акционерных общества с долей участия более 51%, 3 общества – менее 1% и 2 обществ с ограниченной ответственностью с долей участия более 51% [16;18;22].

На рисунке 5 представлена структура акционерного капитала Калужской области.

Рисунок 5 - Распределение долей участия Калужской области в акционерных обществах

Распределение хозяйственных обществ по доле акций принадлежащих Калужской области представлено в приложении А.

Согласно утвержденным нормативам перечисления части чистой прибыли областными унитарными предприятиями с 2007 по 2012 года данная часть прибыли ежегодно только увеличивалась.

Экономические показатели динамики по поступлениям от использования государственной собственности за период 2007-2012гг. представлены в таблице 5 [16;18;22]

Таблица 5 – Поступления доходов в бюджет Калужской области от использования государственного имущества области (тыс. руб.)

Поступления в бюджет Калужской области

Бюджетные показатели за финансовый период 2007 - 2012гг

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Перечисления части чистой прибыли унитарными предприятиями

2436,0

3425,3

3854,8

4349,6

9197,4

13865,0

Доходы от реализации областного имущества, в том числе и от продажи акций

17085,3

1353,7

1207,2

16727,7

32364,5

12742,7

Доходы от сдачи в аренду областного имущества

84201,0

36900,0

29540,0

27440,0

115871,0

29538,5


 

Проведем анализ поступлений в бюджет от использования областного имущества с помощью диаграммы представленной на рисунке 6.

Рисунок 6 – Соотношение видов доходов в областной бюджет от использования областного имущества за 2012год

 

Очевидно, что подавляющую часть доходов от использования имущества области составляют доходы от сдачи в аренду имущества-52,6%.

Стабильные и масштабные доходы от эффективного использования областной собственности вносят весомый вклад в решение хозяйственных и социальных задач, а также в региональный инвестиционный процесс.

 

 

2.2 Анализ механизмов  управления государственной

собственностью Калужской области

 

Одной из важнейших стратегических целей государственной политики региона является создание условий экономического развития Калужской области путем эффективного использования земли и недвижимости всех форм собственности для удовлетворения потребностей общества.

В настоящее время для эффективного управления собственностью исполнительными органами власти Калужской области используется весь спектр способов, методов и механизмов управления, предоставляемых законодательством и нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Калужской области.

Управление объектами имущества Калужской области осуществляется региональными органами исполнительной власти на основе долгосрочных прогнозных документов, целевых комплексных программ и индикативных планов, в которых обосновывается политика управления государственным имуществом, содержатся конкретные мероприятия по ее реализации, устанавливаются экономические и социальные результаты использования различных объектов государственной собственности.

Полномочия собственника имущества казны принадлежат Правительству Калужской области.

Порядок распоряжения и управления имуществом областной казны определяется постановлением Правительства Калужской области от 18 августа 2010г. № 333 « О Реестре государственной собственности Калужской области» [10].

На рисунке 7 представлен механизм управления объектами государственной казны, в котором отражены инструменты управления - операции уполномоченного органа по распоряжению имуществом областной казны. Полагаю, что данный механизм управления реализуется не только в Калужской области, а практически во всех субъектах РФ.

Рисунок 7 – Распоряжение объектами имущества казны Калужской области

Казна признана инструментом решения социально-экономических задач региона, механизмом привлечения инвестиций, а также служит средством обеспечения обязательств региона.

Информация о работе Система управления государственной собственностью в субъектах РФ