Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2015 в 17:34, курсовая работа
Цель проекта: исследование системы управления государственной собственностью на региональном уровне на примере Калужской области.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
1) анализ и обобщение теоретических вопросов управления государственной собственностью в Российской Федерации,
2) рассмотрение опыта управления государственной собственностью зарубежных стран;
3) определение основных составляющих системы управления государственным имуществом на региональном уровне;
4) анализ состава областного имущества и поступлений доходов в бюджет области от использования имущества;
В таблице 3 представлена структура местных бюджетов ведущих зарубежных стран [15, с. 93,таб.7]
Таблица 3 – Доля местных налогов в доходах местных бюджетов % (2006г)
Факторы/Показатели |
США |
Англия |
Германия |
Франция |
Япония |
Доля местных налогов, всего |
65 |
36 |
45 |
45 |
33 |
В том числе поимущественный налог |
50 |
36 |
25 |
15 |
8 |
Подводя итоги проведенным исследованиям, профессор А.В. Руднев приходит к выводу, что каждая страна разработала свою систему управления собственностью и вместе с тем процессы управления, протекающие в развитых странах во многом схожи.
Профессор выделяет главные элементы, присущие практически всем странам: «муниципальные власти играют решающую роль в вопросах землепользования на всех уровнях управления городом; при всем многообразии систем управления муниципальные власти отдают предпочтение аренде недвижимости по сравнению с ее продажей, т.е. стоят на позиции соблюдения интересов города; муниципалитеты регулярно проводят комплексную оценку городских земель и недвижимого имущества, земельные платежи и налоги на недвижимость основаны на фактической рыночной стоимости объектов недвижимости [15, с. 95]».
В каждой стране приватизация имеет свои особенности, но в целом в настоящее время практически все страны рассматривают приватизацию как средство создания смешанной экономики, поэтому решению задач в сфере повышения эффективности процесса приватизации и управления государственным имуществом уделяется особо много внимания.
В таблице 2 представлен сравнительный анализ управления государственной собственностью в развитых странах.
Таблица 2 - Сравнительный анализ управления государственной собственностью в зарубежных странах
Факторы/ Показатели |
США |
Англия |
Германия |
Франция |
Италия |
Швеция |
Испания |
Япония |
Доля госсобственности в экономике страны (%) |
23 |
40 |
48 |
45 |
35 |
62 |
32 |
35 |
Доля государственных расходов в ВВП,% |
34,9 |
40,2 |
48,3 |
52,5 |
48,5 |
57,2 |
39,3 |
38 |
Доходы от приватизации с 1990 по 2001гг. (в млрд. долл.США) |
33,96 |
150 |
27,3 |
32 |
106,6 |
15 |
38,4 |
189 |
Особенности приватизации |
Полная продажа госпредприятий – частным лицам, делегирование прав по распоряжению госимуществом. Долгосрочная стратегия расширения частного сектора за счет сокращения общественного |
Беспрецендентная по своим масштабам и темпам приватизация. Тщательная законодательная и нормативная проработка каждого отдельного случая продажи. Ориентация на стратегического частного инвестора |
Процессы разгосударствления соб-ти развивались традиционными для демократических стран путями. Особо быстрыми темпами и в больших масштабах. Осторожный подход к использованию методов и приемов приватизации |
Широкомасштабная приватизация , реформирование госсектора Частое использование «золотой акции». |
Ярко выраженный прагматизм Все основные государственные монополии были преобразованы в акционерные общества. Применение механизма «золотой акции». |
Приватизация продвигается очень медленно, по ряду причин: госсектор невелик, госкомпании рентабельны и конкурентноспособные, а бюджет профицитен. Нет особой необходимости в получении средствах от приватизации. |
Денационализация Интенсивная приватизация крупных госкомпаний. Прямая продажа и продажа акций на открытом рынке. |
Ориентация на преобладание частного сектора в экономике. Создание условий для рыночной конкуренции путем снятия ограничений касающихся функционирования госпредприятий |
Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что во всех странах государственной собственности принадлежит весьма значимое место, а государственные расходы зависят от социально-экономической политики, которую проводит государство. Как видно из проведенного анализа, в экономиках протекционистского типа большая доля суммарного дохода перераспределяется через бюджет, тогда как в экономиках либерального типа эта доля значительно ниже. Правительства развитых стран для обеспечения высоких бюджетных доходов широко использовали приватизацию, наиболее успешным был опыт Японии и Великобритании.
Распространенное сегодня в некоторых странах мнение о том, что правительства должны меньше вмешиваться в те сферы экономической деятельности, где эффективно работает рыночный механизм, подразумевает не уменьшение объема государственного управления, а изменение его форм и улучшение качества.
Все страны ищут пути снижения государственных расходов, улучшения качества предоставляемых услуг, повышения эффективности государственного управления своей собственностью, а для решения этих задач налаживают взаимоотношения между государственными и негосударственными структурами.
Интересное наблюдение по этому поводу М.М.Соловьев описывает в своей работе: «В Великобритании сегодня главная политическая линия в сфере управления госсобственностью вместо приватизации - полноценное сотрудничество с частным сектором. Переход к масштабному применению партнерских форм управления госсобственностью в Великобритании вызвал существенные изменения в институциональной среде, как государственного аппарата, так и бизнеса. Появившаяся новая отрасль экономики под условным названием «государственные гражданские контракты и концессии» заставляет чиновников становится бизнесменами, опытными покупателями услуг частного сектора, вырабатывать правила и нормы поведения в условиях рыночного развития подведомственных им учреждений [12;с.311]».
Задача заключается не в механическом перенесении зарубежного опыта управления государственным имуществом, а в творческом поиске новых и лучших решений для практического применения в российских условиях с учетом политических, экономических факторов и национальных особенностей нашей страны.
2.1 Состав областного
имущества и анализ
бюджета от использования имущества Калужской области
Состав областного имущества по состоянию на 01.01.2012 года представлен в таблице 4.
Таблица 4 – Состав и стоимость имущества Калужской области
Тип юридического лица |
Кол-во юридических лиц (единиц) |
Кол-во объектов в хозяйственном ведении (единиц) |
Кол-во объектов в оперативном ведении (единиц) |
Площадь объектов недвижимости, м. кв. |
Стоимость основных фондов, (млн.руб. ) | |||||
2011г. |
2012г. |
2011г. |
2012г. |
2011г. |
2012г. |
2011г. |
2012г. |
2011г. |
2012г. | |
ОГУ |
198 |
286 |
2606 |
2662 |
1321633 |
1321633 |
11540 |
12123 | ||
ОГУП |
36 |
33 |
1815 |
1801 |
305194 |
305194 |
8927 |
14322 | ||
Суммарная номинальная стоимость пакетов акций и долей хозяйственных обществ | ||||||||||
Хозяйственные общества, доли которых принадлежат Калужской области |
8 |
11 |
9042 |
9816 | ||||||
Объекты недвижимости, временно учитываемые на балансах хоз.обществ |
498 (в том числе 197ж/дом) |
834 |
1873 |
2641 | ||||||
Объекты недвижимости, учитываемые на балансах ФГУ |
407 |
21840 |
2848 | |||||||
Казна (здания, сооружения, не завершенные строительством объекты, нежилые помещения; объекты исторического и культурного наследия; земельные ресурсы; водные ресурсы; лесные ресурсы; полезные ископаемые) | ||||||||||
Казна (объекты, не закрепленные за организациями) |
395 |
372 |
65217 |
135 679 |
4672 |
4895 | ||||
Транспортные средства |
265 |
283 |
7744 |
8005 |
В собственности Калужской области находится имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения за 32 государственным предприятием и 1 казенным предприятием Калужской области.
На 01.01.2012г. количество государственных предприятий составляет - 0,12% от общего числа зарегистрированных предприятий и организаций Калужской области. В составе областной собственности в основном преобладают малые предприятия, с количеством работающих до 100 человек (96% от общего количества государственных предприятий). Предприятия с наибольшим числом работников: ГП «Калугафармация» – 776 чел., ГП «Калужская МТС» - 179 чел., КП «БТИ» - 353 чел.
Калужская область является акционером 11 акционерных обществ, из них: 4 - 100% пакетов акций, 2 акционерных общества с долей участия более 51%, 3 общества – менее 1% и 2 обществ с ограниченной ответственностью с долей участия более 51% [16;18;22].
На рисунке 5 представлена структура акционерного капитала Калужской области.
Рисунок 5 - Распределение долей участия Калужской области в акционерных обществах
Распределение хозяйственных обществ по доле акций принадлежащих Калужской области представлено в приложении А.
Согласно утвержденным нормативам перечисления части чистой прибыли областными унитарными предприятиями с 2007 по 2012 года данная часть прибыли ежегодно только увеличивалась.
Экономические показатели динамики по поступлениям от использования государственной собственности за период 2007-2012гг. представлены в таблице 5 [16;18;22]
Таблица 5 – Поступления доходов в бюджет Калужской области от использования государственного имущества области (тыс. руб.)
Поступления в бюджет Калужской области |
Бюджетные показатели за финансовый период 2007 - 2012гг | |||||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | |
Перечисления части чистой прибыли унитарными предприятиями |
2436,0 |
3425,3 |
3854,8 |
4349,6 |
9197,4 |
13865,0 |
Доходы от реализации областного имущества, в том числе и от продажи акций |
17085,3 |
1353,7 |
1207,2 |
16727,7 |
32364,5 |
12742,7 |
Доходы от сдачи в аренду областного имущества |
84201,0 |
36900,0 |
29540,0 |
27440,0 |
115871,0 |
29538,5 |
Проведем анализ поступлений в бюджет от использования областного имущества с помощью диаграммы представленной на рисунке 6.
Рисунок 6 – Соотношение видов доходов в областной бюджет от использования областного имущества за 2012год
Очевидно, что подавляющую часть доходов от использования имущества области составляют доходы от сдачи в аренду имущества-52,6%.
Стабильные и масштабные доходы от эффективного использования областной собственности вносят весомый вклад в решение хозяйственных и социальных задач, а также в региональный инвестиционный процесс.
2.2 Анализ механизмов управления государственной
собственностью Калужской области
Одной из важнейших стратегических целей государственной политики региона является создание условий экономического развития Калужской области путем эффективного использования земли и недвижимости всех форм собственности для удовлетворения потребностей общества.
В настоящее время для эффективного управления собственностью исполнительными органами власти Калужской области используется весь спектр способов, методов и механизмов управления, предоставляемых законодательством и нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Калужской области.
Управление объектами имущества Калужской области осуществляется региональными органами исполнительной власти на основе долгосрочных прогнозных документов, целевых комплексных программ и индикативных планов, в которых обосновывается политика управления государственным имуществом, содержатся конкретные мероприятия по ее реализации, устанавливаются экономические и социальные результаты использования различных объектов государственной собственности.
Полномочия собственника имущества казны принадлежат Правительству Калужской области.
Порядок распоряжения и управления имуществом областной казны определяется постановлением Правительства Калужской области от 18 августа 2010г. № 333 « О Реестре государственной собственности Калужской области» [10].
На рисунке 7 представлен механизм управления объектами государственной казны, в котором отражены инструменты управления - операции уполномоченного органа по распоряжению имуществом областной казны. Полагаю, что данный механизм управления реализуется не только в Калужской области, а практически во всех субъектах РФ.
Рисунок 7 – Распоряжение объектами имущества казны Калужской области
Казна признана инструментом решения социально-экономических задач региона, механизмом привлечения инвестиций, а также служит средством обеспечения обязательств региона.
Информация о работе Система управления государственной собственностью в субъектах РФ